СВЕТЛАНА СЛИЖИКОВА: ЕЕ МАНТРА и АУРА ЛЮБВИ

 17 июля – юбилей у актрисы Театра им.В.Ф.Комиссаржевской СВЕТЛАНЫ СЛИЖИКОВОЙ – ученицы Рубена Агамирзяна, светлой, талантливой, чей творческий путь в родном театре начался в далеком 1977 году.

Светлана Слижикова. Все, кто живет в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской, сразу улыбаются. Имя ей очень подходит.

 З.а.России Евгений Иванов:

Света — светлый человек, очень добрый, очень нежный, тактичный, трепетный. Она цельный человек изначально, как мне кажется, такой была всегда. Всегда приходит: «здравствуйте, мои дорогие, мои любимые!».  Света находит всегда слова, которые позволяют актеру/актрисе дальше жить и работать, даже если совсем всё плохо. Удивительный такт. А еще она очень домашний человек. Когда  приходишь к ней в гости, приезжаешь на дачу, она поражает своим гостеприимством и заботой. Она такая трепетная хозяйка! –

« Женечка, а что ты будешь на завтрак? А на обед?» – и к гостям относится с таким теплом! — «Вот у меня груздья такие, а вот варенице, а эти помидорчики только с грядки….».

Светлана Слижикова получила хорошую агамирзяновскую школу, окончив ЛГИТМиК в 1977 г. ( курс профессора Р. Агамирязна). Надо сказать, что Рубен Сергеевич сумел воплотить во многих учениках тот уникальный принцип универсализма, о котором мечтают многие театральные педагоги. Его актеры действительно способны воплощать разноплановые образы, и даже в одном спектакле. Светлана почти сразу после института пришла в Театр своего учителя – в Театр им.В.Ф.Комиссаржевской. За эти годы она сыграла более шестидесяти разноплановых ролей. Зрителям старшего поколения памятны ее работы в спектаклях «Дама с камелиями» (Нанина), «Как важно быть серьезным» (Сесили и Гвендолен), «Зыковы» (Павла), «Дневник Анны Франк» (Мин Гиз), «После репетиции» (Ракель), «Царь Федор Иоаннович» (Княжна Мстиславская), «Смерть Иоанна Грозного» (Царица Марья), «Дети Ванюшина» (Елена), «Идиот» (Александра Епанчина), «Недомерок» (Елена), «Фортуна» (Маркиза Эспарбес), «Бумбараш» (Софья Николаевна), «Иосиф Швейк против Франца Иосифа» (Маричка).

Можно, наверное, сказать, что Светлана Слижикова не очень похожа на актрису свойствами своего характера: «она очень спокойно относилась и относится к тому, что роли, которые она могла бы сыграть с блеском, как-то проходят мимо нее» (Е.Иванов). И тем не менее, роли, сыгранные ею, незаметно проникают внутрь, откладываются в памяти. Не фейерверком, а какой-то «настоящестью», подлинностью. Как тонко, тактично и нежно  влилась актриса в спектакль «Утоли моя печали…» — какое удивительное преображение! Актриса не играет старость, она играет женщину, которая своей любовью и прощением становится истинной опорой этого домашнего очага – с вечными ссорами, борьбой поколений и обидами.

Одна из больших работ актрисы – заключенная в эпизоде «Эта страна, блин, тобой дорожит» спектакля «Прикинь, что ты – Бог». Униженная, но не унизившаяся, терпящая, но не потерявшая себя – ее героиня не ищет жалости, она жалеет своих палачей и тем самым становится победительницей…Светлана играет женщину – подлинную женщину без признаков профессии, национальности и любой другой «причастности»… Ее глаза, выражавшие не страдание, а со-страдание, сбивают с толку ее мучительницу, которая вдруг обретает человеческое лицо.

Интересные женские образы воплотила актриса в спектакле «Новеллы о любви» по произведениям Ги де Мопассана. Актриса Слижикова занята в трех новеллах: «В суде»,  «Койка №29» и «Исповедь женщины». Наверное, именно в последней соединились мысли и черты других ее героинь. От лица своей героини актриса рассказывает, по сути, страшную и вроде бы житейскую историю о ревности мужа, но ее финал – потеря чувства любви – становится внезапным вскриком раненой чайки…. Чем более простодушно и безыскусно рассказывает героиня о своей семейной жизни, улыбаясь своим каким-то нежным воспоминаниям, тем трагичнее ее выбор, финал истории. Удивительный тембр актрисы, звук ее голоса как будто «гладит», убаюкивает собеседника (зрителя), невероятная любовь и свет сквозят в каждом движении пальцев и жалкой оставленной зачем-то улыбке…

Кто-то сказал, что Светлана – очень русская актриса: и правда – являясь выходцем из интеллигентной ленинградской семьи, Светлана с огромным удовольствием, ярким темпераментом и «нутряной» правдивостью создает образы русских простых женщин так, что ни у кого не возникает «зазора» между персонажем и актрисой….

Яркие разнообразные и одновременно страшные образы-маски создала С.Слижикова в спектакле «Матрёнин двор» по рассказу Солженицына: Золовка, Чиновница, Жена Фаддея, Сестра. Эти образы останутся в памяти надолго, хотя спектакль был снят с репертуара. Одна из самых запоминающихся сцен в спектакле – это финальный разговор сестры Матрёны и Игнатьича. То, с какой яростью и ненавистью кидает фразы о Матрёне, как «зыркает» глазами на Игнатьича, ожидая реакции, как поворачивается всей широкой фигурой и режет свою «правду-матку», как ножом… И только диву даешься, откуда у интеллигентной ленинградской актрисы есть в «актерском чемоданчике» эти жесты, эта естественность в произнесении деревенских словечек, эта стать деревенской бабы, эта ярость и сила ненависти…

Очень забавная Гофмастерина Слижиковой в детском спектакле «Двенадцать месяцев». Маленькие зрители шумно-весело реагируют  на  появление статс-дамы, в которой  узнают  своих чопорных и слишком серьезных воспитателей.

Великолепная яркая работа Светланы Слижиковой  – работник горисполкома в спектакле Р.Смирнова «Шизгара» (по роману Ю.Вознесенской «женский декамерон»), «дама из номенклатуры»,   в которой советская система исказила естественную женственность. Ее теплая «уютность», проскальзывающая в едва заметных жестах, закрыта  общественным энтузиазмом идейного лидера…

Сегодня Светлана занята в спектаклях режиссеров Александра Баргмана, Романа Смирнова, Георгия Корольчука, Леонида Алимова, Тамары Абросимовой, Игоря Коняева. Режиссеры, приходящие на постановки, с удовольствием с ней работают: она послушна, по-актерски гутапперчива, невероятно работоспособна, многолика и талантлива. Партнеры и режиссеры говорят, что Светлана – яркая, темпераментная, способная на резкие повороты в роли. И кто-то, улыбаясь в усы, называет ее «хулиганкой». Режиссер Леонид Алимов считает главной ее чертой женственность, что тоже — абсолютная правда!

Актрису можно увидеть в спектаклях «Живой товар», «Двенадцать месяцев», «Шизгара», «Утоли моя печали…», «Прикинь, что ты – Бог», «Я вернулся в мой город…», «Новеллы о любви».

Актриса Светлана Слижикова:

Не так давно я остро, до пронзительности поняла, что нужно успеть сказать, что ты любишь, похолить, понежить – успеть. Потому что всё мгновенно может  исчезнуть. В нашем театре удивительная атмосфера. Всегда чувствуешь плечи, руки. У нас аура любви, поэтому я никогда не чувствую себя одинокой. Я так остро чувствую свою привязанность к ребятам, что могла бы говорить о них часами. Хоть на голове стой – не осужу, только живи и радуй тем, что ты жив. А в жизни нужно говорить всегда «Всё хорошо!» — это мантра.

 

Заслуженный артист России Евгений Иванов о друге, партнерше и коллеге:

Я помню наш первый совместный спектакль – это была «Дама с камелиями», где Света играла служанку Нанину. Светочка отнеслась ко мне очень трогательно: когда приходит человек в театр – зеленый, неопытный, в новый коллектив,  – всегда сложно. И когда находятся такие люди, как Света, это большое везение. А мне еще повезло – она помогала мне с вводом в этот спектакль – и очень трепетно, профессионально, очень тактично отнеслась ко мне и моему вводу на одну из главных ролей в спектакле. Я понял тогда, что она замечательный человек. Потом я увидел спектакль, который, к сожалению, очень быстро сняли – «Последний герой», где она играла одну из главных ролей – Людмилу. И я понял, какого уровня эта актриса! Она и сейчас в прекрасной форме – на нее надо ставить бенефис, и тогда она в одной роли сумела сочетать несочетаемое: она была и гротескной, и трогательной. И какие-то киномоменты я увидел в ее исполнении – буквально по глазам, когда она держала паузу, ничего не говорила… Так и в «Матренином дворе» у нее было несколько ролей, одна из которых – сестра Матрены. И такая ненависть жила в этом персонаже, которой в Свете никогда не было. Это говорит о высочайшем уровне профессионализма: благо она училась у Рубена Сергеевича Агамирзяна, и эта школа видна.  Света — светлый человек, очень добрый, очень нежный, тактичный, трепетный. И вот в этой роли она превратилась в совершенно несвойственный ей образ – завистливый, злой, алчный. Но этот ген ей не присущ: схватить, отобрать, забрать – это не ее совсем. Она очень спокойно относилась и относится к тому, что роли, которые она могла бы сыграть с блеском, как-то проходят мимо нее. Она цельный человек изначально, как мне кажется, и такой была всегда – как была сформирована девочкой, малышкой – такой же и остается.  Она не озлобилась, не изменилась к нам, когда потеряла самого близкого ей человека. Она открытый, незлой человек и товарищ. Всегда приходит: «здравствуйте, мои дорогие, мои любимые!».  Я никогда не слышал от нее: «это ужасно!», — если даже премьера, роль по каким-то причинам не случилась. Света находит всегда слова, которые позволяют актеру/актрисе дальше жить и работать, даже если совсем всё плохо. Удивительный такт. А еще она очень домашний человек. Когда  приходишь к ней в гости, приезжаешь на дачу, она поражает своим гостеприимством и заботой. Она такая трепетная хозяйка! – «Женечка, а что ты будешь на завтрак? А на обед?» – и к гостям относится с таким теплом! «Вот у меня груздья такие, а вот варенице, а эти помидорчики только с грядки….»…

Еще у нее была замечательная собака Карамелька, которая была еще при муже Володе, с ней было связано очень много тепла и дома, с этой собачкой. И когда ее не стало, я помню, как Света болела, как ей было тяжело, потому что это часть семьи, часть Володи, которого она боготворила и любила. И вот совсем недавно у нее появился рыже-белый комочек, которого она любит, который ее любит – ей нужен  кто-то рядом сейчас и здесь. Она очень заботливый человек – ей обязательно нужно кому-то отдавать эти тепло и любовь.

Народный артист России Георгий Корольчук — Слижиковой Светлане:

Как много слов прекрасных и бравурных

Тебе сказать я мог бы, знаешь ты!

Как много дней безветренных и бурных

Несли в театр мы свои мечты!

И что теперь? По-прежнему прекрасна,

Под линзой сцены ты вершишь свой путь.

И, значит, путь был выбран не напрасно,

И нам с него не следует свернуть.

Что будет дальше? Не тревожьте Бога.

Любовью мир стоит. Любовь — дорога!