О СЕКРЕТЕ ДОЛГОЛЕТИЯ ЭТОГО СПЕКТАКЛЯ

РАССКАЗЫВАЮТ ЕГО УЧАСТНИКИ:

 Заслуженная артистка Санкт-Петербурга Анна ВАРТАНЬЯН/ (Главная роль — Галина Петровна, жена Мокина)

Спектакль «Графоман» для меня – один из самых активных способов служения миру, поскольку я в этом спектакле со своими партнерами своей ролью являю модель любви, через которую люди могут осознать, что является любовью в их жизни. Для меня это спектакль, где разворачиваются сердца людей, и я это слышу. И для меня это десять лет практики исцеления сердец.

Меняется ли спектакль? Да, безусловно. Мы живем в реальной жизни, продолжая играть «Графоман», и я осознаю, что жизнь проходит, а я все еще исследую, что такое любовь…. На каждом этапе приходит какое-то осознание:  любовь – это, наверное, вот это! А потом проживаешь жизнь дальше и понимаешь: кажется, я ничего не знаю о любви….

Мой основной партнер Сережа Бызгу, как мне кажется, не стареет, он вечно молодой. А те новые актеры, которые вливаются в спектакль, думаю,  меняются сами в связи с тем, что попадают в структуру этого спектакля, где всё создано для работы сердечной мышцы.  Ребята подстраиваются под поток, который уже существует. Александр Баргман строил спектакль на огромной любви к миру, к людям.  И этот «каркас» любви плотно держит всех нас.

История «Графомана» — это история любви, и она стара, как мир.  Автор пьесы Александр Володин – великий человек, и счастье принимать участие в его потоке. Он первый создал этот поток, в который мы вошли.  Я всегда испытываю большую грусть по поводу того, что он  не смог реализовать историю своей любви в своей жизни – он был несчастным человеком, он был тоскующим о любви человеком.  И по мере движения к 10-летию спектакля я осознаю, что у нас есть надежда на любовь – у этого поколения, у сегодняшней реальности — она есть…

Актер Егор БАКУЛИН/ (Ведущий капустника, Командировочный, Евгений)

Тема «Графомана» – это тема маленького человека, она актуальна во все времена. Это и Достоевский, и Гоголь, и Чехов,  —  и я очень благодарен режиссеру за свое участие в нем. Благодаря «Графоману», 10 лет назад я смог подробно, глубоко, вдумчиво погрузиться в мир Володина – это петербургский автор, это петербургская атмосфера, это петербургская жизнь того времени. Мы прочли все произведения Володина – и его прозу, и пьесы, и стихи. Это страница ленинградской-петербургской истории, потому что Александр Моисеевич, безусловно, часть истории Санкт-Петербурга. Я теперь эту страницу знаю, очень хорошо ее чувствую и понимаю. И всё это благодаря спектаклю Графоман и нашим веселым летним репетициям 2014 года…

Фактически я играю нескольких персонажей, но, по большому счету, это один персонаж, который переходит из одной жизненной ситуации в другую: то он в клинику попадает, потому что они с женой оступились, то скамейки красит, рассказывая свою историю, он же — и тюменский нефтедобытчик с усами, который влюбился в певицу… Это всё — некий мир Володина с его стихами, прозой и драматургией.

В Володине мне дорога его трогательность, проникновенность, у него и его героев нет желания бить себя кулаком в грудь, быть первым, идти напролом – все герои его очень ранимые, трогательные,  безусловно  талантливые. Но то окружение, которое рядом с ними,  забивает именно эти ростки, эту нежность, эту трогательность  персонажей Володина. И конечно, они могли появиться именно в тот период истории, когда у нас была государственная система, основанная на лозунгах – вперед, выше, сильнее, вверх…. Трогательным и тонким персонажам Володина было сложно закрепиться в этой системе координат, но такие люди есть в любое время, и сейчас очень много таких людей. Они пытаются жить параллельно всему, происходит вокруг, они ценят свой внутренний мир и внутренний мир других.

Герой создал своё пространство, чтобы в него никто не попадал. Он притворялся графоманом, потому что ему было так удобнее сохранить себя в то время, и это очень созвучно с сегодняшним днем.

Что есть сегодня во мне от этого маленького человека?  Ежедневно лично в моей жизни происходит огромное количество событий: так, в субботу и воскресенье я читал «Маленького принца» в Летнем саду, в понедельник был уже в Новгороде на съемках, сегодня, во вторник, еду с Финского залива на примерку на Ленфильм. Да, это моя профессия со всеми ее оттенками, особенностями, безграничностью, я ее люблю и с удовольствием ею занимаюсь.  Но иногда очень хочется остановиться, побыть немножко в тишине, побыть одному, побыть  со своей семьей в покое, тишине, никуда не бежать.  Поэтому сейчас мы остановились с дочерью на берегу Финского залива и на 10-15 минут «выключились» из реального мира, погуляли, пофотографировались, нашли какой-то красивый  камешек… Это как раз очень созвучно с Володиным и это то самое, чего иногда не хватает.  Не хватает возможности остановиться, прислушаться к тишине, обдумать не расписание на ближайшие дни с возможностью всё успеть, а задуматься о себе, своей жизни, своей семье…

У любого спектакля есть тема. И что бы не происходило вокруг, все равно тема спектакля не меняется. 10 лет спектаклю, 100-тый спектакль, сменились некоторые актеры, а, следовательно, какие-то персонажи стали немножко другими — более резкими или, наоборот, ранимыми или трогательными. Тем не менее, тема и главная история спектакля не меняется. Кроме того,  плохой спектакль 10 лет не продержится.  2-3 сезона, зритель перестал ходить, актерам стало неинтересно, одна актериса ушла в декрет, второй актер перешел в другой театр – спектакль как полено выгорает, остается пепел. А если спектакль держится по 10-15-20 лет — это некий знак качества. А таких спектаклей у нас в репертуаре несколько. Значит, у «Графомана» есть еще и очень важная тема, которая привлекает зрителя, которая держит артистов, держит спектакль. Есть команда, есть атмосфера и тема.

 Заслуженный артист России Сергей БЫЗГУ/ (заглавная роль  — Петр Кондратьевич Мокин)

Спектакль «Графоман» занимает в моей творческой жизни важное место. Во-первых, это Володин, которого я безмерно люблю,  люблю его драматургию,  его поэзию. Купаться в этом, играть спектакль по его пьесе –большая радость. Во-вторых, это этап для нашего театра,  большой этап для меня, это первая работа с режиссером Александром Баргманом.  Я знал, что он будет ставить эту пьесу, но почему-то думал про другие роли,  поэтому предложение сыграть  Мокина было неожиданным, честно говоря.

За 10 лет спектакль, конечно же, изменился, а в какую сторону – мне сложно судить, потому что спектакль – как ребенок или как человек, за которым нужно ухаживать, его нужно лелеять, беречь.  Иногда он «идет» хорошо, иногда плохо, но держится на плаву и развивается. Я понимаю, что 10 лет – это действительно большой срок, и то, что он до сих пор идет и пользуется популярностью  — неожиданно даже для меня.

Мне кажется, «Графоман» очень «подошел» Театру им.В.Ф.Комиссаржевской. И сама нота, и автор для нашего театра, и тон, как говорили старые мастера сцены. Он оказался важен не только для зрителей, но и для артистов. Я всегда любил работать компанией, командой. И если эта команда складывается, то это замечательно. А если не складывается, то зачем тратить время, энергию и силы, жизнь на то, что не произойдет? То есть с возрастом хочется делать то, чего хочется. В этом спектакле многое сошлось. Мне невероятно повезло и с основной моей партнершей – Аней Вартаньян.

Мы давно знали друг друга и видели работы друг друга, и как раз эта работа соединила нас, нам было легко и вдохновенно репетировать.  Очень редко бывает, когда совпадают какие-то человеческие и профессиональные нюансы, когда артисты одной группы крови и из одной зоны. Эта связь сложилась, но требует постоянной работы внутренней – мы очень бережно относимся к «Графоману»,  бережем друг друга до спектакля и во время. Там есть внутри такие тонкости, какие только мы знаем, нюансы, как мы друг друга поддерживаем, как мы друг друга подкалываем, приводим в чувство, когда нам плохо за пределами спектакля. Это такая человечески-профессиональная внутренняя связь очень важная. И она, надеюсь, не разрушится никаким образом. Аня – совершенно потрясающая женщина, и я, как и Мокин, смотрю на нее как на женщину снизу вверх. Я совершенно каждый раз как мужчина потрясаюсь ее красотой, ее какой-то человеческой тонкостью и постоянно подшучиваю в этом спектакле, что мы – как красавица и чудовище….

На каждое поколение этот спектакль действует по-разному: старшее поколение вспоминает своё время, советские времена, узнаёт какие-то вещи и какие-то ноты, темы и ситуации – как, например, капустник новогодний…  Молодые люди смотрят за историей взаимоотношений, за историей любви.

В основе спектакля — тема любви, и она выписана Володиным, как мне кажется, замечательно. Еще очень важная тема — человека неуверенного, сомневающегося, рефлексирующего, который мыслит о том, что стыдно быть несчастливым, когда можно просто радоваться жизни при всех проблемах. По нескольким репликам мы понимаем, что эта важнейшая тема военного поколения, которому «посчастливилось»  остаться в живых. Во втором акте открываются нюансы взаимоотношений главных героев, и во всю мощь «звучит»  тема любви. Сегодня очень важна, она всегда была важна. И у людей это находит отклик, они получают от этого либо радость, успокоение, либо ответы на вопросы, ощущение, что есть рядом люди, которых нужно беречь, любить и ценить. Мир непростой, всегда есть масса проблем, но важно и здорово, когда есть рядом человек, на которого можно положиться,  который тебя сбережет и которого сбережешь ты.  Вот эти темы важны в любое время и находят отклик у зрителей разных поколений. Для меня это удивительно в самом деле, потому что «на выпуске» мне казалось, что спектакль – для среднего и старшего поколения. Но когда молодые люди со слезами подходят и благодарят – это приятно.

Что касается моей лично истории, скажу так: мне понятна эта тема. Мне она понятна через осознание второй половины, которая с тобой рядом. Которая дышит с тобой одним воздухом, которая с тобой одной группы крови – это очень важно и не всем дано — это надо беречь. Мне это помогало в спектакле, я про это думал. И про одиночество, которое испытывает каждый человек, и главный герой в том числе. Одиночество — потому что каждый из нас одинок по-своему.  Но оно уходит, когда есть свой человек рядом. И в этом — ценность семьи, ребенка, близкого человека.

Мой сын играет уже в двух володинских спектаклях, поэтому в этом смысле он меня перегнал. Я знаю, что его однокурсники, однокашники, молодые артисты – все ходили на этот спектакль, а из моих студентов  — кто-то даже по второму кругу.

Я стараюсь играть так, чтобы не было стыдно именно перед моими студентами, ведь я их учу, и в этом — большая ответственность – будь добр сам соответствовать… Поэтому каждый раз, когда у меня возникает минута житейской усталости, то в первую же секунду, когда я выхожу, у меня возникает мысль – а ведь в зале может сидеть мой ученик!

Артист театра Иван ВАСИЛЬЕВ/ (Мокин на капустнике, Дружинник, Олег, Поэт-диссидент)

Спектакль – это живой организм, всегда что-то меняется, мы взрослеем. Режиссер Александр Львович видел, как мне кажется, в этом спектакле некую романтику погружения в эпоху, в чем-то — ностальгию по тому времени – костюмы, иной ритм и темп жизни, некая текучесть, неторопливость.

А в целом Александр Львович через все свои спектакли пытается пронести чувство любви, и у него это очень здорово получается. Конечно, есть разная любовь — юношеская, пылкая, пассионарная, любовь как ответственность, любовь к семье, детям, работе (нам в этом смысле очень повезло с профессией). Любовь и взаимоотношения главных героев – ключевая тема в спектакле.

У меня разные персонажи, некие образы, для кого-то узнаваемые, но больше – персонажи-функции, и особой судьбы я там не могу прочертить.  Один из них – это некий пассионарий, у него любовь к идее: «То, что можно, нам не нужно!» — он придумал свою идею, которой живет. Другой – наивный алкоголик, экспериментатор-химик, у него – любовь к науке. Третий – дружинник, который любит четкость и порядок.

Мы  — те рельсики, по которым едет основной локомотив. Я играю этот спектакль с удовольствием, как и мои коллеги, но со временем все начинают «погромче» работать, плюсовать, и здесь нужно строгое слово режиссера…

Так, например, в сцене анонимных алкоголиков первоначальная задача была такая, что все немного приглушенные,  заторможенные, потому что принимают специальные средства. Главное, не перетянуть одеяло и не слишком «плюсовать». В этом спектакле для меня главное — ансамблевое существование и чувство меры. Я очень активный, и мне нужно себя все время немножечко «гасить», чтобы быть в ансамбле.

Иногда мы устраиваем сюрпризы друг другу: представляемся по-разному, я выдумываю фантастические рецепты, которые мне выписывает врач, чем, возможно, забавляю себя и коллег. Главное —  не переусердствовать, во всём хороша мера, ну, вы знаете»)))

 Актриса театра Александра СЫДОРУК/ («Калитка» , Елочка» на капустнике, Улочка , Снежана- медсестра )

Я ввелась в этот спектакль, когда спектакль практически уже выпускался. Хороший каркас, правильная история, режиссерский взгляд Александра Львовича – мы вроде бы там все живем своей жизнью, жизнью своих персонажей, но в то же время существуем в определенных границах очень верных, поэтому даже спустя 10 лет всё лучшее сохраняется в целостности.

Этот спектакль – о любви, о том, что мы иногда не замечаем самого главного, нам кажется, что всё по-другому происходит. И людей мы видим через своё какое-то кривое зеркало, не понимая, не ценя того, что есть. И для меня самое ценное в этом спектакле то, что главные герои приходят в финале к пониманию друг друга….

У меня в этом спектакле несколько небольших ролей, но все их нужно сыграть по-разному. Я, например, очень люблю разглядывать людей, представлять их жизнь. А потом, когда дается образ, ты вдруг вспоминаешь: а, это, наверное, вот тот человек… Существуют и определенные психотипы и ситуации – их не так много, как семь нот в музыке.  А у артиста, как мне кажется, всё очень переплетено в жизни – и актерство, и жизнь. Артисты – они же отчасти психологи: наблюдаешь за людьми, что-то вспоминаешь из какого-то спектакля.  Поэтому при подготовке роли всё это очень помогает.

Иногда артист берет из спектакля какую-то ситуацию и для своей жизни. Но не все спектакли обогащают твою жизнь. Спектакль «Графоман», как мне кажется, работает на обогащение — он такой добрый, простой, и в то же время в нем несколько пластов. Секрет его длительного уже существования – в некой целостности и своеобразии, в силе любви, наверное.

Молодой зритель Михаил ВАСИЛЬЕВ

В чем секрет «Графомана»? Общее прошлое, знакомый сюжет. Знакомые лица. Даже знакомое поведение и знакомые ситуации жизненные, которые возникают у героев. А для молодых – наверное, любопытство, желание понять немного родителей, бабушек-дедушек. В вечном споре «отцов и детей» этот спектакль во многом помощник. Не могу сказать, что здесь можно найти абсолютно все ответы, но мне кажется, что житейские, бытовые – можно. И главные персонажи-актеры это показывают, помогают пройти этот путь от точки А – непонимания до точки Z-абсолютной ясности.

Материал подготовила С.Володина