Вильгельм Гауф. ХОЛОДНОЕ СЕРДЦЕ
сказочная история
Режиссер — Светлана Иванова-Сергеева
Художник — Дмитрий Разумов
Композитор — Роман Цепелев
Хореограф — Мария Большакова
В спектакле заняты артисты: Ольга Арикова, Варвара Светлова, Егор Бакулин, Иван Батарев, Иван Васильев, Александр Ганелин, Денис Пьянов, Владимир Крылов, Родион Приходько
О спектакле:
Вместе с героем сказки зрители окажутся на земле преданий и легенд, где происходят чудесные превращения, где люди узнают секреты таинственных лесных духов. Главному герою спектакля, бедному угольщику, предстоит нелегкий выбор. Коварный волшебник — искуситель обещает юноше сказочные богатства, а взамен просит всего лишь живое и отзывчивое сердце юноши. И тот соглашается продать свое сердце за «пригоршню» золотых монет… Каждый день слышит он, как стучит клюкой у ворот старуха-мать, зовя сына, как взывает к нему любящая жена — холодное каменное сердце невозможно разжалобить: оно не знает боли, огорчений и радости, не в силах познать любовь и испытать счастье. Юноша решает вернуть себе живое сердце, и в сказке ему дарят этот шанс…
В своей сказке Гауф связывает горячее сердце и бедность, каменное сердце – и богатство. Неслучаен и совет бедному угольщику от Стеклянного человечка о приобретении ума. Недостаточно дать человеку с горячим сердцем капитал — он все равно не сможет его удержать. Люди богатеют по-разному. На что готов пойти человек, стремившийся к обогащению? Готов ли он обманывать, красть, наживаться на горе и смертях других людей? Можно ли стать богатым и остаться при этом честным и порядочным…? Театр не дает ответов – он провоцирует вопросы….
Об авторе:
Вильгельм Гауф родился в королевстве Вюртемберг (Германия) в 1802 году. После смерти отца переехал в Тюбинген, в дом своего деда. Его воображение занимали романы о рыцарях и благородных разбойниках, чудесные арабские сказки «Тысячи и одной ночи». Он и сам придумывал разные истории, которые рассказывал сёстрам и их подругам. Окончив семинарию, а затем богословский факультет тюбингенского университета, Гауф в поступил в семью министра обороны генерала барона и стал наставником его детей. Во время прогулок и в дурную погоду учитель рассказывал своим воспитанникам сказки о восточных принцах и принцессах, удивительных превращениях, ужасных злодействах и справедливом возмездии. Сказки настолько понравились его хозяйке-баронессе, что она посоветовала ему записать и напечатать их. Так, в 1826 году появился его первый «Сборник сказок». Затем он сочинил исторический роман («Лихтенштейн») о жестоких битвах, рыцарской верности и нежной любви, который впоследствии околдовал юную Цветаеву. Самое известное и самое читаемое его сочинение — «Сказки для сыновей и дочерей образованных сословий». Он много путешествовал, и нередко его принимали как новую знаменитость. Обрел счастье в женитьбе, но через неделю после рождения дочери заболел и умер, не дожив несколько дней до своего двадцатипятилетия.
Режиссер Светлана Иванова-Сергеева:
«В сказке «Холодное сердце» герой продает живое сердце за деньги. На мой взгляд, это абсолютно современная тема, тема сегодняшнего дня. Если говорить о поколениях, наши родители и частично мы мечтали быть космонавтами, первооткрывателями, балеринами, наконец. Люди смотрели в космос, а теперь они смотрят в гаджеты и планшеты. А еще они смотрят на витрины дорогих магазинов, где много красивых вещей. Сегодня молодой человек — неоформившаяся душа — выходит во взрослый мир, в мир потребления, а этой махине важно, чтобы человек потреблял, потреблял, потреблял. Что сегодня лежит в основе рекламы? — секс и деньги. Будь красивым – физически, не внутренне; будь сильным (накачанным) — не духовно сильным; будь успешным «тире» богатым…. Вот с этим набором ценностей молодой человек входит во взрослую жизнь.
Наш спектакль для подростков и семейного просмотра, и хотелось бы, чтобы люди приходили всей семьей, чтобы родители учились понимать своих детей. Мы часто боимся и не хотим думать о подростках как о взрослых людях, как о личностях. А они не просто хотят – они требуют уже какого-то взрослого диалога на взрослые темы, взрослого языка. Мы ищем свою форму беседы с молодым поколением. Это не сказка с бабами-ёжками и дедами-морозами, а взрослый разговор. В нашем спектакле есть история пути, по которому идет человек, история про то, «какому ангелу ты служишь» — то есть тема ценностей. Потому что самоопределение для юной души – большое испытание. В сегодняшнее мире, где человеку сложно стоять в стороне от калейдоскопа различных потребительских предложений, он вообще забывает, что такое – быть человеком. Это отдельная большая тема. А маленькому человеку, порой, и непонятно, КАК это – быть человеком. Главному герою нашей истории кажется, что он какой-то не такой, что он — угольщик. И у сегодняшних людей сбит прицел, — молодой человек перестает верить в себя, потому что у него нет дорогого гаджета или модной одежды. И в этот момент нужно не забыть про то, что определяет Человека. И что ты сам по себе, без всяких материальных «прибамбасов» представляешь ценность. В этой истории есть вопрос об определяющих ценностях, который зачастую не возникает в нашем социуме, ориентированном на достижение материального успеха. А вопросы о внутренних ценностях помогают людям жить».
Творческая команда:
Режиссер Светлана Иванова-Сергеева (Москва)
Режиссер, актриса, театральный педагог. Окончила Иркутское театральное училище (актерский факультет). Переехала в Москву с театральным коллективом «Пространство игры» под руководством Ивана Вырыпаева (2001). Окончила ВТУ им.Щукина (режиссерский факультет). Играла в театре Театр.doc, играет в качестве актрисы в театрах: «Практика», «Гоголь-центр», МХТ им. Чехова. Преподает мастерство актера в Школе-студии МХАТ. Обладательница призов и наград: 2005г. — Приз за лучшую женскую роль в спектакле «Бытие № 2» фестиваля «Новая драма», 2011г. — Приз за лучшую женскую роль на фестивале «Текстура» (спектакль «Боги пали и нет больше спасения»).
Режиссерские работы: «Лафкадио» Ш. Сильверстайна (Театр-клуб-Мастерская), «Олег Кулик. Игра на барабанах» Е.Казачкова (проект «Человек.doc», Театр «Практика»), «Иллюзии» И.Вырыпаева (г.Киров, Творческое объединение «Четыре»), «Ежик и медвежонок» С. Козлова (Театр «Практика»).
Хореограф Мария Большакова (Санкт-Петербург)
Выпускница Петербургской консерватории, работает балетмейстером оперной труппы в Михайловском театре. Одна из лучших учениц известного балетмейстера Николая Боярчикова. Преподает хореографическое мастерство на кафедре современной хореографии в ИДПИ (Институт декоративно-прикладного искусства). В ее творческой биографии — огромный опыт сотрудничества с драматическими театрами, более 40 постановок в Петербурге, Москве (включая Мариинский, Большой театры, Театр на Таганке), Красноярске, Самаре, Сыктывкаре, Магадане, Саратове. Лауреат всесоюзных и международных конкурсов.
Композитор Роман Цепелев (Москва)
Композитор, музыкант-электронщик. Участник различных международных фестивалей, где выступает с диджейскими сетами. Создатель и лидер музыкального проекта «Illuminated Faces», на счету которого несколько музыкальных альбомов, концерты в разных городах страны и за рубежом. В 2006 г. в Петербурге вышел дебютный диск Романа, получивший лестные отзывы и разошедшийся большим тиражом. В 2007 г. стал победителем ежегодного международного конкурса для молодых исполнителей электронной музыки в Барселоне «Red Bull Music Academy». Автор музыки к спектаклям Б. Павловича: в Кировском Театре на Спасской — «Убийца», «Толстая тетрадь», «Так-то да», «Над кукушкиным гнездом», в петербургском ТЮЗе им.Брянцева — «Титий Безупречный».
Художник Дмитрий Разумов (Москва)
В 1998 г. окончил Саратовскую Консерваторию им.Л.В.Собинова по специальности «Артист театра и кино», а в 2006 г. — школу-студию МХАТ им.В.И.Немировича-Данченко (постановочный факультет) по специальности «художник-постановщик театра». Яркий представитель современного театра, осуществляющий поиск новых форм. Активно сотрудничает с известным режиссером В.Рыжаковым. Оформил спектакли не только в московских театрах (Театр.doc, «Практика», МХТ им. Чехова, «Сатирикон», Театр им.Р.Симонова, Театр им.А.С.Пушкина, Театр-клуб «Мастерская», Школа-студия МХАТ, Еt cetera, «Сфера»), но и по всей России (Санкт-Петербург, Севастополь, Вологда, Омск, Кемерово, Пермь, Новосибирск), а также в Венгрии, Эстонии, Польше. Участвовал со своими работами в выставках современного искусства и фестивалях.