18+
Притча
Автор пьесы — Мария Малухина
Режиссер – Андрей Сидельников
Художник по костюмам Мария Лукка
Художник по свету Тарас Михалевский
Композитор – Анатолий Гонье
Хореограф – Ирина Ляховская
«У каждой героини своя история, своя боль и свой секрет. Всю правду знают только древние ненецкие духи., кружащиеся в снежных вихрях где-то над автобусом, едущим на Север. Они поют свои песни, и именно им, хозяевам северных земель, решать, чем закончится опасное путешествие» (М.Малухина)
Казалось бы, пьеса челночницах уже далеких 90-х, но это только внешняя канва… В пьесе есть те самые глубинные пласты, за которыми зрители и идут в театр. Здесь и отсылка к северному фольклору, и история женской дружбы, и сила духа несломленных русских женщин…
В конце XIX века русские этнографы зафиксировали распространенную среди северян экзотическую болезнь – мерячение. Жертвы этой болезни впадали в транс: пели песни на неизвестных языках, теряли самоконтроль, тонули в море или замерзали в тундре, шли за Полярной звездой, даже если им это грозило гибелью. Местные жители называли это состояние «общением с духами».
Премьера состоялась 14 июля 2024 года
Продолжительность спектакля — 1 ч. 35 мин. без антракта
Действующие лица и исполнители:
Татьяна | Инна Анциферова |
Валя | Варя Светлова |
Любаша | Ангелина Столярова |
Мужик 1 | Вадим Лунгу |
Мужик 2 | Василий Гетманов |
Человек в шапке «Абибас» | Семён Авралёв |
Водила | Юрий Ершов |
Я-небя | Александра Сыдорук |
Пэ Ерв | Алексей Бондаренко |
Сив мин Ерв | Карим Шамсиддинов |
Яв Ерв | Александр Поляков |
Ту Ерв | Всеволод Терновский |
Пресса о спектакле
ВСТРЕТИТЬСЯ СО СВОИМ ТАЛАНТОМ…
14 и 15 июля Театр им.В.Ф.Комиссаржевской представит премьеру спектакля «Полярная болезнь» по пьесе современного драматурга Марии Малухиной. В разгар репетиций удалось побеседовать с режиссером постановки — АНДРЕЕМ СИДЕЛЬНИКОВЫМ
Как произошла встреча с пьесой, с автором?
Я много читал пьес в рамках Независимого фестиваля драматургии «Любимовка», а потом меня пригласили на читку «Полярная болезнь» в Челябинск, где «заболел» этой пьесой. На первый взгляд, материал предполагает камерное пространство (сумки, автобус, три женщины…), но
мне хотелось показать эту бесконечность, куда отправляются героини. Бытовое подробное существование в автобусе — и вдруг открывается другое пространство: оно параллельное, в котором есть боги севера, духи севера. И это, конечно, не реальность, а наши сны, наши страхи, наше подсознание в некотором роде.
А полярная болезнь действительно существует – это не фигура речи. Я говорил об этом и с автором пьесы – Марией Малухиной. Северное сияние, научно доказано, обладает какими-то сверхчастотами, влияющими на определенных людей – в основном, на женщин. Почему героиня Валентина вдруг выбегает из автобуса и бежит навстречу северному сиянию? — у нее внутренний сбой программы, она куда-то бежит, что-то ей привиделось….
Когда я принес Виктору Абрамовичу Новикову несколько пьес на выбор, он выбрал именно эту. Не знаю, почему он сделал такой выбор, но понимаю, что значит эта пьеса для меня: это гимн женщинам 90-х. Это низкий поклон и благодарность моей маме, которая вырастила трех детей. Героини пьесы – как три сестры для меня. И у каждой есть мечты. Вот одна – учительница. Она очень хорошая учительница, у нее даже клички нет. Но она вынуждена тащить эти сумки и продавать. Неужели она должна это делать? Ее мечта – съездить в Грецию, посмотреть мир, потому что она образованный человек. Но ей нужно, прежде всего, детей накормить, обучить, вырастить. Вторая девочка хочет учиться, но вынуждена спасать маму, и, попав в сложное положение, едет на заработки… Ее мечта – просто вырваться, сбежать в большой город, чтобы не видеть своих мучителей. А третья хочет заработать денег, умчаться в Турцию и там найти свою любовь…
Это их подлинные мечты. А насущная, первейшая — перепрыгнуть это время, эти страшные 90-е… Мы же с вами жили в это время – в Петербурге что происходило! А наша семья жила в это время в Белоруссии – помидоры сажали, картошку – на огородах с утра до позднего вечера работали, чтобы перезимовать.
Как вы думаете, зритель примет спектакль?
Если говорить про зрителя, честно скажу – не знаю. Захотят ли вообще зрители эту тему сейчас («Зачем нам про 90-е? Зачем вы снова нам напоминаете?»), когда всё поменялось? Пьеса в некотором смысле бессюжетная, но мне было интересно читать с актерами. Но, несмотря на черные 90-е, в пьесе есть свет. Если «зацепим», если удастся что-то затронуть там, внутри, то зритель примет спектакль. Когда у нас была читка в Челябинске, я слышал, как зал «дышал», прямо-таки слышал реакцию. Потом подходили люди, говорили: так это ж про нас! Отдача такая случилась, что я не ожидал. Не пустота, а боль этих женщин, заложенная в пьесе, передалась зрителям. А кто всё решает – боги, время? – это остается «за кадром».
Очень интересно придумал визуальный ряд художник Анвар Гумаров, всех богов — наш художник по костюмам Мария Лукка. Финал у нас тоже открытый: у автора едет машина, всех спасает… У меня еще есть свой финал: все актеры выходят как оркестр и играют на воображаемых инструментах – такой небесный оркестр — как воплощение того, какая жизнь должна была быть у них… А зритель сам сочинит свой финал, но для меня важно то, что герои были созданы играть в оркестре, а прожили совсем другую жизнь….
То есть не встретились со своим талантом….
Да, как вы правильно заметили – не встретились со своим талантом. И прожили не свою жизнь, о которой мечтали, а ту, которую им подкинуло время.
Каждый раз – новый спектакль. Не страшно?
Страшно… но…
Когда занимаешься своей работой – уходит необходимость что-то кому-то доказывать, уходят страхи. Особенно когда занимаешься работой, которая тебе нравится. Я себе сказал: Андрей, ты все равно можешь сделать только то, что можешь ты. В данный отрезок, с этими людьми. Конечно, я всё равно буду волноваться и доказывать. Но у каждого – свой путь, и у меня тоже.
Что в этой пьесе главное? Какая главная мысль, сверхзадача вашего спектакля?
Этим девочкам я все-таки посоветовал оставаться на своем месте — как бы тяжело ни было. Поймать в одну секунду птицу счастья или обмануть жизнь – не получится… Невозможно просто так взять и перепрыгнуть кусок жизни.
Наши героини приняли решение, пусть даже неправильное: одна перестала быть учителем, другая сбежала от проблем, бросив маму, третья – продала всё и потеряла всё. Они всё поняли в конце, что «птицы счастья» нет, но смогли объединиться втроём, помогая друг другу, чтобы оставаться людьми. И финал спектакля, как мне кажется, это не кара, а свет понимания себя, чужой жизни, этого мира.
Какого зрителя вы ждете?
Мы ждем неравнодушного зрителя. Который хочет ЧУВСТВОВАТЬ жизнь. Не удовольствие получать, а чувствовать, понимать жизнь, понимать, что все мы люди.
Материал подготовила С.Володина
«Полярная болезнь»: во власти Севера
Несмотря на формально подходящий к концу сезон, ряд петербургских театров радует напоследок публику премьерами. Вполне себе рабочий достойный способ поставить финальную точку и подвести итоги. Не стал исключением в этом вопросе и театр им. Комиссаржевской. В разгар летней жары здесь представили снежно-ледяную премьеру – спектакль Андрея Сидельникова по пьесе Марии Малухиной «Полярная болезнь».
Этот сюжет объединяет Крайний Север и девяностые годы: место и время, географию и историю, судьбу целого поколения страны и разрозненные отдельные биографии. Здесь представлена истинно достоверная проза жизни: женские истории сквозь суровый оскал капитализма в его российской ипостаси, челночная торговля во всей своей неприглядной красе, одиночество, предательство, мечты и фантазии, крушение надежд с последующим их воскрешением. Здесь хватает смыслов и подтекстов: тут вам и о месте маленького человека в большом безжалостном мире, и о коллективной травме постсоветского общества, находят свое освещение в этом спектакле и generation gap, и women power. Тут будет показана жизнь без прикрас: с негромкими будничными трагедиями и на надрыв живота смешными историями, с крепким алкоголем и конфетками, с паленой соляркой на сорокаградусном морозе, с огромными неподъемными клетчатыми баулами, набитыми детским трикотажем, выдаваемыми за хрусталь стеклянными стаканами и лифчиками-маломерками. Не обойдется также никак без актуального саундтрека тех лет, и Таня Буланова обратится ко всем присутствующим с неизбывной ее просьбой «Не плачь!». И вдруг параллельно со всем этим в буднично-бытовом сюжете абсолютно равноправно существует некий мистический шаманизм в окружении льда, снега и сполох, в повествование вплетаются легенды и мифы, бубны и танцы, дивные полулюди-полубоги. Как будто и нет между этими параллельными линиями никакой связи, но она, очевидно, все-таки есть. Рождается удивительное мудрое двоемирие, и Север снимет с героев ненужную шелуху и фальшивые маски. Он сделает их чистыми, как сверкающий на зимнем солнце снег. Он перезапустит их жизнь под яркие вспышки полярного сияния. Он то ли сведет их с ума, заразив той самой «полярной болезнью» из легенд, то ли покажет им самим наконец-то подлинных себя.
Опытному бывалому зрителю и человеку в целом насмотренному спектакль может легко показаться в чем-то предсказуемым – пару сюжетных поворотов и затрагиваемых тем там можно будет вполне легко предсказать, это факт. Но вот режиссерский твист в самом конце способен истинно сбить с толку, неподдельно удивить и заодно изящно высказаться на тему “от низкого – к высокому”. Завершающий аккорд этой истории будет красивым, сдержанным, эстетически точным и совершенно неожиданным относительно всего увиденного ранее.
Спектакль выстроен точно и продуманно, он наполнен ощутимой внутренней жизнью и уверенным движением: ничего здесь не провисает, не стопорится. Живая, яркая и уверенная актерская игра делает его по-настоящему увлекательным (а про личный удачный бенефис Вари Светловой не скажет, пожалуй, только ленивый!). И отдельная тонкая прелесть спектакля – сценография Анвара Гумарова, создавшего здесь холодный, но такой притягательный мир, населенный удивительными существами и поистине сказочными артефактами. Смертельная красота, просто убийственная, ледяное равнодушие, белое безмолвие. Но все же красота подлинная, природная, перехватывающая дыхание (совсем как тот самый мороз за сорок!).
Марина Константинова специально для Musecube
«Полярная болезнь» погрузила в атмосферу 1990-х
В Театре им. В.Ф. Комиссаржевской поставили спектакль о женской дружбе.
О чём спектакль
Постановка режиссёра Андрея Сидельникова по пьесе Марии Малухиной рассказывает о челночницах уже далёких 90-х. Спектакль напоминает о том времени, когда в стране закрывались заводы и задерживали зарплаты бюджетникам, люди продавали жильё, чтобы быстро получить необходимую сумму.
Татьяна, Валя и Любаша знакомятся в автобусе. Валя – свой человек на рынке, торгует детским трикотажем. Татьяна – учительница русского языка и литературы, везёт на продажу посуду. Юная Люба – студентка факультета иностранных языков в академическом отпуске, у неё с собой несколько сумок нижнего белья. У каждой героини своя история, своя боль и свой секрет. Постепенно они рассказывают свои грустные, а иногда и трагические истории.
Три женщины едут на заработки на Крайний Север – туда, где красивое нижнее бельё видели только по телевизору, качественные детские вещи и посуда – в дефиците. Они мечтают расплатиться с долгами, поехать на море.
Действие спектакля параллельно разворачивается в двух «измерениях». В тёплом автобусе, заставленном клетчатыми баулами, женщины рассказывают друг другу о своей жизни и мечтают о светлом будущем. А за окном идёт другая жизнь. Древние ненецкие духи кружатся в снежных вихрях, поют свои песни. Именно им предстоит решить, чем закончится опасное путешествие для трёх челночниц.
В чём особенность
В пьесе Малухиной присутствие древних духов, хозяев местности, показано пунктиром. Режиссёр Сидельников сделал из них таких же значимых персонажей, как и героини.
Рядом с буднично-бытовым сюжетом разворачивается ещё одна история. Духи разговаривают, предупреждают об опасности, поют и подвывают. Под звуки шаманских бубнов в повествование вплетаются легенды и мифы Крайнего Севера.
Валентина, Татьяна и Люба как будто чувствуют их присутствие, но не понимают их истинного значения. И звуки бубнов перекрывают звучащие в автобусе хиты 90-х в исполнении «Ласкового мая», Леонида Агутина и Татьяны Булановой.
Личные впечатления
Спектакль идёт 1 час 45 минут без антракта. И смотрится на одном дыхании. Три случайные попутчицы, ставшие подругами, отдалённо напоминают чеховских трёх сестёр. Только героини Антона Павловича стремились уехать за счастьем в Москву, а женщины из 90-х едут на Север.
В спектакле перемешано и трагическое, и смешное. Незатейливые мечты одной из героинь о турецких мужчинах и море вызывают улыбку. Кстати, все фантазии героинь постановки материализованы режиссёром на сцене – это ещё один отдельный сюжет в достаточно многослойном спектакле.
Один из самых смешных и ярких моментов спектакля – сольный номер Валентины (актриса Варя Светлова). По сюжету под любимую песню «Не плачь» в исполнении Татьяны Булановой она рассказывает о своей жизни. В автобусе, следующем по зимней заснеженной дороге, в ход идёт всё: вилка с сосиской вместо микрофона, салфетка вместо накидки монашки, соседи-алкаши в качестве группы поддержки.
От трагического монолога юной Любы (актриса Ангелина Столярова) хочется плакать. История интеллигентной учительницы Татьяны (её играет Инна Анциферова), вынужденной торговать бокалами, чтобы прокормить свою семью, вызывает горечь и сочувствие.
Несмотря на непростое время 90-х и грустные истории героинь, финал у этого спектакля открытый. Этих отчаянных, но не отчаявшихся женщин что-то ждёт впереди, и они верят, что уж там, в будущем, они всё-таки будут счастливы.
Незабываемое путешествие на Север
20.07.2024
14 и 15 июля в театре имени В. Ф. Комиссаржевской состоялась премьера спектакля «Полярная болезнь», поставленного режиссером Андреем Сидельниковым по одноименной пьесе Марии Малухиной. Андрей Сидельников – главный режиссер Санкт-Петербургского театра «Суббота», постановщик спектаклей «Белые ночи», «Человек из Подольска», оперы «Тоска». Мария Малухина – писательница и драматург, автор сборника рассказов «Москва-София» и романа «Прочь от моря».
Наверное, неслучайно даты премьеры совпали с серединой лета. В жаркое время хочется отдохнуть в прохладном месте, уехать подальше от суеты городов, людей и цивилизации. Север всегда притягивал людей, но раньше эти путешествия были не только неромантичными, но и небезопасными. Спектакль «Полярная болезнь» можно считать ответом на вопросы, вызванные культовым сериалом «Слово пацана» Жоры Крыжовникова: «Почему родители не занимались воспитанием своих детей-подростков, которые объединялись в преступные группировки? Где были взрослые?». Постановка напоминает о том времени, когда стали закрываться заводы и градообразующие предприятия, еще не было интернета, сотовых телефонов, службы доставки и банковских кредитов. Люди продавали квартиры, чтобы быстро получить необходимую сумму. Женщины «крутились», выживали, добывали деньги для своих семей. Многие оставшиеся без работы мужчины были пассивны, страдали от депрессии и алкоголизма.
Благодаря мастерству режиссера и драматурга зритель не будет травмирован натуралистичными сценами жестокости, насилия и безысходности, которые перенесены в диалоги между главными героинями, в рассказы о прошлом. Учительница Татьяна (ее роль исполняет обаятельная Инна Анциферова) осваивает новую профессию ради быстрого заработка, но все равно продолжает учить, опекать и делиться знаниями с попутчиками. Ее дети в это время находятся на попечении родственников. Студентке Любаше (Ангелина Столярова) нужны деньги на лекарства, есть еще одно обстоятельство, заставившее ее поехать в опасное путешествие. Молодая женщина Валя (Варя Светлова) пользуется авторитетом в группе, благодаря ее способностям и опыту поездка могла бы стать успешным коммерческим проектом, если бы не внезапная болезнь «Зов полярной звезды», мяречие. При других обстоятельствах Валя была бы директором компании или разработчиком новых продуктов, но жизнь складывается так, что она лишь коммерсант-организатор. Феномен мяречия до конца не исследован учеными, есть предположение, что он как-то связан с северным сиянием.
«Полярная болезнь» — красивый этнографический и мистический спектакль с музыкальными и хореографическими сценами. Из декораций мы видим только большие хозяйственные сумки с товарами, популярные у коммерсантов прошлого, и огромное зеркало, оно светит словно солнце и отражает все, что делается внизу, на земле. Там едет автобус с немногочисленными пассажирами. Коммерсанты приезжают в удаленные города и поселки, привозят одежду, посуду, кассеты, игрушки и дарят людям радость. У торговых палаток всегда было весело. Звучали песни из репертуара Татьяны Булановой, «Ласкового мая» и Мурата Насырова про «мальчика, который хочет в Тамбов», но «не летят туда сегодня самолеты, и не едут даже поезда». Над заснеженной тундрой летают истинные правители Севера – духи ветра, земли, воды, гор, светит северное сияние. Духи вовсе не бесплотные, они двигаются, поют, колдуют, вмешиваются в судьбы людей, которые неожиданно появились в их владениях.
Художник-постановщик спектакля – Анвар Гумаров. Художник по костюмам – Мария Лукка, лауреат премий «Золотая маска» и «Золотой софит». В спектакле заняты Вадим Лунгу, Василий Гетманов, Семен Авралев, Юрий Ершов и другие артисты. Пьеса Марии Малухиной «Полярная болезнь» вошла в шорт-лист фестиваля «Любимовка»-2021 и победила в драматургической программе Международного литературного конкурса им. М.А. Волошина в 2022 году.
Текст: Мария Гузарева
СЕВЕРНЫЙ ЭСКАПИЗМ
«Полярная болезнь». М. Малухина.
Театр им. В. Ф. Комиссаржевской.
Режиссер Андрей Сидельников, художник Анвар Гумаров.
Героини «Полярной болезни» — добропорядочная учительница Татьяна (Инна Анциферова), боевая челночница Валя (Варя Светлова) и почти двадцатилетняя рыночная продавщица Любаша (Ангелина Столярова) — едут в автобусе на Север торговать кто чем горазд (стекло, за хрусталь не выдаваемое, детский трикотаж, белье женское, не постельное). Не едут даже — уезжают. Удирают, уносятся, убегают… от реалий девяностых. От социальной несправедливости, от инфляции, от домашнего и сексуализированного насилия.
Пьеса Марии Малухиной, вошедшая в шорт-лист «Любимовки-2021», построена так, что бытовые и практически статичные, как бы лишенные действия сцены сменяются песнями языческих духов северных народов (Сив’мин Ерв, Пэ’Ерв, Яха’Ерв и проч.). Пространство пьесы, сосредоточенное в автобусном салоне, вдруг размыкается до бескрайности Севера.
Режиссер Андрей Сидельников этой композиции следует. Бытовая история разворачивается на авансцене: несколько клетчатых баулов служат сидениями для трех обильно одетых героинь; справа Водила (Юрий Ершов) сидит, вцепившись основательно в руль (он прекрасно показательно дан во всей своей красе — без остального автомобиля); где-то сзади улеглись какие-то безымянные и практически безмолвные Мужики 1 и 2 (Вадим Лунгу и Василий Гетманов соответственно) — решение, уже ставшее избитым для постановок пьесы Малухиной (см. спектакли Марины Брусникиной в МХТ, Ольги Лысак в ТБДТ и так далее). Интересные красивости же происходят за черным фактурным занавесом, поднимающимся после бытовых сцен или в моменты флешбэков/мечтаний главных героинь.
Художник Анвар Гумаров сочинил аскетичный и глубокий, вечный и пустой холодный Север: кривые и мертвые ветки деревьев неестественно нависают сверху полукругом, вторя полукруглому подиуму напротив, — выверенная симметричность пространства лишает его жизненности и натуральности. Мифическое, а не реалистичное представление о Севере дает и художник по свету Тарас Михалевский, подчеркивая глубину сцены рассеянным дымчатым мерцанием (ближе к концу спектакля возникнут совершенно завораживающие блики северного сияния). Художница по костюмам Мария Лукка придумывает северным духам белые полупрозрачные обтягивающие одежды с вывернутыми швами, искажающими восприятие человеческого тела, делающими его уродливо-аномальным.
Два плана — реалистичный и мифический — эстетически и темпоритмически решены по-разному. Чем больше бытовых подробностей, вещественных доказательств конкретного времени (а значит — узнавания) в первом, тем меньше ясности во втором (для заранее не читавших пьесу — практически ее отсутствие). Если на авансцене пьют водку, ругаются, поют Буланову и мечтают о замужестве с турком (что — жизненно), то в глубине сцены, под загадочное прочтение бархатным обволакивающим голосом стихов духов Александра Сыдорук, Алексей Бондаренко, Карим Шамсиддинов, Александр Поляков и Всеволод Терновский медленно и гипнотизирующе танцуют, будто выполняя обряды (хореограф Ирина Ляховская), парят в воздухе, взаимодействуют с северной пустотой.
На авансцене же — концентрированные девяностые. Цветные колготки, паленый «адик», сидишка, кассетник и целый плейлист, отражающий время: «Мальчик хочет в Тамбов» Мурата Насырова, «Ничего не говори» группы «Рок-Острова», «Все как у людей» из репертуара ГРОБа, «Не плачь» Татьяны Булановой. Незатейливо и оттого убедительно сделаны все эти рассуждения о гипотетическом богатстве, байки и бородатые анекдоты, нечастые, но смешные гэги.
Пьесу Малухиной можно назвать феминистской: три главных героини совместно преодолевают путь лишений и невзгод, пока мужская половина списка действующих лиц бездействует. Сильных женщин, как положено, играют три сильные актрисы: характерные по началу, существующие в застроенных типовых амплуа (учителка-святоша, бой-баба и нонконформистка), сближаясь, становятся глубже и сложнее изначальных масок первых впечатлений. Так, робкая и вежливая героиня Инны Анциферовой, учительница Татьяна, оказывается жертвой домашнего насилия — муж-военный однажды поставил ее под дуло пистолета, когда та вернулась с заработков, пока он заглушал водкой свое одиночество. Экспрессивная героиня Вари Светловой, вечно врущая балаболка-челночница Валя, артистично фантазирующая о турке, обнаруживается ранимой и беспомощной дурой, которая продала квартиру, чтобы закупиться детским трикотажем, и прогорела (буквально: ее товары подожгли местные продавщицы). Нелюдимая и хмурая героиня Ангелины Столяровой, Любаша, рассказывает страшную и, к сожалению, повсеместную историю об изнасиловании, в которой ее больше всего пугают перспектива забеременеть от насильников и неудобство перед начальником, чьи деньги у нее украли.
«Отличное время», — спорит с Татьяной Валя в самом начале спектакля. И на протяжении всего действия Андрей Сидельников доказывает обратное.
Уже вторую современную пьесу в жанре роуд-муви (первой была «Друг мой» К. Стешика) Андрей Сидельников решает как притчу (сложное устройство пьес новой новой драмы это позволяет). Долгий путь главных героинь — от единичного успеха продажи товаров в первом городе до нападения местных торговок в последнем через угрозы от Человека в шапке «Абибас» (Семен Авралев) — в данном случае путь к единению. Такая история «Трех сестер» из девяностых, которые не могут выбраться из ужасающей реальности — даже на бескрайнем Севере. Героини как бы проходят обряд очищения — чего-то лишаются, чтобы что-то приобрести. Ну а духи Севера, которые по пьесе героиням помогают, в спектакле существуют монументально-обособленно — будто ожившая картина Анвара Гумарова.
В финале Андрей Сидельников разрушает сложность пьесы, давая всем действующим лицам спектакля возможность изображать игру на скрипках под фонограмму, — и реалистичная правдоподобность, и мистическая внебытийность, увы, теряются и нивелируются на фоне этого несправедливого постскриптума — симулякра.
А.Фельдблюм. Северный эскапизм/ о премьере «Полярная болезнь»// Петербургский театральный журнал. Блог. 11 оетября 2024