12+
Сказочная история в одном действии
Сказка Вильгельма Гауфа
Режиссер — Светлана Иванова-Сергеева
Художник — Дмитрий Разумов
Композитор — Роман Цепелев
Хореограф – Мария Большакова
Спектакль — лауреат фестиваля Санкт-Петербургского отделения СТД РФ «Театры Санкт-Петербурга — детям» (в номинации «Лучшая сценография спектакля», художник – Дмитрий Разумов)
Главному герою спектакля, бедному угольщику, предстоит нелегкий выбор. Коварный волшебник-искуситель обещает юноше сказочные богатства, а взамен просит всего лишь его живое и отзывчивое сердце. И юноша соглашается продать свое сердце за «пригоршню» золотых монет… Каждый день слышит он, как стучит клюкой у ворот старуха-мать, зовя сына; как взывает к нему любящая жена, но холодное каменное сердце невозможно разжалобить – оно не знает боли, огорчений и радости, не в силах познать и любовь и испытать счастье… Юноша решает вернуть себе живое сердце, и в сказке ему дарят этот шанс…
В волшебном мире Гауфа, в мире преданий и легенд, происходит множество невероятных, чудесных событий. Спектакль «Холодное сердце» — о страшных и забавных приключениях юного Петера, которому удалось побывать и бедным, и богатым. Но «деньги ради денег» счастья не приносят. Сегодня, когда каждый молодой человек мечтает о богатстве, успешности и благополучии, история бедного угольщика оказывается пророческой – она заставляет осознать зрителя неизбежность расплаты за «подарки» судьбы, за жизненный выбор, который мы бездумно осуществляем; задуматься о той грани, переступив которую, вернуться уже невозможно…
Премьера состоялась 24 января 2015 года
Продолжительность спектакля — 1 ч. 30 мин.
Действующие лица и исполнители:
Петер Мунк | Владимир Крылов/ Евгений Кошелев |
Барбара Мунк | Ольга Арикова |
Лизбет | Елизавета Нилова |
Михель Голландец | Александр Анисимов |
Стеклянный человечек | Богдан Гудыменко |
Иезекил Толстый | Александр Макин/ Семён Авралёв |
Шлюкер Тощий | Родион Приходько/ Вадим Лунгу |
Вильм Красивый | Василий Гетманов |
Пресса о спектакле
Почему для постановки вы выбрали именно эту сказку? Чем вы руководствовались при выборе?
В сказке «Холодное сердце» герой продает живое сердце за деньги. На мой взгляд, это абсолютно современная тема, тема сегодняшнего дня. Что очень важно? Сказка для и о человеке несформированном, о юной душе. Если говорить о поколениях, наши родители и частично мы раньше мечтали быть космонавтами, первооткрывателями, балеринами, наконец. Люди смотрели в космос, а теперь они смотрят в гаджеты и планшеты. А еще они смотрят на витрины дорогих магазинов, где много красивых вещей.
Сегодня молодой человек — неоформившаяся душа — выходит во взрослый мир, в мир потребления, потому что мы живем в условиях потребительского рынка. А этой махине важно, чтобы человек потреблял, потреблял, потреблял. И поэтому все время молодому парню с рекламного плаката будет улыбаться голая женщина (неважно, что рекламируется – зубная паста, стиральный порошок или что-то еще). Что сегодня лежит в основе рекламы? — секс и деньги. Будь красивым – физически, не внутренне; будь сильным (накачанным) — не духовно сильным; будь успешным «тире» богатым…. Вот с этим набором ценностей молодой человек входит во взрослую жизнь. То есть понятие «силы» изменилось.
Чем эта сказка может привлечь юношей и девушек к нам в театр?
Привлечь молодых людей мы можем только своей искренностью, то есть выстраивая с ними подлинный диалог. Ведь у них сегодня, когда мы живем в некоем «целлофане», есть потребность в живом оппоненте. И мы ищем свою форму беседы с молодым поколением. Это не сказка с бабами-ёжками и дедами-морозами, а взрослый разговор.
Что вас «зацепило» в этой сказке?
Там удивительный и страшный мир, там очень опасно, все время возникают какие-то страшные образы, и это очень завораживает …Как хорошо сказала одна актриса, — «у Гауфа злые сказки. Такой злой страшный опасный мир». Мой сын в девять лет слушал Rammstein. Ему очень нравились образы этих страшных мужиков в масках. Он подражал их текстам и писал собственные стихи и рассказы со словами «кровь, крест, моя жизнь – дерьмо»…Чем это вызвано? Именно в это время у маленького человека – потребность окунуться в какую-то страшную пропасть. Существуют исследования на тему инициаций – когда мальчику надлежит стать мужчиной. В древних племенах мальчика на несколько дней оставляли одного в лесу, оставляя ему только нож. Он должен был прожить какой-то свой страшный опыт. Сегодня у современных мальчиков этого опыта нет, потому что мы живем в мире материально комфортном, где нет прямой опасности. А организм юношеский в этот период становления выделяет огромную порцию адреналина, молодому человеку необходимо какое-то испытание эмоциональное. Ему нужно ощутить столкновения с опасностью, с какой-то «страшилкой».
То есть через внешнее – к внутреннему. А какой смысл вы закладываете в вашу историю? То есть что должен вынести молодой человек из этого спектакля?
В нашем спектакле есть история пути, по которому идет человек, история про то, «какому ангелу ты служишь» — то есть тема ценностей. Потому что самоопределение для юной души – большое испытание. В сегодняшнее мире, где человеку сложно стоять в стороне от калейдоскопа различных потребительских предложений, он вообще забывает, что такое – быть человеком. Это отдельная большая тема. А маленькому человеку, порой, и непонятно, КАК это – быть человеком.
Главному герою нашей истории кажется, что он какой-то не такой, что он — угольщик. Вот сейчас вы рассказали мне про своего отца, который был токарем, про его золотые руки – и в этом есть достоинство. У нас сегодня сбит прицел, — молодой человек перестает верить в себя, потому что у него нет дорогого гаджета или модной одежды. А он находится в самом начале своего пути, и как ему не сбиться с дороги и поверить в себя, если он – бедный? Редко кто из молодых людей говорит себе: «да, у меня сейчас чего-то нет и я бедный, – но я буду сегодня ходить в старых джинсах и учиться изо всех сил, изучать какое-то дело, чтобы стать ценным специалистом». Зачем? – ведь можно пойти по легкому пути…И в этот момент нужно не забыть про то, что определяет Человека. И что ты сам по себе, без всяких материальных «прибамбасов» представляешь ценность.
Это трудно. Ребенку нужно же чувствовать себя особенным хотя бы в чем-то…
Правильно. Почему Петер идет по этому пути? Не только потому, что он хочет денег. Он хочет вырваться, он хочет ощутить себя особенным…Это, если хотите, история Майкла Джексона: вот я сделаю операцию и создам себя заново: буду белым, красивым, уникальным… Я приношу в жертву себя такого, каким меня создал бог или природа, если хотите…Переформатировать себя, чтобы измениться и ощутить полет!
Кого вы ждете на спектакль?
Подростков, в первую очередь. Но спектакль для семейного просмотра, и хотелось бы, чтобы люди приходили всей семьей, чтобы родители учились понимать своих детей.
В этой истории есть вопрос об определяющих ценностях. Сегодня подобные вопросы зачастую не возникают в нашем социуме, ориентированном на достижение материального успеха. А вопросы о внутренних ценностях помогают людям жить. И театр, как справедливо было написано, задает эти вопросы. В самой сказке Гауфа есть ответы. Но мне хотелось бы, чтобы молодые люди столкнулись, прежде всего, с вопросами…
Почему молодые люди с такой неохотой ходят в театр?
Один мой знакомый петербуржец рассказывал, что в 11 лет мама его повела на спектакль Льва Додина – «Чевенгур», а он очень этому сопротивлялся. Не хотел идти в театр, потому что ему это казалось скучным. Тем не менее, его заворожил спектакль, на следующий день он сам пошел на него еще раз, став навсегда поклонником МДТ и театра вообще.
Мы часто боимся и не хотим думать о подростках как о взрослых людях, как о личностях. А они не просто хотят – они требуют уже какого-то взрослого диалога на взрослые темы, взрослого языка.
Кто входит в вашу творческую команду?
У нас замечательная продвинутая и современная команда. Роман Цепелев – композитор-электронщик. Участник различных международных фестивалей, где он дает диджейские сеты. Создатель и лидер музыкального проекта «Illuminated Faces», на счету которого несколько музыкальных альбомов, концерты в разных городах страны и за рубежом. В 2006 г. в Петербурге вышел дебютный диск Романа, получивший лестные отзывы и разошедшийся тиражом свыше двух тысяч копий. В 2007 г. Роман стал победителем ежегодного международного конкурса для молодых исполнителей электронной музыки в Барселоне «Red Bull Music Academy». Он — автор музыки к спектаклям Бориса Павловича: в Кировском Театре на Спасской — «Убийца», «Толстая тетрадь», «Так-то да», «Над кукушкиным гнездом», в ТЮЗе им.Брянцева (Петербург) – «Титий Безупречный».
Художник Дмитрий Разумов — яркий представитель современного театра, осуществляющий поиск новых форм. Активно сотрудничает с известным режиссером В.Рыжаковым. Оформил спектакли не только в московских театрах (Театр.doc, «Практика», МХТ им. Чехова, «Сатирикон», Театр им.Р.Симонова, Театр им.А.С.Пушкина, Театр-клуб «Мастерская», Школа-студия МХАТ, Еt cetera, «Сфера»), но и по всей России (Санкт-Петербург, Севастополь, Вологда, Омск, Кемерово, Пермь, Новосибирск), а также в Венгрии, Эстонии, Польше. Участвовал со своими работами в выставках современного искусства и фестивалях.
Хореограф Мария Большакова – выпускница Петербургской консерватории, работает балетмейстером в Михайловском театре, считается лучшей ученицей известного хореографа Николая Боярчикова. Преподает хореографическое мастерство на кафедре современной хореографии в ИДПИ. В ее творческой биографии огромный опыт сотрудничества с драматическими театрами и более 40 поставленных спектаклей (включая Мариинку, в Москве — Большой и Таганку. Были также работы в Красноярске, Самаре, Сыктывкаре, Магадане, Саратове).
Но самое главное — это, конечно же, актеры. Этот спектакль предполагает авторское содружество режиссера и актера, и мне очень интересно работать с актерами Театра им.В.Ф.Комиссаржевской, потому что это люди, которые готовы броситься в любой эксперимент и стать соавторами спектакля.
Поскольку Светлана Иванова-Сергеева начинала как актриса театра «Практика», где идет исключительно «новая драма» — своя и зарубежная, то и став режиссером, от выбора своего не отказалась. Минималистичная сценография Дмитрия Разумова (две двигающиеся туда-сюда дощатые ширмы, длинный, приземистый стол на колесиках, несколько стульев – собственно, и всё) позволяет зрителям сосредоточиться на актерах, тексте и действии. С первыми, правда, пока есть трудности. Поскольку не у всех исполнителей, задействованных в «Сердце», опыт работы с «новой драмой» так уж велик, то и играют они эту историю всё больше как сказку для детского утренника, пока лишь подбирая ключи к своим партиям. Разумеется, история, сочиненная немецким романтиком – не обычная сказка. Это смесь притчи и легенды, повествующая о юноше, обменявшем свое горячее сердце на золото. И, безусловно, с трагической тональностью – как меняет человека внезапно свалившееся на него богатство, какие свойства натуры проявляются. Мечты сбылись, однако Петер, хоть и ходит нынче весь в белом, все равно несчастлив. Его попытки наладить новую жизнь обречены на провал. Родная мать (Ольга Арикова) будет изгнана со двора, вслед за ней отправится Стеклянный человечек (Денис Пьянов), от петеровой руки погибнет нежная и трепетная Лизбет (Варвара Светлова). Впрочем, даже романтики не всегда завершали свои рассказы безнадежным финалом. И потому классическое «спасение в последнюю минуту» здесь все-таки происходит. Петеру дают шанс переиграть все назад. Правда, теперь уж навсегда. На что он соглашается без трепета и сомнений.
Родители увидят в «Холодном сердце», наверное, свои мечты, которые так и не осуществились. А их дети, можно надеяться, уловят посыл, который заложили в спектакль его создатели. «В сегодняшнем мире, где человеку сложно стоять в стороне от калейдоскопа различных потребительских предложений, он вообще забывает, что такое – быть человеком», — заметила в интервью, вышедшем в канун премьеры, режиссер. И действительно — не это ли самая главная цель, к которой идешь всю жизнь?