Народный артист России

18 марта 1944 года (Уфа) — 26 февраля 2022 (Санкт-Петербург)
1961 г. — поступил на актерский факультет Киевского театрального института им. Карпенко-Карого.
1964 г. — перевелся на заочное отделение ГИТИСа им.Луначарского
1964 – артист Драматического театра Балтийского флота г. Лиепая.
В 1965 г. — окончил Московский государственный институт Театрального искусства.
С 1966 — артист Русской драмы им. Маяковского (Душанбе).
1968 — 1973 гг. — актер Рижского театра русской драмы.
1973 – 1975 гг. – артист театра им. Ленинского Комсомола
1975 – 1976 гг. артист БДТ им. М. Горького.
С 1977 г. – артист театра им. В.Ф. Комиссаржевской.
Награды и премии:
Награжден медалью «ХХ лет Победы над Германией».
Удостоен премии «За лучшую роль года».
2018 — награжден Памятной медалью Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных сил Российской Федерации за проведение шефских концертов в районах боевых действий Демократической республики Афганистан в 1988 г.
В 20 лет Борис Соколов впервые вышел на сцену киевского театра, а в 1965 году — уже учился в Москве, в ГИТИСе им. А. В. Луначарского. Москва подарила молодому герою массу интересных встреч и дружб: Михаил Ромм и его знаменитый курс ВГИКа с Кончаловским, Тарковским, Миттой.
Начав сниматься в кино, Борис Соколов работал с такими известными кинорежиссерами, как И.Авербах («Объяснение в любви»), В.Мотыль («Звезда пленительного счастья»), Г. Полока… Москва 1970-х была театральной Меккой, где властителями дум были Эфрос и Любимов, Ефремов и Завадский, Плучек и Гончаров.
По окончании учебы у Бориса Соколова наступил самый напряженный период в творческом становлении. Это была Рига, золотой век Рижской русской драмы, где за пять лет было сыграно 20 ролей.
В Ленинграде Соколов оказался по приглашению Г.А. Товстоногова. Соблазн был велик, и молодой актер с героической внешностью и отличной школой оказался в БДТ. Но достойных ролей не предлагали, и тогда Соколов пришел в Театр Ленинского комсомола к молодому Г. Опоркову. Оказалось, ненадолго. Снова позвал Товстоногов, теперь уже — на конкретную роль в спектакле «Дом на песке» Р. Ибрагимбекова. И опять романа с БДТ не случилось. Судьба привела его после долгих метаний в Театр им. В. Ф. Комиссаржевской. Здесь, на пике популярности в стране театра Рубена Агамирзяна, расцвел и дал корни талант артиста. Художественный руководитель театра Рубен Агамирзян предложил сыграть Келина в пьесе И. Друцэ «Святая святых». Роль оказалась судьбоносной. Теперь зритель шел не просто на спектакли театра им. В.Ф. Комиссаржевской: шел на Соколова. За эту свою любимую роль Кэлина актер был отмечен дипломом Ш степени Всероссийского смотра национальной драматургии в театрах РСФСР.
За 40 лет работы в театре сыграны десятки самых разноплановых ролей. Незабываемы его гротескный Ноздрев в «Чичикове» Булгакова, вальяжный и умный Вождь в притче В. Шендеровича «Тезка Швейцера», герои в спектаклях «Дни Турбиных», «Убийство Гонзаго», «Полоумный Журден», «Смерть коммивояжера», «Прощай клоун», «С тобой и без тебя».. В горинском «Кине» (примечательный факт!) актер сыграл актера. Это и кумир толпы, победоносный, мягко-романтичный и с доброй лукавинкой, светящийся юмором и любовью, — и актер поверженный, спивающийся гений, измученный запретами власти и насмешками обывателей, но, вопреки всему, мощно и радостно творящий Театр на улице, в «декорациях» грозы и ливня. Ирония, мягкий лиризм помогают актеру делать комедийные характеры объемными, яркими и легкими. Возможно поэтому прекрасно сложилась судьба излюбленного зрителями спектакля «Французские штучки», где Борис Соколов великолепно сыграл Альбера Ламара.
О герое Соколова из «Колымы» критика писала: «В образе, созданном Б.Соколовым, оживают те прекрасные, светлые люди, которых потеряло наше общество в страшный период сталинских репрессий. Алыпов у Соколова не просто сильный характер, он самоценен сам по себе. Это, прежде всего, наш современник, режиссер Народного театра, который пытается понять того, колымского Алыпова».
Спокойствием и уверенностью веяло от Бачаны Рамишвили в спектакле «Возвращение к жизни». Земная ось проходила через его сердце: не суетен, не мелочен, душевно щедр, человечен и мудр. Поэтическая стихия транслировалась им с удивительной силой и нежностью.
Об артисте писали, как о блестящем исполнителе героев своего времени.
«Есть артисты шаляпинского типа, которым под стать играть натуры мощные, величественные. Среди них Павел Луспекаев, Георгий Марков. Но и в наше время можно найти актеров, поражающих богатырской мощью, интеллигентностью и каким-то внутренним теплым светом. Среди них — Борис Соколов» — так писал журнал «Стиль».
Борис Михайлович пробовал себя в режиссуре. Поставил несколько спектаклей современной драмы.
Его мягкий теплый талант был универсален, в его индивидуальности присутствовали легкая вальяжность и юмор. И если его героическим персонажам был не чужд юмор, то характерные, вроде «Полоумного Журдена», вызывали сочувствие, как подлинные герои.
Полнота жизненных сил, выразительность лепки характеров, глубокое постижение роли, безупречное владение техникой, точная передача режиссерского замысла не в ущерб собственному пониманию роли, яркая фактура, неподражаемый голос – все это стало залогом творческого успеха актера. Его уникальный разносторонний талант раскрыл индивидуальность, в которой были и теплота, и мягкий лиризм, и скрытая ирония умного человека.
Борис Соколов стал одним из выдающихся актеров Ленинграда-Петербурга. Об артисте писали, как о блестящем исполнителе героев своего времени. «Есть артисты шаляпинского типа, которым под стать играть натуры мощные, величественные. Среди них Павел Луспекаев, Георгий Марков. Но и в наше время можно найти актеров, поражающих богатырской мощью, интеллигентностью и каким-то внутренним теплым светом. Среди них — Борис Соколов».
Его очень любили в театре – за великолепный юмор, за мощный талант, за добродушие, спокойствие и теплоту.
Последний его спектакль – лирическая трагикомедия «С тобой и без тебя», где Соколов сыграл сильного и нежного Сэма.
Те, кто хотя бы раз видел Соколова на сцене, запомнили его на всю жизнь. Его герои становились родными, близкими, осязаемыми и настоящими.
Человек умирает тогда, когда умирает последнее воспоминание о нем. Светлая память Борису Михайловичу!