РИТА-РИТА – РИТА-МАРГАРИТА
31 октября исполнится 30-летие творческой деятельности заслуженной артистки России МАРГАРИТЫ БЫЧКОВОЙ.
В этот день она выйдет на сцену родного театра им.В.Ф.Комиссаржевской в роли Мадемуазель Куку в спектакле «Безымянная звезда» (постановка В.Фильштинского)
Пожалуй, не найдется ни одного заядлого петербургского театрала, который не знает Маргариту Бычкову. Среди ее многочисленных поклонников – люди разных поколений и профессий, она и ее героини вызывают огромный интерес своей невероятной открытостью, эмоциональной шкалой и силой. Ее шквал, шторм эмоций раскачивают любой корабль, любой коллектив, любое сборище. Она может заставить незнакомых людей петь всем автобусом, самолетом; лезть в горы, прыгать с парашюта, плясать лезгинку и капоэйру. По сути, она возвращает всех, кто оказывается в ее обозримом кругу, в детство, к себе подлинному, к открытым эмоциям и раскрепощению. Любой человек, оказавшийся рядом с ней, становится ее поклонником через минуту.
И эту удивительную эмоциональность, данную ей природой, она умело и разумно заставила служить своей профессии, ставшей ее второй «кожей». Маргарита, обладая ярким талантом, умеет быть частью ансамбля, тонко вплетая свою роль в сложную партитуру спектакля. С ней любят партнерничать коллеги, так как М.Бычкова каждый раз вносит элемент неожиданности, провоцирует на импровизацию в рамках режиссерского рисунка, привносит в уже сложившуюся работу свежий взгляд талантливого художника. Александр Морфов, Роман Смирнов, Игорь Коняев, Иван Латышев, Александр Баргман, Григорий Дитятковский, Сергей Снежкин – неполный список режиссеров, желающих работать с этой актрисой.
Тем не менее, Маргарита Бычкова умеет быть непримиримой, жестокой, когда чувствует непрофессионализм, халтуру, отсутствие увлеченности и нежелание работать все 24 часа в сутки…
Маргарита – заслуженная артистка России, актриса Театра им.В.Ф.Комиссаржевской, режиссер, педагог, неоднократный лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит». Спектакли в ее постановке («Театр», «Три дуры, три дороги, три души», «Про Любовь») – лауреаты и участники российских и международных фестивалей «Монокль», « АртОкраина», «У Троицы».
В 2019 г. Указом Президента Российской Федерации Маргарита Бычкова награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Ее феерическая энергия проникает в каждую клеточку нашего города, она – сама себе бренд и продюсер, агент и ангел-хранитель.
В ее жизни было всего два театра: ТЮЗ им.Брянцева, куда она пришла всего на два года после окончания института, и вот уже 28 лет – Театр им.В.Ф.Комиссаржевской.
Нет сомнений в том, что она была великолепной, сродни Клеопатре, Шамаханской царицей в «Сказках Пушкина» А. Андреева, самой искренней и доброй Коровой в спектакле «Кошка, которая гуляла сама по себе», лучшим гномом в спектакле «Баллада о славном Бильбо Бэггинсе» З.Корогодского – в постановках ТЮЗа. Но подлинный дом она обрела в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской, придя сюда в 1992 году. Здесь она сыграла почти 40 ролей (без одной). Сегодня актрису можно увидеть в спектаклях: «Двенадцать месяцев», «Безымянная звезда», «Бесконечный апрель», «Графоман», «Дон Жуан», «Женщина-змея», «Мизантроп», «Мыльные ангелы», «Прикинь, что ты – Бог», «Шизгара», «Анна в тропиках».
Также зрители могут познакомиться с ее режиссерской гранью в спектаклях «Театр», «Три дуры, три дороги, три души (3D), «Про Любовь».
«Мне Рита помогла встать на ноги как актрисе и человеку. Она загорелась идеей моноспектакля «Про Любовь», и не пойти за ней было невозможно. Вначале у нас были сложные репетиции – я не доверяла себе, и между нами летали молнии, но и такой путь нужно обязательно пройти. Зато когда что-то получалось, Рита всё тут же забывала и радовалась как ребёнок» (Е.Андреева)
«На репетициях мы все вместе что-то придумывали и изобретали, поэтому работа над «Театром» была для нас просто наслаждением. Очень правильное ощущение, когда артист – со-творец. Когда я соглашаюсь участвовать в какой-то истории, я полностью обнуляюсь и всецело доверяю режиссёру, особенно Рите – выдумщице, у которой всегда есть много потрясающих идей и огромная любовь к людям» (Т.Кузнецова).
Болгарский режиссер А.Морфов, известный сегодня не только в России и поставивший в театре им.В.Ф.Комиссаржевской 5 спектаклей, считал М.Бычкову своим талисманом. Его последний спектакль «Мыльные ангелы» (2009) — это, по сути, бенефис великолепного трагикомического дуэта М.Бычковой и С.Бызгу. Критики взахлеб писали о М.Бычковой в этом спектакле: «Она не просто блистает — она искрит и зажигает искрами таланта как зрителей, так и партнеров» (Е.Омецинская. Уплыть невозможно/ Реклама «Шанс»); «Жена Октавио Илуминада в исполнении Маргариты Бычковой — явление уникальное. И если внешне героиня выглядит как соседка по даче: рыжие волосы, взбитые мелкой химией, розовые бриджи в горошек, обтягивающие неправдоподобно выдающийся зад, — то по сути это феллиниевская Кабирия, но с ярко выраженным материнским чувством» (Ж.Зарецкая. Дорога без конца// журнал «Афиша»).
Большой актерский диапазон М.Бычковой позволяет режиссерам и самой актрисе раскачивать ее талант в сторону любого жанра. Так, подлинно трагический образ вырастает в спектакле «Шизгара» (2013) из бывшей «зечки» Зины. Ее «соло» начинается со спины: словно прилепившись к стенке, с чуть обросшей «нулевкой» волос она никак не может обернуться….Нельзя забыть этот звериный быстрый взгляд и «переломанный жизнью» позвоночник, и страшный пронзительный ее монолог, когда через трудно выговариваемые слова и скудные капли забитых внутрь слез выходит из зечки Зины страх, горечь, недоверие и ненависть… М.Бычкова умело вписывает трагический образ в партитуру великолепного актерского ансамбля, о котором с большим воодушевлением писали критики.
Умение окунуться, вжиться в персонаж так, что у зрителей не возникает сомнения, что актриса и есть по-настоящему именно такая – счастливое качество таланта М.Бычковой. Образ «настоящей володинской женщины», как отмечают критики и многие зрители, создала М.Бычкова в содружестве с режиссером А.Баргманом в спектакле «Графоман» (2014): «И возникает Маргарита Бычкова с бигудями под капроновой косынкой. Не теряя своей эксцентрической природы, тихо-тихо перебирая полы кофточки грубыми руками своей героини Тани из шахтерского поселка, она тоненько-тоненько, тихо-тихо играет драму. Я вижу, как клоунесса Бычкова специально сутулит спину и сводит внутрь плечи, но под этим — обезоруживающий драматизм: «Нет любви, нет. Я долго верила. Я только недавно перестала верить». (Е.Гриневецкий. Против оголтелой прозы// Петербургский театральный журнал)
А в спектакле И. Латышева «Бесконечный апрель» (2015) М.Бычкова – нелюбимая и некрасивая толстая девочка, а потом — усталая советская тетка, образ которой филигранно и тонко удается создать актрисе: «Так Маргарита Бычкова, играющая большую, неповоротливую 12-летнюю девочку в отвратительных коричневых рейтузах с мокрым пятном сзади, придет в квартиру к своему дряхлому больному отцу советской теткой в сером пальто (…). Прекрасная характерная актриса, здесь она чуть приглушает свою характерность, не раскрашивая, существуя в очень тонкой, легкой интонации, которая присуща всему спектаклю» (Е. Строгалева//Петербургский театральный журнал).
Актриса М.Бычкова никогда не боялась быть нелепой, гомерически смешной, вызывая, как и положено в высокой комедии, «за смехом – слезы», «за улыбкой – грусть». Ее несуразная, закованная в костюм приличий и правил Мадемуазель Куку становится настоящей клоунской репризой спектакля. А как жалко ее героиню, когда обнаруживается ее тщательно скрываемое трагическое чувство, ее неслучившееся женское счастье… В этом же комическом ключе – феерическая Мачеха в «Двенадцати месяцах» с огромной бородавкой, которую актриса придумала себе сама. Дети с удовольствием включаются в игру, которую задает своим персонажем М.Бычкова. А нелепая влюбленная Матюрина в «Дон Жуане» — это уже праздник для взрослых, с удовольствием включенных в ловкую аферу Дон Жуана…
Совсем другая сторона, а может быть, и подсмотренная М.Бычковой душевная история – в спектакле «Прикинь, что ты – Бог». Почти без слов, только взглядом и телом, движением и жестами рассказывает актриса о настоящей драме стареющей женщины…И каждый ее жест понятен любому, сидящему в зале, выверен, точен и узнаваем. Тело – как продолжение актрисы (недаром Маргарита Бычкова – мастер спорта по художественной гимнастике), жест – как невысказанное слово.
В недавней премьере театра Маргарита сыграла …выдуманного персонажа, которого нет в пьесе – Старую кубинку. Кто и как выдумывал эту роль – оставим под покровом тайны театра, но, по словам первых зрителей, её образ – это «олицетворение всей этой маленькой табачной фабрики, уходящего времени, которое не остановить; времени, в котором главным был Человек, а не его машины…»
Огромного диапазона творческий дар актрисы выливается не только на сценической площадке. Она – великолепный педагог сценического мастерства в Институте кино и телевидения, ее боготворят студенты. Щедрость таланта проявляется и в создании прославленных комиссаржевских капустников, где М. Бычкова выступает как автор, режиссер и исполнитель.
Актриса давно и успешно снимается в кино, ее фильмография насчитывает свыше 100 картин. Большая популярность пришла к ней после съемок в фильмах А. Рогожкина «Блокпост» и С. Снежкина «Брежнев». Многим запомнились ее яркие работы в фильмах «Белая гвардия», «Похороните меня за плинтусом», «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», Zолушка», «Человек у окна», «Подлинная история поручика Ржевского», «Ленинград 46», «Вольная грамота» и др.
Из ранее сказанного:
«Рита – необыкновенный человек. Если она любит, то с такой силой отдачи, что надо поберечься: может «прикончить» от любви. В ней есть удивительное человеческое и актёрское качество, без которого она прожить не может: в каждую секунду она должна быть честна перед собой и окружающими. И по ощущению моему, она очень любит своих друзей. Если кому-то становится плохо, она бросается на амбразуру, и делает всё для того, чтобы было хорошо. Именно сейчас, именно в эту секунду она думает и делает так…» (художественный руководитель Театра им.В.Ф.Комиссаржевской Виктор Новиков).
«Маргарита для меня – это космос. Она вмещает в себя и хорошее, и плохое, и удивительное. И она никогда ничего не скрывает, всё выплёскивает. Я восхищаюсь этим от души. С ней можно не говорить о чём-то вслух, она сама всё почувствует – руками, головой, сердцем, всем своим существом» (актриса Елена Андреева)
««Маргарита – персонаж преодолевающий. Причём, барьеры её становятся всё выше и сильнее, и она неуклонно следует предназначению. Это вызывает мою любовь и уважение. Она тонкая, трепещущая драматическая актриса, и в то же время она способна держать жанр, это же просто воск в руках режиссёра, это счастье!
Студенты – по сути, дети, а Маргарита, как «педагогическая мать», тонко чувствует их и направляет, выходя за пределы института в жизнь со всеми её любовями, болезнями и разочарованиями» (режиссер Сергей Снежкин).
«О Рите я знал очень многое ещё до нашего знакомства. Её знают во всех театрах, её невозможно не знать! Первый раз я увидел её в капустнике в Молодёжном театре, сразу запомнил эту энергию, бьющую через край.
Рита художник и созидатель, она энергична и талантлива, в ней многое бурлит. Она заняла своё место, и мне очень сложно представить без неё Театр им. В.Ф. Комиссаржевской, и вообще театральный Петербург.
Рита – уникальная актриса. Я до сих пор искренне плачу в гримёрке, когда слушаю её монолог в «Графомане». Её энергия и запал создают ощущение, что она отмечает не 30, а один год деятельности в театре — у некоторых людей с годами это уходит, а в ней огонь остаётся. С другой стороны, кажется, что она служит в театре уже миллион лет, настолько она болеет за него, настолько любит. И я я любуюсь ею — щедрой, преданной театру и живущей им до конца, до предела» (заслуженный артист России Сергей Бызгу).