16+
Необыкновенное событие
По пьесе Эрика-Эмманюэля Шмитта «Если начать сначала…»
Перевод с французского А.Браиловского
Режиссер-постановщик – Олег Куликов
Художник-постановщик – Елена Орлова
Хореограф – Анастасия Конина
Художник по свету – Елена Филимонова
Видео оформление – Павел Макушев
«В один прекрасный вечер будущее вдруг оказывается прошлым,
и тогда мы оглядываемся назад — и видим свою молодость» (Луи Арагон).
У каждого из нас есть «точки судьбы», которые определяют дальнейший коридор жизни. И иногда мы мысленно возвращаемся туда, чтобы понять, было ли у нас право выбирать, тот ли выбор мы совершили и что было бы с нашей жизнью, если на этой развилке мы пошли бы другой дорогой. А впрочем, история не терпит сослагательного наклонения….Спектакль «Если бы знать» — попытка отправиться в это невероятное приключение.
По дороге в Стокгольм для получения Нобелевской премии известный ученый Александр Суше заезжает в особняк своего детства. Александру предстоит вступить в диалог с самим собой и оказаться на развилке судьбы в «самый страшный день своей жизни»…
Премьера состоялась 9 ноября 2018 года
Продолжительность спектакля — 1 ч. 50 мин. без антракта
Действующие лица и исполнители:
Александр, 60 лет | з.а. России Евгений Иванов |
Саша, 25 лет | Евгений Чмеренко/ Семён Авралёв |
Бабушка, 75 лет | н.а. России Тамара Абросимова |
Бетти, 23-25 лет | Варвара Репецкая/ Мария Когутницкая |
Кассандра, 25 лет | Инна Анциферова |
Мойра, 15 и 50 лет | Екатерина Карманова |
Пресса о спектакле
9, 10 НОЯБРЯ в камерном пространстве Театра им.В.Ф.Комиссаржевской состоится премьера спектакля «ЕСЛИ БЫ ЗНАТЬ…» по пьесе Э.-Э.Шмитта «Если начать сначала». Премьера приурочена к 55-летию творческой деятельности народной артистки России Тамары Абросимовой. В перерывах между репетициями корреспондент журнала «Инфоскоп» побеседовал с режиссером спектакля – Олегом Куликовым.
Корреспондент: Драматург Эрик Эммануэль Шмитт сегодня очень популярен, в том числе и в России. В 2014 году в Петербурге проходил фестиваль его имени, организованный Молодежным театром на Фонтанке. На фестивале была читка этой пьесы. Почему ты обратился именно к этой пьесе?
Олег Куликов: Здесь сошлось несколько звезд. На пьесу обратила внимание Тамара Михайловна Абросимова, она ей чрезвычайно понравилась, захотелось прикоснуться к этому материалу. Вначале мне показалось, что это даже не пьеса, а очень хороший киносценарий: прошлое и настоящее, преломление времени, призраки сада и лауреаты Нобелевской премии — не линейный материал. В одной и той же сцене время возвращает нас на 40 лет назад, и вдруг через паузу мы «здесь и сейчас»… Пьеса напомнила фильм А.Тарковского «Зеркало», она буквально требует кинематографического языка. Один из главных героев пьесы – это Время. Прошлое, настоящее и будущее. Конечно, в пьесе есть и сюжет – любовная интрига, приключение молодости, и он, думаю, будет интересен зрителю.
Альберт Эйнштейн в переписке с супругой подробнейшим образом описывает то, как он пришел к существованию Бога. Мировая величина фундаментальной науки, пришел к тому, что Бог есть. «Такой сложный и прекрасный мир мог сотворить только господь Бог!». И далее Альберт Эйнштейн, развивая мысль, говорит о том, что «будущее неизвестно, – будет ли оно? Настоящего нет, неуловимо быстро оно становится прошлым. Реально только прошлое».
В определенный момент времени смещается фокус. В молодости мы стремимся вперед. Мы не помним прошлого, не замечаем настоящего. Мы «летим». Затем наступает время, когда хочется остановиться. Но в конце концов все, кого ты любил, уходят и у тебя остаются только воспоминания. А воспоминание — это и есть время…
К.: А у вас есть детские воспоминания?
О.К.: Как у всех. Это творческие батарейки, аккумуляторы… В детстве нас, детей, на лето отправляли к бабушке в деревню. И мы бегали там, босоногие – жара, яблоки, река, лошади… Бабушка, целый день готовила, занималась садом, огородом, варила бесконечные компоты. И помню, я развлекался тем, что подбегал к кухне, стучал в дверь и забирался на огромную вишню, в листве которой прятался. А бабушка выходила и не могла понять, кто стучит, это ее очень раздражало, а для меня было приключением! Прошли годы, бабушки не стало, дом продали, река обмелела. И как — то, спустя много лет, я оказался в деревне, подошел к дому и вдруг… обнаружил, что вишня — та вишня, которая казалась мне огромной, совсем небольшая – у нее ствол был не выше метра, а дальше были ветви. Получается, бабушка выходя из кухни и ища того, кто проказничал и мешал ей, не могла меня не видеть. Она открывала дверь, и я был практически на уровне вытянутой руки… Просто она играла со мной… любила меня… И так стало грустно – я почувствовал ее любовь такую пронзительную и настоящую! А мне казалось, что дерево огромное, а я – сильный и загорелый Тарзан.
К.: Для какого зрителя эта пьеса?
О.К.: Для умного. Для чуткого. Для зрителя, который готов к вопросам. В пьесе много подтекстов. Каждый считает что-то свое. Тонкая природа юмора. Читая пьесу, не очень — то похохочешь, но юмора в ней предостаточно. Шмитт прост и, в то же время, — образец изысканного французского стиля. Достаточно прочесть его посвящение Дидро.
К.: Мы говорили о Времени. Закончилось ли у вас это центростремительное движение и что вы видите в будущем?
О.К.: Если бы знать… С одной стороны, все больше и больше становлюсь консерватором. Нравится настоящий русский психологический театр, артист – личность — человек на сцене – не инсталляции, не перформансы, а настоящий артист. Это, видимо, уже к старости… А с другой стороны, режиссер должен всегда «держать нос по ветру» и до конца оставаться молодым, быть в контексте нового, много читать современной драматургии, много смотреть, тем более, что сегодня есть возможность виртуально оказаться в любой точке мира, наблюдать, как смело работают коллеги на Западе и не только. Конечно, важно слышать улицу. А на улице сегодня 21 век — век цифры и интернета.
К.: Выпуск премьеры приурочен к творческому юбилею великолепной артистки Тамары Абросимовой. Как складываются ваши творческие отношения?
О.К.: Я получаю профессиональное и человеческое удовольствие от работы с Тамарой Михайловной, – я едва за ней поспеваю. Она, конечно, большой мастер и у нее доброе сердце. Тамара Михайловна – из тех, настоящих, у которых хочется учиться, хочется соответствовать им…
В спектакле также заняты и совсем юные актеры с курса Сергея Бызгу, недавно принятые в труппу театра. Они не только талантливы, но и фантастически обучены. Ребята довольно быстро «вошли» в репетиции, и без отрицаний всё пробуют. Они не разговаривают, а пробуют – и это очень ценно.
К.: Каждый спектакль режиссера – это своеобразное послание. Что дает вам эта работа?
О.К.: Мне показалось, что я стал добрее. Добрее по отношению к себе, и театру. И еще — возможно, эта мысль прозвучит банально, но она такова: по возможности необходимо быть внимательным – ко времени, которое ты проживаешь, к людям, которые рядом с тобой. По возможности быть внимательным.
Текст — Мария Кингисепп, Фото Олега Стефанцова
ЕСЛИ Б ЗНАЛИ — РАЗУМЕЛИ…
Финальная реплика из пьесы Чехова «Три сестры» — «Если бы знать…» — стала названием нового спектакля Олега Куликова, выпущенного на Малой сцене Театра имени Комиссаржевской по пьесе — нет, не великого русского, а знаменитого французского драматурга Э.-Э. Шмитта «Если начать сначала» в переводе Александра Браиловского.
Этот автор прекрасно знаком петербургской публике. В числе прочего в репертуаре Театра имени Ленсовета много лет шли зрительские хиты — густонаселенный «Фредерик, или Бульвар преступлений» и моноспектакль неподражаемой Алисы Фрейндлих «Оскар и Розовая дама». В жанре мюзикла решил постановку про онкобольного мальчика Оскара театр «ЛДМ. Новая сцена» («Инфоскоп» широко освещал эту работу). Молодежный театр на Фонтанке играет «Четыре танго о любви» по Шмитту и провел целый фестиваль спектаклей по его пьесам. Наконец, спектакль «Если начать сначала» (о котором тоже писал наш журнал) выпустили в прошлом сезоне в театре «Буфф». И если в работе режиссера и исполнителя главной роли Мурада Султаниязова акцент был сделан на комедийную составляющую, а сам спектакль получился легким и светлым, то работа Куликова получилась камерной: в ней лирика соседствует с морализаторством, а подача с уклоном в фатализм способна вогнать натур особо впечатлительных в депрессию.
Премьера Комиссаржевки «Если бы знать…» состоялась в ноябре и была приурочена к юбилею народной артистки России Тамары Абросимовой. Вот кого нужно благодарить за мощное витальное начало спектакля, который так и норовит погрузить зрителя в дебри самокопания. Обаяние, чувство юмора и профессионализм (шутка ли, учеба в Школе-студии МХАТ и более полувека на сцене!). У Абросимовой второстепенная роль и всего несколько эпизодов, но с каждым ее ярким выходом словно солнце встает над мраком (сценограф Елена Орлова и художник по свету Елена Филимонова создали полутьму).
Суть фантастического сюжета с элементами детектива можно свести к известной поговорке: «Если бы молодость знала, если бы старость могла» (или, как говаривал мой дедушка: «Если б знали-разумели, под столом бы не сидели»). Главный герой Александр (Евгений Иванов) – взрослый, импозантный, зрелый человек – попадает в дом, где прошли его детство и юность. Случается это по пути в Стокгольм, где ему должны вручить Нобелевскую премию. В своих видениях он встречает бабушку (Абросимова) и самого себя — молоденького, наивного, открытого миру Сашу (Евгений Чмеренко, Игорь Андреев). А также своих девушек — красивую стерву Кассандру (Инна Анциферова), хорошенькую пустышку Бетти (Екатерина Панасюк) и верную подругу Мойру (Екатерина Карманова), свою будущую жену.
Барышень сделали ангелами: в пластических сценах (хореограф Анастасия Конина) они порхают все в белом и всем своим видом облегчают и взрослому, и юному героям тяжкое бремя ответственности — за собственный жизненный путь и за судьбы каждого участника этой истории, произошедшей много лет назад и повторившейся в попытке начать все сначала. Но исправить что-либо ни у кого не получается, поскольку, как известно, история не знает сослагательного наклонения.
Театр Комиссаржевской поставил спектакль «Если бы знать…» на большой сцене
Текст: Мария Голубкова (Санкт-Петербург )
Российская газета — Федеральный выпуск №43 (8097)
Петербургский театр имени Веры Комиссаржевской перенес на большую сцену свой спектакль «Если бы знать…» по пьесе Эрика-Эммануэля Шмидта. В 2018 году режиссер Олег Куликов поставил его в честь 55-летия служения в театре народной артистки России Тамары Абросимовой. В этом году авторы спектакля сочли, что он достоин большего масштаба.
Название спектакля и пьесы французского драматурга пересекаются и будто дополняют друг друга: «Если бы знать…» — «Если бы начать сначала…». Режиссер провел интересную параллель, назвав спектакль «из иностранной жизни» фразой из «Трех сестер». Пьеса Чехова, по мнению некоторых критиков, о будущем, которое так и не наступает. Пьеса Шмидта о прошлом, которое мы творим по собственному разумению.
Сюжетная канва спектакля тесно связана с молодостью главного героя. Александр Суше заезжает в усадьбу своей бабушки по дороге в Стокгольм, где ему должны вручить Нобелевскую премию. В холле на Александра падают часы. «И про этого беднягу можно будет с полным правом сказать, что время его не пощадило», так что дальнейшее то ли галлюцинация, то ли воспоминание. Так ли все было на самом деле? Однако история встречи Суше с самим собой, еще молодым и полным сил и планов, не сожаление о несбывшемся, а попытка оценить правильность выбора, который каждому из нас приходится делать не единожды.
«Старость — это у меня нервное», — произносит со сцены героиня Тамары Абросимовой еще в самом начале спектакля. И в течение всего действа нервное напряжение только нарастает, ведь постановка идет без антракта. Цветовое решение костюмов и декорация подчеркнуто графичны: белые одежды героев из молодости Александра и черный фрак Нобелевского лауреата в конце. Немного красного — алые губы красавиц и их наряды.
«Странным образом смыкается с самой пьесой жизнь сегодняшней творческой группы спектакля. Время Тамары Михайловны одно, время вчерашних выпускников курса Бызгу, которые совсем недавно получили дипломы, — другое, а мое время где-то посередине, — рассказывает Куликов. — Когда мы репетируем, общаемся, я почти что кожей чувствую, как пьеса обретает какую-то живую плоть: как эти ребята, вчерашние студенты, смотрят на театр, на жизнь, на репетиции, на время; как смотрит Тамара Михайловна на все эти вещи, и как смотрю я…».
Из происходящего на сцене мы понимаем, что 25-летний Александр только что получил диплом врача и приглашение на работу в Гарвард. Он может принять приглашение или остаться в деревне и стать сельским врачом. Этим он сможет помочь бабушке, которая почти разорена, но придется оставить мечту о работе в науке. И хотя с самого начала мы знаем, какой выбор был сделан много лет назад, но муки этого выбора Александру и сейчас вспоминать тяжело. В личной жизни все тоже не гладко: в бабушкином доме встречаются бывшая возлюбленная Суше Кассандра, которая теперь якобы беременна от него, нынешняя пассия Бетси и соседка Мойра, которая влюблена в Александра с самого детства. И безыскусность имени нынешней подружки только подчеркивает, что богиня судьбы Александра уже определена.
В финале спектакля становится ясно, что свобода выбора на самом деле не такая уж и свобода. Ведь от обязанности остаться в глуши Александра избавила скоропостижная смерть бабушки, а Мойре становится понятно, что придется ее заменить: «В смысле охранять тебя».
— Не займись ты изучением американской литературы, разве мог бы я в один прекрасный день наткнуться на тебя в Гарварде?
— Ты что, до сих пор считаешь, что я случайно занялась американской литературой?.. Ох, Саша, Саша…
Справка «РГ»
Тамара Михайловна Абросимова окончила Школу-студию МХАТ, в 1963 году пришла в Театр имени Комиссаржевской и служит в нем по сей день. В 1980 году снялась в картине «Я — актриса», где сыграла мать Веры Федоровны Комиссаржевской. Сегодня Абросимову можно увидеть в спектаклях родного театра «Страсти по дивану», «Я вернулся в мой город…», «Если бы знать…», ближайший показ которого состоится 29 февраля.