ПОЛВЕКА НА РОДНОЙ СЦЕНЕ
31 мая заслуженная артистка России Наталья Четверикова отметит 50 лет творческой деятельности в театре им.В.Ф.Комиссаржевской
Наталья Анатольевна Четверикова… Уж сколько было написано про эту невероятную актрису, про ее редкий солнечный дар и талант семейный, про ее чувствование людей и умение обходить любые ссоры и конфликты, про ее человеческую теплоту и рыжие веснушки, которые радугой расцвечивают мир….
50 лет в театре им.В.Ф.Комиссаржевской – наверное, это кажется непостижимым. А она всё та же, стала только терпимее, тише, спокойнее и величавее. Она – как лодка большого корабля, как арфа оркестра, как нежный ручей бурной реки….
Что можно написать о полувековом служении своему родному театру? Как сказал бы сегодня Виктор Абрамович Новиков, наш родной и любимый художественный руководитель, недавно покинувший нас, — «человек, отдавший свои 50 лет театру – это, прежде всего, верный человек, преданный и родной, который не предаст, не обманет и не поступится честью ради выгоды…». Можно предположить, что он сказал бы именно так.
Сейчас можно сказать, что заслуженная артистка России Наталья Четверикова, – одна из легендарных актрис театра им.В.Ф.Комиссаржевской. Ее учителем, а затем и режиссером был известный театральный педагог Рубен Агамирзян. Наталья Анатольевна была его любимицей и гарантом хорошего настроения. В кино она начала сниматься ещё студенткой, и после успешного дебюта режиссёры наперебой стали приглашать талантливую студентку в свои проекты. Но это было то время, когда обучение являлось чем-то сродни монашеству, и студентов не отпускали на съемки. Тем не менее, ей удалось сняться в картинах «Любить…», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Пятеро с неба», а чуть позже — «Двое в пути», «Вылет задерживается» и других.
Наталья Анатольевна – ленинградка-петербурженка в пятом поколении, почти все родственники по маминой линии были врачами, а по папиной — инженерами. Старший брат актрисы, Владимир Четвериков, поступил в ЛГИТМиК, и Наталья, не пропускавшая спектакли с участием брата, последовала его примеру. Там же она встретила своего будущего супруга Михаила Самочко, с которым прожила более 50 лет вместе: «Я помню эти два рыжих хвоста, которые меня очень заинтересовали. А встретились «лицом к лицу» мы уже на репетициях спектакля Валерия Суслова «Первая любовь». Он пригласил меня и Наташу. С тех пор я начал её провожать, и допровожался: летом после третьего курса мы поженились, а в 2019 году отметили 50 лет нашей совместной жизни» — рассказывает Михаил Иванович.
После получения дипломов Наталью приглашали в труппу 4 ленинградских театра, а Михаила отправляли по распределению в Мурманский драматический театр. Наталья, как декабристка, отправилась с мужем в Мурманск, где к тому времени уже работал брат актрисы, Владимир. Мурманск стал прекрасной профессиональной школой для молодых актеров. А через три года их позвали обратно в Ленинград, областной драматический театр готов был принять молодую пару. Но Агамирзян, узнав о приезде любимой ученицы, снова вмешался в ее судьбу.
Актриса плавно вошла в труппу, не нарушив общего баланса и сыграв множество ролей, в том числе и главных.
Наталья Четверикова дебютировала в нашумевшей тогда экспериментальной постановке своего учителя — «Женитьбе» Н.Гоголя в роли Агафьи Тихоновны. Еще в начале творческого пути она сыграла в спектаклях «Пять вечеров», «Не беспокойся, мама!», «Если бы небо было зеркалом», «Легенда о шутовском колпаке», «Мои надежды», «Синие кони на красной траве», запомнились ее роли в знаменитых постановках Р.Агамирзяна «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Борис», памятны ее работы в «Притворщиках», «Идиоте», «Антиквариате», «Яме», «Шуте Балакиреве» и многих других спектаклях. Она сыграла около семидесяти разноплановых ролей – от лирических, социально-героических до острохарактерных и гротесковых.
1 июня у Натальи Анатольевны день рождения, и обычно в этот день закрывался театральный сезон и начинались гастроли, поэтому эту дату постоянно отмечали всем коллективом.
Сегодня у актрисы ролей, возможно, не так много, но в каждую из них Наталья Анатольевна вносит свою, только ей свойственную, изюминку:
«Даже вроде бы проходной монолог тетушки Наталья Четверикова превращает в забавную новеллу о неколебимости житейских правил, на что зал отзывается благодарными аплодисментами» (Е.Алексеева. Мой идеал теперь — хозяйка»/ о спектакле «Обломов»// Петербургский театральный журнал№ 1 [23] 2001)
«Хлопотливая Анна Михайловна Натальи Четвериковой — очень характерный тип. В начале — раздраженная, орущая на свекровь, командующая мужем тетка. Потом — ищущая спасения в церкви, «просветленная» и подобревшая» (Е.Тропп. Всё как у людей/ о спектакле «Утоли моя печали»//Петербургский театральный журнал).
Наталья Четверикова плавно вписалась и в современный репертуар театра. В спектакле «Прикинь, что ты – Бог» по пьесе М.Вишнека — это надзирательница, которая сохранила в себе человеческие чувства: она ДОЛЖНА выполнять свою работу и быть жестокой, но она НЕ МОЖЕТ быть функцией, ее сердце раздирается и умирает вместе с измученной заключенной, над которой нарочито издеваются. На фоне отработанных до механизма движений и поворотов удивительно вибрирует голос надзирательницы-Четвериковой: в четкий ритм речи-приказа вклиниваются грудные, глубокие ноты, в которых женская жалость, бездна горечи и слез…
В спектакле-концерте «Я вернулся в мой город» Наталья Четверикова рассказывает о своем удивительном знакомстве с Булатом Окуджавой, о его магическом таланте и своем неизбывном восхищении… Здесь и человеческое проявление любви, и актерское счастье встречи…
Я не люблю вполноги — всегда играю с полной отдачей. Такой у меня характер: я просто убеждена, что если уж мне посчастливилось родиться после войны, после блокады, я не имею права быть несчастливой. Счастье и любовь окружали меня всю жизнь, и с их помощью нам с мужем удается преодолевать любые неприятности.» (Н.Четверикова)
Занята в спектаклях: «Утоли моя печали», «Живой товар», «Прикинь, что ты – Бог», «Обломов», «Я вернулся в мой город…».
1 июня актрису можно увидеть и поздравить в спектакле «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ…»