НАЕДИНЕ СО ВСЕМИ…

Михаил Жванецкий:

Вначале, когда я слушал сам себя, какие-то давние мои тексты, я думал, что это будет малоинтересно, потому что они сейчас с моей точки зрения немножко устарели. Они, может, и не устарели, но они давние. Ребята, всё это мне принесло наслаждение. В начале это была драматургия зрителя, который сидит и думает – слушать эти давние тексты или нет… И тут пошло во втором отделении. Поэтому я хочу поднять тост и за себя, который стал писать лучше, и за вас, которые это показали, показали залу, какие изменения произошли со мной – автор стал умней, стал взрослей  — это мышление другое. И я поэтому, прежде всего, доволен собой, доволен вами. Позвольте я выпью и скажу более осмысленно, а ещё выпью – и будет вообще замечательно. Спасибо! Это удивительная метаморфоза. И моя, и ваша.

 Художественный руководитель театра Виктор Новиков:

Мои дорогие, я тоже очень счастлив, что удалось поставить Мишино произведение. То, что мы являемся теперь первооткрывателями, для меня стало очень важным, и если это понравилось Мише, то я счастлив вдвойне. Это была трудная, очень тяжелая работа для ребят — нужно было уйти от интонаций Жванецкого. Это было сложно и очень трудно. Потому что у многих осталось в памяти, как это читали Карцев и Ильченко, или читал, открыв портфель, Миша. На самом деле, от этого никуда не уйти, это всё известные материи, знакомые тексты. Но видно по залу, что не очень хорошо некоторые зрители знали и старые тексты, они реагировали на то, что было написано тридцать и сорок лет тому назад. Это очень важно, потому что  угадано было.  Огромное спасибо, конечно, Михаилу Михайловичу, Мише, с которым мы дружим пятьдесят лет, и это наша молодость, наша жизнь. И это было очень важно и для меня, и думаю что для многих. И спасибо тебе, что ты разрешил, сказав, что можно добавлять любые тексты (но не меняя слов). Мы старались…

 Наталья Жванецкая, супруга:

Он так волновался, мы так волновались, если что-то будет не так….Я вам так благодарна, вы устроились нам такой праздник! Праздник для мужа, он был счастлив. В спектакле не было Мишиных интонаций, и за это я вам вдвойне благодарна. Я его услышала немножко с другой стороны, тексты его звучали по-другому, и даже то, что были какие-то старые тексты, не нарушило ничего. Я думаю, что у него есть некая убеждённость, что его произведения могут устареть. Но этот спектакль показал, что даже старые произведения, если они талантливы, понятны тем, кто ничего не знает про очереди, не очень размышляют про то, что кому-то что-то недодали… Историю не уберёшь никуда, нельзя переписывать всё время произведения, чтобы они были более актуальны. Поэтому, я очень благодарна, это было очень хорошо.

— Моя жена первый раз говорит тост… (Жванецкий)

 Михаил Жванецкий:

Актёры прекрасные, и весь этот текст «дети, идите, не оглядывайтесь на нас, ничего мы не можем передать вам…» — абсолютно точен.  Мы действительно не разбираемся в планшетах, мы не разбираемся в этой технике, это всё дело ваше. Мы можем рассказать о прошлом, что тоже не нужно, но мы пытаемся как-то соединить прошлое с настоящим». И это позвучало в спектакле на высоком уровне. Мобильными телефонами мы, по крайней мере, пользоваться умеем.

Я не ожидал, и у меня бы так не получилось, если бы не ваша работа, потому что вы действительно кроваво уничтожили все мои интонации, что я тоже считаю достижением. Моя интонация – это самодеятельность. Когда исчезает интонация автора и начинается просто текст, это уже, я думаю, достижение огромное. Мне очень понравилось. Я аплодировал, шумел, вскакивал и, по-моему, подымал публику, чтобы она также аплодировала вашему спектаклю. Они видели меня, и, наверное, отдали должное и вашей работе. Потому что ваша драматургия совсем другая, режиссёрская. Она развивалась от первого отделения к финалу, просто развивалась. Это чистая режиссёрская драматургия. Спасибо большое!

Народный артист России Георгий Корольчук (исполнитель роли Тромбона):

(…) Жванецкий сидит. Я смотрю на него со сцены, и вдруг, в какое-то мгновение вдруг почувствовал невероятную теплоту: это было настолько тепло и настолько нежно, нежный Ваш взгляд на то, что происходило… И Вы знаете, это для нас огромная честь – то, что мы играем Ваши истории. Когда мы собираемся, мы всегда волнуемся, мы всегда Вас любим. Спасибо Вам большое.

 Художественный руководитель театра Виктор Новиков:

…Большая радость от того, что мы общаемся с замечательными людьми, и это общение продолжается до сих пор. Мы можем вспоминать людей питерских, Миша вспоминает московских и питерских. И у нас много друзей, которые живут в Москве, у Мишки много друзей, которые живут в Ленинграде. И для нас этого разделения не может быть, объединение – да. Я сегодня говорил о том, что может быть, какое-то время не было такого тесного общения между нами, но было внутреннее общение. И я думаю, что и дня не проходило, чтобы мы не вспоминали, например, Мишу, и говорили о нём. Мы вспоминаем наших друзей. Мы вспоминаем замечательного Витю Ильченко, который был душой всей компании тогда. И для меня, и для моей жены Лары, и для нас это очень важно. Мы вспоминаем ту Одессу, которая была, и вспоминаем Зорика Аврутина. И вспоминаем других людей, которые для нас были очень важными. Я хотел бы, чтобы наш театр и наш спектакль — теперь уже твой спектакль,  — как можно дольше сохранялся с нами, потому что это наша жизнь….

Благодарим за запись беседы Руслана Мещанова (исполнителя роли Администратора).

Послесловие режиссера Григория Дитятковского:

Юмор – это сочетание талантливого человека и талантливого времени.  Когда ты весел и умен одновременно. Вот это Жванецкий.

Одно из самых ценных качеств у Жванецкого в произведениях — он нигде в любые времена (а жил он разные времена) о времени не говорил.  Он говорит о человеческом. О простом. О живом. В нем, в его произведениях оказалось нечто вечное и ценное – классичное. Независимо от времени.

Жванецкий не имеет никакого отношения к потоку общему, он — вне его. Знаете, почему Жванецкий так популярен, почему до сих пор интересен? Он как-то замечательно сказал, что «просто знает дороги, которыми ходят люди» — он мудрец в полном смысле слова.  Есть ценности жизни, которые за пределами того, что нужно сегодня завтра — они всегда. И вот у Жванецкого в его лучших текстах есть очень простые узнаваемые сегодняшние жесты человеческие – именно жесты, векторы движения, дороги, по которым ходят люди.

Сюжет о приезде Михаила Жванецкого в Петербург на НТВ:  https://youtu.be/Iw_eoFAkVLQ