Рецензия на спектакль «Кто боится Вирджинии Вулф?»

В июле Театр им. В.Ф. Комиссаржевской завершил сезон премьерой: венгерская актриса и режиссёр Эникё Эсени выпустила в Петербурге спектакль по пьесе Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вулф?».
Официально творчество Олби причисляют к театру абсурда, но жизненнее его пьес нет ничего на свете. И всё потому, что их героями стали люди, которые редко пытаются узнать человека в его, человека, интересах, а вместо этого пытаются реализовать себя посредством уничтожения чужой (а то и родной) живой души. Эникё Эсени в компании с художниками Анваром Гумаровым и Евгением Гангзбургом (свет) удалось материализовать одну из лучших пьес драматурга, которую неплохо бы вручать претендентам на заключение брака прямо в загсах: пусть почитают, пока ждут дня регистрации…
«Кто боится Вирджинии Вулф?» – трагедия женщины, обратившей собственные амбиции в ставку на собственного, некогда любимого мужа, историка по профессии и писателя по призванию. Но у Джоржда (Александр Кудренко, актёр АБДТ им. Г.А. Товстоногова), который оказался ведомым в этом союзе, амбиций оказалось немного, да и направлены они далеко не в профессиональную сферу. В результате эгоистичная Марта (Анна Вартанян) переживает крах мечтаний, признавать который она не хочет, и обращает жизнь с мужем в постоянную мстительную борьбу: шутки трансформируются в оскорбления, пикировки переходят в настоящие схватки. Если же у пары появляются «зрители» в лице гостей, противостояние обретает масштаб греческой трагедии, который перед каждым действием усиливает дробь невидимого музыканта-ударника.
Героиня Вартанян постоянно и пристально наблюдает за своим мужем. И это взгляд любви, перешедшей в ненависть. Это взгляд охотника, ждущего в засаде, когда зверь промахнётся и станет уязвим. В «охоте», давно ставшей смыслом жизни этой умной, невероятно привлекательной женщины, Марта всегда нападает первой. Джордж – Кудренко только обороняется. Заметно, что ему частенько приходится переступать через себя, но и он совершенствует ответные удары от атаки к атаке, в итоге нарушая последнее «святое» правило, установленное супругами. Это поистине жизнь кошки с собакой, где «кошка» – Вартанян, а «цепной пёс» – Кудренко. Такой образ жизни не открытие, но, «по Эсени», страшен он именно в силу былой любви супругов и интеллектуального фундамента баталий, разрушающих каждого из них до основания, до потери эмоций, являющихся отражением чувств. Это битва титанов, в которой гибнут личности, достойные иных деяний и свершений.
Пришедшая в дом супругов пара явно не такого высокого полёта птицы. Против Джорджа и Марты Ник и Хани – слабаки (чего нельзя сказать об исполнителях их ролей). Амбициозный и лицемерный Ник, которого играет Иван Батарев, явно «параллелен» Марте, а безвольная, подчиняющаяся любому влиянию извне Хани – Полина Воробьёва (актриса театра «Мастерская») родственна по складу Джорджу. Их неизбежный семейный ад будет куда скромнее, ибо сумасшедшей любовью, как и взаимной эмпатией, молодые люди не страдают. Испытание просмотром лишь одной «серии» из мыльной оперы семейки интеллектуалов отдаляет их, делает ещё равнодушнее друг к другу, чем они были прежде.
Пьеса, место действия которой остаётся постоянным, а сюжет зашифрован намёками в обрывочных монологах и диалогах героев, всегда трудна для постановки. Тем более что пьеса Олби вряд ли относится к материалу, который можно интерпретировать в угоду постмодернистским ухищрениям режиссёров, аналогично политикам борющихся за голоса зрителя. Постановщик, берущийся за Олби, может сделать свою творческую ставку только на актёрскую игру, и в этом смысле спектакль Эникё Эсени доказал, что актёрский потенциал петербургского театра неисчерпаем. Ансамбль, сложившийся на сцене Комиссаржевки, – яркий тому пример. Ау, экспертные комиссии! Где вы? Впрочем, теперь придётся ждать нового сезона…

Е.Омецинская. Когда один ум хорошо, а два – ужасно// Невское время, 4 августа 2015