И.Тургенев
«МЕСЯЦ В ДЕРЕВНЕ»
по мотивам пьесы И.С. Тургенева
В марте Театр им.В.Ф.Комиссаржевской представит одну из самых известных пьес русского классика Ивана Тургенева «Месяц в деревне».
ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ПЬЕСЫ:
Пьеса «Месяц в деревне» писателя Ивана Сергеевича Тургенева, написанная им в 1850 году и опубликованная в 1855 год в журнале «Современник», — самое известное произведение в драматургическом наследии автора.
Публикация 1855 года представляла собой третью редакцию пьесы. Первая редакция, над которой Тургенев работал с 1848 года во Франции, называлась «Студент», затем с 1850 года (во второй редакции) «Две женщины», позже Тургенев переименовал её в окончательный вариант — «Месяц в деревне». Тургенев не считал пьесу комедией и не считал её годной для сцены, в 1854 году он напишет: «это собственно не комедия — а повесть в драматической форме. Для сцены она не годится, это ясно; благосклонному читателю остается решить, годится ли она в печати». Позже, в письме 1868 года он ещё раз повторил эту мысль: «Месяц в деревне» «представляет некоторый интерес, но его тема более подходит для новеллы, нежели для пьесы».
«Иван Тургенев — русский писатель, «острый и тонкий наблюдатель, точный до мелочей, он рисует своих героев как поэт и живописец. Ему одинаково интересны как их страсти, так и черты их лица…» — написал автор «Кармен» Проспер Мериме.
Как драматическое произведение пьеса всеми газетами была названа «скучной», или даже «скучнейшей», и несценичной, хотя в то же время признавались ее высокие литературные достоинства. «„Месяц в деревне“ нельзя даже назвать комедией – это просто диалогированная повесть; отсутствие драматической жилки бросается здесь в глаза на каждом шагу, так же как и блестящие достоинства романиста-художника». В то же время отмечалось, что своеобразие комедии Тургенева потребовало от актеров новых приемов игры. «Здесь всё зависит от актера. Не доиграй актер или переиграй – пиши пропало. Воплотить в себе и разрешить сложную психологическую задачу – вот что задает И. С. Тургенев нашей современной драматической труппе. Страшно за актеров, которые вдруг окажутся вполне бессильными совладать со сложной психологической задачей». «Это замечательно тонкий психологический этюд, требующий от актеров большого художественного чутья и известного художественного уровня», — писала критика.
ПОСТАНОВКИ
13 января 1872 года состоялась первая постановка пьесы в Малом театре на бенефисе актрисы Екатерины Васильевой. В 1881 году на той же сцене пьеса была возобновлена в бенефис Гликерии Федотовой. Оба спектакля не имели успеха. В 1900 году пьеса была сыграна в третий раз на подмостках Малого театра, и она оказалась удачной, на сцене играли актёры Мария Ермолова, Александр Южин, Иван Рыжов, Елена Музиль, Ольга Садовская.
В 1879 году для своего бенефиса пьесу решила сыграть актриса Александринского театра Мария Савина, в 1909 году пьесу играли в Московском художественном театре, где в главных ролях выступили Константин Станиславский, Ольга Книппер-Чехова и Ричард Болеславский.
Литературовед Леонид Гроссман указывал на сходство «Месяца в деревне» с пьесой «Мачеха» Оноре де Бальзака, в которой французский автор повествует о борьбе падчерицы и мачехи за любовь молодого человека. Другой литературовед Лидия Лотман увидела сходство произведения Тургенева с пьесой «Преступление, или Восемь лет старше» Огюста Арну и Нарсиса Фурнье, в которой тоже речь идет о борьбе зрелой женщины и юной девушки за право завоевать мужское сердце.
По-настоящему открыл пьесу именно ХХ век. Должна была завоевать мировую сцену новая драма, а герои Чехова, Ибсена, Стриндберга стать властителями дум, чтобы сквозь тонкое психологическое кружево «Месяца в деревне» проступили совсем другие смыслы – резкие, дисгармоничные. И если Станиславский в спектакле Художественного театра 1909 года еще только намекал на душевные бури героев, позволив художнику Мстиславу Добужинскому повесить на стенах в усадебной гостиной картины, изображающие шторм и извержение Везувия, то Анатолий Эфрос в 1977 году в Театре на Малой Бронной вывел трагедию Натальи Петровны на первый план. «Месяц в деревне» стал историей о мучительном разладе человека с самим собой, о химерах и призраках, которые раздирают душу, парализуют любое действие. И как утекает сквозь пальцы время жизни, и как обостренно чувствуют это герои, прежде всего, конечно, главная героиня – Наталья Петровна (ее блистательно играла Ольга Яковлева).
Пройдет не больше пары десятков лет, и другой русский автор, Антон Чехов, напишет две пьесы о месяце в деревне — «Вишневый сад» и «Чайку». И мы увидим там все тех же героев. Как же они изменились, стали как-то мельче. И все по-прежнему будут говорить, говорить и говорить…
В ТЕАТРЕ ИМ.В.Ф.КОМИССАРЖЕВСКОЙ
В 1998 году эта пьеса уже была поставлена в нашем театре режиссером В.Гришко. Трагический излом Натальи Петровны в режиссуре Валерия Гришко и исполнении Татьяны Кузнецовой был созвучен драматизму Ольги Яковлевой, только способы достижения этого драматизма у актрис оказались очень разными.
В 2014 году на экраны вышел фильм Веры Глаголевой «Две женщины», где Наталью Петровну сыграла актриса нашего театра Анна Вартаньян, выступив в дуэте с Рэйфом Файнсом.
И снова пьеса возвращается на подмостки Театра им.В.Ф.Комиссаржевской в режиссуре одного из самых смелых современных режиссеров Романа Габриа. Что сегодня станет главным в этой пьесе для постановщика, какую любовную работу ведет современный человек, и что произойдет с классическим любовным тургеневским четырехугольником – узнаем из премьеры в марте.
Из интервью с режиссером Романом Габриа:
Мы постигаем пьесу долго, поступательно, даже нудно. Старым-добрым этюдным методом. Я специально для этого расчистил пространство от постановочных, пластических репетиций, даже любимой музыкой для создания атмосферы не занимаюсь. Сконцентрировался только на артисте. На работе партнерской, в тишине, на движениях сюжета через роли, через психологические связи. Очень важно помочь найти артистам реальные триггерные точки, личные даже. Документально организовать события. Не заваливаясь в излишнюю театральность.
Эта работа сейчас нас очень увлекает. Мы с артистами обмениваемся историям из жизни, общаемся, я читаю психоаналитическую литературу, мне это помогает разобраться в тургеневских ситуациях. И в себе, если честно, тоже.
Вообще, такой подробный процесс — хорошая школа, путь самопознания. Кто мы? Что происходит в нас и между нами в сложные этапы созревания?
Это не может не давать результатов. Иногда через актерскую пробу возникают интересные, парадоксальные разрешения сцен, которые бы я не сочинил в голове. Мне эти открытия очень дороги, и большое спасибо артистам. Ребята откликаются, ищут вместе со мной.
Важно, чтобы спектакль рождался в непрерывном репетиционном процессе. Не из головы режиссера и не дома у зеркала, а в моменте. В мышлении телом, конфликтом, этюдом.
В спектакле заняты: народный артист России Георгий Корольчук, заслуженные артисты России Евгения Игумнова, Ольга Белявская, Елена Симонова, Александр Большаков, Анатолий Горин; артисты Владимир Крылов, София Большакова, Анатолий Журавин, Семён Авралёв, Василий Гетманов, Екатерина Карманова, Клим Скоробогатов
ЦИТАТЫ ИЗ ПЬЕСЫ «МЕСЯЦ В ДЕРЕВНЕ»
Что за охота людям, которые действительно вас любят, класть поочередно все свои пальцы в вашу рану?
Ничего нет утомительнее невеселого ума.
Ах, не дай бог мне узнать терзания ревности, особенно бессмысленной ревности!
…мы самих себя изучаем с большим прилежанием и воображаем потом, что знаем людей.
Порядочный доктор никогда болен не бывает; разве вдруг возьмёт да умрёт…
Видно, барыням не по нутру, коли у нашего брата глаза зрячие. Делай по-ихнему, помогай им — да и притворяйся еще, что не понимаешь их.
Да с каких пор одни умные люди женятся? Уж коли в чем другом, в женитьбе-то не следует дуракам хлеб отбивать.
У Вереницына дочь, зелененькая, знаете, такая, глазки бледненькие, носик красненький, зубки желтенькие, ну, словом, очень любезная девица; на фортепьянах играет и сюсюкает тоже, стало быть, всё в порядке.
…иногда мы с вами разговариваем, точно кружево плетем… А вы видали, как кружево плетут? В душных комнатах, не двигаясь с места… Кружево – прекрасная вещь, но глоток свежей воды в жаркий день гораздо лучше.
Таков уж мой нрав… Чужому-то я зубы скалю, а внутренне думаю: экой ты болван, братец, на какую удочку идешь; а с вами я говорю, что думаю. То есть, позвольте, и вам я не все говорю, что думаю; по крайней мере я вас не обманываю. Я должен вам большим чудаком казаться, точно, да вот постойте, я вам когда-нибудь расскажу мою жизнь: вы удивитесь, как я еще настолько уцелел.
Ах, как смешны люди, у которых одна мысль в голове, одна цель, одно занятие в жизни…
Все улепетывают, кто куда, как куропатки, а всё потому, что честные люди…
Я боюсь за мое счастье, как бы оно не исчезло у вас под руками.
У хорошего мужа жена что мягкий воск.
Вы, Лизавета Богдановна, и вперед не бойтесь болтунов: они не опасны, а вот те, что больше молчат, да с придурью, да темпераменту много, да затылок широк, те вот опасны.
А мы пойдем с вами, если позволите, Михайло Александрыч. Вишь, как они бегут по аллее. Пойдемте, посмотримте, как они будут змей пускать, хотя мы и умные люди…
Что за охота писать, коли таланту бог не дал. Только людей смешить. Да и притом вот что удивительно, вот что объясните мне, сделайте одолженье: иной и умный, кажется, человек, а как возьмется за перо — хоть святых вон неси. Нет, куда нам писать — дай бог понимать написанное!
Да, иногда весело помучить, кого любишь…
Скучать с друзьями – ужасная вещь: вам ловко, вы не стеснены, вы их любите, злиться вам не на что, а скука вас всё-таки томит, и сердце глупо ноет, словно голодное.
Я сам ужасно любопытен, а любопытных женщин терпеть не могу.
Кого же колоть, коли не друзей..
Ракитин. Ах, господин доктор, вы, позвольте вам сказать, вы мне очень надоели…Шпигельский. А уж себе-то как я надоел, Михайло Александрыч, если б вы знали!
Вы сегодня так добры и так мягки, потому что вы чувствуете себя любимой.
Как бы скромны ни были желанья и надежды человека, ему трудно не потеряться хотя бы на мгновение, когда их внезапно у него вырывают.