18 октября театру им. В. Ф. Комиссаржевской исполнилось 75 лет. В этот день коллектив театра встречал тех, кто когда-то служил в этих стенах, своих коллег и друзей. В этом здании искала новые формы в искусстве Вера Комиссаржевская, впервые прозвучали революционные «Дачники» М. Горького и «Кащей Бессмертный» Н. А. Римского-Корсакова, растил «свою» публику Симон Сабуров, боролся с пошлостью и обыденностью Сергей Радлов.
Здесь родился Городской (Блокадный) театр, выстраивал «театр-дом» и вел разговор с властью Рубен Агамирзян, дебютировали режиссер Александр Белинский, драматург Григорий Горин, актриса Алиса Фрейндлих и Эмилия Попова.
Вот уже четверть века театром руководит Виктор Новиков, которому удалось сохранять традиции «театра-дома» и выстроить выстроить новый принцип театра, основанный на режиссерском многообразии.
Театр много гастролирует – от Байкала до Америки. Здесь ставят спектакли режиссеры разных поколений, в репертуаре – произведения классиков и драматургов «новой волны».
В программе юбилейного вечера были отражены три периода жизни театра (25+25+25): воспоминания, видеофильмы, музыкальные истории, живой оркестр и парад-алле всех комиссаржевцев. Режиссеры – Леонид Алимов, н. а. РФ Георгий Корольчук, з. а. РФ Маргарита Бычкова.
В спектакле-концерте были заняты все работники театра.
Вот так приходишь в театр, садишься в кресло: «Сделайте мне красиво!», и как-то не задумываешься, а как, что здесь было раньше… А напрасно. Вот театр им.В.Ф.Комиссержевской 18 октября отметит 75-летие. Можно дежурно махнуть: ну, да, юбилей. А можно покопаться в истории театра. И, поверьте, когда вы узнаете хотя бы толику того, чего хранят эти стены, очередной культпоход станет куда более насыщенным. Просто включите фантазию.
Дом Дантеса и крокодила
Пожалуй, историю театра стоит начать с Пассажа. Нет, лучше еще более издалека – стоит упомянуть об этом месте, когда еще в помине не было ни театра, ни собственно Пассажа. А был здесь дом, в котором в 1836 году поселился нидерландский посол – барон Луи Борхард де Бевервард Геккерен и его приемный сын, злополучный Жорж Шарль Дантес с супругой, урожденной Екатериной Николаевной Гончаровой. После дуэли с Пушкиным Дантес спешно покинул Россию.
А спустя всего двенадцать лет здесь открылся тот самый Пассаж. И славу ему принесла не только торговля, но и развлечения. Да-да! Петербург в 19 веке был беден на всякие зрелища, ну, всей-то радости – несколько театров, в которые не всегда можно было попасть, да балаганы. Даже зоопарк появился лишь двадцать лет спустя. А в «Пассаже» – выставки восковых фигур, монстров и уродов, зверинец с обезьянами, редкими птицами и огромным крокодилом. Плюс бильярдные, «механический театр», разнообразные панорамы и диорамы. Для интеллектуалов – концертно-лекционный зал, «выполненный в изящном греческом стиле», куда, кстати, отправлялись в финале герои романа Чернышевского «Что делать?». Там проходили знаменитые литературные вечера, где выступали все те, кто вошел в наши учебники: А. Островский, Н. Некрасов, И. Тургенев, Я. Полонский, А. Писемский, а также университетские профессора истории. Любительские труппы играли спектакли, а в одной из постановок комедии А. Н. Островского «Свои люди — сочтемся» принимал участие сам автор.
Ноу-хау: реклама на занавесе
В самом начале 20 века концертный зал превратился в театр. Кстати, занавес сдавался в аренду купцами! На нём купцы размещали рекламу своих товаров. КоллАборация торговли и искусства не всем по душе – и когда в 1904 году любимица театрального Петербурга, та самая актриса, что первой сыграла Нину Заречную в чеховской «Чайке», Вера Федоровна Комиссаржевская открыла здесь свой Драматический театр, первым делом она отказалась от «рекламного» занавеса. И в самом деле, какая реклама! В театре, в котором в годы первой русской революции спектакли превращались в политические демонстрации! Любопытно, что Чехов был уверен в провале нового дела Комиссаржевской, мол, «чудачка, ее ведь только на один месяц хватит, через месяц пропадет всякий интерес к ее театру». А вот Горький, наоборот, верил в актрису: «Театр Комиссаржевской — дело новое, солидное и, кажется, будет хорошо поставлено…». Постановка его «Дачников» и впрямь превратилась в политическую демонстрацию.
Шаляпин и «сухой закон»
Как бы хорошо-плохо ни было поставлено, Комиссаржевская вскоре покинула эту площадку. А жителями театра «Пассаж» кто только ни был – но в основном здесь «прописалась» оперетта. Зимой 1912 года здесь даже своей «Евой» дирижировал легендарный венгр Франц Легар.
Потом здесь обосновался театр Сабурова (до 1918 года), который радовал неприхотливых зрителей комедиями с сексуально-фарсовой интригой, вроде «Примадонна забавляется», «Маленькая шоколадница», «Брачные мостки», «Мечта любви». Тут же, кстати, в подвале Пассажа располагался и театр-кабаре «Уголок», где однажды пел Шаляпин. В 1916 «Уголок» был закрыт за нарушение «сухого закона». Но это уже совсем другая история…
Блокадный театр
При чем же тут 75-летие театра, спросите вы. Откуда вести счет? Стоп. Официальная история театра на Итальянской началась в военные годы, когда вся эта театрально-кабаретная чехарда закончилась.
В начале войны оставшиеся в городе актеры по инициативе Ольги Берггольц стали читать стихи и пьесы на ленинградском радио. Ленинградцам этого оказалось мало, они обратились к актерам с просьбой о настоящих спектаклях. И 18 октября 1942 года спектаклем по пьесе Константина Симонова «Русские люди» в Ленинграде – под вой и свист снарядов и бомб, – открылся новый театр, «Городской». Ленинградцы называли его Блокадным. Правда, разместился он тогда в здании нынешнего театра Комедии им.Акимова. Представьте себе: на сцене «Русские люди» Симонова, а в зале зрители в ватниках, шинелях, с автоматами – прямо с фронта или прямо на фронт.
Однажды, во время 1-го акта, начался артиллерийский обстрел. Поблизости ухнул снаряд и погас свет. Сцена и зрительный зал погрузились во тьму. И вдруг из тьмы зрительного зала на сцену прорезался яркий лучик карманного фонарика, за ним второй, третий, пятый, десятый… они возникали, как звезды на небе. Свет фонариков дал возможность доиграть акт до конца. Да, такое не забудется никогда!
«Я любил театр…»
Но по-настоящему театр стал знаменит благодаря Рубену Агамирзяну, который руководил театром с 1966 года и до самой смерти в 1991 году. Он создал ленинградский вариант «Современника». Театралы со стажем вспоминают «царскую трилогию» по пьесам Алексея Толстого. Три вечера подряд зрители шли в театр, чтобы погрузиться в историю нашей страны, в эпоху царствования Иоанна Грозного, несчастного его сына Федора Иоанновича и Бориса Годунова. Проблема Бориса, царя-прагматика, преступившего нравственные законы и осужденного за то народом, оказалась созвучной тому времени. Но кто-то наверняка вспоминает другой легендарный спектакль – «…забыть Герострата» по пьесе Григория Горина. Собственно, наша Комиссаржевка и открыла Горина-драматурга (того, чье имя вскоре Марк Захаров прославит на весь Союз, сняв «Того самого Мюнхгаузена», «Дом, который построил Свифт», «Формулу любви»). Но мало кто знает, что всего за три дня до смерти Агамирзяна драматург передал питерскому театру свою новую пьесу «Кин IV». Король Георг в ней говорит: «…Я любил театр… я готов умереть в ложе». Рубен Сергеевич успел прочесть эту пьесу. А 26 октября 1991 года на «Днях Турбиных» он скончался через пятнадцать минут после начала спектакля в своей ложе… Когда будете в театре, загляните в Малое фойе, там открыта мемориальная доска Агамирзяна, и вспомните о мастере, который сделал театр, о котором говорила вся страна.
Нынче театром (вот уже четверть века) руководит Виктор Новиков – именно он был тем легендарным завлитом при Агамирзяне, которому удавалось «литовать» пьесы, не прошедшие советскую цензуру. Именно он в начале 70-х принес Агамирзяну пьесу Горина «…забыть Герострата»…
Театр много гастролирует – от Байкала до Америки. Здесь ставят спектакли режиссеры разных поколений, в репертуаре – произведения классиков и драматургов «новой волны». Театр любит эксперименты. Одна из последних премьер театра «В осколках собственного счастья» Г.Дитятковского поставлена по произведениям нашего современника Михаила Жванецкого. Автор очень волновался, но все-таки приехал и был счастлив, что спектакль ему понравился. А последняя премьера – «Костюмер» известного британского писателя Рональда Харвуда словно закольцовывает историю «Блокадного» театра, рассказывая об актерах, чьи музы тоже не молчали, они играли под бомбами в Британии и решали те же проблемы, что и актеры Блокадного театра в Ленинграде…
И напоследок о некоторых актерах театра им.Комиссаржевской
• В спектакле «Рождены в Ленинграде», премьера которого состоялась в 1961 году, играла юная выпускница ЛГИТМиКа Алиса Фрейндлих, тогда — дочь знаменитого актера Бруно Фрейндлих.
• Именно в театре им.Комиссаржевской работали братья Боярские – Сергей и Николай (отец и дядя Михаила Боярского). Люди сами по себе одаренные, они были овеяны славой своего отца, протоиерея Русской православной церкви Алксандра Боярского, за которого – когда он был арестован ВЧК, – просил Ленин! Вождь пролетариата получил ответ: «Никакой возможности освободить священника Боярского нет, ибо он призывал в Колпино к свержению новой власти». И надо сказать, Ленин отступил…
• Здесь работала родная тетя Иосифа Бродского, Дора Вольперт. «Когда спустя лет пятнадцать после «антисоветского поступка» моего друга Михаила Барышникова, – вспоминает художественный руководитель театра Виктор Новиков, – мы встретились с ним в Нью-Йорке, в ресторане “Русский самовар” Миша и познакомил меня с Бродским. Узнав, что я работаю в Театре Комиссаржевской, Иосиф поинтересовался: «А как там поживает моя тетка Дора Вольперт?» и мне было приятно передать нашей актрисе Доре Михайловне Вольперт привет от ее племянника.
• На этой сцене начинали свой творческий путь Елена Сафонова, Андрей Ургант, Александр Галибин, поставил свой первый спектакль Александр Белинский – в этих стенах оставило след множество талантливых художников… В малом фойе театра, там, где когда-то располагалась гримуборная Комиссаржевской, расположена фотовыставка, посвященная всем периодам театральной жизни — до наших дней. С противоположных стен смотрят друг на друга глаза актеров прошлого и тех, кто сегодня царит на сцене…
— Родившийся в блокаду, он и сегодня остаётся одним из самых интересных. Как удалось этого добиться, сохранить достоинство даже в самые трудные времена?
— У нашего театра трудная история,- рассказывает художественный руководитель Театра им. В.Ф.Комиссаржевской, заслуженный деятель искусств России, Виктор Новиков.- В середине XIX века, когда началось строительство «Пассажа», для Петербурга – это была диковина. Удачно соединившая Невский проспект с Итальянской улицей галерея со стеклянной крышей защищала горожан от непогоды, приманивала не только уютными кафе и заморскими товарами в лавках, но и концертным залом, где проводились литературные вечера, выступали А.Островский, Н. Некрасов, И. Тургенев, Я. Полонский, А. Писемский. Со временем концертный зал превратился в театр, на сцене которого выступали частные труппы. В 1904 году здесь открыла собственный театр великая Комиссаржевская. Ставили «новую» драму, случилась первая постановка «Дачников» М. Горького. Успех был такой, что сам писатель вспоминал о премьере как о «лучшем дне в жизни».
В 1930-е годы и до войны в этом здании работал театр под руководством Сергея Радлова. После начала войны обессиленных актёров эвакуировали в Пятигорск. В 1942 году газета «Правда» опубликовала пьесу К.Симонова «Русские люди», и очень скоро ленинградцы услышали по радио спектакль по этой пьесе. С этого момента и началась история нашего театра. Радиоспектакль произвел столь сильное впечатление на горожан, что его решено было перенести на сцену. 18 октября 1942 года спектаклем «Русские люди» под вой и свист снарядов и бомб открылся новый театр, «Городской», который ленинградцы сразу нарекли «Блокадным». В 1943г. он стал называться «Драматический», в 1959-м ему было присвоено имя Комиссаржевской, а в 1992-м добавилось звание Академического.
Гремел по всей стране
— Спектакли военных лет были патриотическими, однако нужны были и другие темы. Как удавалось в то непростое время соединить классику и современную драматургию?
— Условно наши 75 можно разделить на три периода. Первые 25 лет труппа состояла из артистов Радиокомитета, Театра драмы им. Пушкина, Нового ТЮЗа и агитвзвода Дома Красной Армии. Здесь ставили спектакли режиссеры разных эстетических направлений: В. Андрушкевич, З.Корогодский, Б.Зон, Р.Сирота, П. Вейсбрем, В. Кожич, Е. Гаккель, Р. Суслович, И.Ольшвангер, М. Сулимов, начинали молодые режиссеры А. Белинский, И. Владимиров.
Всё изменилось в 1966-м году, когда коллектив возглавил Рубен Агамирзян. Он создал определённый стиль, выстроил репертуар, сделав ставку на отечественную драму, сформировал труппу, пополняя ее своими учениками театрального института. До сих пор у нас работают девять его учеников. Именно в то время была поставлена знаменитая трилогия Алексея Толстого («Царь Федор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Борис»), за которую театр удостоился Государственной премии. Здесь впервые дебютировал драматург Григорий Горин со спектаклем «…забыть Герострата!», начинали свою творческую деятельность Кама Гинкас, Валдис Ленцевичус, художник Эдуард Кочергин. Театр «гремел» по всей стране новаторскими публицистическими постановками современных пьес М.Шатрова, Н.Думбадзе, И.Друцэ.
— Виктор Абрамович, вы в театре с 1968-го года. Были завлитом, правой рукой Агамирзяна. Легенды ходят о том, как при строгой советской цензуре вам удавалось получать разрешение на постановку запрещённых пьес. Сегодня ограничений нет. Это проще или сложнее?
— И то, и другое. Сейчас, действительно, всё доступно, нет необходимости «литовать» выбранную для постановки пьесу. Трудность в ином: о чем театр хочет говорить со зрителем? И кто заразительно-талантливо «оживит» выбранный текст? Недавно у нас вышла премьера спектакля «В осколках собственного счастья» по произведениям Жванецкого. Когда-то пьеса была запрещена, и я рад, что нашёлся режиссёр – Григорий Дитятковский — который взялся за эту работу. Судя по зрительской реакции, спектакль получился. Думаю, что и раньше, приглашая на постановку в театр таких режиссеров, как Владимир Воробьёв, Владислав Пази, Виктор Крамер, Александр Баргман, Иван Латышев, мы попадали в «десятку». То же можно сказать и об Александре Морфове, — одном из самых интересных сегодня европейских режиссеров. Он поставил пять спектаклей, которые были удостоены дипломов и театральных премий («Золотая Маска», «Золотой софит»), стали участниками и лауреатами международных фестивалей.
Вместе плакать и смеяться
— Сегодня многие театры, чтобы привлечь внимание, идут по пути эпатажа, абсурда. Нет соблазна поступить также?
— Театр не должен быть скучным, но эпатаж не может стать основным достоинством спектакля. Провокации меня не смущают, если они художественно оправданы. Порой такие приёмы используются, когда создателям нечего сказать. Мы же стараемся со сцены говорить о том, что людей волнует. Я люблю спектакли, где можно плакать и смеяться одновременно, размышлять о природе человеческих чувств. Особенно это важно сейчас, когда понятия «черного» и «белого» размыты. В одной из пьес А. Толстого царь Фёдор говорит: «Я правды от неправды не отличу…» — это очень важно и актуально именно сегодня, когда «черное» называют «белым» и наоборот. Очень важно в нашем сегодняшнем мире определить гражданскую позицию. В таких спектаклях нашего театра, как «Ночь Гельвера», «Бесконечный апрель», «Прикинь, что ты – Бог», «Графоман», «В осколках собственного счастья» и др.- она отчетливо выражена.
— В труппе вашего театра известные мэтры, прослужившие полвека и больше, выходят на сцену вместе с молодежью. Как усмирить амбиции, создать единый актёрский организм?
— Мы с удовольствием берём молодых и «зелёных». И очень скоро они начинают осваивать внутренние законы, наш кодекс чести. Предупреждаем: вы входите в коллектив со сложившимися традициями. У нас, например, принято радоваться успеху других, успеху общего дела. В театре сохраняется дух уважения к личности. Я могу принять на работу актера, но важно, чтобы сам человек постарался «пройти» у коллектива. К счастью, большинство этот экзамен успешно выдерживает.
— А как привлечь молодежь не только в труппу, но и зрительный зал?
— С новым поколением всегда сложно. Мы не можем не учитывать влияние интернета, который часто затрудняет живое общение. Недаром возник анекдот: «Вчера читала смс. Много думала». Исчезло эпистолярное творчество, народ отвык от живой книги и прямого общения с литературой. Когда берешь в руки настоящую книгу, с ее особым запахом, шелестом страниц, с иллюстрациями конкретного художника, — ни с чем не сравнимое ощущение.
Количество театров, в том числе, и в нашем городе, зашкаливает. Хотя по сравнению с относительно небольшим Парижем, где работают 800 театров, у нас около сотни. Можно, конечно, провести социологическое исследование, что сегодня хочет молодой зритель, но мне кажется, что молодежь не очень доверяет слову. Сегодня люди лучше считают, но меньше думают. А театр, как мы надеемся, способен разбудить не только чувства, но и мысль.
— Подмостки — это не только искусство, но и бюджет, зарплаты. Слышала, что они у вас невысокие…
— Мы – государственный городской театр. Зарплата народного артиста — около 32 тыс. руб., начинающего – 18-20 тыс. руб. в месяц. У театра есть друзья, которые помогают, но это разовая поддержка. Неслучайно мечта актера – дожить до пенсии, чтобы получать и зарплату, и пенсию. Совершенно ясно, что уволить актера нельзя, потому что невозможно представить, как он будет жить на нищенскую пенсию. Просто не выживет.
Поэтому говорить о необходимости театральной реформы (может быть, она и нужна) можно лишь в том случае, если государство будет выделять дополнительные средства на лечение, лекарства, уплату жилья и т.д. Недавно прочитал в газете, что Москва выделяет только театрам 9, 5 млрд рублей. К сожалению, к нашему городу это не относится.
Раньше одной из важных составляющих театра были ежегодные гастроли по стране. Сегодня эта система рухнула, потому что стало дешевле выехать на гастроли за границу, чем ездить по родной стране. Постановки тоже стоят больших денег. Репертуарному театру выделяются средства, на которые можно выпустить всего 1 спектакль в год. Но мы ищем разные возможности и выпускаем 3-5 новых работ.
— Сегодня люди озабочены выживанием, темп жизни зашкаливает. Чтобы выбраться в театр, надо приложить усилия. Чем же будет вознаграждён зритель, когда останется наедине со сценой?
— Театр очищает. Два-три часа человек будет сопереживать происходящему, в нём проснётся лучшее, что дремало где-то в закоулках души. Возможно, он вынесет что-то важное для себя. Театр дарит надежду. Поэтому нам бы хотелось, чтобы зритель ходил в театр и мы были ему интересны. Сколько бы нам ни осталось жить, мы будем стараться честно разговаривать с теми, кто приходит в наш дом.
Елена Данилевич
«Комсомольская правда в Петербурге» продолжает совместный проект с ведущим билетным оператором Bileter (ДТЗК) — рубрику «Театральный Петербург», в которой мы рассказываем все, что нужно знать о петербургских театрах.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Уже с начала войны по инициативе Ольги Берггольц оставшиеся в городе актеры стали читать стихи и пьесы на ленинградском радио. Горожане обратились к актерам с просьбой о настоящих спектаклях. В итоге 18 октября 1942 года, в самое суровое время блокады, спектаклем по пьесе Константина Симонова «Русские люди» в Ленинграде открылся новый театр — «Городской». Ленинградцы называли его Блокадным. В 1944-м Блокадный (Городской) театр из Театра комедии был переведен в нынешнее помещение, в 1959 году театру присвоено имя великой актрисы Веры Федоровны Комиссаржевской.
Работы театра отмечены высшими театральными премиями. «Ночь Гельвера» И. Вилквиста и «Графоман» А. Володина — лауреаты «Золотого софита» 2013 и 2014 годов. «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова — номинант «Золотого софита» 2015 года. А в 2016-м высшую театральную премию Санкт-Петербурга завоевал «Бесконечный апрель» Я. Пулинович.
В октябре 2017 года Драматический театр имени Комиссаржевской отметит юбилей. 18 октября, в день 75-летия театра, состоится торжественный вечер — откроется ретроспективная выставка работ известных художников, работавших здесь.
ПРЕМЬЕРЫ СЕЗОНА 2017/18
Ж.-Б.Мольер. «Мизантроп». Режиссер Г. Дитятковский.
«Шекспир-Quest». Режиссер Р. Смирнов.
Б. Пастернак. «Доктор Живаго». Режиссер Л. Алимов.
В. Красногоров. «Сегодня или никогда». Режиссер В. Глазков.
Э.-Э. Шмитт. «Начать сначала». Режиссер О. Куликов.
КУЛЬТОВЫЕ СПЕКТАКЛИ
М. Жванецкий. «В осколках собственного счастья». Режиссер Г. Дитятковский.
А. Володин. «Графоман». Режиссер А. Баргман («Золотой софит»).
Ж.-Б. Мольер. «Дон Жуан». Режиссер А. Морфов («Золотая маска», «Золотой софит»).
М. Вишнек. «Прикинь, что ты — Бог». Режиссер А. Баргман («Золотой софит»).
У. Шекспир. «Сон в летнюю ночь». Режиссер А. Морфов («Золотой софит»).
Я. Пулинович. «Бесконечный апрель». Режиссер И. Латышев («Золотой софит»).
И. Вилквист. «Ночь Гельвера». Режиссер А. Баргман («Золотой софит»).
ЦИТАТА
«Очень важно говорить о доброте. Очень важно говорить о нравственности. О совести. Потому что все это, как мне кажется, уходящие вещи – уже никто об этом не задумывается по-серьезному. Знаете, в одной из трагедий Толстого Алексея Константиновича было: Я правду от неправды не отличу… И уже невозможно отличить правду от неправды».
(Виктор НОВИКОВ, художественный руководитель Академического драматического театра имени Комиссаржевской.)
ФАКТЫ
— Здание театра когда-то являлось частью Пассажа. В концертно-лекционном зале, «выполненном в изящном греческом стиле», устраивали литературные вечера и играли любительские спектакли. Занавес концертного зала снимался в аренду купцами для размещения рекламы. Когда в 1904 году здесь заработал Новый драматический театр Комиссаржевской, первое, что сделала Вера Федоровна, — отказалась от «рекламного» занавеса.
— Театр работал в самые страшные годы блокады. По воспоминаниям актера театра Александра Яневского, однажды во время первого акта, начался артиллерийский обстрел района. Поблизости ухнул снаряд и погас свет. Доигрывали актеры при свете карманных фонариков зрителей.
— Одна из последних премьер театра — «Костюмер» Р. Харвуда. Действие пьесы происходит в 1942 году — в то же время, когда в блокадном Ленинграде был организован театр. «Герои пьесы жили, играли спектакли во время войны, их бомбили, и они решали — продолжать спектакль или нет», — говорит режиссер спектакля Алексей Утеганов.
АРТИСТЫ
В труппе 44 человека. Среди них народные артисты России Тамара Абросимова, Ефим Каменецкий, Галина Короткевич, Георгий Корольчук, Иван Краско, Борис Соколов, заслуженные артисты России Ольга Белявская, Владимир Богданов, Александр Большаков, Сергей Бызгу, Маргарита Бычкова, Анатолий Горин, Евгения Игумнова, Евгений Иванов, Александр Вонтов, Наталья Орлова, Валентина Панина, Татьяна Самарина, Елена Симонова, Анатолий Худолеев, Наталья Четверикова и другие.
Материал подготовлен на основе информации из справочника «Театры и концертные залы Петербурга», 2017 год, Дирекция театрально-зрелищных касс.
Театр – это особое, священное место, где иногда рождается чудо. И иногда это чудо помогает зрителю жить. Сегодня речь пойдет о Санкт-Петербургском академическом драматическом театре им.В.Ф.Комиссаржевской, история которого – увлекательнейшая повесть, овеянная легендами.
18 октября 2017 года Театру им. В.Ф.Комиссаржевской исполняется 75 лет. Театру, труппа которого сформировалась в 1942 году из оставшихся в блокадном городе артистов.
«Пассаж» в Пассаже
Здание театра хранит отпечаток бурных эпох и «дышит» петербургской историей. Когда-то оно являлось частью Пассажа, построенного графом Я.И. Эссен-Стенбок–Фермором по проекту архитектора Р. А. Желязевича. Значение «Пассажа» как культурного центра оказалось значительным. С 1860 года Пассаж превратился в культурно-просветительский центр, где проходили лекции видной профессуры, а также литературные вечера с участием И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Н.Г. Чернышевского, Т.Г. Шевченко. В 1900-1901 гг. концертный зал подвергся капитальной перестройке и — стал Театром, на сцене которого работали антрепризы разного достоинства. Именно здесь, в 1904 году, открыла свой Драматический театр -«театр свободного актера, театр духа» — великая русская актриса Вера Федоровна Комиссаржевская. Несмотря на короткую жизнь, этот театр оставил в истории глубокий след. После того, как театр Веры Комиссаржевской переехал в здание на Офицерской улице, на сцене Пассажа гастролировали украинские оперно-драматические коллективы, оперетты, детская труппа И. А. Чистякова, московские антрепризы, труппа Сабурова. После революции театр «Пассаж» реорганизовывали, передавали различным ведомствам и режиссерам. Здесь была студия Акдрамы, где ставили свои режиссерские опыты ученики Л. Вивьена. Наконец, именно здесь в 1930-е (и до начала 1942 года) работал Театр Сергея Радлова.
Война и мир. Начало театра им.В.Ф.Комиссаржевской
В начале войны оставшиеся в городе актеры по инициативе Ольги Берггольц прочли на ленинградском радио пьесу К.Симонова «Русские люди». По многочисленным просьбам слушателей радиоспектакль решили перенести на сцену, и 18 октября 1942 г., в самое суровое время блокады, спектакль «Русские люди» ознаменовал рождение нового театра – «Городского», который жители блокадного города сразу нарекли «Блокадным». С 1944 года он был переименован в Ленинградский драматический, а с 1959 года стал носить имя В. Ф. Комиссаржевской. Первым директором и режиссером его был С. Морщихин.
В тяжелые годы становления в театре часто менялись режиссеры, стилистика, творческая позиция. Здесь ставили спектакли В. Кожич, Е. Гаккель, Б. Зон, Р. Сирота, П. Вейсбрем, И. Ольшвангер, В. Андрушкевич, З. Корогодский, М. Сулимов, начинали молодые режиссеры А. Белинский, И. Владимиров. Свои первые шаги делали молодые актеры, составившие гордость русской сцены: Эмилия Попова, Алиса Фрейндлих, блистали Иван Дмитриев и Владимир Честноков, Мария Бабанова и братья Боярские, Галина Короткевич, Станислав Ландграф. Здесь работали Ирина Асмус (знаменитая клоунесса и «Ириска» из АБВГДейки), Дора Вольперт (родная тётя Иосифа Бродского) и множество замечательных личностей. Здесь впервые ставились пьесы Г.Горина И.Думбадзе, А.Галича, И. Дворецкого, Д.Гранина, Л.Зорина, Э.Брагинского, М.Шатрова, О.Берггольц и пр.
Капитаны
Несмотря на громкие имена и талантливые постановки послевоенного времени, театру не удавалось обрести творческое лицо до той поры, пока не появился художественный лидер. Им стал Рубен Сергеевич Агамирзян — режиссер, актёр, театральный педагог, участник войны. Именно он в самое короткое время сумел построить театр-дом со своей уникальной атмосферой. Агамирзян терпеливо выращивал цельный театральный организм, объединив в труппе актеров разных поколений, обновляя коллектив своими учениками театрального института. До сих пор в театре служат 9 его актеров – н.а.РФ Георгий Корольчук, заслуженные артисты РФ Татьяна Кузнецова, Татьяна Самарина, Елена Симонова, Наталья Четверикова, Анатолий Горин, Александр Вонтов, артисты Светлана Слижикова, Константин Демидов. Постановка трилогии Алексея Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис», впервые полностью поставленная на театральной сцене, стала творческим скачком театра.
С 1992 года художественным руководителем Санкт-Петербургского государственного академического драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской стал Виктор Новиков, проработавший завлитом в эпоху Р. Агамирзяна и унаследовавший идею «театра-дома». Тем не менее, Виктор Новиков выстроил новый принцип театра, основанный на режиссерском многообразии.
«При Новикове театр, много лет бывший монорежиссерским, стал местом встреч с людьми разных воззрений и дарований… «Опыт, сын ошибок трудных» подсказывает ему, сколь важно сочетать традицию и новации. Не пренебрегая услугами сугубых традиционалистов, он ищет тех, кто способен привлечь в театр новое поколение зрителей» (Е.Алексеева. «Парень из горячего цеха»/ Независимая газета).
Сегодня в театре ставят спектакли режиссеры разных поколений, в репертуаре – постановки по произведениям классиков и современников. Театр – участник известных мировых и российских фестивалей. Великолепны старинные интерьеры театра, бережно отреставрированные в 2003 году. В малом фойе театра, за стеной которого когда-то располагалась гримуборная Веры Комиссаржевской, в настоящее время представлена фотовыставка, посвященная всем периодам театральной жизни — до наших дней. С противоположных стен смотрят друг на друга актеры прошлого и настоящего…
18 октября Театр им. В. Ф. Комиссаржевской отметит 75-летие. Корреспондент «Панорамы ТВ» побывал за кулисами театра, прикоснулся к реликвиям и узнал, какие силы его хранят…
В 1904 г. в здании «Пассажа» открылся Новый драматический театр Комиссаржевской.
В годы Первой русской революции спектакли зачастую превращались в политические демонстрации: 10 ноября 1904 г. при показе пьесы М. Горького «Дачники» зрители свистели, кричали, требовали автора. Но дерзкие творческие эксперименты редко оказываются доходными. Вера Федоровна была величайшей актрисой, но плохим «менеджером» — театр терпел огромные убытки.
В годы блокады по инициативе Ольги Берггольц оставшиеся в городе актеры читали стихи и пьесы на ленинградском радио. Жители обратились к актерам с просьбой о настоящих спектаклях. 18 октября 1942 г. спектаклем по пьесе К. Симонова «Русские люди» открылся новый театр – «Городской».
С 1966 г. по 1991 г. театром руководил Рубен Агамирзян. На этой сцене он поставил 51 спектакль, в том числе трилогию А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Борис», которая стала для театра таким же символом, как «Чайка» для МХАТа.
За три дня до кончины Рубена Агамирзяна драматург Григорий Горин передал ему новую пьесу «Кин IV». В ней есть такие слова: «Я любил театр… я готов умереть в ложе». Рубен Сергеевич успел прочесть пьесу, а 26 октября 1991 года он скончался через пятнадцать минут после начала спектакля «Дни Турбиных» в своей ложе. В Малом фойе театра открыта мемориальная доска в знак почтения актеров перед своим Мастером.
Одна из последних премьер — спектакль Г.Дитятковского «В осколках собственного счастья» по произведениям Михаила Жванецкого. По приглашению худрука Виктора Новикова автор приехал на спектакль и был счастлив, что спектакль ему понравился. «Я аплодировал, шумел, вскакивал», — признался он.