Юбилей нежной хулиганки Ольги Белявской

25 сентября отмечает юбилей заслуженная артистка России, актриса Театра им.В.Ф.Комиссаржевской Ольга Белявская.

Сегодняшний творческий период для актрисы можно назвать не только очень плодотворным, но и счастливым. Ее «театральный» диапазон необычайно широк. За последние несколько лет она сыграла значимые роли в ярких работах Григория Дитятковского, Романа Габриа. Актрису можно увидеть в спектаклях «В осколках собственного счастья…», «Двенадцать месяцев», «Доктор Живаго», «Живой товар», «Месяц в деревне», «Новеллы о любви», «Утоли моя печали…», «Шизгара».

По окончании Театрального училища им. Щукина при московском театре Вахтангова Ольга поступила в труппу Ленинградского  Малого драматического театра, и первая же роль в спектакле Г. Яновской «Стеклянный зверинец» привлекала внимание критики. Спустя несколько лет актриса перешла в Молодежный театр на Фонтанке, где с успехом сыграла роли своих современниц в пьесах «новой волны». Актриса работала с известными режиссерами, такими, как Лев Додин («Татуированная роза»,  Роза) и Ефим Падве  («Утиная охота», Ирина).

С 1991 года  Ольга Белявская работает в труппе театра им. В.Ф. Комиссаржевской. Отличная  вахтанговская школа позволяет актрисе  играть  разноплановые  роли – от лирических героинь  до острохарактерных.

Актриса рано начала сниматься в кино. В ее списке ролей фильмы самых различных жанров: «Ярослав мудрый», «Осенний подарок  фей», «Мелодия  на два голоса», «Будь здоров, дорогой», «Дело для настоящих мужчин», «Белые ночи», «Тартюф», «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», «Ленинград. Город живых», «Два гусара», «Первая ночь луны», «Агентство НЛС», «Чужое лицо», «Улицы разбитых фонарей», «Фаворит» и пр.

Актриса  Ольга Белявская умело пользуется  характерностью,  иногда смелыми штрихами  изображая  яркие  портреты героинь.  Так, в спектакле «Утоли моя печали» С.Буранова ее героиня — капризная,  избалованная и эгоистичная, а какие уморительные Белка и Придворная дама в исполнении Белявской в детской сказке «Двенадцать месяцев»!  В «Живом товаре» А.Чехова актриса работает в редкой  акварельной стилистике,  делая образ  воздушным и легким.

Бесспорной удачей стала роль стюардессы в спектакле Р.Смирнова «Шизгара». В бойких монологах внешне благополучной женщины, в высокомерной браваде вкусившей сладкой жизни неожиданно приоткрывается надлом и затаенная обида человека униженного. «Стюардесса Альбина (Ольга Белявская) бравирует бурной молодостью и обладанием заграничных шмоток и знанием той, забугорной, жизни, а затем делится своей детской драмой, ожесточившей ее» (Е.Кузнецова. Спектакль «Шизгара»// Время культуры, 27 февраля 2014).

«На сцене женщины из категории сильных – полное попадание в реальные типажи. Испытания сделали непробиваемой стюардессу Альбину – Ольгу Белявскую. После смерти матери она словно панцирем обрастала показной разудалостью, цинизмом, вульгарностью, которые помогли ей выжить и даже кое-что нажить. Жесты, походка,, которыми Белявская награждает свою героиню, типичны для приблатненного, своего в доску парня…» (Е.Омецинская. Они хотят быть нужными// Невское время, 9 апреля 2014 г.)

Великолепная работа Ольги Белявской в спектакле режиссера Г.Дитятковского «В осколках собственного счастья» по произведениям М.Жванецкого была особо отмечена критикой:

«В музыкальном многоголосии есть женские партии. Флейта Ольги Белявской исполняет несколько миниатюр, сюжет которых невероятен, как ситуации в пьесах Ионеско. Одна из них «Очередь», это явление вместе с советским понятием «дефицит» почти исчезло из нашей жизни, и текст звучит как абсурдистская поэма. «Сразу заняв очередь в ясли, я уже записалась на холодильник. Очередь двигалась со скоростью раз в пять лет, и я помчалась по магазинам… Трещал мороз, я заняла очередь за купальником и побежала занимать очередь на Юг, и тут же заняла очередь с Юга. Бегу за валенками, вижу, выбрасывают босоножки — заняла. Tут же записалась на ремонт. Побежала на работу. До обеда выскочила, заняла очередь в столовую на обед и тут же на вечер в ресторане, тут же в гардероб, и тут же из гардероба. Хорошо — все в одном месте…» (Цитировать хочется бесконечно.) Вечная суета, поспешность, пустые хлопоты, бессильный и отчаянный «крутеж» современного, сегодняшнего человека отразились в этом монологе, написанном сорок с лишним лет назад… Белявская играет этакую женщину-кошечку, неважно — юна она или уже не очень, способную обнаружить в любом нелепом положении поводы для счастливого мурлыкания. Эта роль (как и все, впрочем) рассчитана на очень точное существование — необходимо музыкальное, надбытовое голосоведение, без видимого погружения в характер» (Е.Тропп. Не о прошлом, а о настоящем// Петербургский театральный журнал. Блог, 11 января 2017).

«Флейта» – з.а. РФ Ольга Белявская – легкая и задорная, наигранно-веселая и суетливая. И тоже нелюбимая…» (В.Тумко. Монологи о счастье // Санкт-Петербургский курьер, 9 марта 2017)

«Поразительно – автор произнес: «Я никогда не буду женщиной…», но природу чувств уловил. А Евгения Игумнова и Ольга Белявская помогли передать все разнообразие эмоционального ряда и женской логики. Они и тонкие, и грубоватые, и полные дуры, и прелесть какие глупенькие, но главное – со своими круглыми коленками и непредсказуемыми выводами – неотразимы» (Е.Алексеева. Дежурные по жизни// Санкт-Петербургские ведомости, 2 февраля 2017)

В спектакле «Доктор Живаго» по одноименному роману Б.Пастернака актриса Белявская играет роль Анны Ивановны Громеко. Играет мягко, неспешно, практически как Largo Антонио Вивальди, одаривая невероятно женственной и мудрой улыбкой своих дорогих Тоню и Юру, соединяя их своей любовью и тихо, как ангел, улетая ввысь…

В некоторых спектаклях-долгожителях герои меняются вместе с исполнителями. Так, в спектакле «Утоли моя печали…» первоначально ее героиня-тезка- капризная, избалованная и эгоистичная. С годами этот образ претерпел изменения. Сегодня в героине Ольги есть многое от актрисы Ольги – это терпкая жалость к родным, мудрость и затаенная печаль, скользящая по роли.

В спектакле «Новеллы о любви» ее персонаж – мать главного героя, полюбившего негритянку. Реакция матери на выбор сына – уникальный мимический моноспектакль, сыгранный актрисой. Как гомерически смешно произносит мать Буателя, разрушая счастье сына, свой вердикт: «Больно уж она черна! Нет, право, уж чересчур… У меня просто все нутро переворачивается!».

В спектакле «Месяц в деревне» актрисе снова досталось роль матери Ислаева – Анны Семёновны. А здесь властная мать, отодвинутая невесткой на «задний план», лелеет свой план мести – поймать Наталью Петровну на измене, чтобы снова выйти на первый план. То, с каким достоинством и выдержкой играет она «забвение» сына, то, с какой сердечностью скрывает героиня свою ненависть – вот истинное мастерство актрисы, неслучайно оказавшаяся в тургеневской пьесе.

Вот уже 33 года служит актриса в театре им. В.Ф. Комиссаржевской. Не раз удивляла она зрителя неожиданными гранями своего уникального таланта, —  заразительного и вызывающего  законную  любовь не только зрителя, но  и партнеров по сцене.  Сегодняшние героини Ольги Белявской обладают удивительным качеством: несмотря на ярко выраженный характер, каждая из них имеет свой излом, свое «второе дно», свой секрет обаяния.

Хочется пожелать актрисе новых ярких ролей, новых открытий в творческой палитре, долгой и счастливой актерской жизни.

26 сентября коллектив поздравит Ольгу Белявскую после спектакля «Новеллы о любви».