Народный артист России
27 июля 1935 — 3 мая 2021
1958 — окончил Государственный Педагогический Институт в Пензе.
1958 — 1960 – актер Пензенского областного драматического театра им. Луначарского.
1960-1963 – актер Казанского ТЮЗа
1963-1968 — актер Казанского государственного БДТ им. Качалова.
1968-1969 — актер Рижского театра Русской Драмы.
1969-1986 — актер Ленинградского театра им. Ленсовета.
1986-1987 — актер Малого Драматического театра.
1987 — 2021 — актер театр им.В.Ф.Комиссаржевской
Награды и премии:
В 1977 г. присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР»
В 2008 г. присвоено звание «Народный артист России»
Лауреат городской премии за спектакль «Интересное кино» в номинации «Лучшие роли сезона»
2016 — Приз Санкт-Петербургского общества зрителей «Театрал» — «За глубокое искреннее переживание роли Вениамина в спектакле «Бесконечный апрель», реж. И.Латышев»
2016 — лауреат Высшей театральной премии «Золотой софит» (сезон 2015-2016 гг.) за роль Вени в спектакле «Бесконечный апрель» (реж.И.Латышев) в номинации «Лучшая мужская роль»
Ефим Александрович родился летом 1935 г. в маленьком городе Новозыбкове. Через несколько лет их семья переехала в Пензу, и именно с этим славным городом связаны все детские и юношеские воспоминания актера. После школы он закончил историко-филологический факультет педагогического института и параллельно занимался в театральной студии при областном пензенском театре.
После окончания студии, несмотря на то, что официального диплома о театральном образовании у Ефима Каменецкого не было, его пригласили работать в ТЮЗ города Казань. Через три года в Казани актер поступил в Большой Драматический Театр им. Качалова. В Казани Ефим Каменецкий познакомился со своей будущей супругой, актрисой Галиной Никулиной, которая в то время училась в казанском театральном училище. Вскоре уже вместе они переехали в Ригу, где произошло судьбоносное в своем роде знакомство с режиссером Игорем Владимировым. В 1969 году по приглашению знаменитого режиссера театра им. Ленсовета Ефим Каменецкий переехал в Ленинград. Начался новый этап в жизни.
В театре им. Ленсовета актер проработал почти двадцать лет. Наверное, не без оснований можно предположить, что годы работы в театре им.Ленсовета были одними из лучших в творческой биографии Каменецкого. 70-80-е годы – «золотое» время театра им. Ленсовета. Такие спектакли, как «Люди и страсти», «Дульсинея Тобосская», «Преступление и наказание», «Трехгрошовая опера», «Укрощение строптивой» пользовались бешеной популярностью у зрителей — очередь за билетами занимали с раннего утра. Во многом лицо театра под руководством Игоря Владимирова определял поистине «звездный», легендарный актерский состав: Алиса Фрейндлих, Алексей Петренко, Анатолий Равикович, Михаил Боярский. Чудесные партнеры, выдающаяся режиссура, добротный материал дали Ефиму Александровичу роли в спектаклях по пьесам Игната Дворецкого («Человек со стороны», «Ковалева из провинции», «Последний отец»), «Наедине со всеми» Александра Гельмана. Театралы по сей день помнят его Порфирия Петровича в спектакле Игоря Владимирова «Преступление и наказание». В конце 80-х годов актер ушел из театра Ленсовета и около года проработал в труппе Малого Драматического театра.
В 1987 году, уже зрелым мастером, актер пришел в театр им.В.Ф.Комиссаржевской, где прослужил уже без малого 33 года. Здесь он оказался в той благодатной среде, в которой решались творческие задачи, близкие его духу. Одной из первых работ в этом театре стала роль Ведущего в «Колыме» И. Дворецкого. В этой молчаливой роли Ефим Каменецкий показал редкое искусство держать паузу, — в тишине передать душевную боль, трагедию сталинского времени, которую пережил его герой. На этой сцене актером было сыграно множество ролей. Каждая из них становилась событием не только в личной творческой биографии артиста, но и художественной жизни города. Памятны его Бельский из «Смерти Иоанна Грозного», Тальберг из «Дней Турбинных», Варенн из «Робеспьера», Панкрасс из «Полоумного Журдена». Высоко оценила критика и Доктора в «Андорре» М. Фриша, Ягужинского в «Шуте Балакиреве» Г. Горина. Несуетность личности актера выражается в каждой, даже маленькой роли. Так, на скудном материале роли слуги и костюмера английского актера Кина из одноименной пьесы Г. Горина Е. А. Каменецкий сыграл жизнь и судьбу скромного служителя сцены, фанатично преданного театру. Рисунок этой роли был столь богат внутренними психологическими нюансами и открытиями, что после премьеры «Кина IV» автор пьесы Григорий Горин сказал артисту: «Спасибо. Извините только, что я ничего этого не написал…».
Тема «художника и власти» получила неожиданное ироническое развитие в легком спектакле-шутке, анекдоте из актерской жизни «Дорогая, я не слышу, что ты говоришь, когда в кране идет вода, или Поговорим как художник с художником» по пьесам Р.Андерсон и Л. Зорина на сцене театра «Приют комедианта». Право на свободу творчества отстаивал его герой в пьесе Т. Дорста «Я, Людвиг Фейербах».
Ненавязчивое чувство юмора и художественный такт придавали каждой работе особое изящество. Быть психоаналитиком и врачевателем душ для актера такого уровня — задача вполне реальная. Е. Каменецкий был актером универсальным, отлично владеющим искусством отстранения. В последних работах мастер исключительно точно работал в жанре трагифарса. В «Бульварной истории» А. Николаи артист играл счетовода крупной фирмы Луиджи Палья, больного, как и его случайные знакомые по скамейке, одиночеством, «склонного на душевный компромисс, с готовностью идущего навстречу новым друзьям».
Е. А. Каменецкий всегда тонко чувствовал литературный материал, его стилистику. Это позволяло ему выступать в качестве автора инсценировок. Так, в Русской Атрепризе им. Андрея Миронова идет спектакль «Скандал в Пассаже», в котором Е. Каменецкий выступил не только как актер, но и как автор пьесы по мотивам сатирических произведений Ф. Достоевского. В спектакле театра «За Черной речкой» — «Любовь и странствия прапорщика Гринева» (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка») он был не только актером, но и автором инсценировки, сорежиссером. По заказу одного из Лондонских театров Ефим Каменецкий написал инсценировку по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание».
Одержимость театром в актере не угасала никогда. Ефим Александрович участвовал во многих театральных проектах города: в «Антрепризе им. Андрея Миронова» (Сорин в «Чайке» режиссера А. Товстоногова), в Молодежном театре на Фонтанке, в «Приюте комедианта, в театре «За Черной речкой»(«Осторожно – золотая рыбка!» современного эстонского драматурга Я. Тятте). С бывшими учениками мастер сыграл сказочного старика, демона-искусителя Освальда. Удивителен был его профессор Гейгер в спектакле БДТ им.Товстоногова «Перед заходом солнца».
Редкой окраски голос и доверительная интонация расширили необычайную популярность за счет радиослушателей. Труд закадрового диктора в документальных фильмах Ефим Александрович превратил в высокое искусство.
Многие запомнили его в работах на телевидении. Знаменитый фильм Ю. Панича «Проводы белых ночей» — одна из тех удач, которые сопровождают работу талантливого актера всегда, особенно в экранизации классики. По мнению многих артистов, лет двадцать назад его заменяло телевидение. Телеспектакли снимали в огромном количестве — чуть ли не 20 в год! Конечно, телевизионный спектакль нельзя было назвать кинематографом, однако типичные «киношные» актеры обливались потом: им было очень сложно выдержать такие «театральные» дубли, по-настоящему просуществовать перед камерами в течение 5-7 минут. Телевидение давало возможности, которые сейчас дает антреприза, ведь вместе работали не только актеры из разных театров, но и из разных городов. Ефиму Каменецкому довелось сниматься с Богданом Ступкой, с Олегом Далем, с Олегом Борисовым, с Натальей Теняковой, с Ефимом Копеляном… Телевидение свело на годы с Александром Демьяненко.
Педагогическая работа Ефима Александровича представлена несколькими курсами выпускников Петербургской Театральной Академии, некоторые из которых стали популярными актерами театра им. В. Комиссаржевской. А его участие в кино и телесериалах стало гарантом качественной работы, рядом с этим артистом нельзя было работать в «полноги» и остальным участникам.
Ефим Каменецкий – один из тех редких актеров, в ком никогда не было «актерства». Он был не по-театральному интеллигентен, скромен и удивительно добр. Его глубокие знания, красота душевных качеств и теплое отношение к окружающим подкупали каждого, кто оказывался рядом с ним. Он был невероятно красив, как может быть красивым человек, искренне любящий мир таким, какой он есть…