Юбилей заслуженной артистки России, актрисы Театра им.В.Ф.Комиссаржевской АНАСТАСИИ МЕЛЬНИКОВОЙ
19 сентября актриса, российский политический деятель Анастасия Мельникова отметит юбилей.
Заслуженная артистка России Анастасия Мельникова родилась в семье ленинградских врачей, в 1990 году окончила ЛГИТМиК, где ее мастером был известный режиссер И.П.Владимиров. В 1993 году была принята в труппу Театра им.В.Ф.Комиссаржевской, где служит по сей день.
Политическая деятельность:
В 2011 году была избрана в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга от партии «Единая Россия», где является заместителем председателя постоянной комиссии по культуре, науке и образованию, курируя сферу культуры.
В 2015 году награждена специальной премией Номинационного совета высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (сезон 2014-2015) «За поддержку театрального искусства в Санкт-Петербурге и Ленинградской области»
В 2016 г. вновь переизбрана депутатом Законодательного собрания Санкт-Петербурга, а в 2021 году стала победителем праймериз партии «Единая Россия».
Заместитель председателя постоянной комиссии по образованию, культуре и науке, член комиссии по социальной политике и здравоохранению, член профильной комиссии по делам ветеранов, Общественного совета при Правительстве Санкт-Петербурга по вопросам отношения к животным, член Совета по культуре и искусству при Губернаторе Санкт-Петербурга.
Актриса кино:
В 1998 году Анастасия Рюриковна стала популярной благодаря участию в сериале «Улицы разбитых фонарей», и до 2005 года (1- 5 сезоны) ее героиня оставалась на пике популярности.
В 1999 году руководство ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области наградило актёрский состав детективного сериала статуэтками «За доблесть и создание положительного образа милиционера при выполнении служебного долга». С 2008 по 2014 гг. Анастасия Мельникова повторила успех «длинной дистанции» в сериале «Литейный».
Но не только сериалы принесли успех актрисе. Особого взгляда заслуживают ее работы в фильмах «Мания Жизели» (1995 г.), «Чествование» (фильм-спектакль), «Идиот» (роль — Александра Епанчина, 2003), «Казус Кукоцкого» (хирург Елисеева, 2005), «Сонька Золотая Ручка» (каторжанка Груня, 2006), «Спасти Ленинград» (2019), «12 месяцев. Новая сказка», «Иван», «Птица», «Агата и сыск», (2020), «Совесть» (2021), «Учености плоды», «Дело», «Золотые соседи» (2021), «Ночная ведьма», «Ворожея», «Собачье дело» (в производстве) и др.
Внимательно всматриваясь в кинороли Анастасии, можно отметить, что актриса предпочитает историческое кино. Ее «любит» камера, благодаря отличной школе И.П.Владимирова, Мельникова умеет существовать в ансамбле, четко выполнять задачи режиссера.
Занимаясь столь разнообразными профессиями, Анастасия умеет четко разделять
ТЕАТР ИМ.В.Ф.КОМИССАРЖЕВСКОЙ
В театре ее послужной список не столь обширный, но каждая роль – новый поиск актрисы. Она не боится пробовать, искать новые формы существования, особый язык героини, привычки, внутреннее содержание. Можно сказать, что у Анастасии (редкий случай в актерской среде) нет штампов, нет заранее выстроенной роли. Каждый раз она пробует «по живому», каждый раз сомневается, отчаивается и…обретает с новой ролью еще одну «ноту» в актерском диапазоне. Молодые героини в спектаклях «Клятва маркиза Карабаса», «Дама с камелиями», «Лев зимой», «Дело корнетв О-ва», «Приглашение в замок», «Фортуна», «Прощай, клоун!» сменились более зрелыми ролями, в которых наметившийся чуть ранее драматизм превратился в трагическую сущность, легкая грусть – в тоску по невозвратному, девичья легкость – в усталость, таящуюся не только в уголках глаз….
Так, например, ее роль администратора Мэдж в спектакле «Костюмер» Р.Харвуда – пример любви деятельной, нелепой, искренней и тайной. Актриса играла свою героиню тонкими линиями, матовым звуком, внутренними вибрациями. Трагическая нота ощущалась во всем, так как предлагаемыми обстоятельствами являлась война, бомбежка и маленькая английская труппа, брошенная на произвол судьбы….
В спектакле «Привидения» ее Фру Алвинг – глубоко уставшая, разочаровавшаяся в семье, любви, домашнем очаге. Всё, что она строила, оказалось тленом, никому не нужным. Актриса Мельникова играет свою героиню чуть замедленно, как бы в оцепенении от происходящего, полную драматизма настолько, что лишним жестом или фразой она боится выплеснуть свою боль. Вместо благодарности и обожания она получила ненависть и презрение родных людей, насмешки прислуживающих, ненависть окружающих. В чем она виновата? Героиня А.Мельниковой тщетно ищет ответ….
28 октября коллектив Театр им.В.Ф.Комиссаржевской поздравит заслуженную артистку России Анастасию Мельникову с юбилеем после спектакля с ее участием «ПРИВИДЕНИЯ» по пьесе Г.Ибсена.
Роли, сыгранные в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской
1993
К. Ласкари «Клятва маркиза Карабаса» (Принцесса)
1994
А. Дюма-сын «Дама с камелиями» (Манон Леско)
Дж. Голдмэн «Лев зимой» ( Элис)
К. Ласкари «Рике с хохолком» (Фея)
1995
Е. Гремина «Дело корнета О-ва» (Софи)
Ж. Ануй «Приглашение в замок» (Сестра Резеда)
М. Цветаева «Фортуна» (Клеретта)
Ф. Достоевский «Игрок» (Баронесса)
1997
Б. Слейд «Чествование» (Салли)
Ф. Феллини «Прощай, клоун!» (Клоун, Невеста)
А. К. Толстой «Царь Борис» (Царевна Ксения)
1998
И. Бергман «После репетиции» (Анна)
1999
Ф. Э. Бернет «Маленькая принцесса» (Лавиния)
2000
Ф. Дюрренматт «Брак г-на Миссисипи» (Горничная)
2016
Г.Ибсен «Привидения» (Фру Алвинг)
2017
Р.Харвуд «Костюмер» (Мэдж)
2023
«Новеллы о любви» Ги де Мопассана: Жанна («Усы»)
ИЗ ИНТЕРВЬЮ С АНАСТАСИЕЙ МЕЛЬНИКОВОЙ:
Сначала был скандал в доме по поводу моих поступлений в театральный институт. Мама никогда не была против, а папа, которого я совершенно обожала, впервые в жизни разгневался. Но когда он пришел на первый мой спектакль «Визит дамы» в БДТ (мне было тогда 18 лет), то сказал моей маме: «Ленка, снимаю шляпу, она совершенно права – она правильно выбрала профессию». В Комиссаржевке, к сожалению, он меня уже не увидел, но сам и привел в этот родной дом. Комиссаржевку. Он оперировал Дору Моисеевну Вольперт (тетушку Иосифа Бродского), и она позвала папу на спектакль, а он взял меня. Так и получилось, что я росла на «Царях» Рубена Агамирзяна. Когда меня согласились принять в труппу, со мной было что-то невероятное…
Сегодня я совмещаю две профессии: актерскую и работу в парламенте.
Их не связывает ничего – это две совершенно разные части моей жизни. Когда мы погружаемся в репетиции, мы, к сожалению, крадем себя у семьи. Вот также я краду себя у театра, чтобы отдать какие-то моральные долги за то, что Бог мне дал в этой жизни столько радости и счастья: Маша, моя любимая профессия. Я продолжаю сниматься, я продолжаю выходить на сцену. Если бы я не выходила на сцену, мне было бы невероятно тяжело. Приходится себя постоянно держать в руках, и я не могу поставить стенку и постоянно сопереживаю каждому, кто ко мне приходит. Если ты этого не можешь – значит, не надо тебе идти в парламент, потому что ты должен сопереживать каждому, кто к тебе пришел. Лучше я сгорю раньше и умру, чем буду бесполезно жить, не принося пользы окружающему миру, а пока буду благодарить Бога, судьбу и жизнь за то, что у меня есть. Как только наступит выгорание, поверьте, я уйду и из той, и из этой профессии, как поступила моя мама, будучи врачом.
Я росла в медицинской семье: брат, мама, папа, два дедушки, прадедушка — все врачи, в четырех поколениях. Я не говорю о двоюродных, троюродных, четвероюродных дядях, племянниках, которые тоже врачи. И ни в одной семье Мельниковых-Корховых-Новожиловых я не видела равнодушия или дежурного отношения к профессии. Но если кто-то из них скажет, что у них жестче профессия, чем у меня как у депутата – я не соглашусь. Ко мне приходят 15-20 человек на прием в день – периодически им просто надо выговориться, а мне спокойно их выслушать, что-то им сказать — это работа психотерапевта. И эта часть работы для меня дико сложна.
Я сейчас снялась подряд в трех картинах, но мне мало, я хочу больше, потому что актерская профессия меня спасает. Спасает моё душевное равновесие. По долгу службы в парламенте мне приходится сдерживаться, я не имею права взорваться, хотя иногда люди могут очень сильно обидеть… И то количество негатива, злости, которое на меня изливается, я трансформирую, играя в спектаклях, чтобы были силы простить. И не просто простить, а простить и понять.
Но в тот день, когда у меня спектакль, я никогда не назначаю никаких встреч, в 12.00 я уже здесь, готовлюсь. Если что-то не получается в актерской профессии, я иду в церковь, исповедуюсь, причащаюсь и Бог мне помогает. Еще у меня дивный ребенок. Помните, как у Толстого в «Войне и мире»: когда сказали, что Коленька погиб, Ростова кричит: «Наташу, Наташу мне, Наташу!», — потому что Наташа умела либо сказать то, что именно сейчас хочется услышать, либо обнять и помолчать, но так успокоить могла только Наташа. Мою «Наташу» зовут Маша. Поэтому у меня Бог и Маша.
Мы с Машей снялись вместе уже в четырех киноработах. Первый раз я ехала и дико волновалась, Маше было тогда 15. Но получилось, что на площадке две актрисы, а не мама с дочкой. Я представить не могла себе этого ощущения. Я увидела партнера, который отзывался на мои импульсы, я старалась поймать ее. Уже потом, на озвучании, я стала смотреть, что-то увидела. А на площадке я не видела ничего, я просто работала, честно выполняла свою работу, партнер меня ловил, и я была ему благодарна. Партнера звали Маша.
Для меня на первом месте, конечно, это Маша, семья. К сожалению, у меня мама, муж и старший брат умерли в один год, тем не менее, для меня всегда на первом месте семья. И когда первый муж поставил ультиматум – семья или театр – я выбрала семью. Я очень об этом жалею, потому что брак распался совершенно по другим причинам, но я жила несколько лет без театра, без кино, мне было очень тяжело. На сегодняшний день так получилось, что моя семья – это Маша, мы потеряли самых близких родных. Но существует семья моего младшего брата, у которого трое детей и которых я совершенно обожаю, и ощущение семьи совершенно сохраняется. Есть мамина родная сестра, которая живет рядом со мной – семья от меня никогда никуда не уйдет.
Есть профессия, но если мне скажут выбирать актерство либо парламент, то конечно — актерство. Театр и кино – без них я не могу жить. И если эти 14 лет удается совмещать театр с депутатской деятельностью – спасибо Богу.
Когда я открыла последний сценарий, там моя героиня — директор детдома, и ей 60 лет. Я сразу согласилась, несмотря на то, что мне меньше лет, потому что понимала, что там есть, что играть. И мне неважно, что будут думать, что мне 60-65. Я готова быть некрасивой, с веснушками, бородавками и чем угодно, когда есть, что играть, когда есть хорошая история. Единственное, что я никогда не буду делать – это в 55 играть 30-летнюю. Это смешно, это вызывает жалость, а чувство жалости я ненавижу…
Я мечтаю, чтобы Маша поскорее родила мне внуков. Я очень соскучилась. Когда я нянчусь с младенцами, то испытываю ностальгию…..
И еще желаю себе ролей по очереди, а не параллельно, чтобы я успевала подготовиться, чтобы они не перехлестывались. Когда у меня случалось такое (я одновременно снималась в двух картинах и играла несколько спектаклей), это была катастрофа. Так нельзя.
Современный театр очень разный. Я очень сложно отношусь к спектаклям, в которых необходимо раздеться, сделать неприличное движение, чтобы понять, что это любовь. И это не тот случай, когда сердце разрывается от понимания того, что происходит на сцене. Я с ума схожу от творчества Эйфмана – вот где удивительное привнесение классики в современность и доказательство того, что вся та пошлятина, которая существует вокруг в этом мире – недопустима. И что можно понять всё, когда это сделано не просто талантливо, но гениально. Я верю в талант, я верю в классику, я верю в театр и очень надеюсь, что мой обожаемый дом, в котором я служу 30 лет и буду служить всю оставшуюся жизнь, никогда не скатится ниже заданной великими мастерами планки.