НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ

по мотивам комедии А.Островского

Постановка Александра Баргмана

Художник-постановщик — Анастасия Пугашкина

Художник но костюмам   Ника Велегжанинова

Композитор и музыкальный руководитель — Ульяна Лучкина

Режиссер но пластике — Алина Михайлова

Художник по свету   Иван Виноградов

В спектакле участвует ВИА «ЖОРЖ» под управлением Ульяны Лучкиной

В спектакле заняты: заслуженные артисты России Маргарита Бычкова, Татьяна Самарина, Елена Симонова, Анатолий Горин, Евгений Иванов; заслуженная артистка Санкт-Петербурга Анна Вартаньян; артисты София Большакова, Мария Когутницкая, Светлана Слижикова Ангелина Столярова, Елизавета Фалилеева, Семен Авралев, Дмитрий Белякин, Влад Букаткин, Иван Васильев, Василий Гетманов, Богдан Гудыменко, Анатолий Журавин, Владимир Кочуров, Евгений Кошелев, Вадим Лунгу. Денис Пьянов, Егор Шмыга.

Великие пьесы великих авторов, как правило, возникают сразу в нескольких театрах одновременно или вслед друг за другом, вызывая недоумение: неужели нет других пьес, зачем же ставить одно и то же? А дело в том, что каждая пьеса имеет свою драматургию жизни,  свои болевые точки, соприкасающиеся или нет с конкретной сегодняшней действительностью.  Потому и возникает одно название в нескольких театрах – значит, точки сошлись, время кульминации наступило.

Пьеса была написана в 1868 году, в первое десятилетие реформ Александра II (Финансовая, Земская и Судебная, высшего образования), в том числе и Отмена крепостного права (1861).

Сегодня пьеса «На всякого мудреца довольно простоты» идет в нескольких театрах Санкт-Петербурга и Москвы (Малый театр, Театр Российской Армии, Театр им. Вл.Маяковского, Театр «Остров», Театр на Литейном  и пр.),  во многих российских городах. Чем же сегодня вызвала эта пьеса отклик у театров,  режиссеров и времени?

Сюжет, казалось бы, прост:  талантливый и умный молодой человек, дворянин, решает проникнуть в среду «власть имущих» и изменить свою нищенскую жизнь.  Безусловно, карьера, удачная женитьба, деньги – далеко не последние пункты в списке его предпочтений. Но главное, по

размышлениям режиссера и творческой команды, кроется совсем в другом  — реализации творческого огня, который сжигает его изнутри. Ни эпиграммы, ни  сатирические памфлеты уже не в силах удовлетворить его мятущийся ум.  Талантливо  и расчётливо он втирается в доверие к «сильным мира сего», только своему дневнику доверяя подлинные, сокровенные мысли об этих «монстрах». Но, конечно же, дневник обнаруживается…

В разные годы минувших двух веков роль Глумова исполняли: Н.Самойлов (Александринский театр, 1868), А. Ленский (Малый театр, 1876), В. Качалов (МХТ, 1910), Пров Садовский  (Малый театр, 1923), Г.Менглет (Московский театр Сатиры, 1958), Ю.Яковлев (Театр им.Евг.Вахтангова, 1968), О.Стриженов (МХАТ, 1973), В.Ивченко (БДТ им.М.Горького, 1985), С.Безруков (Театр О.Табакова, 1997) и пр.

В 1965 году, когда  Театром им. В.Ф.Комиссаржевской  руководил Мар Сулимов, вышел спектакль Г. Никулина, где Глумова сыграл Игорь Дмитриев, и состав был великолепен  — Дора Вольперт, Сергей Поначевный, Галина Короткевич, Константин Кадочников, Мария Самойлова Алексей Янкевский, Леонид Любашевский, Михаил Ладыгин и другие замечательные артисты труппы. Каков был этот спектакль – мы не знаем, и рассказать о нем уже некому. Сохранились фотографии, на которых – скульптурно вылепленные персонажи так и просятся в галерею сатирических типов.

Спектакль сегодняшний обещает быть ярким и страшным,  хулиганским и аскетичным, трагическим и комичным. Разудалая Масленица и золотой бал высшего общества, любовь и предательство, чувственность и притворство. Что вас ждет? Невероятная сценография известной московской художницы Анастасии Пугашкиной, «говорящие» костюмы Ники Велегжаниновой, фантастическое световое оформление, участие в спектакле  музыкальной группы ВИА «Жорж», великолепная актерская команда  — и всё это подобно «отчаянному кабаре»…

 Режиссер А.Баргман:

«Пьеса написана в 1868 году, и невероятным образом соединяется для меня с сегодня и сейчас. Это самый разгар реформ Александра II, которые начались в 1861 году с отмены крепостного права, длились в течение двадцатилетия и закончились трагическим образом около Спаса на крови.

Итак, мелкий дворянин Глумов принял решение войти в «высшее общество»: в один прекрасный момент он осознанно вступает в сговор с собственной совестью и начинает общаться с этим миром, с людьми этого мира – власть имущими – на их языке. А язык этот, как мы знаем во все времена, сложный. И для меня во многом и название пьесы, и про что этот спектакль,  – про потерянных во времени людей.  Когда читаешь пьесу, кажется, что все персонажи шаржированные: кто-то из них дворянин, кто-то мещанин, кто-то купец, кто-то чиновник – все они представители так называемой разномастной элиты. Они попали в такой водоворот времени, когда прошлое отходит, а новое наступает. И они полны страхов, то есть каких-то наработанных привычек, какой-то памяти, каких-то устоев. Но наступает новое время – то самое время Александра-освободителя (есть такая теза), когда Россия стала мощными, карявыми, не совсем последовательными шагами приближаться в сторону капитализма. Проведены невероятно важные реформы, где одна из основных — крепостная. Люди растеряны и носят маски. Полны неискренности, потаенности, лицемерия и лжи. И с этим миром соприкасается Глумов. Но для меня важно то, что там сейчас вскрывается в репетициях – за нимфоманством Мамаевой, за тайной правой позицией Крутицкого, показным либерализмом Городулина, за полной растерянностью отошедшего от дел Мамаева есть живые люди, которые не знают и не чувствуют, как им встроиться в систему новой жизни России. Глумов попадает в этот безбожный мир, где никакие нравственные, религиозные, новозаветные ценности не являются приоритетными. Всё попирается, всё нарушается.

Для меня очень важно, что Глумов – талантливый человек. А талант – это всегда выход за какие-то рамки, он  — как камень, который падает в озеро и вокруг него возникают круги. Так, с появлением Глумова в жизни всех этих людей начинает что-то происходить. В них начинает проступать та самая простота, которая закодирована, зашита в эту пьесу, то есть люди начинают вскрываться рядом с Глумовым. И Глумов это пространство оживляет, открывает. Все эти бородатые, усатые, заскорузлые бакенбардные люди оказываются живыми, и рядом с ним им интересно. Важно то, что эта история про талантливого человека, который попадает в мир, так тоскующий всегда по талантам. Это не только  про политическую систему —  это про нашу жизнь, про театр, и просто про наше общение. Мы вдруг соприкасаемся с чем-то удивительно притягательным, тонким, манким, энергичным, и наша жизнь меняется. Именно это сделал Глумов – он изменил жизнь этих людей. И все было бы у него хорошо, если бы не прокол, а именно обнаружение его дневника, в котором написана вся правда….

Самая для меня ключевая мысль Глумова о том, что «на устах у меня будет мёд, а всю желчь (а значит, правду) я буду записывать в этот дневник». То есть это дуализм Глумова, осознанный его дуализм для меня важен. И думаю, что Глумов где-то к концу превращается в трагическую фигуру, невзирая на хулиганский спектакль. Потому что никто, даже он не предполагал оказаться в такой густоте безнравственности, в такой лжи….

ИЗ ИНТЕРЕСНОГО:

 1. Сохранился единственный свидетель постановки 1965 года «На всякого мудреца довольно простоты» в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской. Иван Иванович Краско сыграл в этом спектакле «Человека Крутицкого».

2. Роль Глумова в этом спектакле 1965 года исполнил молодой Игорь Дмитриев (см. в прикрепленных файлах):

3. Именно здесь (тогда в концертном зале Пассажа) состоялась премьера любительского спектакля А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся», где автор исполнил роль Подхалюзина (2-й справа). Санкт-Петербург, 29 апреля 1863 года (https://rodina-history.ru/2023/04/12/700-teatralnyh-sudeb-ostrovskogo.html)