24 и 25 января Театр им.В.Ф.Комиссаржевской представит петербуржцам новый спектакль – «Холодное сердце» В.Гауфа в постановке московского режиссера Светланы Ивановой-Сергеевой. Спектакль предназначен для подростков, молодежи и семейного просмотра. В разгар репетиций мы побеседовали с режиссером спектакля.
Почему для постановки вы выбрали именно эту сказку? Чем вы руководствовались при выборе?
В сказке «Холодное сердце» герой продает живое сердце за деньги. На мой взгляд, это абсолютно современная тема, тема сегодняшнего дня. Что очень важно? Сказка для и о человеке несформированном, о юной душе. Если говорить о поколениях, наши родители и частично мы раньше мечтали быть космонавтами, первооткрывателями, балеринами, наконец. Люди смотрели в космос, а теперь они смотрят в гаджеты и планшеты. А еще они смотрят на витрины дорогих магазинов, где много красивых вещей.
Сегодня молодой человек — неоформившаяся душа — выходит во взрослый мир, в мир потребления, потому что мы живем в условиях потребительского рынка. А этой махине важно, чтобы человек потреблял, потреблял, потреблял. И поэтому все время молодому парню с рекламного плаката будет улыбаться голая женщина (неважно, что рекламируется – зубная паста, стиральный порошок или что-то еще). Что сегодня лежит в основе рекламы? — секс и деньги. Будь красивым – физически, не внутренне; будь сильным (накачанным) — не духовно сильным; будь успешным «тире» богатым…. Вот с этим набором ценностей молодой человек входит во взрослую жизнь. То есть понятие «силы» изменилось.
Чем эта сказка может привлечь юношей и девушек к нам в театр?
Привлечь молодых людей мы можем только своей искренностью, то есть выстраивая с ними подлинный диалог. Ведь у них сегодня, когда мы живем в некоем «целлофане», есть потребность в живом оппоненте. И мы ищем свою форму беседы с молодым поколением. Это не сказка с бабами-ёжками и дедами-морозами, а взрослый разговор.
Что вас «зацепило» в этой сказке?
Там удивительный и страшный мир, там очень опасно, все время возникают какие-то страшные образы, и это очень завораживает …Как хорошо сказала одна актриса, — «у Гауфа злые сказки. Такой злой страшный опасный мир». Мой сын в девять лет слушал Rammstein. Ему очень нравились образы этих страшных мужиков в масках. Он подражал их текстам и писал собственные стихи и рассказы со словами «кровь, крест, моя жизнь – дерьмо»…Чем это вызвано? Именно в это время у маленького человека – потребность окунуться в какую-то страшную пропасть. Существуют исследования на тему инициаций – когда мальчику надлежит стать мужчиной. В древних племенах мальчика на несколько дней оставляли одного в лесу, оставляя ему только нож. Он должен был прожить какой-то свой страшный опыт. Сегодня у современных мальчиков этого опыта нет, потому что мы живем в мире материально комфортном, где нет прямой опасности. А организм юношеский в этот период становления выделяет огромную порцию адреналина, молодому человеку необходимо какое-то испытание эмоциональное. Ему нужно ощутить столкновения с опасностью, с какой-то «страшилкой».
То есть через внешнее – к внутреннему. А какой смысл вы закладываете в вашу историю? То есть что должен вынести молодой человек из этого спектакля?
В нашем спектакле есть история пути, по которому идет человек, история про то, «какому ангелу ты служишь» — то есть тема ценностей. Потому что самоопределение для юной души – большое испытание. В сегодняшнее мире, где человеку сложно стоять в стороне от калейдоскопа различных потребительских предложений, он вообще забывает, что такое – быть человеком. Это отдельная большая тема. А маленькому человеку, порой, и непонятно, КАК это – быть человеком.
Главному герою нашей истории кажется, что он какой-то не такой, что он — угольщик. Вот сейчас вы рассказали мне про своего отца, который был токарем, про его золотые руки – и в этом есть достоинство. У нас сегодня сбит прицел, — молодой человек перестает верить в себя, потому что у него нет дорогого гаджета или модной одежды. А он находится в самом начале своего пути, и как ему не сбиться с дороги и поверить в себя, если он – бедный? Редко кто из молодых людей говорит себе: «да, у меня сейчас чего-то нет и я бедный, – но я буду сегодня ходить в старых джинсах и учиться изо всех сил, изучать какое-то дело, чтобы стать ценным специалистом». Зачем? – ведь можно пойти по легкому пути…И в этот момент нужно не забыть про то, что определяет Человека. И что ты сам по себе, без всяких материальных «прибамбасов» представляешь ценность.
Это трудно. Ребенку нужно же чувствовать себя особенным хотя бы в чем-то…
Правильно. Почему Петер идет по этому пути? Не только потому, что он хочет денег. Он хочет вырваться, он хочет ощутить себя особенным…Это, если хотите, история Майкла Джексона: вот я сделаю операцию и создам себя заново: буду белым, красивым, уникальным… Я приношу в жертву себя такого, каким меня создал бог или природа, если хотите…Переформатировать себя, чтобы измениться и ощутить полет!
Кого вы ждете на спектакль?
Подростков, в первую очередь. Но спектакль для семейного просмотра, и хотелось бы, чтобы люди приходили всей семьей, чтобы родители учились понимать своих детей.
В этой истории есть вопрос об определяющих ценностях. Сегодня подобные вопросы зачастую не возникают в нашем социуме, ориентированном на достижение материального успеха. А вопросы о внутренних ценностях помогают людям жить. И театр, как справедливо было написано, задает эти вопросы. В самой сказке Гауфа есть ответы. Но мне хотелось бы, чтобы молодые люди столкнулись, прежде всего, с вопросами…
Почему молодые люди с такой неохотой ходят в театр?
Один мой знакомый петербуржец рассказывал, что в 11 лет мама его повела на спектакль Льва Додина – «Чевенгур», а он очень этому сопротивлялся. Не хотел идти в театр, потому что ему это казалось скучным. Тем не менее, его заворожил спектакль, на следующий день он сам пошел на него еще раз, став навсегда поклонником МДТ и театра вообще.
Мы часто боимся и не хотим думать о подростках как о взрослых людях, как о личностях. А они не просто хотят – они требуют уже какого-то взрослого диалога на взрослые темы, взрослого языка.
Кто входит в вашу творческую команду?
У нас замечательная продвинутая и современная команда. Роман Цепелев – композитор-электронщик. Участник различных международных фестивалей, где он дает диджейские сеты. Создатель и лидер музыкального проекта «Illuminated Faces», на счету которого несколько музыкальных альбомов, концерты в разных городах страны и за рубежом. В 2006 г. в Петербурге вышел дебютный диск Романа, получивший лестные отзывы и разошедшийся тиражом свыше двух тысяч копий. В 2007 г. Роман стал победителем ежегодного международного конкурса для молодых исполнителей электронной музыки в Барселоне «Red Bull Music Academy». Он — автор музыки к спектаклям Бориса Павловича: в Кировском Театре на Спасской — «Убийца», «Толстая тетрадь», «Так-то да», «Над кукушкиным гнездом», в ТЮЗе им.Брянцева (Петербург) – «Титий Безупречный».
Художник Дмитрий Разумов — яркий представитель современного театра, осуществляющий поиск новых форм. Активно сотрудничает с известным режиссером В.Рыжаковым. Оформил спектакли не только в московских театрах (Театр.doc, «Практика», МХТ им. Чехова, «Сатирикон», Театр им.Р.Симонова, Театр им.А.С.Пушкина, Театр-клуб «Мастерская», Школа-студия МХАТ, Еt cetera, «Сфера»), но и по всей России (Санкт-Петербург, Севастополь, Вологда, Омск, Кемерово, Пермь, Новосибирск), а также в Венгрии, Эстонии, Польше. Участвовал со своими работами в выставках современного искусства и фестивалях.
Хореограф Мария Большакова – выпускница Петербургской консерватории, работает балетмейстером в Михайловском театре, считается лучшей ученицей известного хореографа Николая Боярчикова. Преподает хореографическое мастерство на кафедре современной хореографии в ИДПИ. В ее творческой биографии огромный опыт сотрудничества с драматическими театрами и более 40 поставленных спектаклей (включая Мариинку, в Москве — Большой и Таганку. Были также работы в Красноярске, Самаре, Сыктывкаре, Магадане, Саратове).
Но самое главное — это, конечно же, актеры. Этот спектакль предполагает авторское содружество режиссера и актера, и мне очень интересно работать с актерами Театра им.В.Ф.Комиссаржевской, потому что это люди, которые готовы броситься в любой эксперимент и стать соавторами спектакля.