Генрик Ибсен – один из самых загадочных авторов мировой драматургии. Его пьесы ставят повсюду, но каждая постановка – это практически подвижничество. Последний раз ибсеновские герои появлялись на сцене театра на Итальянской более 100 лет назад.

Вторая половина XIX века – эпоха перерождения драматургии и театра, эпоха возникновения так называемой «новой драмы», отличающейся от традиционной не только содержанием, но и формой. Все знаменитые реформаторы сцены последней четверти XIX века, создатели экспериментальных театров-клубов по всей Европе следовали по стопам норвежского писателя Г.Ибсена, вдохновлялись его открытиями или отталкивались от них. Ибсен стал популярен, его пьесы ставились повсюду. Но в России (1884, Александринский театр — «Кукольный дом»; 1897 — «Столпы общества») они не имели успеха, и «по молчаливому соглашению было признано, что Ибсен – драматург, конечно, почтенный и даже очень умный, но вместе с тем невообразимо скучный…». Оказалось, что русский театр еще не готов к переменам. Переломным моментом стало открытие в 1898 году К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко МХТ, деятельность режиссера Н. А. Попова, открытие в 1903 году Общедоступного театра П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской.

Одним из наиболее ярких театральных явлений этого времени стал театр  выдающейся актрисы В. Ф. Комиссаржевской, открытый в 1904 году. За пять лет существования театра здесь было поставлено шесть ибсеновских пьес. В сущности, в Комиссаржевской нашел свое выражение протестантский дух русской интеллигенции — недаром она тянулась к Ибсену и дошла до высокой виртуозности, играя в его пьесах.  «В том-то именно и заключается свобода, чтобы исчерпать своё призвание», — утверждал автор. Практически во всех основных ибсеновских пьесах ключевым становится конфликт между жизненной позицией героя и реальной жизнью.

В здании Театра им.В.Ф.Комиссаржевской, расположенном «при Пассаже»,  осуществились четыре постановки по пьесам Ибсена.

«Нора» (17 сентября 1904 г), «Привидения» (23 октября 1904 г.), «Строитель Сольнес» (7 апреля 1905 г.), «Росмерсхольм» (6 октября 1905 г.). В двух из них – «Нора» («Кукольный дом») и «Строитель Сольнес»  — Вера Федоровна играла главные женские роли.

В 1906 году, когда театр Веры Комиссаржевской переехал на Офицерскую ул., актриса сыграла свою лучшую ибсеновскую роль в спектакле «Гедда Габлер», поставленном Мейерхольдом.

Пьеса «Привидения» (1881 г.) стала своего рода ответом на те протесты, которые вызвал «Кукольный дом», написанный двумя годами ранее (1879). Противники Ибсена обвиняли его за то, что Нора покидает свой дом, оставляет детей и мужа. Своей новой драмой Ибсен хотел показать те последствия, которые возникают, если брак, построенный на ложном основании, искусственно цементируется и сохраняется.

Весь мир для главной героини «Привидений» фру Алвинг оказывается заполненным пережитками старого, которые душат все новое и живое: «В нас проявляется не только то, что перешло к нам по наследству от отца с матерью, но дают себя знать и всякие старые отжившие понятия, верования и тому подобное. Стоит мне взять в руки газету, я так и вижу, как шмыгают между строками эти могильные выходцы. Да, верно, вся страна кишит такими привидениями, должно быть, они неисчислимы, как песок морской. А мы такие жалкие трусы, так боимся света». Именно эти  «старые отжившие понятия, верования и тому подобное»  определили её судьбу и характер, воззрения пастора Мандерса и загадочную болезнь сына Освальда. Его мучает постоянный необъяснимый страх, он мечтает о «радости жизни… и радости труда», и Ибсен противопоставляет здесь веселье, это естественное свойство человеческой природы,  — мистическому религиозному мировоззрению. «Жизнерадостность» как проявление «нового», слова и мечты сына дают фру Алвинг ключ к пониманию ее собственной судьбы и судьбы камергера Алвинга, который не смог проявить свою живую человеческую природу и предался пороку. «Вся ваша супружеская жизнь… эта долголетняя совместная жизнь с вашим мужем была, значит, не что иное, как пропасть… замаскированная пропасть» — говорит пастор Мандерс фру Алвинг. В репликах персонажей неоднократно упоминается непрерывно льющий дождь. Его серая пелена служит лейтмотивом слов Освальда о том, что «здесь», «дома», жизнь — это «юдоль печали». И только в трагическом финале восходит солнце, озаряя ярким блеском ледники и вершины скал.

Еще современники драматурга отмечали родство «Привидений» с древнегреческими трагедиями, где тема родового проклятия — одна из центральных. Предъявленные Ибсеном проблемы нравственной наследственности и ответственности за нее вызвали шок. Это был вызов общественной морали. Драматург показал, как уродуется душа человека под гнетом лжи и притворства, как разрушается при этом личность. Думается, что и сегодня, в современном — слишком откровенном — мире, в котором личная жизнь  тоже стала  объектом торговли, пьеса Ибсена приобретает  совершенно новые  обертона и звучание.

­­­­­­­­­            ИБСЕН, ГЕНРИК ЮХАН (Ibsen, Henrik Johan) (1828-1906)

норвежский драматург и театральный деятель, один из известнейших классиков западноевропейского театра XIX в.  Жизнь и творчество Ибсена полны противоречий: будучи страстным апологетом национального освобождения и возрождения национальной культуры Норвегии, он, тем не менее, провел двадцать семь лет в добровольном изгнании в Италии и Германии. Увлеченно изучая национальный фольклор, в своих пьесах он последовательно разрушает романтический ореол народных саг. Ибсен признан драматургом реалистического направления, однако символисты считают его одним из важнейших основоположников своего эстетического течения. При этом его порой называли «Фрейдом в драматургии». Исполинская сила таланта позволила ему органично сочетать в своем творчестве самые разнообразные, даже полярные, — темы, идеи, проблематику, средства художественного выражения

Писатель жил в Риме, Триесте, Дрездене, Мюнхене. Именно здесь зародились первые произведения, выполненные в духе «новой драмы». Социальный накал его произведений перемешивался с глубоким психологизмом, рождая новую эстетику. Первыми «новыми» произведениями стали стихотворные драмы «Бранд» (1866) и «Пер Гюнт» (1867). В этой своеобразной дилогии о самоопределении отразились философские искания и размышления самого Ибсена. Последующие произведения – «Столпы общества» (1877), «Кукольный дом» («Нора», 1879), «Привидения» (1881), «Враг народа» (1882) при жизни вознесли Ибсену символический памятник мирового масштаба. Поздние пьесы Ибсена, написанные на рубеже веков, тяготеют к захватившему общество символизму. Подтекст и психологизм усложняются, на первый план выдвигается тема «сильного человека», способного противостоять системе современного общества, благопристойной на вид, но порочной изнутри. Это ярко отразилось в драмах «Дикая утка» (1884), «Гедда Габлер» (1890), «Строитель Сольнес» (1892).

Постановки по пьесам Ибсена в Петербурге до революции:

2 ноября 1901 г.  – «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» (Новый театр).

17 января 1903 г.  – «Женщина с моря» (Новый театр).

17 сентября 1904 г. – «Нора» (Драматический театр В. Ф. Комиссаржевской).

23 октября 1904 г.  – «Привидения» (Драматический театр В. Ф. Комиссаржевской).

7 марта 1905 г.  – «Маленький Эйольф» (Передвижной театр).

7 апреля 1905 г. – «Строитель Сольнес» (Драматический театр В. Ф. Комиссаржевской).

5 октября 1905 г. – «Столпы общества» (Новый театр).

6 октября 1905 г. – «Росмерсхольм» (Драматический театр В. Ф. Комиссаржевской).

21 ноября 1905 г. – «Дочь моря» (Михайловский театр).

10 ноября 1906 г. – «Гедда Габлер» (Драматический театр В. Ф. Комиссаржевской на Офицерской).

 22 января 1907 г. – «Комедия любви» (Драматический театр В. Ф. Комиссаржевской на Офицерской).

13 марта 1907 г. – «Привидения» (Михайловский театр).

12 октября 1907 г. – «Маленький Эйольф» (Александринский театр).

23 октября 1907 г. – «Союз молодежи» (Товарищество драматических артистов А. А. Санина).

28 октября 1907 г. – «Столпы общества» (Лиговский общедоступный театр).

18 января 1912 г. – «Воители в Гельголанде» (Михайловский театр).