10 лет «ГРАФОМАНУ»!

 24 мая, почти в день своего 10-летия и, что символично, накануне дня рождения Петербурга, спектакль «Графоман» вновь будет сыгран на сцене Театра им.В.Ф.Комиссаржевской.

«Что же здесь символичного?», — спросите вы… На самом деле, символично многое. То, что спектакль сделан по произведениям такого ленинградского-петербургского автора Александра Володина. То, что спектакль все 10 лет собирает своего, володинского зрителя, то, что простая человеческая (практически семейная) история не иссякает, каждый раз звучит внутри пронзительной уменьшенной квинтой, требующей разрешения. То, что вновь накатывают слезы на никитинской песне в крике-вздохе Сергея Бызгу «Там за рекою лошади бредут», как разрывается душа на володинском монологе  «Стыдно быть несчастливым!», который актер от лица автора рассказывает так, словно сам он  — не только бывший фронтовик, но и эта самая улитка, собака, корова: «А есть коровы – они ничего не делают своими руками. Не смогли бы, даже если бы захотели! Пустяковый подарочек теленку — и то не в силах…». И сердце трепещет от жалости к этому маленькому человеку, выпросившему у смерти эту жизнь – инженера по технике безопасности, и к самим себе, растрачивающим ее на ссоры и глупости, к братьям меньшим и ко всему живому…

Александр Баргман сочинил спектакль, как сейчас принято говорить, «человекоориентированный»: пронзительный, человечный, тонкий, с внутренней музыкальной драматургией, который «цепляет» и касается сердца.

И актеры – сыгранная и талантливая труппа комиссаржевцев – всегда откликаются на настоящее.

В спектакле много шутят, и шутки умные, «к месту» вкрапляются в сквозной рассказ о смысле, о надежде, о любви. И там много этой любви у Володина, и так просто он говорил о ней, что каждая его история легко присваивается и становится твоей.

Поэтому – 10 лет! – какая малость!  За этот срок столько произошло в жизни каждого причастного к этой истории, но володинско-баргмановский камертон не изменился. Это по-прежнему про людей.  Талантливый спектакль нередко рождает талантливые строки. И каждый раз, компилируя новый дайджест, находишь  неожиданные строки в уже прочитанных статьях:

«Теперь проводником Володина стал Сергей Бызгу, и они с Александром Баргманом задыхаются от другого: от желания сказать — поэзия может перебороть прозу, стыдно быть несчастливым! Если первая реальность разводит людей, вторая — сводит, и надо вообще-то в первой разглядеть героиню второй, прекрасную Галину — Анну Вартаньян. Они делают романтический спектакль.(…)

«И возникает Маргарита Бычкова с бигудями под капроновой косынкой. Не теряя своей эксцентрической природы, тихо-тихо перебирая полы кофточки грубыми руками своей героини Тани из шахтерского поселка, она тоненько-тоненько, тихо-тихо играет драму. Я вижу, как клоунесса Бычкова специально сутулит спину и сводит внутрь плечи, но под этим — обезоруживающий драматизм: «Нет любви, нет. Я долго верила. Я только недавно перестала верить». (Е.Гриневецкий. Против оголтелой прозы// Петербургский театральный журнал/ блог, май 2014)

«А. Володин, похоже, не решал столь глобальных проблем. Он просто защищал право человека на частную жизнь, которая в СССР, начиная с 60-х годов прошлого века, была своего рода территорией свободы, чаще всего сведенной к шести квадратным метрам кухни в отдельной квартире пятиэтажной «хрущевки». Он писал о праве человека жить в ладу с самим собой и точно знал, что в каждом человеке живет творец…» (М.Швыдкой. Простые незнакомые люди// Российская газета/ Культура, 28 мая 2014)

(В спектакле) «есть пианино и труба — их живой звук сопровождает действие. Труба — очень подходящий Володину инструмент (…).  В трубе нет утонченности, она демократична, она принадлежность духового оркестра, улицы, звучание ее садово–парковое и пионерское. И в то же время она возвышенно–торжественна, приподнято–празднична. Это двуединство — главное свойство володинского человека. Который часто смешон, жалок, нетрезв, неправдив, суетен, мучает себя и окружающих — однако в нем заключена душа. Не раз пораненная о ржавые углы жизни, но все равно чудесная! (Д.Циликин. Идеалисты// Деловой Петербург, 30 мая 2014)

«Но главное что восхищает, – это смелость Александра Баргмана отказаться от «модности» и признать свою ностальгию по тем годам, когда деревья были большими, а сердца людей ещё больше. Смелость рискнуть оказаться непонятым. И не постесняться прервать орущие рекламы и звенящие гаджеты в руках своих зрителей простыми стихами» (К.Павлюченко. Стыдно быть несчастливым// Невское время, 25 июня 2014)

«Прежде письма писали протяженные, многостраничные, в стихах; электронные послания предельно кратки и унифицированы. И все же кажется, что тоска по длинным письмам и чувствам, которые не вмещает понятное всем «ок», не иссякла. Недаром же молодежь смотрит «Графомана» с не меньшим интересом, чем современники Володина» (Е.Алексеева. Мужчина на грани душевного срыва// Трибуна, 3-9 июля 2014)

В феврале 224 года состоялся XX фестиваль «Пять вечеров» им.А.М.Володина, а сегодня мы отмечаем десятилетие спектакля «Графоман» по произведениям нашего  великого и необычайно скромного земляка. Тоже совпадение – не так ли?

ИЗ ОТЗЫВОВ ЗРИТЕЛЕЙ:

Вера Бабочкина, 17 мая 2024
Чувственный живой спектакль про жизнь, любовь и ее обратную сторону. Несколько сюжетных линий, из которых и складывается жизнь главных героев. Чудесная работа костюмеров! Каждый костюм очень продуман и описывает героя без слов.
Спасибо актерам! В тяжелые моменты жизни возвращаете уверенность в то, что любовь все спасет) Спектакль очень попал во внутреннее состояние, в развязку плакала, как маленький ребенок, навзрыд. Спасибо!

 Виктория Павловская, 27 апреля 2024
Прекрасный спектакль, в котором есть и юмор, и над чем задуматься. Первый акт тяжеловато смотрится, а второй очень понравился. В целом достойная игра актеров. Рекомендую к просмотру.

 Наталья Майорова, 21 января 2024
Первое действие вызвало много эмоций, заставило переживать, наслаждаться игрой актеров. Несмотря на то, что действие изобилует скорее даже монологами главного героя, оно не показалось мне затянутым (как отмечали некоторые другие зрители в отзывах на спектакль).
Второе действие было коротким, скомканным и несуразным. Финал абсолютно неправдоподобным. И после спектакля в итоге остались весьма странные впечатления…Придя домой, я прочитала пьесу. И все встало на свои места. То, что вызвало недоумение и даже отторжение (особенно эпизод про щенка и финал) — этого в пьесе изначально и не было. Придумано-додумано. Весьма, на мой взгляд, неудачно.
Тем не менее, прекрасная игра Сергея Бызгу и первое действие, полное мыслей и переживаний, юмора привели к тому, что спектакль понравился.

Заикин Олег, 20 января 2024
Очень красивый театр!! Спектакль интересный и философский)) Нам все понравилось, мы в восторге!

 Петербурженка, 26 августа 2023
Один из лучших спектаклей театра! В конце спектакля прослезились даже самые стойкие мужчины! Спектакль долгий, но это стоит тех эмоций, которые вы получите в финале. Отдельный поклон актерам! Профессиональная игра перенесёт вас во времени, искренние переживания никого не оставят равнодушным.

 Натали А., 31 марта 2023
Очень понравился спектакль, он о простой семье, о надеждах, планах, взаимоотношениях. Много переплетений судеб. «Всё счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.» для меня ключевой фразой спектакля стала фраза: «Стыдно быть несчастливым!»

Ирина Гошко, 31 марта 2023
Спектакль «Графоман» о жизни в 70-ые годы, очень жизненный спектакль. Игра актёров великолепна, они проживают и пропускают через себя. И посмеялись, и поплакали.

Екатерина  Тимофеева, 12 марта 2023
Не так часто я выбираюсь в театр, но я поняла, что люблю классику. Здесь проза и в стихах и вроде бы все неплохо, но режиссер явно перегнул и проблему алкоголизма, и дурки, и все переплетено. После первого акта многие люди потянулись к входу, нас остановили, и мы рискнули досидеть до конца. Второе отделение лучше, чем первое, но впечатление более негативное, чем позитивное, а уж сцена с собачкой вообще вышибла мозг! Не рекомендую и очень хочу спросить, откуда восторженные отзывы, не понимаю и оценки 9 и почти 10. Разочарована!

 Дина Красногорская, 17 февраля 2023
На данный спектакль купила билет случайно. Не пожалела.
Хоть местами спектакль был немного затянут, мне очень понравилось.
Игра актёров +; Сценография +; Музыка+; Стихи+;  Используемые приёмы +; Свет+. Было на что посмотреть. О чем задуматься.

 Владимир Я. 24 ноября 2021
Не знаю, никаких эмоций после театра, как будто и не ходил

 Анонимный отзыв от 11 марта 2023
Очень красивый, добрый и душевный спектакль.

 Пользователь Афиши №5402448 от 27 ноября 2022
Этот спектакль — абсолютный шедевр. Играли как жили, проживали каждый момент. Сцены пьянства, безумия, клиники — с необычайным мастерством. Трогательная история маленького человека. На довольно простеньком, житейском, обывательском сюжете — такой накал страстей и переживаний. Поэзия и музыка, очень тонко. Мы смеялись в голос, когда узнавали самих себя: «’кто у нас странный, так это ты». Доктор, лечащий от алкоголизма, который сам запил. Особого внимания заслуживает сюжетная линия дочери, полюбившей художника-авангардиста, и их тройственный союз с ним и его женой (напоминает отношения Сартра и Симоны де Бовуар… Был фильм про это..) Жена шахтера, ее бесподобный монолог. Эта актриса вообще в каждом спектакле поражает меня. Театр Комиссаржевской, пожалуй, становится моим любимым театром Петербурга благодаря актерскому составу, тонкой режиссуре, небанальности подходов, нешаблонности образов. Хочется прокричать ещё раз: браво! Весьма достойно.

 Михаил Загинайко от 23 апреля 2022
«К сожалению, Ты-Графоман. К сожалению, это не лечится». Позволю себе процитировать классику М.Федорова. Хотя, спектакль, отнюдь, далеко не о графомании. К ней он не имеет никакого отношения. В начальной зарисовке главный герой рассуждает в стиле Высоцкого: «Почему все не так? Вроде все, как всегда…». Я тот же, вокруг все более-менее так же, почему же все не так? Почему же я несчастлив? К этой мысли придёт и его жена, и его дочь (…). Из всего этого, напрашивается вывод, что каждого человека ведёт его судьба. И, следовательно, каждый твой выбор — правилен, верен и неизбежен. Такого суть человеческой жизни. В конце спектакля главная героиня цитирует притчу: «Однажды человек пришёл к Богу и пожаловался на свой крест. Неудобный, слишком тяжкий для него, другими словами «не по размеру». Бог услышал его, и дал ему возможность выбрать самому свой крест среди всех прочих и подобрать себе подходящий. Долго ходил человек, выбирал: были и царские кресты и мещанские, и женские, и мужские. Долго ходил человек. И выбрал. И остался рад. Да только среди всех крестов, он выбрал тот самый, который нёс всю жизнь до этого». Спектакль невероятный. У меня все.

https://teatrow.ru/spb/teatr-imeni-v-f-komissarzhevskoy/5988-grafoman.html