6 января 2025 года не стало заслуженного артиста России,

актера Театра им.В.Ф.Комиссаржевской АНАТОЛИЯ ХУДОЛЕЕВА

  Анатолий Григорьевич…. Тонкий, ироничный, нежный, галантный… Последние годы  артист жил внимательно, не быстро, тонко прислушиваясь к каждому человеку-собеседнику. Как писали про него: «колодец чистой родниковой воды, нежный лирик, высокий поэт и большой юморист»…

Последний раз он вышел на сцену 15 ноября в спектакле «Прошлым летом в Чулимске». Невероятной болью и трагизмом была окрашена его работа в этом спектакле.  Помигалов А.Худолеева  — немногословный, жесткий, готовый на поступки. Позор, а затем и смерть дочери настолько непереносимы, что в финале спектакля мы видели  человека обреченного, выпотрошенного…Какими механизмами пользовался  актер в этот момент, что происходило внутри него – это и составляет тайну таланта…

Он родился на второй год войны в г.Чапаевске Куйбышевской области. В 1963 г. он окончил театральную студию при Куйбышевском драматическом театре им.Горького, где остался служить актером. Через два года он поступил на сцену национального Академического театра русской драмы им. Леси Украинки (Киев), где работал более 10 лет.

Куйбышевский артист легко и многопланово вписался в отечественный кинематограф. Первые его роли датируются далеким 1969 годом: революционный фильм «Комиссары» и 4-серийный шпионский сериал «Ночь перед рассветом». Его советский кино-пакет насчитывает 11 картин с приметными ролями: Васильков («С весельем и отвагой»), друг Льва Толстого Чертков (фильм-спектакль «Возвращение на круги своя»), Петр («Простая смерть», реж. А. Кайдановский), казак («Левша», реж. С. Овчаров), Ногин (чекистский сериал «20 декабря» по мотивам прозы Ю. Семенова), спец по дальней связи (детективный сериал «Противостояние» по книге Ю. Семенова)… И в наши дни он удачно вписался в текущий кинопроцесс, достойно, не халтуря, сыграв в сериалах: «Улицы разбитых фонарей», «Профессионал» и т.д. Художественно значимые работы последних лет пришлись на сериалы Сергея Урсуляка «Жизнь и судьба» и «Тихий Дон». Общий же каталог фильмографии Худолеева перешагнул за полста наименований»

В 1976 году Анатолий Григорьевич становится актером Театра им.В.Ф.Комиссаржевской, и с тех пор обретает дом….В следующем году  мы могли бы отметить 50-летие его творческой деятельности в родном Театре им.В.Ф.Комиссаржевской…За это время он сыграл более  50 ролей, и каждая была наполнена внутренним чувствованием правды, порою — острой иронией, и всегда — тонкой и кропотливой внутренней работой. На его пути встречались уникальные люди, уникальные артисты. И он не переставал учиться.

В его послужном списке – самобытные и пронзительные образы в  трилогии А.Толстого (Василий Шуйский, Алексей Романов), «Колыме» И. Дворецкого (Петров), «Невольницах» А.Островского (Евдоким Стыров), «Диктатуре совести» М.Шатрова (Желябов), спектакле «Не беспокойся, мама!» Н.Думбадзе (Щербина), «Идиоте» Ф.Достоевского (Фердыщенко) и других…

А какой невероятный терцет –тонкий, ироничный, нежный и светящийся — разыгрывали  три брошенных старика (Тамара Абросимова, Анатолий Худолеев, Ефим Каменецкий) в спектакле «Бульварная история» А.Николаи! Это был спектакль, когда зрители в зале и плакали, и смеялись, сращивались с этой троицей и  негодовали на этих стареньких детей… Либера Бока в исполнении А.Хулдолеева был слегка сердит, слегка влюблен, слегка ироничен – он обнимал своих друзей-стариков с той неизъяснимой нежностью, которая живет только в благородном и мужественном сердце…

Неожиданно и современно сыграл он богача Стырова в спектакле «Невольницы» А.Островского»,  в спектакле «Буря» (Король Неаполитанский) – это была тонкая грань переходов от Короля к человеческому началу, от гордыни – к уничижению. Немногословная, внешне скупая манера  работы артиста над ролью всегда преподносила  неожиданные повороты и открытия. Анатолий Григорьевич  выращивал роль легко, помогая режиссеру художественно  «овеществить» его замысел на сцене. Актерская сосредоточенность, суховатая графичность стиля, великолепное чувство юмора, мощная внутренняя работа делали его сегодняшним героем-интеллигентом, которому не вынести все то, что сегодня делают с ним, с историей, со страной, и окружающей природой.

На одном из юбилеев театра Анатолий Худолеев сыграл фронтовика.  В этом была такая правда жизни, такая точность, что каждому, сидящему в зале, захотелось понять – где эта грань между подлинным человеческим началом и сущностью театральной игры.

«Не поговорить с человеком, который достоин разговора, значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора не достоин, — значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов». (Конфуций). Анатолий Григорьевич был умен, добр и талантлив. Еще он был горд, мужественен и благороден. А еще он любил и берег тех, кто рядом. Спасибо Вам, Анатолий Григорьевич, за годы родства в нашем общем доме!