16+
Лирическая комедия М. Себастиана в 2-х действиях
Перевод с румынского М. Степновой
Режиссер – з.д. искусств России Вениамин Фильштинский
Художник – заслуженный художник России Владимир Фирер
Художник по костюмам – Анжела Веркеенко
Композитор — Ирина Цеслюкевич
Художник по свету — Глеб Фильштинский
Спектакль «Безымянная звезда» — история двоих: трогательная, красивая и романтическая встреча учителя астрономии и светской красавицы. Их любовь возникает как внезап¬ный звездопад, пролившийся на маленький город. Тонкая, изящная комедия о наивном учителе астрономии. О девушке-видении, миражом промелькнувшей в жизни захолустного городка и его обитателей. О том, что легче открыть на небе новую звезду, чем понять и удержать рядом любимую…
История про звезду, которая хотела отклониться от своего пути и не смогла, знакома широкой публике по фильму Михаила Козакова. В Санкт-Петербурге в спектакле «Безымянная звезда» главных героев играют великолепные артисты Родион Приходько и Евгения Игумнова.
Премьера состоялась 20 июня 2004 года
Продолжительность спектакля — 3 ч. с антрактом
Действующие лица и исполнители:
Марин Мирою | Родион Приходько |
Мона | з.а. России Евгения Игумнова |
Григ | з.а России Александр Большаков |
Мадемуазель Куку | з.а. России Маргарита Бычкова/ Ольга Арикова |
Начальник вокзала | Юрий Ершов |
Удря | н.а. России Георгий Корольчук |
Паску | Константин Демидов |
Иким | з.а. России Евгений Ганелин/ Василий Гетманов |
Ученица | Варвара Репецкая/ Екатерина Карманова |
Кондуктор | Семён Авралёв |
Крестьянин | Вадим Лунгу |
Жители города | Cофия Большакова Екатерина Карманова Варвара Репецкая Семён Авралёв з.а. России Евгений Ганелин |
Пресса о спектакле
Этот интеллигентный…спектакль украсил репертуар Театра Комиссаржевской. Александр Баргман и Татьяна Кузнецова порой заставляют забыть о своих кинопредшественниках — Игоре Костолевском и Анастасии Вертинской. Баргман выписывает учителя Мирою подробно… Что уж точно, так это то, что неряшливый взлохмаченный тихий гений в засаленном пиджаке и мятых брюках с замашками опасного безумца вовсе не тих и не мил. Льдистая мерцающая, как и положено звезде, Мона Татьяны Кузнецовой более сдержанно играет оттенками холодного отчаянья, детской непосредственности и женского кокетства. На первый план вышла тема космического одиночества героев и репрессивности социума по отношению к отдельному человеку — не важно, какое оно: тухлое провинциальное или блестящее столичное. Свет Глеба Фильштинского, как всегда чарующ. А фонари, звезды и матовые двери-экраны, как всегда, волшебного Владимира Фирера заставляют забыть о том, что действие происходит в заштатном городке.
Замечание тонкое. Вот современное видение пьесы, человека, не обремененного грузом постановки Товстоногова с блестящими Стржельчиком, Ольхиной, Крымовым, Лебедевым в роли м-ль Куку. Вот восприятие пьесы, которую уже пора записать в графу мировой классики. А что вы думаете по этому поводу? — Пьеса немножко вечная. Так как пьесе 60 лет и если она всплывает, значит, это классика. Если кино стало культовым, значит это классика. Кино человеческое, в котором Казаков очень бережно подошел к пьесе. Круг классики. Есть в ней что-то чеховское, я почувствовал это сразу.
— Кто главный герой?
Судя по названию — Мона. Как бы она, т. к. история про звезду, которая хотела отклониться от своего пути и не смогла. Хотя в центре – она. Но Учитель тоже хотел отклониться, и не отклонился. Григ сказал, что отклоняться не реально. И мадемуазель Куку хотела бы этого, но не вышло. Поэтому предопределенность жизни человека – роковая или не роковая — м.б. и является темой пьесы. Предопределенность и возможность вырваться во что-то новое. Желание и невозможность. Самый пошлый ,самый провинциальный герой истории – начальник станции. Но и у него есть смутные мечты. Он, например, хочет остановить на этом полустанке дизель. Вот мечта. Но дизель проносится мимо. Желание, что-то остановить есть. Пьеса философичная. Вероятие другого пути человека. Одновременно с этим она прекрасна своим мелодраматизмом. Удивительное сочетание доступности восприятия и глубины идей. НЕ случайно тут звезды, имена великих астрономов – Кеплера, Коперника.
— А вы согласны с этой предопределенностью, судьбой? Или возможна та одержимость, которая позволила бы сорваться с орбиты, выскочить с наезженной обывательской колеи?
«Послушайте, ведь если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно?» Но в этом случае, сорвавшись с орбиты, можно разрушить весь мир. Или свою судьбу, может быть. Во всяком случае, я бы хотел, чтобы в конце, как и в пьесе, чтобы зрители испытали сожаление о не-случившемся в ее жизни и в его жизни.
В таком случае, вы все-таки провоцируете зрителя на безумства
А Вы надеетесь, что кто-то другой это сделает? Вероятие, возможность, наличие другого пути. Вот главное, о чем надо помнить. Есть другие пути.В данном случае, это пути железнодорожные – из точки А в точку Б. Других путей они не знают. Потому и простаивают часами на перроне, ожидая скорого поезда, чтоб увидеть пролетающую мимо чужую и такую непохожую на их жизнь. Есть другие пути. Хотя бы путь этого учителя. Он остался учителем в провинциальном городе, страстным астрономом, открывателем звезд, тратящим жалованье на не нужную никому, кроме него, непонятную книгу.
Для вас принципиален этнографический аспект пьесы, или это все-таки общечеловеческая история?
Думаю, и то, и другое. Это довоенное время, Румыния, символ провинции Европы, окраина Европы. Неслучайно здесь и это. Хотелось бы сделать так спектакль, чтобы он попадал и в наше время. Не знаю, насколько это получится у нас. Это зависит от того, как раскрутится роль Грига.
Спектакль будет, как это модно, вне времени?
Нет, он не будет осовремениваться. Пока на это аппетита у меня нет. Это будет Румыния 1930-х годов. НЕ могу не декларировать этого. В этом есть моя и моей бригады скромность отказа от модернизации. Но если хотите, есть и нескромность: хочется быть близким к Моцарту. Хочется взлететь. Если получится — поэтический взлет. Мы хотим взлететь. Но не за счет того, что Григ будет новый русский, а за счет внутренних вещей. По теории вероятности один шар вдруг разрушил всю систему, хорошо работающую. И это была не звезда, а комета, Тунгусский метеорит. Так и эта Прекрасная незнакомка взорвала жизнь всего города. Я не думаю, что после ее ухода, жизнь продолжит свое безмятежное течение. Скачок произошел, и он должен был сдвинуть ось этой затхлой жизни. И сама Куку собьется, постоянно вспоминая неземную красоту девушки, позволившей себе быть Прекрасной.
Жизнь городка изменится в драматическую сторону?
Жизнь персонажей «Дяди Вани» в конце пьесы тоже изменится. Они смирились, но они уже в другом измерении. Соня возвышается в религию, Войницкий приближается к трагедии бытия…
Вы допускаете, что артисты в процессе работы могут корректировать смысл спектакля?
Еще как! Я не только допускаю, я на этом стою. Потому что все зависит от артиста. Уровень артистов, их разбуженность на эту тему, в конце концов, и предопределяет качество спектакля. Если они не доразбудятся сами или с моей помощью на эту тему, так и будет чепуха, будет повествовательно, не более. Уровень театра определяется масштабом артистов.
А идея супермарионетки?
Можно клясться супермарионеткой, но для этого нужен Мейерхольд. Если бы он был — ради Бога. Наверно, и на уровне марионетки может возникать искусство, кто знает. Но только мы этого не видим. Есть формально талантливые вещи, которые сами по себе имеют взрывчатую энергию, но все равно, если не будет глубинной связи с артистом, ничего не выйдет.
Роман Литвинов играет в спектакле румынского крестьянина – небольшой эпизод, который ему очень дорог. Для празднования своего 70-летия 24 января актер выбрал именно «Безымянную звезду». Вот уже тридцать лет артист служит в театре им.В.Ф.Комиссаржевской. Он учился у профессора Бориса Зона, работал в театре им.Ленинского Комсомола, в театре русской драмы им. А.Грибоедова в Грузии. Сегодня Романа Литвинова можно увидеть в спектаклях «Безымянная звезда», «Двенадцать месяцев», «Шут Балакирев», а также в киноверсии Владимира Бортко «Мастер и Маргарита»
Недавно мы сыграли 100-й спектакль «Безымянная звезда». Режиссер этого спектакля – Вениамин Фильштинский – ныне один из самых известных театральных педагогов в стране, профессор. Я учился на курсе Бориса Вульфовича Зона на один или два года раньше него. Когда он пришел к нам ставить этот спектакль и увидел меня, — очень обрадовался. Спектакль «Безымянная звезда» — не первая сотня в списке моих спектаклей. Мы уже сыграли 100-й спектакль «Шут Балакирев», еще в Ленкоме я играл «Зримую песню» и «Вестсайдскую историю» — спектакли знаменитого курса Г.Товстоногова. После премьеры «Безымянной звезды» Веня Фильштинский написал мне на программке: «Я очень рад нашей встрече, но даже не предполагал, что это будет так!». Репетировали мы очень легко. Я придумал образ румынского крестьянина, и к каждому спектаклю специально не бреюсь 5-7 дней – это уже грим у меня. Еще придумал говорок – хотя, он у меня скорее украинский, чем румынский.
Все свои роли, которые играю сейчас, я люблю: и в «Шуте Балакиреве», и в детской сказке «Двенадцать месяцев» (мой солдат хоть и стар, да роль большая!), и в «Безымянной звезде».
Когда-то, отработав почти двенадцать лет в Ленкоме (ныне – театр-фестиваль Балтийский дом), а уехал за Сандро Товстоноговым (сыном Георгия Товстоногова) в Грузию. Когда Сандро уезжал в Москву, я вернулся в Петербург и по его совету обратился к Виктору Новикову, ныне Художественному руководителю театра им. В. Ф. Комиссаржевской. С Сандро они дружили, вместе учились год на театроведческом факультете ЛГИТМиКа. Новиков предложил показаться в этот театр – и с тех пор я с удовольствием работаю здесь. У Сандро я играл очень много больших ролей, а здесь Рубен Сергеевич Агамирзян сразу предупредил, что подобных ролей здесь играть не буду, но работать с ним было всегда очень интересно. А вот в Театральный институт я пошел не сразу. После окончания школы буквально на следующий день я уже работал в таком заведении, как Похоронная контора, где был Словорубом – выбивал надписи. В нашем фойе висит памятная доска, посвященная Рубену Агамирзяну – это я выбил. Я отработал два года и по совету отца поступил в пединститут города Вильно. В школе у меня был чудесный преподаватель химии – седовласый красавец, который преподавал свой предмет, как поэзию. Однако в институте меня постигло полное разочарование в профессии. Зато был самодеятельный театр, куда я и пришел. Оказалось, у меня хороший голос – 3,5 октавы (немножко не дотягиваю до Пенкина, но это не страшно). Когда я решил бросить институт, педагоги самодеятельного театра сказали, что мне надо поступать в Театральный институт и посоветовали ехать в Харьков или Ленинград. Когда-то мальчишкой я мечтал побывать в трех городах – Киеве, Одессе и Ленинграде. И вот мечта моя сбылась – я живу в Ленинграде и у меня здесь семья – жена, дочка, зять, внучка.
Борис Зон говорил, что театр превыше всего, и мы в это верили – и верим до сих пор. Несмотря на солидный юбилей, я все еще надеюсь, что сыграю свою лучшую роль…
Актер и заслуженный работник культуры России Александр Вонтов играет в спектакле роль Начальника вокзала – роль характерную, яркую, запоминающуюся. Он был принят в труппу театра в 1977 году — сразу после окончания ЛГИТМиКа по классу актерского мастерства профессора Р.С. Агамирзяна. За эти годы сыграл бесчисленное множество ролей, но спектакль «Безымянная звезда» до сих пор остается одним из самых любимых.
Репетируя «Безымянную звезду», мы как будто снова окунулись в институт – с кинолентой видений, биографией персонажей – все очень подробно. Это было полезным и, одновременно, ностальгическим чувством. Я получил огромное удовольствие от репетиций. Для меня этот спектакль о любви и об одиночестве человеческом. На протяжении всей жизни человек один, и вдруг возникают секунды просветления, то, ради чего стоит жить — ощущение и предощущение любви. По большому счету — все мы одиноки, хотя я, например, самодостаточен, и мне с собой не скучно – нас как бы двое. Включаю компьютер, — и можно пообщаться с человеком, есть с кем выпить: Александр Борисович, будь здоров! – И ты, будь! Уже не скучно. И потом, у меня столько вокруг людей, которые не дадут быть мне одиноким — замечательная дочь, друзья, любимые люди, мама – слава Богу, жива и здорова. Тем не менее, когда мы репетировали спектакль, возникали разные мысли, разные состояния. Любимые роли — все как дети, выращенные мною вместе с режиссером. Еще в нашем театре мне нравится играть спектакль «Недалеко от Бога», в котором я играю. А вот со спектаклем «Утоли моя печали» — другая история. В свое время я очень хотел в нем играть, но был назначен другой артист. И вдруг ситуация резко переменилась. В результате желанную роль сыграл я.
В нашем театре работали замечательные, талантливые люди. Например, с режиссером Володей Воробьевым мне посчастливилось репетировать спектакль «Бумбараш». Репетиции шли трудно – спорили долго, ругались, а потом у нас произошло ясное взаимопонимание, и он с удовольствием потом работал с нашими артистами. Еще здесь ставил «Балладу о солдате» режиссер Геннадий Опорков, где у меня была небольшая роль Майора – репетировать было очень интересно. Режиссер, как мне кажется, должен любить актера, а актер – театр. Моему и более старшему поколениям очень повезло на педагогов и режиссеров: Рубен Агамирзян и Владимир Петров дали нам очень много – не только как артистам, но и как людям.
У меня с каждой эпохой нашего театра связаны какие-то очень теплые и терпкие воспоминания. Я пришел сюда вместе со своими однокурсниками, но был старше всех на 4 года – отслужил армию. Мы много хотели – иногда нас тормозили, гасили, но мы все равно что-то придумывали, что-то делали. Я смотрю на наших молодых ребят и понимаю – мы были такими же обалдуями, но и предыдущие поколения тоже были хулиганами. Когда я пришел в театр, мне рассказывали о том, что вытворяло в молодости наше старшее поколение – нам и не снилось… А с годами появляется какое-то занудство: какие были артисты, а вы… На самом деле, ничего не меняется, ничего, и в каждом возрасте – своя прелесть. В принципе, для меня в театре было две эпохи – я пришел, когда театром руководил Рубен Агамирзян, в 1991 году он скончался, и художественным руководителем стал Виктор Новиков – один из самых толковых руководителей нашего города.
Во время репетиций «Безымянной звезды» пришло понимание, что я состоялся. Можно, конечно, стремиться еще и еще, хотеть еще и еще – обязательно. Я не считаю себя великим, но то, что я могу – стараюсь делать честно. Когда-то я мечтал сыграть Сирано де Бержерака — обожал эту пьесу, смотрел ее в Ленкоме с Петей Гориным бесчисленное количество раз. Это была мечта – как та самая Безымянная звезда в нашем спектакле — но теперь я понимаю, что «поезд ушел» и, дай Бог, сделать хорошо то, что дают.
Театр Комиссаржевской для меня все – дом, семья, жизнь. И у нас сейчас подрастает замечательное молодое поколение. Некоторые из них – уже сейчас талантливые партнеры: такие, как Ваня Васильев, Вова Крылов (из тех, с кем мне приходилось сталкиваться). Я очень ценю в актере партнерство, когда смотрят в глаза. Это тоже дар от Бога. Наверное, это можно воспитать, но для этого нужен талантливый педагог. Вениамин Фильштинский, который поставил «Безымянную звезду», — не только талантливый режиссер, но и уникальный педагог. Хочется пожелать нашему спектаклю долгой жизни, а ребятам и себе в профессии – здоровья и здорового отношения к ней. А зрителям хочется пожелать удовольствия во время спектакля и хорошего настроения после. Мне кажется, что сейчас зритель идет получать положительные эмоции в театре, а не загружать себя проблемами — проблем в жизни предостаточно.. Почему большим успехом пользуются комедии и народ идет на них? Потому что трагедии хватает в жизни. А спектакль «Безымянная звезда» — это спектр самых разнообразных эмоций, и главное в нем – чувство любви….
«ПОСТОЯНСТВО ИНСТРУМЕНТА», или 20 ЛЕТ «БЕЗЫМЯННОЙ ЗВЕЗДЕ»
20.06.2024
Актер Родион Приходько: … для звездного неба очень важно так называемое «постоянство инструмента» — то есть один инструмент в одной точке и как можно дольше, и тогда исключены ошибки. Если проводить аналогию, то долгоиграющий спектакль – это как бы «постоянство инструмента»: ты через него можешь понимать время…
21 июня 2024 г. Театр отметит 20-летие спектакля «Безымянная звезда». Этот удивительный спектакль, премьера которого состоялась в июне 2004 года, до сих пор вызывает восторги и безграничную любовь зрителей. В чем его секрет? Думается, что именно в нем «соединились» все составляющие: великолепная режиссура известного постановщика и педагога Вениамина Фильштинского, замечательная творческая команда, талантливые актерские работы, но главное – тема: вечная и неизбывная тяга человека к прекрасному, к идеальной любви и романтике, к жизни возвышенной и чистой…
Режиссер — заслуженный деятель искусств России Вениамин Фильштинский. В главных ролях — Родион Приходько и заслуженная артистка России Евгения ИгумноваВ ролях: народный артист России Георгий Корольчук, заслуженные артисты России Маргарита Бычкова, Александр Большаков, Евгений Ганелин, артисты Ольга Арикова, София Большакова, Екатерина Карманова, Варвара Репецкая, Семён Авралёв, Егор Бакулин, Константин Демидов, Юрий Ершов, Василий Гетманов, Вадим Лунгу.
Безымянная звезда – история двоих. Их любовь возникает как внезапный звездопад, в одну из ночей пролившийся на маленький город. Тонкая, изящная комедия о наивном учителе астрономии. О девушке-видении, миражом промелькнувшем в жизни захолустного городка и его обитателей… О том, что легче открыть на небе новую звезду, чем понять и удержать рядом любимую… История про звезду, которая хотела отклониться от своего пути и не смогла.
Режиссер Вениамин Фильштинский, Деловой Петербург, 2004:
«В центре спектакля – деловой человек, Григ, гражданский муж Моны, Безымянной звезды. А рядом с ним – два романтика, главных героя. Хотя, возможно, определение «романтик» здесь звучит грубовато. Правильно Пушкин сказал: «Хоть романтизма тут нимало не вижу я – да что нам в нем?». Дело не в романтизме, а в том, что идет поиск духовных основ, духовности как способа жизни. Учитель вычислил звезду, и Мона тоже увлеклась возможностью смотреть на звезды, думать о них, размышлять о каких-то нематериальных вещах. Но в финале деловой человек победил. Потому что такова реальность. И героиня возвращается к реальности. Это и есть главная проблема – почему Мона вернулась к Григу. Это эпицентр наших поисков и дискуссий с актерами.
«Безымянная звезда» производит впечатление комедии… Эта пьеса и смешит, и волнует безумно. Но нам необходимо установить точное соотношение найденной трактовки с индивидуальностью актеров. Это самое сложное. К тому же в искусстве вообще нельзя быть специалистом. Каждый раз все происходит заново».
Трогательная, красивая романтическая история встречи учителя астрономии и волею судьбы занесенной в его дом дамы полусвета знакома широкой публике по фильму Михаила Козакова с Игорем Костолевским и Анастасией Вертинской в главных ролях. В театре им.В.Ф.Комиссаржевской героев играют великолепные артисты Родион Приходько и Евгения Игумнова.
АКТЕРЫ СПЕКТАКЛЯ О СЕКРЕТЕ ДОЛГОЛЕТИЯ«БЕЗЫМЯННОЙ ЗВЕЗДЫ».
Артист театра Егор БАКУЛИН (Иким, помощник начальника вокзала):
Это был один из первых моих спектаклей в театре. В то время я еще учился в аспирантуре у Вениамина Михайловича Фильштинского, и он меня пригласил на маленькую роль в «Безымянную звезду». Спустя 20 лет работы в театре у меня достаточно много ролей, но когда в многочисленных интервью меня спрашивают про любимую, я всегда говорил и, наверное, до сих пор так и есть — это роль Икима. В пьесе это очень маленький персонаж, почти без слов, но, благодаря тому, что я в то время учился у Вениамина Михайловича, для которого этюдный метод – основа любой репетиции, наш Иким из функционального персонажа стал настоящей душой спектакля… Многие зрители с сожалением писали о том, что он не появляется во втором действии… У меня там появился целый мир свой, со своими шутками, и с годами каждое включение Икима в диалог или процесс всегда отличались какой-то зрительской реакцией. «Иким, приведи учителя! – А если он откажется? – А ты все равно приведи!» — так, благодаря этой моей вставленной реплике, изменилось следующее появление Мирою — я уже его за шкирку тащил…В финальной сцене 1 акта, когда герои думают, чем бы накормить Мону, у Икима есть реплика: «А я могу сливы надрать…», на что ему снисходительно отвечают: «Иким, она еще зеленая», — «А я ем…» — наивно говорит Иким… Вот такие маленькие «включения-появления» Икима с его утками, флажками, писульками создавали особую атмосферу этого вокзала, этого провинциального городка, этого мира странного, в который попадает главная героиня Мона. К моему герою Икиму у меня очень нежное чувство. За 20 лет спектакля, что я его играл, сменялись составы, сменялись вагончики и поезда, уже сменились три ученицы, а я всё играл и играл этого Икима… И только в этом году я передал его другому актеру и перестал играть в этом спектакле. Уже вокруг все моложе и моложе, а я всё хожу и хожу с флажком…
На свой юбилей к нам на спектакль пришел режиссер Вениамин Михайлович Фильштинский, который сказал мне очень дорогие слова: «Ты очень бережно сохранил свой персонаж, и только его приукрасил…» — это было невероятно ценно за 20 лет жизни в образе Икима… В тот день я поразился точным замечаниям Вениамина Михайловича каждому актеру, при этом он приговаривал: «Да-да-да, вы очень правильно играете, правильно существуете!». Саше Большакову он сказал: «Григ, ты приехал за ней, тебе наплевать, что ее окружает сейчас, ты любишь ее. Ты приехал за ней только потому, что ты ее любишь», а для Родиона-Мирою тоже подобрал очень точные слова: «Как только Григ ее забирает, с тебя морок спадает, и ты тут же начинаешь заниматься своим любимым делом. А твое любимое дело – это звезды. Она тебя на короткий миг отвлекла, но, как только она исчезает, ты опять бросаешься к своей науке, потому что для тебя она – самая главная!» — и я снова бесконечно удивился и восхитился, насколько точно режиссер-мастер короткими репликами стряхнул труху лет персонажей и спектакля, и теперь его можно играть еще 20 лет. И зрители очень живо реагируют, зрителю эта тема близка и понятна до сих пор. Конечно, за двадцатилетие жизнь меняется порою кардинально. И в любом спектакле в какой-то момент ты обращаешь внимание на одну тему, потом делаешь акцент на другую. А тут темы вечные – любовь, звезды… И даже если прошло 20 лет, это же все равно любовь! Просто акценты смещаются: сначала любовь была пылкая, страстная, суетная, безумная, а с возрастом стала мудрая, важная, вдумчивая, судьбоносная – вечная… Мне кажется, тема нашей «Безымянной звезды» не зависит от возраста артистов и возраста спектакля.
Заслуженная артистка России Евгения ИГУМНОВА (Мона):
«Безымянная звезда» занимает в моей жизни, конечно же, особое место, потому что это был, пожалуй, единственный спектакль, который изначально делался не на меня. Он делался на других артистов, а мы были теми честолюбивыми дублерами, которые пришли после. И для меня этот спектакль стал где-то даже испытанием. Когда ты приходишь после кого-то играть, это всегда совершенно другая ответственность, чувство, что ты не можешь быть хуже, и вечные сомнения… Он сложный для меня и потому, что главное в создании спектакля, на мой взгляд, – это репетиции. Когда ты рождаешь спектакль — это потом совершенно другое, более уверенное состояние твоё на сцене, больше твоих открытий и находок. С Родионом у нас до этого не было близкого партнерства, а в «Безымянной звезде» мы с ним узнали друг друга как партнеры и узнаем каждый раз. Секрет успеха длинной жизни «Безымянной звезды» может быть и в том, что все-таки это академический, очень классический спектакль.
У нас никогда не было недостатка во внимании к «Безымянной звезде», ее всегда очень любил зритель. Несколько поколений детей моих подруг отходили на нее со всеми своими девушками, которые иногда менялись. Особенно мальчикам почему-то нравится этот спектакль, что-то глубоко личное связано с ним, с сюжетом, с наполнением… Сын моей ближайшей подруги начал ходить на эту постановку, когда еще был юношей, а сейчас это уже взрослый дядька 40-летний, и он был раз двадцать на ней. Кто-то проводит ассоциации с историей «Ромео и Джульетты», но я не думаю, что здесь есть пересечения. Ромео и Джульетта – это люди, которых кидает навстречу друг другу и ведет потребность любить, — гормональная потребность, возрастная потребность. Они ищут эту любовь и находят – просто в неподходящем месте – в разных кланах. А здесь, мне кажется, каждый человек находится в поиске себя: Мирою находится в поиске своего места в мире, и Мона находится в этом поиске. На фоне этого поиска им в какой-то момент показалось, что это вспыхнувшее чувство – и есть их место… И на почве этого случается та волшебная ночь, которую мы проживаем в спектакле…
Я бы хотела пожелать коллегам, спектаклю, чтобы мы с Родионом подольше не старились и спектакль оставался на сцене. Наши партнеры и коллеги в нем – каждый – целый мир. Вот, например, Юра Корольчук, который совершенно дивно играет своего Удрю – я просто вижу, как он любит эту роль. Сколько всего он на каждый спектакль приносит, и каждый раз он совершенно по-иному исполняет там свою мелодию! И я желаю ему просто здоровья, внутренней радости и потребности как можно дольше быть на сцене. В чем смысл этого спектакля? В том, что мы никогда не знаем, что с нами произойдет завтра. Нам кажется, что мы не меняемся, и люди вокруг нас не меняются, но есть что-то сверх нашего знания, что меняет людей и что открывает их совершенно по-новому, Несмотря на то, что в спектакле есть мысль о том, что «ни одна звезда не отклоняется от своего пути», люди, тем не менее, меняются. Так, например, любовь открыла мою героиню Мону для самой себя. Она что-то про себя узнала очень важное, что не знала до этого. Я думаю даже, что она через эту историю обрела себя настоящую. Мирою обрел понимание себя как ученого, как человека, который имеет право на внутреннюю свободу. Он жил в этом мире и как-то с ним мирился, а после встречи с Моной он стал более свободным, и с ней произошло тоже самое. Раньше я играла то, что моей героиней руководит ситуация: приезжает Григ, и она получает некие доказательства того, что ей здесь не место, что это абсолютно не ее жизнь, она не сдюжит. И Мона пугается…. Сейчас я играю то, что это ее осознанное решение, которое она принимает САМА. И я меняюсь. Я тоже стала принимать больше осознанных решений и вообще осознанней жить, поэтому, может быть, и Мона у меня поменялась вместе со мной.
Актер театра Родион ПРИХОДЬКО (учитель Мирою):
Я вчера считал, сколько у меня всего было главных ролей – и мне хватило одной руки. А в нашем театре это единственная моя главная роль сейчас. Поэтому значение для меня этот спектакль имеет большое. Вениамин Михайлович Фильштинский вначале сделал акцент на первый состав артистов (Таня Кузнецова и Александр Баргман), но поскольку это были артисты других театров, возникла техническая необходимость во втором составе. Мы с моей партнершей Женей Игумновой посмотрели спектакль и, учитывая все недостатки и достоинства, которые со стороны виднее, по ее инициативе встретились летом, чтобы прорепетировать нашу линию. Когда Вениамин Михайлович пришел с нами репетировать, этот наш совместный договор даром не пропал. Позже он признался, что был влюблен, как и положено режиссеру, в главных исполнителей, а со временем (он даже сказал это слово) «перелюбил». Еще на этом спектакле у меня родилась дочь – в ноябре 2004 года. Она родилась до спектакля, но я узнал об этом только в антракте. Это была целая сцена – я вышел из гримерки, слезы текут… Меня встречает Саша Сыдорук и со свойственной ей иронией спрашивает: «Что плачешь, плохо сыграл?» — «У меня дочь родилась, Саша!» — и она — «О!», как только Сашка умеет. И побежала всем сообщать. А дальше надо было уже выходить на сцену… Я вышел, Женя еще не знает, мы играем, а мысли у меня совершенно в другом направлении…. Коллеги выходят и с чем-то меня поздравляют, Женя-Мона в недоумении… И только в конце спектакля она узнала и произнесла: «Теперь я понимаю, почему ты так плохо играл!»… Сразу после окончания спектакля был уже накрыт стол, пришли наш художественный руководитель Виктор Абрамович и режиссер Александр Морфов. Отметили мы очень хорошо, и этот спектакль я запомнил на всю жизнь — яркое было впечатление…
Мне кажется, что «Безымянную звезду» нельзя играть слишком часто, потому что не успевает наполняться резервуар впечатлений, жизни, которая идет как бы помимо тебя, но ты выносишь это зрителю и сам удивляешься тому, что сегодня из тебя льется вовне. И на этом соединении возникает энергия спектакля. Но для возникновения этой новой энергии нужен вот этот самый месяц. За 20 лет, конечно же, многое поменялось. Уже нет людей, которые постоянно играли все «Безымянные звезды»: даже Костя Демидов, который был как гвоздь этого спектакля – и он в какой-то период попросил себе замену. Играл бессменно Вонтов Александр Борисович, но в январе 2024 года его не стало…Тем не менее, такая продолжительная жизнь спектакля помогает, если пафосно сказать, приблизиться к вечности…. Возникают некие неизменяемые вещи. Какие-то смыслы могут меняться, но какие-то выкристаллизовываются окончательно. Человек, я думаю, неземное существо. Он и земное, и не земное. Он – там. Вообще мне кажется, что это религиозный спектакль. Без этого стержня вообще ничего невозможно, и, думаю, автор писал об этом — о том, что человек стремится вверх. О том, что есть гораздо более важные вещи, чем повседневная жизнь. О том, что нужно смотреть не под ноги, а вверх, на звезды. Мой герой Мирою поначалу рефлексировал: ему досаждал этот мир и трудно было с ним бороться, в него «вписываться». После отъезда Моны эти проблемы исчезли – здесь, в этой реальности, ему больше нечего искать…. Конечно же, есть любовь. Безусловная любовь. Но дело в том, что любовь никуда не уходит – она просто видоизменяется, превращается в боль… И обманутая, несостоявшаяся, все равно продолжает существовать. Мы не видим того, что произойдет «за кадром», но эта попытка моего героя спрятаться от мира уже окончательная…
Интересно то, что в фильме изначально должен был играть не Игорь Костолевский, а Олег Даль, но они с режиссером не сошлись во взглядах на финал. Даль считал (ему тогда немного оставалось жить: фильм вышел в 1979, а Даль ушел в 1981), что после всего произошедшего учитель должен погибнуть. Я вообще не люблю печальные концы в театре – на них зритель не очень хочет ходить. Нагромождая в финале книги на стол, Учитель полностью погружается в свои расчеты, в работу. И возникает такая простая мысль – и у зрителей, и у меня тоже – работа лечит… Лечит, если к ней ты относишься как к служению. Это та точка опоры, вокруг которой всё вертится. Возможно, Мирою потом сошел с ума – мы не знаем. Он закрылся. Если поначалу этот мир ему досаждал, он с ним боролся и пытался как-то заниматься своим делом, то сейчас у него не возникает вопросов, что сейчас с этим миром делать. Ничего. Здесь для него уже ничего нет. За всё это время, что мы играем спектакль, я много разного пробовал и сейчас продолжаю работать в этом направлении, ловлю какие-то новые смыслы, слушаю, что говорят, пытаюсь понять, что важно сейчас. Надеюсь, что я лучше стал играть, точнее. В самом начале пути я понимал, что без некой духовной составляющей здесь невозможно, а сейчас уже это знаю, могу сформулировать. В этой пьесе, в этой истории — мерцание смыслов, много чего есть. И каждый раз проявляется что-то новое, неожиданное.
Если возникает разговор о «Безымянной звезде», я всегда рассказываю одну очень интересную историю: когда мы готовили спектакль, то побывали в Обсерватории и познакомились с реальными астрономами – молодыми ребятами с невероятными горящими глазами! Это было начало нулевых, кто-то ушел в бизнес и бросил всю эту математику, а они – остались… И вот эти ребята рассказали нам удивительную историю про телескоп, который стоит в Обсерватории: Гитлер его подарил Муссолини, и телескоп переправляли из Германии в Италию… Что-то случилось – война закончилась, фашистов мы победили и получили телескоп, возможно, в качестве трофея и репараций. Так телескоп оказался на Пулковских высотах, где он стоит уже 80 лет. Надо сказать, что это очень важный инструмент вообще в астрономии. А для звездного неба очень важно так называемое «постоянство инструмента» — то есть один инструмент в одной точке и как можно дольше, и тогда исключены ошибки. Если проводить аналогию, то долгоиграющий спектакль – это как бы «постоянство инструмента»: ты через него можешь понимать время…. Когда были «жирные годы» — это были одни смыслы, в пандемию — другие, а началась «специальная военная операция» – появились третьи… 20 лет — большой срок для спектакля и, чем дольше мы его играем, тем интереснее становится. Это говорит и об отличной драматургии: неслучайно пьеса превратилась в классическую. Она тоже оказалась своего рода «постоянным инструментом»…
Молодой зритель Миша Васильев:
«Безымянная звезда» — вечный спектакль, вечная тема. В других спектаклях есть какие-то ассоциации со временем, отсылки к определенному периоду. А вот «Безымянная звезда» — вечная, и в этом, как мне кажется, магия режиссера Вениамина Фильштинского, магия актерского ансамбля, который там сложился. Я уверен, что даже лет через 10 этот спектакль еще будет существовать и собирать полные залы, потому что люди будут ходить и на знакомое название, которое обещает историю про любовь, люди знают театр и актерский ансамбль. Тема любви – вообще самая популярная среди зрителей. Есть разные темы — тема войны, тема дружбы, тема путешествий – они уступают теме любви. И в книгах, и в кино, и в театре, и в музыке.
Материал подготовила С.Володина
Театр Комиссаржевской отмечает двадцатилетие «Безымянной звезды»// Культура Петербурга, 20 июня 2024
Театр Комиссаржевской отмечает двадцатилетие «Безымянной звезды»
21 июня Театр им. В.Ф. Комиссаржевской отметит двадцатилетие спектакля «Безымянная звезда».
«Безымянная звезда» — это история о двух людях, чья любовь вспыхнула внезапно, как звездопад, в один из вечеров маленького городка. Это тонкая и изящная комедия о наивном учителе астрономии и девушке, которая, словно видение, мелькнула в жизни жителей захолустного городка. История о том, как легче открыть на небе новую звезду, чем понять и удержать рядом любимого человека. Это история о звезде, которая хотела сойти со своего пути, но не смогла.
Лирическая комедия, премьера которой состоялась в июне 2004 года, до сих пор пользуется огромной популярностью у зрителей. Создатели спектакля попытались найти ответ на этот вопрос: в чем же секрет ее успеха?
Режиссер спектакля — Вениамин Фильштинский.
Изображение предоставлено пресс-службой театра.
«Безымянная звезда» производит впечатление комедии… Эта пьеса и смешит, и волнует безумно. Но нам необходимо установить точное соотношение найденной трактовки с индивидуальностью актеров. Это самое сложное. К тому же в искусстве вообще нельзя быть специалистом. Каждый раз все происходит заново», — говорит режиссер Вениамин Фильштинский.
«… для звездного неба очень важно так называемое «постоянство инструмента» — то есть один инструмент в одной точке и как можно дольше, и тогда исключены ошибки. Если проводить аналогию, то долгоиграющий спектакль – это как бы «постоянство инструмента»: ты через него можешь понимать время….», — рассказал Родион Приходько, сыгравший в спектакле роль учителя Мирою.
«Если возникает разговор о «Безымянной звезде», я всегда рассказываю одну очень интересную историю: когда мы готовили спектакль, то побывали в Обсерватории и познакомились с реальными астрономами – молодыми ребятами с невероятными горящими глазами! Это было начало нулевых, кто-то ушел в бизнес и бросил всю эту математику, а они – остались… И вот эти ребята рассказали нам удивительную историю про телескоп, который стоит в Обсерватории: Гитлер его подарил Муссолини, и телескоп переправляли из Германии в Италию… Что-то случилось – война закончилась, фашистов мы победили и получили телескоп, возможно, в качестве трофея и репараций. Так телескоп оказался на Пулковских высотах, где он стоит уже 80 лет. Надо сказать, что это очень важный инструмент вообще в астрономии. А для звездного неба очень важно так называемое «постоянство инструмента» — то есть один инструмент в одной точке и как можно дольше, и тогда исключены ошибки. Если проводить аналогию, то долгоиграющий спектакль – это как бы «постоянство инструмента»: ты через него можешь понимать время…. Когда были «жирные годы» — это были одни смыслы, в пандемию — другие, а началась СВО – появились третьи…
20 лет — большой срок для спектакля и, чем дольше мы его играем, тем интереснее становится. Это говорит и об отличной драматургии: не случайно пьеса превратилась в классическую. Она тоже оказалась своего рода «постоянным инструментом»…», — считает актер.
«В чем смысл этого спектакля? В том, что мы никогда не знаем, что с нами произойдет завтра. Нам кажется, что мы не меняемся, и люди вокруг нас не меняются, но есть что-то сверх нашего знания, что меняет людей и что открывает их совершенно по-новому, Несмотря на то, что в спектакле есть мысль о том, что «ни одна звезда не отклоняется от своего пути», люди, тем не менее, меняются. Так, например, любовь открыла мою героиню Мону для самой себя», — поделилась своими размышлениями Евгения Игумнова, сыгравшая одну из главных ролей.
Артист Егор Бакулин, исполнивший роль помощника начальника вокзала Икима, считает, что воплощенный им образ персонажа до сих пор является для него самым любимым.
«В пьесе это очень маленький персонаж, почти без слов, но, благодаря тому, что я в то время учился у Вениамина Михайловича, для которого этюдный метод – основа любой репетиции, наш Иким из функционального персонажа стал настоящей душой спектакля….», — говорит Егор.
«Думается, что именно в спектакле «соединились» все составляющие: великолепная режиссура известного постановщика и педагога Вениамина Фильштинского, замечательная творческая команда, талантливые актерские работы, но главное – тема: вечная и неизбывная тяга человека к прекрасному, к идеальной любви и романтике, к жизни возвышенной и чистой…», — считает начальник отдела по связям с общественностью театра Светлана Володина.
Режиссер спектакля — заслуженный деятель искусств России Вениамин Фильштинский. В главных ролях выступили Родион Приходько и Евгения Игумнова, заслуженная артистка России. Также в спектакле приняли участие: народный артист России Георгий Корольчук, заслуженные артисты России Маргарита Бычкова, Александр Большаков, Евгений Ганелин, артисты Ольга Арикова, София Большакова, Екатерина Карманова, Варвара Репецкая, Семён Авралёв, Егор Бакулин, Константин Демидов, Юрий Ершов, Василий Гетманов, Вадим Лунгу.