МУЗЫКА ДРАМЫ:

ФЕСТИВАЛЬ ГОРКОВЕНКО ПРЕДСТАВИТ

КОНЦЕРТ-ОММАЖ ВЕЛИКОМУ ДРАМАТУРГУ И ЛЕГЕНДАРНОЙ АКТРИСЕ

3 декабря Фестиваль Горковенко объединит драматическое искусство и мир музыки. На сцене Театра им. В. Ф. Комиссаржевской прозвучат редкие сочинения: музыка Чайковского и Прокофьева к драматическим спектаклям «Гамлет» и незавершенная опера Рахманинова «Монна Ванна» по одноименной пьесе Метерлинка.

В рамках концерта «Редкие шедевры. Рахманинов, Чайковский, Прокофьев» к 160-летию Веры Комиссаржевской приурочено исполнение незавершенной оперы «Монна Ванна» Сергея Рахманинова по одноименной пьесе Мориса Метерлинка, сценическая жизнь которой в России неразрывно связана с именем Веры Фёдоровны.

Легенда русской драматической сцены была кумиром театральной публики рубежа XIX-XX веков. Ее стиль ассоциировался у критики с приемами импрессионистической живописи: «Комиссаржевская рисует не красками, а тонами, ее игра — игра светотени, актриса — “виртуоз психических настроений”». В 1903-м Вера Комиссаржевская исполнила роль Монны Ванны в спектакле по одноименной пьесе Мориса Метерлинка. Ее голос и сценические манеры вдохновили Сергея Рахманинова на создание оперы  (1906-1907) по этой пьесе бельгийского драматурга. Композитор успел завершить первый акт, затем вынужден был прервать работу, но недописанную партитуру взял с собой в эмиграцию, лелея надежды закончить труд. Планам не было суждено свершиться: четвертая опера Рахманинова осталась незавершенной, дав, тем не менее, поклонникам композитора возможность наслаждаться красотами первого акта, психологизмом диалогов двух мужских героев.

Кроме того, в этот вечер прозвучат и две версии музыкального оформления, созданного Чайковским и Прокофьевым к драматическим постановкам «Гамлета», — оммаж Уильяму Шекспиру к 460-летию со дня рождения английского классика. Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга под управлением Антона Лубченко предоставит слушателям редкую возможность услышать и сравнить музыку к спектаклям по самой знаменитой пьесе классика, написанную композиторами разных эпох в стилистически разном музыкально-театральном контексте.

Хотя раритетные партитуры разделяют всего 45 лет, они олицетворяют совершенно разные эпохи. Чайковский написал «Гамлета» в эпоху царствования Александра III для постановки своего близкого друга, французского актера Люсьена Гитри, представленной на сцене Михайловского театра в 1891-м — в тот же год, когда родился Сергей Прокофьев. Чайковский не придавал серьезного значения этой своей работе, но, как писал брат композитора Модест Чайковский, «из отдельных отзывов о ней он был удивлен услышать похвалы и переменил свое пренебрежительное мнение об этой вещи к лучшему».

В творчестве Прокофьева 1930-х годов шекспировская тема властвовала безраздельно: музыка к спектаклю Камерного театра режиссера Александра Таирова «Египетские ночи» по текстам Бернарда Шоу, Пушкина и Шекспира (1934), балет «Ромео и Джульетта» (1935). В 1936 году Прокофьев работал над музыкальным оформлением спектакля театра имени Мейерхольда «Гамлет». Но театр был закрыт приказом Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР.  В конечном итоге Прокофьев пишет музыку к спектаклю «Гамлет» ленинградской Театра-студии Сергея Радлова в 1937-1938 годах. Кстати, с 1936 года Театр-студия Сергея Радлова обосновалась именно здесь, в Театре «Пассаж» (сегодня – Театре им.В.Ф.Комиссаржевской)

III Петербургский музыкальный фестиваль имени С. К. Горковенко проходит в Северной столице с 28 ноября по 22 декабря. В программе — редкие сочинения Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Прокофьева, Тищенко, Шнитке. Фестиваль проходит при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Партнер концерта 3 декабря Санкт-Петербургский академический драматический театр имени В. Ф. Комиссаржевской.

Отдельного внимания заслуживают оперные солисты, которых соберет сцена Комиссаржевки в этот вечер — от Волгограда до Владивостока: петербургский баритон Марат Мухаметзянов, солисты Мариинского театра Станислав Леонтьев, Дмитрий Подражанец, Алексей Костюк (Приморская сцена) и Анастасия Донец выступят в опере Рахманинова, а партию Офелии в обоих «Гамлетах» исполнит солистка Волгоградского театра «Царицынская опера»  Катерина Богачёва.