16+
Сентиментальное «происшествие» по рассказам В. М. Шукшина
Режиссер – з.а. России Маргарита Бычкова
Сценография, костюмы, свет – Александр Горенштейн
Музыкальное оформление – з.р. культуры России Владлен Неплох и Ульяна Веряскина
Литературный консультант – Кристина Кутчер
Инсталляция – Наталья Вяль
Техническое обеспечение – Владимир Майборода
Спектакль «Про Любовь» создан по прозе «последнего гения русской литературы» Василия Шукшина. Объединив несколько рассказов и назвав персонаж именем героини «Калины красной», режиссер и актриса придумали жизнь своей Любы Байкаловой: «Это история Ассоль, ожидающей Алые паруса, история судьбы и женской недолюбленности, которая может быть где угодно — в городе, в селе, в Нью-Йорке, Лондоне, Париже…» (М. Бычкова)
Спектакль — участник XI международного фестиваля «Монокль» (2017 г.), актриса Театра им. В. Ф. Комиссаржевской Елена Андреева награждена дипломом «За искренность и трепет» в спектакле «Про Любовь». Спектакль – участник IV международного фестиваля «У Троицы» (2017) в Сергиевом Посаде.
Премьера состоялась 9 апреля 2016 г.
Продолжительность спектакля — 1 ч. 20 мин. без антракта
Роль Любы Байкаловой исполняет Елена Андреева
В спектакле принимает участие Эдвиг Нугис
Пресса о спектакле
На Малой сцене Театра им.В.Ф.Комиссаржевской 9, 10, 30 апреля состоится премьера спектакля «Про Любовь» Маргариты Бычковой в исполнении актрисы Елены Андреевой. Это сентиментальное «происшествие» по рассказам В.М.Шукшина — история о русской женщине, чья любовь бескорыстна и всепрощающа, чья душа бесхитростна и по-детски чиста. Она странная и удивительная, но при этом почему-то одинокая….
Режиссер М. Бычкова о спектакле и не только….
У меня много накопилось внутри женских судеб, мною пережитых, когда-то несыгранных. И моя тема – это женское одиночество. Всё, что я знаю про женщину, про любовь, про жизнь, про измены, про ненависть – я выражаю через актрис, которые доверяют мне. Так было с Таней Кузнецовой в спектакле «Театр», с Сашей Сыдорук в спектакле «Три дуры, три дороги, три души», и теперь случилось с Леной Андреевой. В ней столько красоты – она добрая, с синими глазами и детской открытостью. Объединив рассказы и назвав свой персонаж именем героини «Калины красной», мы придумали жизнь нашей Любы Байкаловой. Это история Ассоль, ожидающей Алые паруса, история судьбы и женской недолюбленности. Это история может произойти где угодно — в городе, в селе, в Америке, Лондоне, Париже….
Время действия нашего спектакля – 70-е годы. Мы специально искали доподлинные вещи этих лет, нашли даже реальную переписку заключенных с женщинами, среди которых нам попалось одно, которое очень напомнило Любу: история про то, что «я его слепила, из того, что было, а потом что было, то и полюбила…». Люба поверила в то, что ее сердце, ее любовь, вера в лучшее сделает этого человека прекрасным, исправит его.
А декорации сделаны замечательным художником Александром Горенштейном, который услышал меня и сделал то, что мне было важно.
Сегодня мы все какие-то «замороченные», но искренность – это тоже дар. Не надо стесняться проявления своих чувств, не надо девушкам переставать строить воздушные замки, а молодым людям, которые видят искренние глаза таких девочек, — бояться, что они странные и «не от мира сего». На самом деле, Люба Байкалова – это мечта любого мужчины. Вот пусть мужчины в зале сидят и смотрят на свою мечту….
Спектакль «Про любовь», поставленный в Театре им Комиссаржевской по прозе Шукшина, странным образом подошел и ко времени, и к месту. Хотя героиню 70-х годы XX века, казалось бы сложно понять сейчас. У нее были совсем иные заботы, другие ценности. Или все же есть что-то, над чем не властно время, и так же волнует всех женщин? Молодые поймут этот спектакль сердцем, а старшему поколению стоит лишь поглубже заглянуть в свою память — приметы времени, так точно переданные художником Александром Горенштейном, слишком узнаваемы теми, кому за пятьдесят.
Перед открытием и после окончания рабочего дня у Любы есть несколько минут. Рассказывая о жизни, своих односельчанах, она делится воспоминаниями о значимых событиях местного масштаба. Много ли в деревне происшествий, о которых действительно хочется рассказать в письме? Начнешь вспоминать – и не остановишься! А переписка с заключенным – ее отдушина, ее радость. «…Егору Прокудину», — с нежностью выводит она на конверте, и знает, что письмо прочитают и поймут. Вот и начинает она, улыбаясь и приговаривая, рассказывать о самодеятельности, в которой играют жители села, о подробностях сватовства или поездке соседа в город за новыми сапогами. Да мало ли событий случается в деревне? О них говорят все, ведь здесь каждый человек – на виду. Например, разглядывая портрет пожилого человека, она тут же вспоминает, как в село приезжала художница и рисовала деда, который умер сразу после окончания работы. Такая вот память.
Уверенными шагами она ежедневно входит в чайную. Прибрать стол, расставить чашки, пересчитать количество продуктов… Но занимаясь рутинными делами, она то и дело возвращается мыслями к тому, кто далеко, но, конечно же, услышит ее нехитрые рассуждения. А чуть отвлекшись от хозяйства, Люба крутит ручку проигрывателя, словно пытаясь поймать песню, созвучную ее настроению. И под бесчисленное количество любимых шлягеров того времени ноги сами идут в пляс, а песни напеваешь, отлично зная слова, хоть никогда в жизни их не учил.
Статная, красивая женщина в ту пору ничего и никого не боялась и не стеснялась. Елена Андреева переодевается на сцене, оставшись в одной сорочке, и это не выглядит некрасиво. Этот ежедневный, почти будничный ритуал, становится волшебным преображением. То красивый платок наденет, то начнет прихорашиваться так, что глаз не оторвать, то сапожки лаковые примерит. Она не играет или притворяется, оставшись наедине с собой. Просто не умеет.
Как же хочется женщине любить и быть любимой! Во все времена это было и остается главным. Но сильным женщинам нужно побыть слабыми, и это не всегда можно и нужно видеть. В те мгновения, когда Любе становится совсем невмоготу, она еле сдерживает слезы, а песня Владимира Высоцкого «07» становится громче беззвучных рыданий.
Осень сменяется зимой, весна – летом. В приглушенном свете инсталляция, созданная Натальей Вяль, рисует пейзаж, где деревенские домики то чуть припорошены снегом, то окружены зелеными деревьями. Время от времени на сцене появляется грузчик – монтировщик театра без робости играет эту крохотную роль без слов, и ему удается точно списать образ типичного деревенского мужичка. Возможно, это и есть судьба Байкаловой, и не нужно ждать кого-то неизвестного и далекого? При галстуке и с букетом сирени такой кавалер вполне даже способен пригласить даму в кино. Остается лишь шаг, и тихая спокойная семейная жизнь уже не за горами. Но так ли просто его сделать?
Эта история не имеет конца и начала: «Тебя на пристани какой-то мужик дожидается!…» Но тот ли, кому она писала столько лет? Кто знает… Сюжет «Калины красной» взят режиссером Маргаритой Бычковой лишь как основа спектакля, и открытый финал позволяет зрителям догадываться о продолжении истории. Чем дело кончилось – каждый додумывает сам, а пока стоит насладиться спокойной красотой Любы Байкаловой – женщины на все времена. А заодно и подумать: «Про любовь» — это про чувства или все же про Любовь Байкалову, такую одинокую и такую родную?
Валентина Казакова, специально для MUSECUBE
На малой сцене Театра им.В.Ф.Комиссаржевской состоялась премьера моноспектакля «Про Любовь», созданного по мотивам рассказов Шукшина. Режиссёром спектакля выступила известная актриса театра и кино, заслуженная артистка РФ Маргарита Бычкова. Это её третья постановка.
На основе нескольких рассказов, Бычковой удалось создать историю о настоящей русской женщине — простой и искренней, честной и неравнодушной. Люба Байкалова (она получила имя героини повести «Калина красная») одинока, но не утратила веру в любовь и готова биться за своё женское счастье.
Режиссёр доверила роль в спектакле «Про Любовь» Елене Андреевой — актрисе, которая служит в «Комиссаржевке» с 1996 года. Русоволосая красавица с голубыми глазами прекрасно воплотила на сцене образ Любы Байкаловой. События, происходящие в спектакле, датируются 1976-м годом. В постановке использованы предметы быта того времени — одежда и мебель.
Монтировщик сцены стал актёром
Небольшую эпизодическую роль грузчика сыграл не профессиональный актёр, а монтировщик театральной сцены Эдвиг Нугис. Маргарита Бычкова увидела в нём настоящий шукшинский образ. Ни одного слова в спектакле Нугдис не произносит, но молчит настолько красноречиво, что срывает аплодисменты зрителей.
Елена Андреева как воплощение женственности
Жанр моноспектакля предполагает, что в постановке занят только один артист. Поэтому перед ним стоит непростая задача — удерживать зрительское внимание и не дать залу заскучать. Елене Андреевой блестяще удалось справиться с задачей. Артистка настолько естественна в переживаниях свой героини, что зрителю кажется, будто она не играет роль, а просто живёт.
Героиня дождалась возлюбленного
Действие разворачивается в далёком сибирском посёлке в 1976 году. Главная героиня Любовь Байкалова переписывается с заключённым по имени Егор. Вроде бы у неё нет никаких шансов дождаться своего возлюбленного, однако Люба продолжает строить воздушные замки.
Ближе к концу спектакля кажется, что от «безрыбья» она вот-вот пойдёт на танцы с тем самым безмолвным грузчиком, образ которого так диссонирует с образом этой русской красавицы. Но случается чудо: на пристани появляется Егор…
Можно вспомнить советское прошлое
Зритель получает возможность перенестись в 1970-е и вспомнить, как жила страна: что носили женщины, какую музыку слушали, о чём мечтали. Некоторые детали, например, катушечный магнитофон, заставляют зрителя даже немного поностальгировать тем временам.
Metro опросило зрителей, побывавших на премьере спектакля «Про Любовь» в знаменитой «Комиссаржевке».
«Спектакль просто восторг души! Шукшин — это моя любовь» (Софья Долгушина, PR-менеджер)
«Всё-таки оценить постановку могут лишь завзятые театралы» ( Татьяна Бакиева, инженер)
«История очень жизненная. А актрисой хочется любоваться и любоваться» (Глеб Беляков, бизнесмен)
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. С помощью режиссёра Маргариты Бычковой и актрисы Елены Андреевой зрители, побывавшие в выходные дни в Театре им. Комиссаржевской, окунулись в мир героев повестей Василия Шукшина. На Малой сцене состоялись премьерные показы спектакля «Про любовь», новой режиссёрской работы Маргариты Бычковой.
Режиссёр-постановщик при создании спектакля использовала повесть «Калина Красная», включив в неё ещё несколько шукшинских рассказов. В итоге её работы получился моноспектакль, исполненный актрисой театра Еленой Андреевой. Она воплотила на сцене историю русской женщины, получившей имя героини «Калины красной», Любы Байкаловой.
В монологах, звучащих со сцены, раскрывается жизнь одинокой женщины, умеющей любить бескорыстно и всепрощающе, наделённой чистой и бесхитростной душой. Она импульсивна и порывиста, но абсолютно естественна в своих поступках. В её характере можно найти многие черты, характерные для шукшинских персонажей, иногда наивных, иногда странных и слегка нелепых.
Поскольку основой моноспектакля стала хорошо знакомая повесть, то невольно замечаешь, что образ Любы Байкаловой в постановке имеет некоторые отличия от созданного в повести Шукшиным. В спектакле героиня стала более эмоциональной и готовой бороться с одиночеством.
Режиссёр определила время событий, происходящих в спектакле, 1976-м годом. Для создания постановки использованы вещи из того времени, а художник Александр Горенштейн создал декорации, соответствующие режиссёрскому замыслу. Для Маргариты Бычковой спектакль «Про любовь» стал третьей режиссёрской работой. Её предыдущие спектакли – «Три дуры, три дороги…» и «Театр», также раскрывают интересующую режиссёра тему. Каждый из них рассказывает о судьбах женщин, наших современниц.
На Малой сцене Театра им. В.Ф. Комиссаржевской недавно выпустили две интересные премьеры. Алексей Утеганов обратился к семейной драме Генрика Ибсена «Привидения», лично сделал оригинальную сценическую версию с комическими черно-белыми видеовкраплениями эпизодов из прошлого и предложил главную роль заслуженной артистке России и депутату Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Анастасии Мельниковой. При всем уважении к заслугам уважаемой Анастасии Рюриковны, спектакль — прежде всего, режиссерская удача и триумф художников. Постановка изобретательна и чувственна, с превосходной эстетикой и остроумными ходами.
На столь же высокой психологической ноте, с тем же деликатным подходом к жизненным коллизиям, с подобным же продуманным подбором винтажного реквизита и оформлением декораций, но в максимально житейском, без экивоков, ключе преподносит свою историю постановщик спектакля «про Любовь» (а милейшую героиню-неудачницу Любой зовут), шикарная характерная актриса и уверенный, состоявшийся режиссер Маргарита Бычкова. Взяв за основу рассказы Шукшина и отменно — вплоть до мельчайших нюансов как в оформлении, так и в состоянии, — передав славные, добрые 70-е годы, она беседует со зрителем о женской доле и о тщетных незатейливых попытках устроить личную жизнь, без которой, как известно, все меркнет и теряет смысл.
Сценограф и художник Александр Горенштейн идет с режиссерской мыслью нога в ногу и мыслит в такт. Каждая узнаваемая деталь обстановки и костюмов здесь — «в самую точку». В ностальгическом этом антураже царит обаятельная Елена Андреева — признанный мастер эпизодов и непревзойденный исполнитель ролей второго плана. С искренним трепетом, благородным волнением и большим достоинством играет она первую в своей театральной карьере по-настоящему серьезную роль.
Фактически это «личное дело» в художественном изложении, монолог, исповедь — настолько же интимная и сокровенная, какими бывают личные дневники. Даже неловко подчас становится за откровенные душеизлияния простой советской буфетчицы, честной труженицы, в песнях воспетой, но мучительно «по жизни» одинокой.
Радиопередачи
Радио России, передача «Ветер в окно». Ведущая Тамара Филиппова о спектакле «Про Любовь»: