12, 13, 24 апреля Театр им.В.Ф.Комиссаржевской представляет премьеру по мотивам романа Сомерсета Моэма «Театр».
Постановка з.а.России Маргариты Бычковой
Художник – Александр Храмцов
Художник по костюмам — Ника Велегжанинова
Художник по свету — Сергей Андрияшин
Музыкальное оформление — Владлен Неплох
Хореография Марии Кораблевой
Режиссер видеоряда — Кристина Кутчер
Стилист — Сергей Сирин
В роли Джулии Ламберт – з.а.России Татьяна Кузнецова. В спектакле заняты: заслуженные артисты России Наталья Орлова, Татьяна Самарина, Евгений Иванов; артисты Варвара Репецкая, Александр Анисимов, Иван Васильев, Александр Ганелин, Владимир Кузнецов.
«Для тебя нет разницы между правдой и выдумкой. Ты всегда играешь. Эта привычка – твоя вторая натура. Ты играешь, когда принимаешь гостей, перед слугами, перед отцом, передо мной. Но тебя нет! Ты – это только бесчисленные роли, которые ты исполняешь… Когда ты заходишь в пустую комнату, мне иногда хочется внезапно распахнуть дверь и увидеть тебя, но… боюсь, что никого там не найду…» (из романа С. Моэма «Театр»)
Театр им.В.Ф.Комиссаржевской неслучайно обратился к этому роману. Театр «изнутри» и обычная жизнь любимых актеров всегда интриговали зрителей. Как писатель, Моэм всегда интересовался закулисной жизнью, которую отразил в романе «Театр». Мастер психологических нюансов и полутонов, эксцентрик и великосветский шутник, он не отступает от канонов «хорошо сделанной пьесы». Рассказывая едко-ироничную историю блистательной, умной актрисы, отмечающей «кризис середины жизни» романом с молодым тщеславным корыстолюбцем, он, по сути, играет в психотерапевта, изучающего раздвоение личности.
Прославленная, но уже не юная актриса Джулия Ламберт переживает возрастной кризис. Она с тревогой всматривается в зеркало, отыскивая приметы старения. Но не обычное женское тщеславие руководит ею – театр, сцена, роль должны быть безупречны. Каждую секунду жизни, когда героиня-женщина переживает эмоции, героиня-Актриса цепко подмечает любой жест, взгляд, поворот, неся всё на жертвенный алтарь – сцену. Роман с молодым поклонником становится для нее попыткой возвращения в настоящую жизнь, возрождением угасших чувств. Однако пылкий молодой хитрец предлагает лишь свою корыстную и неумелую игру в любовь… Филигранная женская месть сливается с полным триумфом Актрисы, которая произносит под занавес: «Говорят: игра — притворство. Это притворство и есть единственная реальность».
Роль великолепной Джулии Ламберт исполнит з.а.России Татьяна Кузнецова – одна из блистательных и любимых публикой актрис Петербурга. Многие театралы помнят ее Маргариту Готье в «Даме с камелиями», где критики сравнивали ее с великими исполнительницами этой роли (Сарой Бернар, Элеонорой Дузе, Гретой Гарбо и др.), писали о конфликте «маски и лица». В спектакле «Театр» эта тема в исполнении Т.Кузнецовой зазвучит в новой тональности.
Многие помнят спектакли «Месяц в деревне», «Дневник Анны Франк», «Эти свободные бабочки», «Французские штучки», «Цезарь и Клеопатра», «Вишневый сад», «Одиночестве в сети» и пр. с ее участием. Актриса удостоена многочисленных театральных наград и премий: «Лучшая актриса года» (1992 г.), лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит», дипломант на фестивалях «Монокль» («За высокое мастерство и блистательное служение жанру», «За стиль и изящество»), «Охридское лето», премирована Французским Институтом в СПб.
О режиссере:
Маргарита Бычкова — заслуженная артистка России, ученица Льва Додина, известная петербургская актриса театра и кино, – служит в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской. Ее актерские работы в спектаклях «Дон Жуан», «Безымянная звезда», «Ваал», «Двенадцать месяцев», «Сон в летнюю ночь», «Мыльные ангелы», «Шизгара», «Графоман», — явились ярким подтверждением редкого трагикомического дара актрисы; ее роли в фильмах «Брежнев», «Фаворит», «Похороните меня за плинтусом», «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину», «Семейный дом», «Человек у окна», «Белая гвардия», «Zолушка» принесли ей известность в кинематографе. М. Бычкова преподает актерское мастерство, мастер знаменитых петербургских «капустников», лауреат и номинант высшей театральной премии «Золотой софит» (2007, 2014).
Спектакль «Театр» — вторая постановка режиссера М. Бычковой (первая – моноспектакль «Три дуры, три дороги, три души» на Малой сцене Театра им.В.Ф.Комиссаржевской).
Об авторе:
Уильям Сомерсет Моэм (1874 – 1965) — британский писатель, автор 78 книг: 20 романов, почти 30 пьес (некоторые из них сохранились в рукописи и до сих пор не опубликованы), множества сборников рассказов, путевых заметок и автобиографических книг. Агент британской разведки. Учился в Королевской школе в Кентербери, в Гейдельбергском университете, получил диплом врача в медицинской школе в Лондоне, но оставил медицинскую практику после публикации первого романа «Лиза из Ламбета». Пьеса «Леди Фредерик» (1907) принесла ему первый успех и положила начало успешной карьере драматурга. Во время первой мировой войны в качестве агента британской разведки был послан в Россию: находился в Петрограде с августа по ноябрь 1917 года, встречался с Керенским, Савинковым и другими политическими деятелями. Скончался от пневмонии. Его прах был развеян под стеной Библиотеки Моэма при Королевской школе в Кентербери. Официальной могилы писателя не существует.
Известные фразы из романа С.Моэма «Театр», ставшие цитатами:
Сыграть чувства можно только после того, как преодолеешь их.
Мужчины — рабы привычек, это помогает женщинам их удержать.
Не будьте естественны, — говорил он актерам. — На сцене не место этому. Здесь всё — притворство. Но извольте казаться естественными.
Ох уж эти женщины. Если пытаешься лечь с ними в постель, тебя называют грязным старикашкой, если нет — поганым евнухом…
Людям не нужен резон, чтобы сделать то, что они хотят. Им нужно оправдание
Женщина привлекает к себе мужчин, играя на своем очаровании, и удерживает их возле себя, играя на их пороках
Я бы любил тебя, если бы мог найти. Но где ты? Если содрать с тебя твой эксгибиционизм, забрать мастерство, снять, как снимают шелуху с луковицы, слой за слоем притворство, неискренность, избитые цитаты из старых ролей и обрывки поддельных чувств, доберешься ли наконец до твоей души?
Ты была очень хорошей матерью. Ты сделала то, за что я всегда буду тебе благодарен: ты оставила меня в покое.
Всё же лучше знать, что ты дурак, чем быть дураком и не знать этого.
— Я и не представлял, что ты такая замечательная женщина!
— Спросил бы меня, я бы тебе сказала!
Только женщина знает, на что способна другая женщина.