МАТРЁНИН ДВОР  (16+)

                                   житие  праведницы в одном действии

 По повести Александра Солженицына

Автор сценария и режиссер-постановщик  — Леонид Алимов
Художник-постановщик —  Анвар Гумаров
Художник по костюмам —  Фагиля Сельская
Художник по свету – Денис Солнцев
Педагог по вокалу – Екатерина Григорьева
Музыкальное оформление  Леонида Алимова
В главной роли – заслуженная артистка России Нелли Попова
В спектакле заняты: народный артист России Георгий Корольчук;  заслуженные артисты России  Татьяна Самарина, Александр Вонтов, Евгений Ганелин; артисты Светлана Слижикова, Ангелина Столярова, Богдан Гудыменко,  Егор Шмыга.
Продолжительность спектакля – 1 ч.30 мин. без антракта
 
«Есть такие прирожденные ангелы, они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это — праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, — и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину». (А.И. Солженицын)
 
Спектакль по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор» был создан к 100-летию со дня рождения великого русского писателя. Эта притча о судьбе русского народа открыла целое направление отечественной литературы: так называемая «деревенская проза». Недаром о «Материном дворе» высоко отозвалась А.Ахматова: «Удивительная вещь… Это пострашнее «Ивана Денисовича»… Там можно все на культ личности спихнуть, а тут… Ведь у него не Матрёна, а вся русская деревня под паровоз попала и вдребезги»…
Ставить Солженицына сложно. Может быть, поэтому так редко его имя на театральных афишах. Известно, что первоначально Солженицын назвал свое произведение «Не стоит село без праведника». Литературный материал близок Алимову и тематически, и стилистически. После эпохального «Доктора Живаго» эта камерная вещь — закономерное продолжение разговора театра с высокой классикой. На главную роль автор инсценировки и постановщик Леонид Алимов пригласил известную талантливую актрису театра  — заслуженную артистку РФ Нелли Попову.

Режиссер Леонид Алимов:
«Эта  «Матренина» история  настолько мне понравилась, что с годами я все больше и больше смыслов открывал в ней, все больше и больше всевозможных намеков, ссылок и прямых цитат  вычитывал и считывал… Но главную для себя тему в этом тексте я определил моментально – Русская Женщина. Я убежден, что у нас в стране это самое главное богатство и единственная скрепа, которая сдерживает нас всех – наши женщины, которые выигрывают все войны, вытаскивают на себе нерадивых мужей, воздействуют на культуру и искусство, как никто и нигде. Именно в этой повести очень важные для меня темы с годами соединялись, и все больше мне хотелось про эту Женщину рассказать. Кроме того, эта повесть еще и об уникальном явлении, которое оказалось возможным только в России – страстотерпцы, святые, и они же – юродивые… Это наш культурный национальный феномен, возникший на основе русского православия».

Действие рассказа происходит в 1956 году, через три года после смерти Сталина. Повести «повезло» появиться в начале «оттепели», и Солженицына начали печатать.

Сам Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году, до войны успел окончить университет в Ростове, попал на фронт  лейтенантом, потом оказался в лагерях после того, как в одном из писем написал товарищу нелицеприятные слова о существующем положении  вещей…  Так он прошел ад всех  лагерей и тюрем… Возвращался он домой в 1956 году с нелегким багажом — война, арест, тюрьма, смертельная болезнь. Он возвращался с надеждой – с чего и начинается рассказ – увидеть настоящую Русь.  А приехал и увидел ад… И вот эта «нутряная», как пишет автор, Россия, ввергает его в бесконечную боль. Но он находит всем «свинцовым мерзостям» окружающей жизни единственную настоящую, как бы теперь сказали «альтернативу» — жизнь и поведение Матрены Григорьевой – бессребреницы, чудачки, по сути – юродивой…

Лидия Чуковская записала в своём дневнике 5 декабря 1962 года:
«…А вдруг и Солженицына вторую вещь не напечатают? Мне она полюбилась более первой. Та ошеломляет смелостью, потрясает материалом, — ну, конечно, и литературным мастерством; а «Матрёна»… тут уже виден великий художник, человечный, возвращающий нам родной язык, любящий Россию, как Блоком сказано, смертельно оскорблённой любовью»

В те дни Твардовский, будучи главным редактором «Нового мира», записал в своём дневнике:
«К сегодняшнему приезду Солженицына перечитал с пяти утра его «Праведницу». Боже мой, писатель. Никаких шуток. Писатель, единственно озабоченный выражением того, что у него лежит «на базе» ума и сердца. Ни тени стремления «попасть в яблочко», потрафить, облегчить задачу редактора или критика, — как хочешь, так и выворачивайся, а я со своего не сойду. Разве что только дальше могу пойти».