Народная артистка России
Родилась 11 ноября в Ленинграде
В 1963 г. окончила Школу-студию МХАТ (курс В.К.Монюкова)
В этом же году была принята в театр им.В.Ф.Комиссаржевской
В 1988 г. – присвоено звание народной артистки РФ
2015 — Благодарность Президента Российской Федерации Абросимовой Тамаре Михайловне, артистке Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Академический драматический театр имени В.Ф.Комиссаржевской» — «За заслуги в развитии отечественной культуры и многолетнюю плодотворную деятельность»
2019 — награждена Высшей театральной премией Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «За творческое долголетие и верность театру»
Народная артистка России Тамара Михайловна Абросимова работает в театре им.В.Ф.Комиссаржевской уже шестьдесят лет. Она окончила Школу-студию МХАТ, училась у знаменитых педагогов, последователей Станиславского и сохранила на всю жизнь прививку высоких понятий о театре-храме. Ее незаурядное дарование, своеобразие творческой индивидуальности проявилось в период яркого взлета таланта главного режиссера Театра им. В. Ф. Комиссаржевской — н.а. СССР, лауреата Гос. Премии России Рубена Агамирзяна. Этапными стали роли в спектаклях «Насмешливое мое счастье» (Мария Павловна), «Если бы небо было зеркалом» (Хатиа), «Театральная комедия» (Лиза), «Продавец дождя» (Лиззи), «Царь Федор Иоаннович» (Ирина), «Пять вечеров» (Тамара). Театр им. В. Комиссаржевской и мхатовская школа оказались одной группы крови. Актриса легко укоренилась в театре, и за время ее работы сыграла десятки разноплановых ролей. Графическая ясность рисунка ролей актрисы обнаруживает работу скрупулезную и методичную. При захватывающей одухотворенности и неисчерпаемой фантазии в выборе художественных средств, поступков для Т. М. Абросимовой характерна сдержанность, скупость жеста, логичность мотивировки поступков героинь. Амплуа актрисы не вмещается в рамки конкретного определения. Ее героиням свойственны лиризм, мягкий юмор, скрытая теплота и человечность. Этапные роли Тамары Михайловны создали портрет современной женщины, человека сегодняшнего дня. Тамара Михайловна Абросимова — человек неравнодушный в жизни. И большой этап ее жизни, связанный с преподаванием в Петербургской Академии театрального искусства, закономерен. Она любит свою работу, жизнь и людей. Это открывается зрителю в те счастливые моменты, когда актриса на сцене.
Занята в спектаклях
Если бы знать…
Большая сцена
Необыкновенное событие по пьесе Э.-Э. Шмитта
16+
1963 М. Крейндель, М. Смирнова «Сор из избы» (Женя Лапина) И. Ильф и Е. Петров «Горестная жизнь плута» (От автора) К. Машаду «Похищение луковиц» (Люсия) 1964 Д. Гранин «Иду на грозу» (Танцующая в ресторане, Женя Кузьменко) Б. Ласкин «Время любить» (Таня) И. Шток «Объяснение в ненависти» (Елка) П. Мельников – Печерский «В лесах» (Девушка, Голос на пароходе) П. Карлос Магну «Дом сеньора Антонио» (Фанни, Тереза) Ф. Достоевский «Преступление и наказание» (Соня Мармеладова) А. Островский «Бесприданница» (Цыганка из хора) Д. Гранин «Иду на грозу» (Стюардесса) 1965 К. Машаду «Похищение луковиц» (Кошка Флора) Я. Волчек «Заглянуть в колодец» (Сусанна) В. Панова «Еще не вечер» (Ася Олесова) Д. Гранин «Иду на грозу» (Лаборантка) 1966 О. Окулевич «Джордано Бруно» (Мария) М. Твен «Принц и нищий» (Елизавета) В. Шкваркин «Страшный суд» (Аня) 1967 Н. Думбадзе «Если бы небо было зеркалом» (Хатиа) 1968 М. Горький «Старик» (Татьяна) Н. Малюгин «Насмешливое мое счастье» (Мария Павловна) 1969 Панчо-Панчев «Сказка о четырех близнецах» (Танцовщица) Л. Леонов «Метель» (Зоя) 1970 М. Шатров «Большевики» (Величкина) А. Бонди «Театральная комедия» (Лиза) 1971 Н. Думбадзе «Не беспокойся, мама» (Мать) Е. Габрилович «Необыкновенный подарок» (Лида) 1972 Р. Нэш «Продавец дождя» (Лизи) 1973 С. Алешин «Тогда в Севилье» (Лючия) Б. Рацер, В. Константинов «Иосиф Швейк против Франца-Иосифа» (Пани Паливец) 1974 Г. Горин «Забыть Герострата» (Плакальщица) А. Толстой «Царь Федор Иоаннович» (Ирина) И. Зверев «Романтика для взрослых» (Волчкова, Тоська) 1975 Ф. Абрамов «Пелагея и Алька» (Христофоровна) Г. Рябкин «Такси в течение получаса» (Люша) 1976 А. Толстой «Смерть Иоанна Грозного» (Царевна Ирина) 1977 Г. Горин «Самый правдивый» (Якобина) С. Цвейг «Легенда одной жизни» (Леонора) М. Соважон «Ч а о» (Минушон) Э. Брагинский, Э. Рязанов «Притворщики» (Раиса) А.Володин «Пять вечеров» (Тамара) 1978 А. Толстой «Царь Борис» (Ирина) И. Друце «Возвращение на круги своя» (Александра Львовна) Э. Брагинский, Э. Рязанов «Аморальная история» (Елена Максимовна) 1979 В. Розов «Гнездо глухаря» (Искра) 1980 М. Шатров «Синие кони на красной траве» (М. Ульянова) 1981 А. Галин «Ретро» (Людмила) 1982 М. Твен «Вниз по Миссисипи» (Миссис Ватсон) К. Симонов «Генерал Серпилин» (Валя) 1983 М. Булгаков «Дни Турбинных» (Ванда) А. Кравцов «Новоселье в старом доме» (Никодимова) Э. Брагинский, Э. Рязанов «Притворщики» (Балакина) 1985 Л. Немеет «Наша милая семья» (Ката) 1986 М. Горький «Зыковы» (Софья) С. Найденов «Дети Ванюшина» (Арина Ивановна) А. Галин «Восточная трибуна» (Вера) М. Шатров «Диктатура совести» (Журналистка) 1987 Акош Кортес «Вдовы» (Хана) 1988 И. Друце «Рыжая кобыла с колокольчиком» (Одокия) М. Гиндин, В. Синакевич «Зверь» (Мать) 1989 Л. Зорин «Максим в конце тысячелетия» (Ксана Евгеньевна) 1991 Ф. Гудрич, Э.Хаккет «Дневник Анны Франк» (Эдит Франк) 1992 Б. Стейвис «Обитель теней» (Габриэль) 1994 А. Дюма-сын «Дама с камелиями» (Прюданс) Д. Голдмен «Лев зимой» (Элинор) 1995 Ж. Ануй «Приглашение в замок» (Капюла) 1996 А. Николаи «Бульварная история» (Амбра) 1997 А. Толстой «Царь Борис» (Ирина) 2003 А. Чехов, И. Бунин, Н. Лесков «…о жизни, смерти и любви»(Исполнительница) 2010 М.Тульчинская «Страсти по дивану» (4-я женщина) 2011 П.Когоут «Эрос» (Вацлава, экономка) 2018 «Если бы знать…» по пьесе Э.-Э.Шмитта «Если начать сначала» (Бабушка) музыкальный спектакль «Я вернулся в мой город…» |
1999 – Ф.Бернет «Маленькая принцесса»
2007 – С.Маршак «Двенадцать месяцев»
2009 – Вечер памяти им.В.Ф.Комиссаржевской
1967 – Софья Перовская (реж. Л.Арнштам) – Вера Фигнер
1968 – Зыковы (реж. М.Сулимов, телеспектакль) – Павла, дочь Целованьевой
1973 – Про Витю, про Машу и морскую пехоту (реж. М.Пташук) — Пионервожатая
1974 – Последний день зимы (реж. В.Григорьев)
1976 – Сентиментальный роман (реж.И.Масленников) – мать Зои-младшей
1979 – Бал (телеспетакль, реж. Д.Лукова)
1980 – Я-актриса (реж. В.Соколов) — Мария Николаевна Комиссаржевская
1987 – Среда обитания (реж.Л.Цуцульковский)
1990 – Шаги императора (телеспектакль, реж. О.Рябоконь) – Екатерина II
2003 – Тайны следствия – 3 (фильм 3 «Исчезновение», реж. А.Бурцев) – мать Александра Дейнего
2009 – Улицы разбитых фонарей -9 (31 серия, «Пропавшие без вести», реж.В.Нахабцев (мл.)) – Фаина Петровна
2009 – Лиговка (фильм 2 — «Гастролеры», реж. А.Бутько)
2010 – Пятая группа крови (реж.А.Горновский) – Зоя Александровна
2012 – Личные обстоятельства (реж. А.Лебедев) – мать Германа
2014 — Немного дольше / Mazliet ilgāk (Латвия, короткометражный, реж. С.Токалов, Persona Films)
2019 – Шторм (Start Studio, Марс Медиа, реж. Б.Хлебников) – мать Ольги
О жизни, смерти, любви и профессии..
Любовь к театру у Тамары Абросимовой проявилась в детские годы: с занятий в кружке Дворца пионеров, с участия в постановках любительского театра женской школы… От поступления «в актрисы» худющую, бледную девушку, пережившую блокаду и эвакуацию, отговорила мама: «Не поступишь, Тамара, ведь ты далеко не красавица. А как говорит восточная мудрость – лучше не быть совсем, чем быть никем». Успешная учеба в Технологическом институте могла бы стать началом инженерной карьеры, если бы не вмешался случай: выездная комиссия МХАТа отсматривала ленинградских абитуриентов…
С той поры прошло 50 лет, но главный питерский маршрут для народной артистки России Тамары Абросимовой после окончания Школы-студии МХАТ постоянный: это дорога на Итальянскую улицу, в Театр им. В.Ф.Комиссаржевской, давно ставший ей вторым домом. Здесь, под руководством Рубена Агамирзяна, она сыграла множество ролей, среди которых – Ирина в легендарном спектакле «Царь Федор Иоаннович», Хатиа в спектакле «Если бы небо было зеркалом», Тамара в володинских «Пяти вечерах», Лиззи в «Продавце дождя» и др. Агамирзян угадал в ней и педагогический дар, позвав преподавать в ЛГИТМиК. Ее творческое предложение – спектакль «О жизни, смерти и любви» – стало первым моноспектаклем для Малой сцены театра. Актрису увлекла интересная задача – в один вечер сыграть три разные женские судьбы (русскую эмигрантку в Париже, высокородную дворянку и крепостную актерку в произведениях Бунина, Чехова, Лескова). Даря свою творческую энергию и человеческое тепло, Тамара Абросимова готова нести веру и надежду всем, кто в этом нуждается. Летом со своим моноспектаклем она летала и в разрушенный войной Цхинвал, а в сентябре с успехом играла его в своей альма матер – МХТ им. Чехова…Какие роли на сцене родного театра особенно вам дороги?
В процессе работы мне всегда было важно поймать тот момент, когда возникнет ощущение: ты зацепил, угадал замысел режиссера, возникла связка с ним, с партнерами… Спектакли «Продавец дождя», «Насмешливое мое счастье», «Зверь» именно так и родились: мы не думали о личном успехе, нет! Были общая боль, мысль, стремление. В первый же мой сезон Ольшвангер ввел меня на роль Сонечки в «Преступление и наказание»; очень дорога была мне пьеса Г.Окулевича «Джордано Бруно», где я играла Марию; радостно вспоминать замечательные дни работы с К.Гинкасом и Г. Яновской над пьесой «Насмешливое мое счастье», где я сыграла сестру Чехова; еще памятно трудное счастье спектакль «Если бы небо было зеркалом…»С 1977 года вы сами стали преподавать на курсе Р. С. Агамирзяна, позже вели собственный курс. Вы следите за судьбами своих воспитанников?
Мой первый выпущенный курс – все сформировавшиеся актеры, и мне радостно, что каждый по-настоящему владеет актерской профессией… Оля Самошина, Лена Сафонова, Толя Петров, Митя Поднозов. Особенно радостно за тех, кто потом был моим партнером на сцене Театра им. Комиссаржевской. Я знаю много высокопрофессиональных артистов, которые честно делают свое дело, служат в театре и заслуженно любимы настоящими театралами, но сколько вокруг так называемых «медийных» лиц с дутой славой! Вообще я благодарна судьбе за постоянное общение со студентами – они меня многому учат, вместе с ними я совершаю какие-то открытия. Самая страшная депрессия в моей жизни была связана с талантливейшим абаканским курсом, который оказался не нужен на родине. К педагогике я вернулась только по просьбе С.Л.Гаудасинского – он меня позвал в Консерваторию преподавать актерское мастерство будущим режиссерам музыкального театра.Много ли вам приходилось гастролировать ?
Я такая «лягушка-путешественница», которая обожает и новые места, и новых зрителей, поэтому бесконечно благодарна своему театру за то, что с 1963 года объехала не только всю страну, но и многие места зарубежья. Побывала в Тобольске и Иркутске, в шукшинской деревне Сростки, на Телецком озере, теплоходом проплыла по Амуру до Охотского моря… Спектакль «…Забыть Герострата!» играли в Греции и в античном театре в Пловдиве – это, конечно, запомнилось. Бывали поездки тяжелые: группа комиссаржевцев ездила в Афганистан (вернее, летала на вертолетах, высаживаясь в горячих точках). Я участвовала в подобных концертах в Германии, Монголии – благодарность зрителей-военнослужащих бесконечна!Ваш моноспектакль «…о жизни, смерти и любви» в этом году дважды выезжал из родного города: осенью вы показали его в Москве на встрече с однокурсниками Школы-студии МХАТ, а летом отправились в Осетию на ежегодный фестиваль искусств, который проходил во Владикавказе и в полуразрушенном Цхинвале.
Сильнее всего поразила мысль: за что осетинскому народу ниспосланы такие беды? Они живут в горных районах, где природа может в мгновение снести все селение, это не спокойная равнинная жизнь. Ужасает то, что механизм военного конфликта, разрушений и смертей запустили люди, которые сами ничуть не пострадали: дома их целы, дети ходят в элитные школы… Мне смотреть на телерепортажи было больно, а когда увидела реальные масштабы беды и глаза детей, которые через этот ад прошли – просто невыносимо! Был полный зал, редкостное взаимопонимание, сопереживание, и мне страстно хотелось играть для них! Вспоминаю об этом каждый раз, когда из-за возраста и меньшей творческой востребованности меня настигает апатия. Там у меня произошла замечательная встреча с двумя осетинскими актрисами, которые тоже окончили Школустудию МХАТ Сейчас здание театра в Цхинвале – увы! – разрушено, многие мужчины-актеры ушли из жизни, но все оставшиеся живут надеждой на восстановление театра. Министр культуры провел нам маленькую экскурсию по грустному городу. Но здесь сильна вера в то, что народ имеет право на жизнь и счастье. Такой благодатный край, земля редкой щедрости и изобилия, люди гостеприимные! Запомнились их хлеба, обычай укладывать пироги друг на дружку ступеньками и первый тост – «За Бога», безумно вкусный сыр, все такое природное, без изысков.Какие в Петербурге любимые места?
— О, здесь столько дорогих и памятных мне мест! Родной театр на Итальянской, бывший Дворец пионеров, любимые театры, Михайловский сад и вид с канала на Спас-на-крови, Крюков канал с колокольней Чевакинского и Никольским собором (там неподалеку моя школа, а сейчас туда я хожу преподавать в Консерваторию). На Петроградской стороне, на Карповке, люблю особняк М.ГСавиной. Очень сожалею, что вместо объекта культуры он стал принадлежностью какой-то турфирмы, не говоря о том, с каким трудом отстояли Дом ветеранов сцены. Такие настали времена..
Режиссер спектакля – народный артист России Георгий Корольчук, художник – Тино Светозарев (Македония), музыкальное оформление — з.р.культуры России Владлен Неплох. В ролях – народная артистка России Тамара Абросимова, заслуженные артисты России Валентина Панина и Неля Попова, артистка Александра Сыдорук.
Пьеса «Страсти по дивану» – посвящение любви. Четыре женщины, взрослея, старея – невольно повторяют друг друга. Вечная история матери и дочери – со взаимными обидами, претензиями, эгоизмом – повторяется из поколение в поколение. И никто не хочет стать чуть добрее, чуть терпимее, чуть мудрее…Героини, легко узнаваемые, находящиеся практически в одном пространстве, переживают смену эпох и кризисы, их быт и сознание меняется вместе со временем. Неизменно только то, что они любят друг друга и не пытаются это понять…
Художественный руководитель театра им.В.Ф.Комиссаржевской, заслуженный деятель искусств России ВИКТОР НОВИКОВ:
Один из моих друзей, Виктор Рашкович, который занимается прокатом различных театральных и музыкальных трупп по США, сделал мне предложение о гастролях нашего театра по Америке. Причем это должен быть не один город, а целое турне по различным городам. Мы показывали спектакли для людей, которые эмигрировали в США. В основном, это были русские, которые живут там уже много лет. И конечно, редкий случай, когда именно театр, а не антреприза, приезжает в США. Мы вместе с Виктором решили повезти спектакль «Страсти по дивану», а там, в Америке, его назвали «Семейные страсти». Мы создали в Америке приличный резонанс — на нашем спектакле зрители и плакали, и смеялись, они очень трогательно его воспринимали, и в конце всегда вставали, аплодировали.. Там хотят увидеть и другие наши спектакли, что для развития международных отношений очень важно.
Директор театра им.В.Ф.Комиссаржевской ВАДИМ ЗАЙЦЕВ:
Гастроли – многокомпонентная задача, которая обсуждается с импресарио (он в курсе ситуации спроса), нужно учитывать бюджет (на какие деньги можно рассчитывать), количество городов, в которые нужно съездить, площадки, которые нужно арендовать, рекламу, которую можно позволить, и так далее… Есть много-много составляющих, вплоть до времени года – это тоже имеет значение. А в Америку, как мне кажется, хорошо ехать в любое время года.
Гастроли были успешными – и по отзывам зрителей, и по обилию впечатлений нашей гастрольной команды, и для импресарио. Немалое количество людей в Америке радовались, что мы привезли настоящий спектакль. А нам бы еще хотелось посмотреть Бродвейский мюзикл, Аль Пачино на сцене и многое-многое другое…
Заслуженная артистка России ВАЛЕНТИНА ПАНИНА:
Когда мы поехали в Америку, наш режиссер Юра Корольчук мне сказал: «успокойся, пожалуйста, не нагружай себя. Представь, что нам предстоит большая шефская поездка в Тосно – только очень далеко». И я ему так благодарна за то, что он снял с меня это чувство ответственности, сказав, что там тоже люди, и мы же будем тоже для наших играть, они просто хотят нас повидать, услышать речь. Кому интересно — тот придет, кому не интересно, — нет. Спасибо Вите Рашковичу, нашему антрепренеру, который многое нам показал. Он ездил везде с нами, рассказывал и показывал нам всё: музеи, города, американские университеты, которые существуют как особые поселения. То, что там сделано для студентов – великолепно! В Стэндфордском университете мы увидели скульптуру Родена «Граждане Кале» — несколько человек в рубахах, с веревками на шее и босиком. В средние века один французский город был осажден, и англичане предложили снять осаду, если главные властители выйдут босиком с веревками на шее… На следующее утро властители вышли для того, чтобы спасти город… И их не убили из-за того, что они пожертвовали собой ради народа. Я предложила этот памятник, пускай копию, поставить против нашей Гос.Думы для того, чтобы это стало символом отношения к нашим людям.
Народная артистка России ТАМАРА АБРОСИМОВА:
Города Америки очень разные, и каждый имеет свое обаяние. Мне, например, по сердцу больше Бостон, потому что он вызывает ощущение старой Англии… Я совершенно влюбилась в Сан-Диего. Это теплый кусочек земли, и уникально сохранившиеся музейные здания в парке Бальбоа, и сама эта природа, океан! Наше пребывание в Чикаго совпало с празднованием дня святого Патрика. У нас в Петербурге массовые праздники опасны именно из-за толпы, а здесь — мы попали в электричку, где тоже толпа – молодежи и не очень молодых. Все ряженые, все имеют что-то зеленое, — шляпы, или ушки, или что-то еще… Она шумная, громкая, подвижная, эта толпа, но она не агрессивная. Со своими друзьями, Инной и Александром Шапиро, я побывала еще в Ки-Уэсте, в доме Хемингуэя. Я много видела снимков Хемингуэя за письменным столом с машинкой, в кожаном кресле, но ощущения, которые я испытала там – не передать… Я как-будто застала этот кусочек хемингуэйской жизни — даже кошку, лежащую на подушке на большой двуспальной кровати (там же живут все потомки его кошки).
Приходили люди, которых я знала в Петербурге, которые знали наш театр. Я люблю Америку, с удовольствием туда еду, но очень трудно себя представляю живущей там – вероятно, закон «морковки».
Заслуженная артистка России НЕЛЛИ ПОПОВА:
Нам удалось посмотреть страну «насквозь»: мы проехали по всему побережью и завершили гастроли совершенно в другом климате, на другом побережье, с другой культурой. Америка — это смешение небоскребов и одноэтажных городов, светящийся Бродвей, шоу, бесконечная смена лиц и национальностей, все свободны, все друг друга понимают, все доброжелательны. Мы чувствовали заботу и поддержку со стороны людей, которые уехали, эмигрантов. Поскольку наш спектакль несмешной, даже трагичный, почти как приговор, мы боялись, как отреагируют зрители здесь, в Америке? Я начинала первая, и все время испытывала ощущение прыжка. Первый спектакль был тяжелый. А потом принимали хорошо, и мы почувствовали, что пошла «волна» — видимо, мы ощутили их настроение, их юмор. Они более позитивно, оптимистично, философски относятся к жизни: ребята, мы теряем, делаем ошибки, но идем дальше – надо просто не пропускать самого главного и обращать внимание. Они не воспринимают эту историю трагедией, как часто у нас. Мы как-то подстроились под ту публику, и спектакль тоже изменился… Подходили люди, которые говорили: «мы хотим нормальную столичную игру артистов. Мы это чувствуем по манере играть, по манере говорить – петербургскую школу». И мы не позволяли себе халтур, выкладывались полностью. И чувство ответственности мы испытывали колоссальное – за себя, за театр, за Петербург….
Актриса АЛЕКСАНДРА СЫДОРУК:
Я была впервые в Америке, и везде меня что-то поражало. Америка – «страна контрастов». Очень мне понравился Институт искусств (Art Institute of Chicago (AIC) в Чикаго. В музее много импрессионистов, и я, наконец, увидела оригиналы постимпрессиониста Тулуза-Лотрека. Мы вели очень активный образ жизни, много ходили пешком, постоянно были на солнце. Дня четыре мы провели в Калифорнии, затем — в Сан-Диего и Лос-Анджелесе. Там оказалось довольно-таки холодно, но все равно мы были на океане, светило солнце. Мы старались его получить, зная, что здесь нескоро нам придется его увидеть и почувствовать.
Некоторые зрители очень радовались, что мы из Питера. В Нью-Джерси к нам подошла девушка вместе со своей мамой и бабушкой. Она, видимо, родилась уже в Америке, затем училась во МХАТе на актерском, а сейчас доучивается в Нью-Йорке в театральной школе. Мы с ними долго говорили, а потом бабушка сказала: «Ну, мы пошли на свой диван ругаться!». В Сан-Франциско тоже подошла девушка и сказала, что это про нее спектакль: «я тоже подарила маме на день рождения фартук, и точно также она у меня его постоянно отбирает и говорит – отдай, это мой фартук…». Судя по глазам, по людям, которые стояли после спектакля, ждали, — у нас возникло ощущение, что им такого не хватает.
Правоинформ, №19(783), 6 мая 2013
Я дорожила тем, что имею. Я мечтала работать в театре «Современник» и показывалась там, но случился провал: на показ не пришел мой партнер, и мне подыгрывал сам Влад Заманский. Кто был он и кем была я… Еще, на мой взгляд теперь, был неверно выбран отрывок, с каким я показывалась. Это была первая картина «Вечно живых», уход Бориса на фронт. Для «Современника» это особая пьеса. Мое первое поражение очень меня выбило из колеи…
Ваша история появления в театре им.В.Ф.Комиссаржевской….
Моим театральным крестным был Борис Михайлович Поюровский. Он был другом нашего курса, дружил с Виктором Карловичем Монюковым, руководителем нашего курса, бывал у нас на занятиях. Мы с группой должны были ехать в Киев, куда только что пришел Михаил Резникович главным режиссером Театра русской драмы им. Леси Украинки. Но Борис Поюровский, как мудрый театральный человек, тогда сказал мне: «Тамара, а Вам не надо туда ехать, потому что там восходит звезда Ады Роговцевой». А когда я провалилась в «Современник», он написал записку Иосифу Григорьевичу Ционскому (зав.литу театра им.В.Ф.Комиссаржевской) и позвонил Георгию Александровичу Товстоногову, чтобы я «показалась» в БДТ. Но в день моей встречи с Товстоноговым к нам домой пришла девушка и, рыдая, сообщила, что мой брат упал между рядами швеллеров, но остался жив. Я, конечно, побежала в больницу, а уже потом пошла в театр. Естественно, мой вид после поезда и больницы был ужасен, я поняла, что «глянулась» Георгию Александровичу и не стала говорить о показе. Тогда я отправилась в театр им.В.Ф.Комиссаржевской, а театр был на гастролях в Киеве, и по рекомендации Ционского я поехала в Киев показываться Мару Владимировичу Сулимову.
Каким показался вам Мар Сулимов и как Вас встретили в театре?
Мар Владимирович Сулимов оказался удивительно доброжелательным, с юмором. Как-то сразу возник контакт. Возможно, он так меня встретил, что я его не боялась. А вот в «Современнике» было по-другому, был какой-то страх, трепет.
Что же касается театра им.В.Ф.Комиссаржевской, мой показ прошел хорошо. Стасик (Станислав Ландграф), со свойственной ему иронией, сказал: «Поздравляю Вас, кажется, Вы приняты, а меня, наверное, уволят…». Тогда уже зрела серьезная конфронтация внутри театра. А я так была счастлива, что я в театре! К этому времени я уже видела спектакль «Дети солнца» с Эммой Поповой – это было потрясение! Будучи уже актрисой этого театра, я снова пришла на этот спектакль, а потом пошла поблагодарить артистов за кулисы. Для меня это было внове, и я очень волновалась. И когда вышел из своей гримерной Игорь Борисович Дмитриев, я ему сказала: «Игорь Борисович, какой Вы красивый!», на что он мне грозно ответил: «Больше Вам нечего мне сказать?». И я это на всю жизнь запомнила, что это не лучший комплимент для артиста…
Творческими ориентирами для меня стали Галина Семеновна Комарова, Олег Георгиевич Окулевич, Михаил Дмитриевич Ладыгин, много других замечательных артистов. Не было ощущения разных школ, потому что Мар Сулимов старался всех объединить. Я попала в руки к человеку, который и мою веру не стал расшатывать, и я находилась в достаточно «тепличных условиях». Наверное, если бы я была чуть дольше с Сулимовым, я бы ушла вместе с теми, кто покинул театр из-за той ситуации, которая сложилась в тот момент в театре. Когда Мар Владимирович уехал по делам театра в Москву, в Министерство культуры, неожиданно театру представили Винера в качестве нового главного режиссера… Все было сделано не по-людски. Вот здесь и возник бунт. Группа ведущих артистов театра, сторонников Сулимова, подала заявление об уходе. А я должна была отработать положенные после института три года. Один эпизод из этой истории дал мне понять, что такое 37-й год. Когда Би-би-си объявило о локауте советских артистов, нас вызывали каждого по очереди, и вот после спектакля «Еще не вечер» я оказалась в кабинете директора театра Виктора Антоновича Ходоренко. И вдруг раздался телефонный звонок, директор снял трубку, а трубки были старые, и многое было слышно. И я услышала, что звонила актриса, которая играла в этом спектакле мою маму. Она сказала: «На прошлом партийном собрании мы приняли решение, чтобы не собирались группами, и Вы просили нас следить, а тут целая группа артистов стоит ждет Абросимову…». И он понял, что я тоже это слышу. И я ему сказала: «Я все слышала, вот почему я с теми, кто меня ждет». С этим новым назначением ничего не получилось. Была создана комиссия, и вот тогда появился Рубен Сергеевич Агамирзян. Он пришел зрелым режиссером, в городе уже видели его «Второе дыхание», знали, что он был ассистентом на «Оптимистической трагедии», уже была его постановка «Я, бабушка, Илико и Илларион». В своем вступительном слове он сказал, что не собирается никого разгонять, но никого не удерживает.
Каков был Ваш первый спектакль с ним?
Первый спектакль при нем у меня был с Александром Аркадьевичем Белинским «Страшный суд». А вот «Если бы небо было зеркалом» — это первая роль у Рубена Сергеевича. После премьеры он мне сказал: «Знаешь, каждый человек в своей коробочке, иногда замечания — за пределами этой коробочки»… Я едва дошла до своей гримерной и сильно плакала. Вспоминается смешной эпизод поисков внешнего облика Хатии: мне казалось, что это банально – если девочка, то обязательно косички или хвостики. Я решила сделать кудлатую голову и накрутилась на бигуди. Когда меня увидел Рубен Сергеевич, он закричал: «Что это за Эсмеральда из Хасапетовки? Пусть будут хвостики, а то ходит по сцене 27-летняя женщина и изображает девочку! – а я обиделась и сказала, что мне еще 26 и убежала за кулисы поплакать….А несколько лет спустя Рубен Сергеевич предложил мне пойти в аспирантуру, чтобы впоследствии заняться преподавательской работой. Когда я стала вместе с ним работать со студентами, я больше его узнала и наши отношения стали иными.
Петербург – что для Вас этот город?
Ленинград детства у меня ассоциируется с театром юного зрителя на Моховой – все вечера я пропадала там. И еще Оперная студия при консерватории.
Любимое место для меня — угол Крюкова канала и канала Грибоедова у колокольни Никольского собора. В старых домах вдоль канала Грибоедова жила наша замечательная учительница литературы, а школа наша была на Крюковом канале.
Символ города для меня – Галина Уланова.
Старая петербургская традиция…
Когда я поступила в театр, то часто посещала семью Василия Осиповича Топоркова. Еще была жива мама его жены, вдова Мамонта Дальского. Я жила на Московском шоссе, а их дом находился на Лермонтовском, там, где теперь Дом быта. На одном из вечеров все стали выяснять, как я буду ездить в театр. Тогда ходили трамваи, их было много, и каждый начал рассказывать свои маршрут и говорил, что он вернее. Василий Осипович Топорков засмеялся и сказал: Это типично петербургская черта…..».
Город, который смог бы сравниться с нашим…
Мне многие города нравятся и близки. А если говорить о том, где еще я могла бы жить – наверное, в Оксфорде. В Петербурге полифонию рождает соединение старинных домов, Невы, переход этой красоты в проходные дворы… А в Оксфорде – старинные здания колледжей, которые рождают атмосферу висящего над всем этим какого-то громадного знания…..
Самая петербургская пьеса или фильм, где вы играли или снимались.
Самые петербургские пьесы – это, конечно, «Пять вечеров» А.Володина и «Новоселье в старом доме» А.Кравцова.А по духу меня поразило одно событие, произошедшее во время съемок фильма Виктора Федоровича Соколова о Комиссаржевской, где я играла маму Комиссаржевской. Виктор Федорович придумал встречу нового XX века, и съемки проходили в Михайловском саду. Это была «натура», мы там пробыли очень долго — в костюмах, с фейерверками и петардами. К сожалению, это в картину не вошло, но мы пережили атмосферу встречи XX столетия. А потом я стала жить в доме рядом с Михайловским садом. И когда встречали XXI век в том же Михайловском саду, мне казалось, что это я уже прожила.
Хотели ли бы вы что-то изменить в своей актерской судьбе?
Нет, я не признаю сослагательного наклонения….
С.Володина. Интервью с Тамарой Абросимовой: Я не признаю сослагательного наклонения…//Troika Journal, сентябрь-октябрь 2013.№2
Как началось ваше увлечение личностью Комиссаржевской?
В детстве мне попалась книжка Александры Яковлевны Бруштейн «Страницы прошлого». Почти половина книги — о Вере Федоровне Комиссаржевской, с очень подробным анализом ролей. Я стала интересоваться ее историей еще даже когда не была связана с театром. Это удивительная судьба и удивительные попадания… Александра Яковлевна писала, что, увидев один раз Комиссаржевскую в «Чайке», она потом не могла воспринимать «Чайку» в другом исполнении. Такое соединение образа актрисы и героини, недаром ее называли «чайкой русской сцены». И она сама ощущала близость к образу Нины, потому что в ее последней телеграмме есть слова: «Во вселенной остается неизменным один лишь дух — чайка». Она адресована Владимиру Александровичу Брендеру, с которым мы ездили в Новочеркасский театр, где отмечали столетие со дня рождения Веры Федоровны. Я была молодая артистка театра Комиссаржевской, а он знал ее лично, и мне довелось с ним говорить. Получилась связь через столетие.
Она восхищает вас и как актриса, и как женщина?
Ее величие в профессии я не могу оценить, потому что театр жив сиюминутно. Она привлекает как личность. Наверное, достаточно нервный человек в жизни, на сцене, по описаниям, она не была истеричной, она вела постоянный поиск. Для меня в ее характере есть что-то общее с Мариной Цветаевой.
Какой факт из ее жизни вас особенно поражает?
История с провалом «Чайки» — это, казалось бы, провал, но это то, что запомнилось. Я помню, что отмечали даже столетие этого провала. У нее в жизни было много каких-то «не-встреч» — так получилось, например, с Чеховым. Самое трагическое в ее судьбе — материальный и моральный крах после размолвки с Мейерхольдом. Казалось бы, в своем театре в здании «Пассажа», где она работала два года, она имела настоящий зрительских успех. Но, видимо, ее отпугнуло, что ее попытались приписать чуть ли не к революционерам. Как я понимаю, она не хотела вписываться в какие-то рамки. И вот в Самарканде, на базаре, в коврах поймать эту черную оспу — что это? Какой-то рок. Я думаю, в то время было много хороших актрис, но ни одна не собрала такую толпу людей, идущих за цинковым гробом в Александро-Невскую лавру.
Как получилось, что вы ушли из Технологического института и поступили в Театральный?
Я закончила школу с серебряной медалью и хотела идти на матмех, но провалила экзамен и поступила в Технологический институт. Тогда это было модно. Я, конечно, мечтала о театре (вообще-то, я мечтала быть балериной) — я была очень хорошим зрителем. А Техноложка тех времен — это уникальное место, где учились и Найман, и Бобышев, и губитель Бродского Лернер. И была удивительная театральная мастерская, которой руководили артисты ТЮЗа. Спектакли в Техноложке собирали огромный зал в 700 человек. А потом так получилось, что к нам приехала комиссия МХТ, смотреть студентов — оказывается, это была их традиция. Так меня взяли.
Сегодня любят вспоминать 60-е годы. Может, сейчас не хватает того ощущения надежды, свободы, свежего воздуха?
В 1956 году я поступила в Техноложку, и там уже были люди, которых позже назвали диссидентами. Чуть позже я и сама стала слушать Окуджаву, Галича и старые актеры открывали для нас Вертинского. Я помню свои ощущения того, что называется оттепелью. В театральном институте советскую литературу преподавал Андрей Донатович Синявский. Он открывал нам Цветаеву, Ахматову (тогда вышли их первые сборники), совершенно другого Маяковского, которого он особенно любил. Мы читали те же произведения, которые знали по школьной программе, но Маяковский в них представал совсем по-новому. И я всегда, наверное, буду помнить удивительную демонстрацию, когда встречали Гагарина. Я вдруг поняла, какое бывает непридуманное единство нации — мы все искренне это переживали. Люди устремились к воротам Кремля, и даже милиционеры растерялись.
Сейчас эти чувства утеряны, или просто время не пришло?
Да, я думаю, что все идет по спирали. Это, кстати, можно заметить и по истории Комиссаржевской. Некоторые письма, которые прозвучат в спектакле, поразительно созвучны нашим реалиям. В конце позапрошлого века она пишет Рощину-Инсарову: я все готова простить человеку, кроме пошлости. Теперь, когда пошлость лезет из всех дыр, понимаешь, что эти слова очень актуальны. Да и тогда, как мы знаем, было полно пьес-однодневок, и сама Комиссаржевская переиграла массу всей этой бузы.
Если сравнить Ленинград 60-х и Петербург 2014 года: что изменилось, а что осталось прежним?
Прежде всего, остался сам город. Я благодарна судьбе, что на старости лет открылась возможность посмотреть мир, но когда возвращаешься из мест, где тебе всю жизни хотелось побывать — из Рима, Парижа, Лондона, — не можешь не подивиться красоте Петербурга.
Но Бродский, например, так и не вернулся, говоря, что того города уже нет…
Да, он доезжал до Стокгольма, но что-то мешало ему пересечь Финский залив. Он гениальный поэт, и у него совершенно другие масштабы мнений. Кроме того, все трагическое в его судьбе было связано с этим же городом и людьми, живущими здесь.
Спектакль-посвящение Вере Федоровне Комиссаржевской пройдет 8 ноября в 19:00 в театре им. В.Ф. Комиссаржевской (билеты 100 — 200 рублей).
«Мы хотим погрузиться в мир Комиссаржевской, потому что театр носит ее имя, а личность ее этого заслуживает».
Народная артистка России Тамара Михайловна Абросимова окончила Школу-студию МХАТ, где училась у знаменитых педагогов. Масштаб дарования актрисы ярко проявился в период, когда театром руководил легендарный режиссер Рубен Агамирзян. Ее роли в спектаклях «Насмешливое мое счастье» (Мария Павловна), «Если бы небо было зеркалом» (Хатиа), «Театральная комедия» (Лиза), «Продавец дождя» (Лиззи), «Царь Федор Иоаннович» (Ирина), «Пять вечеров» (Тамара) вспоминают до сих пор. В 1980 году Тамара Абросимова снялась в картине «Я – актриса», где сыграла мать Веры Федоровны Комиссаржевской. Сегодня Тамару Абросимову можно увидеть в спектаклях родного театра: «…о жизни, смерти и любви», «Эрос», «Страсти по дивану».
Любовь к театру у Тамары Абросимовой проявилась, как и положено большим артисткам, в детские годы: с занятий в кружке Дворца пионеров, с участия в постановках любительского театра женской школы… От поступления «в актрисы» худющую, бледную девушку, пережившую блокаду и эвакуацию, отговорила мама: «Не поступишь, Тамара, ведь ты далеко не красавица. А как говорит восточная мудрость – лучше не быть совсем, чем быть никем». Успешная учеба в Технологическом институте могла бы стать началом инженерной карьеры, если бы не вмешался случай: выездная комиссия МХАТа отсматривала ленинградских абитуриентов… Тамара Абросимова стала студенткой Школы-студии МХАТ, училась у знаменитых педагогов, последователей Станиславского и сохранила на всю жизнь прививку высоких понятий о театре-храме. А затем вернулась в Петербург, и вот уже много лет главный маршрут для народной артистки России Тамары Абросимовой — это дорога на Итальянскую улицу во второй свой дом — театр им.В.Ф.Комиссаржевской. Здесь она сыграла множество ролей, здесь Рубен Агамирзян угадал в ней и педагогический дар, позвав преподавать в ЛГИТМиК. Ее творческое предложение «…о жизни, смерти и любви» стало первым моноспектаклем театра.
За последние годы кипучая творческая натура творческая Тамары Михайловны проявилась достижениями на сцене в качестве актрисы и режиссера-постановщика, а также замечательного театрального педагога. На сцене театра им. В.Ф. Комиссаржевской она великолепно сыграла роли в спектаклях «Страсти по дивану» М. Тульчинской постановке н.а. России Г. Корольчука и «Эрос» П.Когоута в постановке Лауреата Гос. премии России И. Коняева. Проникновенно сыгранная роль Бабушки в пьесе «Страсти по дивану» в марте 2013 года увидели зрители не только нашей страны, но и американцы (гастроли театра в США), о чем свидетельствуют яркие рецензии на этот спектакль. Благодаря глубокому и вдумчивому исполнению Т.М.Абросимовой сквозной роли экономки в «Эросе», этот спектакль получил гуманистическую направленность. Вацлава Абросимовой — с уложенной на голове косой, одетая в старомодное темное платье – воспринимается душой дома, хранительницей вечных ценностей. Ее альтруизм оказывается сильнее эгоизма молодых. Так, благодаря искренней исповедальной игре актрисы, спектакль вырастает до общечеловеческих обобщений.
Активная гражданская позиция актрисы всегда ведет ее по созидательному пути. Так, в 2009 году она поставила на сцене Театра им. ВФ. Комиссаржевской спектакль-концерт, посвященный Дню Победы «Это было недавно, это было давно», а в 2013 году — концерт, посвященный 70-летию снятия Блокады Ленинграда. И сегодня Тамара Абросимова выступила в качестве режиссера спектакля-посвящения В.Ф.Комиссаржевской (К 150-летию со дня рождения великой актрисы). Многие годы профессор Санкт-Петербургской Консерватории Абросимова преподает мастерство будущим режиссерам оперного театра. Она поставила два спектакля по русской классике в театре Университета Бирмингема.
Из интервью разных лет:
На нас колоссальное воздействие оказали сами личности наших Мастеров. Тогда знатоком системы Станиславского считался М.Н. Кедров, а как Василий Топорков умел актерски выразительно и в то же время конкретно выразить ее постулаты! Наши Мастера не были механическими преподавателями системы, начетчиками, они ее чувствовали! И все, что было нами воспринято от них – воспринято не только головой, но всем организмом, всеми чувствами. Мне никогда не забыть даже наших посиделок, где пел Топорков дуэтом с Головко, а Кира Николаевна рассказывала, как в спектакле «Три сестры» пела за сценой и курлыкала журавлем… Представляете, это было не зазорно! Признаюсь, что даже став актрисой ленинградского театра им.В.Ф.Комиссаржевской, я еще долго остро нуждалась в московской «энергетической подпитке», в оценке и мнении моих педагогов, очень волновалась, когда они смотрели мои спектакли!
Творческими ориентирами в театре им.В.Ф.Комиссаржевской для меня стали Галина Семеновна Комарова, Олег Георгиевич Окулевич, Михаил Дмитриевич Ладыгин, много других замечательных артистов. Не было ощущения разных школ, потому что Мар Сулимов старался всех объединить. Я попала в руки к человеку, который и мою веру не стал расшатывать, и я находилась в достаточно «тепличных условиях». А потом пришел Рубен Сергеевич Агамирзян, и мой первый спектакль при нем у меня был с Александром Аркадьевичем Белинским «Страшный суд». А вот «Если бы небо было зеркалом» — это первая роль у Рубена Сергеевича. Вспоминается смешной эпизод поисков внешнего облика Хатии: мне казалось, что это банально – если девочка, то обязательно косички или хвостики. Я решила сделать кудлатую голову и накрутилась на бигуди. Когда меня увидел Рубен Сергеевич, он закричал: «Что это за Эсмеральда из Хасапетовки? Пусть будут хвостики, а то ходит по сцене 27-летняя женщина и изображает девочку! – а я обиделась и сказала, что мне еще 26 и убежала за кулисы поплакать….
Я такая «лягушка-путешественница», которая обожает и новые места, и новых зрителей, поэтому бесконечно благодарна своему театру им.Комиссаржевской за то, что с 1963 года всю страну, да и зарубежье объездила. Побывала в Тобольске и Иркутске, в шукшинской деревне Сростки, на Телецком озере, теплоходом проплыли по Амуру до Охотского моря… Спектакль «Забыть Герострата!» играли в Греции и в античном театре в Пловдиве, это, конечно, запомнилось. Гастроли — это некая миссия, творческая проверка для актеров и спектаклей, возможность обновления и обогащения. Бывали и поездки тяжелые: группа комиссаржевцев ездила в Афганистан, вернее, летала на вертолетах, высаживаясь в горячих точках. Благодарность зрителей- военнослужащих бесконечна! Я участвовала в подобных концертах в Германии, Монголии – солдатам тоже нужен театр, а как они любили поговорить после спектакля, чем-то поделиться… Не так давно у нас были большие гастроли по городам Америки –удивительные места, удивительные люди –невероятные впечатления!
Я очень люблю быть на сцене и счастлива, что до сих пор могу выходить на подмостки. Часто говорят после спектакля: «Ты, наверное, очень устала?!» Но это другая усталость, не усталость при мытье пола или стирке, — это счастливая усталость.
11 ноября отметит 80-летие выпускница МХАТа, ленинградская актриса, отдавшая сцене Театра им.В.Ф.Комиссаржевской 56 лет — народная артистка России ТАМАРА АБРОСИМОВА.
Молодая журналистка Александра Колабинова, побывав на нескольких спектаклях Театра им.В.Ф.Комиссаржевской, открыла для себя «героиню»: ею стала великолепная Тамара Абросимова. Она подготовила теплое интервью с учениками и коллегами актрисы:
«МОЯ ГЕРОИНЯ»
Актриса Елена Андреева: «Прекрасная должна быть величава…»
Я очень люблю актёров именно этого поколения, потому что моя мама меня вырастила на спектаклях Малого театра и Щепкинского театрального училища. А Тамара Михайловна – выпускница Школы-студии МХАТ. Первый раз я Тамару Михайловну увидела в спектакле «Лев зимой», и у меня был шок: я просто в неё влюбилась как в актрису! – она играла очень пронзительно. Я помню этот спектакль до сих пор … И ещё ее моноспектакль «О жизни, смерти и любви» — это что-то невероятное. У меня тоже есть моноспектакль, и я несколько раз ходила к Тамаре Михайловне, «заряжалась» ее спокойствием и раздумьем, умением мыслить на сцене. Самое сложное – это думать на сцене, а не прятаться за действие. Тамара Михайловна, казалось бы, ничего не делает, а до слез…
Сейчас, когда на моё счастье мы иногда даже вместе выходим на одну сцену, я учусь у Тамары Михайловны сдержанности: не выплёскивать эмоции в пустоту, беречь себя. А я ведь другой эмоциональности человек. Иногда сомневаешься в чём-то, рефлексируешь, а потом подумаешь: «а надо, как Тамара Михайловна…», — и сразу успокаиваешься…
В Тамаре Михайловне сильная мощь, очень сильный потенциал не только актерский, но и женский. Она, безусловно, чувствует на очень высоком уровне и может выразить эмоцию через внутренний потенциал, не прикрываясь лишними жестами или бессмысленными передвижениями по сцене.
По-человечески она очень терпеливый, мудрый человек. И между тем, внутренне в ней чувствуется тремоло: она тоже иногда нервничает, хотя кажется, пережила очень многое. Это потому что у неё живая душа. Это тремоло, эта нежность проглядываются, когда, например, Тамара Михайловна подойдёт что-то именно тебе сказать, посоветовать. И ты понимаешь, что она за тебя переживает, и ценишь это неимоверно. Тем не менее, она всегда собрана, у нее есть внутренний стержень, собственное понимание мира и себя в этом мире.
Актер Родион Приходько: «Она верит в старомодные вещи…и это приносит успех»
Тамара Михайловна – это мой Мастер. А Мастер формирует понимание того дела, которым ты занимаешься. Тамара Михайловна как раз человек, который дал мне такие фундаментальные установки своего поведения, отношения к профессии. Она ничего не может дать того, чего сама не исповедует, как сама не живёт. Для Тамары Михайловны театр – больше, чем просто профессия или хобби, или заработок. Для неё это — Служение, и она продолжает традицию русских актрис, актёров, для которых выражение «я служу в театре» – не формально, не просто социальный статус. Это именно служение в высоком, в божественном смысле, определённая тебе Богом стезя.
К сожалению, я застал Тамару Михайловну тогда, когда уже были сыграны роли, принёсшие ей большой успех и значившие для нее очень много, поэтому я могу говорить только о том, что видел. Мне очень близко то, что она делает в моноспектакле «О жизни, смерти и любви…» (жаль, что 7 ноября она сыграла его в последний раз…) – это три различных героини. Мне очень нравилась её работа в спектакле «Эрос», потому что это о любви, пронесенной через долгие годы. В сущности, все наши роли — о любви, только в разных ее проявлениях. У Тамары Михайловны любовь живая, а главное — жертвенная. И это, как мне кажется, ключевое слово в отношении этого человека, мастера, актрисы, режиссера. Театр, кроме всего прочего, выполняет общечеловеческую, социальную функцию: он помогает жить, радует зрителей, даёт ответы на какие-то вопросы. Тамара Михайловна работает, прежде всего, для тех, кого любит, и для того, кто нуждается в ней.
В этом году исполнится 30 лет, как мы пришли к ней на курс. И мы прожили, пережили много не только на сцене — это уже жизнь. Нас очень многое соединило и соединяет.
А еще Тамара Михайловна верит в старомодные вещи – в то, что сейчас называется «винтаж». Но, как говорится, «по вере вашей да будет вам…». — это работает и приносит успех. Живой театр в руках живого человека. В руках сухого, неотзывчивого, мертвого и непрофессионального это не работает. А вот театр в той поэтической, мхатовской традиции в руках Тамары Михайловны работает, попадает в сердце. Это не для глаз, а для сердца. В этом хочется жить и участвовать.
Заслуженная артистка РФ Татьяна Кузнецова: «Она человек, работающий на отдачу, на любовь»
Тамара Михайловна Абросимова была нашим педагогом — с очень мощным внутренним стержнем, строгостью, дисциплиной, за которыми скрывались невероятно большое сердце и мудрость. Очень глубокий человек Тамара Михайловна… На днях был юбилей Театрального института на Моховой (когда мы учились, он назывался ЛГИТМиК: Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии), и мы много говорили об учителях. Мне запомнилось выражение: ученик – это памятник учителю… Меня Тамара Михайловна научила воспринимать любую ситуацию с терпением и пониманием, всегда помнить, что за полосой неудач обязательно наступит момент, когда Существование подарит тебе возможность реализоваться. Обязательно. И Тамара Михайловна — яркий пример тому, что никогда ничего не поздно. Всё возможно в любом возрасте, лишь бы было желание и стремление.
И еще вот что важно: Тамара Михайловна свой внутренний мир очень бережёт. Это, я думаю, и от родителей, и еще — школа Малого театра. Она имеет внутренний стержень, который держит, не даёт распыляться. Она может играть и героические, и характерные роли. Был такой замечательный спектакль — «Святая святых», где тонко, пронзительно она играла Марию… Актриса нашего театра и режиссер Маргарита Бычкова мечтает поставить «на Абросимову» спектакль «Мисс Марпл». К сожалению, пока такой возможности нет, но, я уверена, это была бы самая лучшая мисс Марпл! – с её проницательностью, с её английской сдержанностью и любовью к деталям.
Есть такой стереотип, что актёр по своей природе — самовлюбленный. Марлон Брандо говорил, что актёр не слушает, пока говорят не о нём. Тамаре Михайловне это никогда не было свойственно. Нет в ней любования собственной персоной и не было никогда, нет в ней и звёздности, хотя она переиграла множество ролей, обучила много студентов. Она истинно Народная актриса и щедро делится всем, что у нее есть, человек, работающий на отдачу, на любовь.
В идеале актёр – это просто тело, через которое проходит идея, тема. Чтобы Бог сумел через него провести свет, провести энергию, он должен быть абсолютно пустым и полным бога и любви одновременно. В театре каждый зритель хочет получить живую эмоцию, живую энергию. А задача актёра – это всё отдать, не оставив себе ничего. Тамара Михайловна умеет это делать.
Заслуженная артистка РФ Татьяна Самарина: «Человек, который видит и слышит других…»
Первый раз я увидела Тамару Михайловну в роли Хатии в спектакле «Если бы небо было зеркалом». Эта слепая девочка видела сердцем боль и радость других людей, она дарила им свет. Очень пронзительная, светлая история, которую забыть невозможно. А свет и тепло остались со мной на всю жизнь. Потому что сама Тамара – уникальный человек, она слышит и видит другого, даже когда самой очень плохо. И я ей очень благодарна за все годы нашего общения.
Она может сыграть всё, и практически все её роли ей подходят. Кажется, что со мной, со зрителем, говорит сама Тамара: это её боль, её тревоги, её слёзы, её радости, только высказаны они словами героини спектакля. За всеми персонажами я вижу её личность, и мне это очень интересно.
Еще она — очень чуткий и внимательный партнёр. И очень дотошный. Для неё на сцене важно всё: и свет, и реквизит, и грим и у себя, и у партнёров. Когда мы репетировали «Новоселье в старом доме», пьесу о блокадном Ленинграде, она беззаветно боролась за каждую фразу, за каждое слово для того, чтобы не было ни капли фальши. А как подбирала реквизит для спектакля, костюм! Тамара всегда очень требовательна к себе и другим в профессии, и всегда делает всё с любовью.
Тамара Абросимова: «Я люблю театр, в котором можно наблюдать человеческие отношения»
Сегодня в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской состоится Юбилейный вечер народной артистки РФ Тамары Абросимовой, отмечающей 11 ноября 80-летие. Накануне праздничного мероприятия с актрисой побеседовала театральный критик Светлана Рухля.
– Тамара Михайловна, если оглянуться назад, какой момент в актерской биографии вы считаете самым ярким?
Тамара Абросимова: – (улыбается) Ничто не может перешибить удивление и счастье и радость от поступления в Школу-студию МХАТ. Мечта – это ведь что-то несбыточное, а тут несбыточное – сбылось. Событие, перевернувшее мою судьбу, произошло на Невском проспекте в доме 86, где устроили прослушивание педагогами школы-студии МХАТ.
– А сколько лет жила в вас эта мечта до того, как сбыться?
– С того момента, как я впервые попала в театр, хотя… я жила с чувством, что мне до театра, как до Эвереста. Поэтому учила математику, хотела поступать на матмех, о театральном институте даже не помышляла – боялась. За компанию пошла. Словно волна какая-то меня смыла и – подняла. Я счастлива и нисколько не жалею, что выбрала эту профессию, и по-прежнему люблю театр, как зритель. Может, сейчас только немножко меньше.
– Почему?
– Потому что сейчас очень многое, что происходит на сцене, далеко от меня. По сути. Я люблю театр, в котором можно наблюдать человеческие отношения, а не разгадывать режиссерские ребусы. Помню спектакль, поразивший меня. Это были «Без вины виноватые» в постановке Фоменко. Конечно, Петр Наумович придумал свое оригинальное решение, но как существовали артисты в предложенных обстоятельствах! Как они естественно выходили на романсы, которые пели! И они не были придуманными фигурами, они были живыми, полнокровными людьми…
Или еще пример: я много слышала о Константине Богомолове и теоретически то, что читала про его постановки, мне сложно было принять. А потом посмотрела «Юбилей ювелира», и это было замечательно. И я, конечно, понимаю артистов, которые любят с ним работать. Богомолов относится к режиссерам, которые умеют «продираться» сквозь толщу текста, и это очень интересно. А вот «вопрекизм» ради «вопрекизма» я не люблю.
– За годы работы в театре вам встречались режиссеры чуждые вашим представлениям, мхатовской школе, которую вы прошли?
– Переход из мхатовской школы в Театр им. Комиссаржевской был плавным, комфортным: меня никто не ломал. Театром руководил Мар Владимирович Сулимов – замечательный режиссер и педагог, удивительный человек. Никакого отторжения быть не могло, и мой первый год в театре прошел спокойно. Сулимов в моей жизни занимает отдельное место: во-первых, он меня взял в театр, во-вторых, был человеком из породы моих мхатовских учителей. Пожалуй, он был для меня даже больше, чем любимый режиссер, он, в полном смысле, благословил меня на дальнейший путь.
Фото предоставлено Театром им. В. Ф. Комиссаржевской
Потом пришел Рубен Сергеевич Агамирзян, отпочковавшийся от Георгия Александровича Товстоногова и сразу задал высокую планку трилогией о русских царях А. К. Толстого, пьесами Иона Друцэ. Это была очень серьезная драматургия. Одна из первых моих ролей была в его постановке пьесы Горького «Старик», в которой играли наши замечательные «старики» Иван Петрович Дмитриев, Сергей Леонтьевич Поначевный, Николай Александрович Боярский, Мария Николаевна Самойлова, Валентина Ильинична Чемберг. И это была для меня прекрасная школа.
– А средние режиссеры на вашем пути встречались?
– Для меня нет понятия среднего режиссера. Что вы в него вкладываете? Вот в нашем театре работал Валерий Степанович Суслов. Он не получил каких-то больших наград, но спектакли, которые он делал, пользовались большим успехом и он умел создать атмосферу. Сколько он осуществил добротных, человеческих постановок, например, спектакль о блокаде «Новоселье в старом доме», «Ретро», «Восточная трибуна»… С воодушевлением я работала и с начинающими режиссерами, делавшими первые шаги в профессии. Свой дипломный спектакль «Принц и нищий» ставил Вальдас Ленцевичус, потом был «Продавец дождя», и это были радость и счастье. Огромное удовольствие от работы я получила с начинающим Валерием Гришко, который поставил свой дипломный спектакль «Зыковы». Позднее «Лев зимой», «Бульварная история». Было интересно участвовать в спектакле «Зверь» – первой режиссерской работе моего незабвенного партнера Владимира Особика. Разные режиссеры встречались на моем пути, но плохих – не было. И потом, если входишь в спектакль, нельзя относиться к режиссеру заведомо критически и с ним «сражаться» (это не значит, что нужно безропотно со всем соглашаться) – ничего хорошего из этого не получится.
– Как работал Рубен Сергеевич Агамирзян?
– Он очень хорошо знал профессию. Всегда очень точно выбирал художника, когда стал работать вместе с Кочергиным, полностью принимал то, что делал Эдуард Степанович, в свою очередь Кочергин всегда чувствовал, что нужно Рубену Сергеевичу. Агамирзян был более напористый, чем Сулимов, у нас не было конфликтов, но это не значит, что все было тихо и мирно. Наши отношения выровнялись и стали по-настоящему взаимно уважительными после того, как он пригласил меня заниматься педагогикой, за что я ему очень благодарна. С тех пор у нас сложился прекрасный творческий союз.
– Что из того, что было во мхатовской школе, полностью, на ваш взгляд, сегодня утрачено?
– Если есть кому поддерживать, то ничего не теряется. «Юбилей ювелира», о котором мы говорили выше, был сыгран Олегом Павловичем Табаковым, Натальей Теняковой и Дарьей Мороз – актрисой совсем из другого поколения по высшей мхатовской пробе.
Когда я училась в Школе-студии МХАТ, на наших глазах рождался «Современник», рождалось новое, живое дело!
– Спектакли, которые театр показывает к вашему юбилею, проходят под эгидой спектакля «Если бы знать…» по пьесе Эриха-Эммануэля Шмитта «Если начать сначала…». Он тоже идет на камерной сцене и тоже очень «живой».
– С этой пьесой связана интересная история. Последние годы я преподавала мастерство актера на кафедре музыкальной режиссуры в Консерватории. У меня были студенты одного из курсов, которых я очень любила. Однажды, студент Артем Вольховский пришел на занятия и сказал: «Тамара Михайловна, я нашел для вас пьесу. Я был в Молодежном театре на читке пьесы Шмитта и уверен, что роль бабушки Ваша. Вот пьеса, почитайте». Я в нее сразу влюбилась. Прошло четыре года, и театр принял эту пьесу к постановке, пригласив режиссера Олега Куликова, и мы стали репетировать на малой сцене, именно почувствовав камерную природу сочинения Шмитта. Пьеса эта для меня очень теплая, может потому, что у меня есть нежность ко всем внукам на свете (улыбается) и характер у моей героини – замечательный. Помимо прочего подобралась очень славная компания, в которой мы все шли навстречу друг к другу.
– А случалось ли, что на уровне распределения у вас возникало неприятие какой-то роли?
– Как вы думаете, когда я была еще молода и хорошо выглядела, а в театре собирались ставить «Дни Турбиных», кого я хотела играть? Конечно, Елену Тальберг. И вдруг получаю Ванду Лисович, которой в предыдущих постановках вообще не было. Сначала протест, но потом «впиваюсь» в нее и получаю удовольствие: я и усы нарисовала, и бородавку приклеивала. Раз я страшная, то буду самая страшная. И больше всего комплиментов – а Рубен Сергеевич не был щедр на комплименты – я получила от него за эту роль.
– Вам важно прочувствовать не только подноготную персонажа, но и погрузиться в эпоху, в которой он живет?
– На этот вопрос нет однозначного ответа. Когда-то режиссер Николай Мокин рассказывал о постановке романа Мельникова-Печерского «В лесах», во время работы над которой устроил для актеров экскурсию в скит. Актриса, игравшая роль игуменьи Манефы, была секретарем парторганизации и от поездки отказалась, однако играла в спектакле лучше всех. Так что мне кажется важнее найти внутренние ориентиры. Когда я играла царицу Ирину, я много читала исторической литературы, но в основном потому, что это мне было интересно. Сказать, что все это имело какое-то существенное отношение в работе над ролью, я не могу. Потому что для меня Ирина – не столько исторический персонаж, сколько женщина – преданная, любящая, готовая поддержать мужа в тяжелую минуту. Главное в ней – любовь к мужу и внутренний конфликт с братом, а не то, что она царственная особа.
– Какой характер вам больше всего хочется сыграть сейчас?
– (улыбается) Знаете, когда я была намного моложе, мы смеялись, узнав, как актер Малого театра Николай Александрович Анненков в свои 90 с лишним лет пришел к новому главному режиссеру Юрию Соломину и сказал: «Я хотел бы знать свои творческие перспективы»…Я хочу продолжать играть в тех спектаклях, которые остались в репертуаре. А в остальном полагаюсь на Его Величество случай.
Татьяна Коростелева
КУЛЬТУРА 12 октября 2023
Народная артистка России Тамара Абросимова отметила 60‑летие служения театру
В сентябре 2023 года народная артистка России Тамара Абросимова отметила 60‑летие служения сцене Театра им. В. Ф. Комиссаржевской. На вопросы редакции Тамара Михайловна отвечала в Доме ветеранов сцены им. М. Г. Савиной, где она живет.
— Тамара Михайловна, вы — коренная ленинградка, но учились в московском театральном вузе. Как это произошло?
— Поначалу я училась в ленинградском Технологическом институте, где была очень хорошая театральная мастерская, которую вели замечательные артисты ТЮЗа Василий Павлович Костенецкий и Елизавета Петровна Авксентьева. Они делали добрые, хорошие спектакли. Там мы встретились с Андреем Мягковым, учились в одной группе, а потом пересеклись в театральной мастерской.
Знакомая девочка сказала, что приезжают педагоги из Школы-студии МХАТ и будут набирать студентов на актерский факультет. Я пошла за компанию. Прослушивание происходило в Карельской гостиной нынешнего Дома актера. Меня приняли. И последовали четыре счастливых года учебы в школе-студии у выдающегося педагога Виктора Карловича Монюкова.
— А затем вернулись в Ленинград.
— Это был 1963 год. Гремел «Современник», и я мечтала там работать. Вместе со мной тогда показывались Виктор Павлов и Олег Даль, говорили, что была и Людмила Гурченко, но я ее не помню. С сегодняшних позиций понимаю, что совершила тогда тактическую ошибку: нельзя было показывать отрывок из пьесы Розова «Вечно живые» — это святое, начало начал «Современника». К тому же не пришел на показ мой партнер, и мне согласился помочь актер театра Влад Заманский — удивительный человек, впоследствии знаменитый герой фильма Алексея Германа «Проверка на дорогах». Сейчас понимаю, что в диалоге с ним я проигрывала. Потом я узнала мнение комиссии, что мне не хватает непосредственности. Позже, когда уже показывалась в Театр имени Комиссаржевской, главный режиссер Мар Владимирович Сулимов очень смеялся, услышав, что я провалилась из‑за отсутствия непосредственности…
Так я попала в родную атмосферу. Мар Владимирович — мой крестный отец в профессии, он принял меня от моих учителей и не давал брать неверные ноты. Я играла роль Сонечки Мармеладовой в «Преступлении и наказании», его поставил специалист по Достоевскому Илья Ольшвангер, играла у Сулимова в спектаклях «Еще не вечер», «Джордано Бруно», в инсценировке романа «Иду на грозу» Даниила Гранина, с которым Сулимов дружил.
— За эти годы менялись руководители театра, что неизбежно вызывает брожение в коллективе. Как вы себя чувствовали в этих ситуациях?
— Только в зрелом возрасте я поняла, что актер не должен вообще в такое втягиваться. Но по отношению к Сулимову поступили очень несправедливо, в связи с чем более 20 артистов подали заявления об уходе, произошел раскол в коллективе. Я тоже подала заявление… Мара Владимировича вынудили уйти.
Потом театр возглавил Рубен Сергеевич Агамирзян, он прошел хорошую школу у Георгия Товстоногова, был у него вторым режиссером на «Оптимистической трагедии» в Александринке. Потом в БДТ поставил замечательный спектакль «Я, бабушка, Илико и Илларион» по Нодару Думбадзе.
Придя в Театр Комиссаржевской, Агамирзян вновь обратился к Думбадзе, поставив спектакль «Если бы небо было зеркалом», где я сыграла одну из своих любимых ролей — слепую девушку Хатиа. Думаю, это был один из лучших спектаклей Агамирзяна, он так хорошо все чувствовал, он же вырос в Тбилиси, был, можно сказать, ровесником героев — грузинских юношей военной поры. Спектакль получился, это укрепило авторитет Агамирзяна, уже потом он поставил знаменитую трилогию Алексея Толстого о русских царях. Тогда был очень важный, значительный период для театра.
— Вы работали с двумя старшими Боярскими. Общаетесь ли с младшим поколением династии?
— С Сергеем Александровичем мы играли «Горестную жизнь плута» по Ильфу и Петрову, он блистательно играл Кису Воробьянинова, а я «блистала» в массовке, это был мой дебют. А с Николаем Александровичем мы встретились в спектакле Сулимова «Еще не вечер», это очень славная, мудрая пьеса Веры Пановой о том, как любовь может выпрямить, спасти человека. Боярский играл главного героя, а я его дочку. Сейчас дружу с его доченькой Катей, которая написала книгу о династии Боярских, выпустила очень интересный сборник об истории и людях поселка Комарово.
Мишу Боярского я помню еще ребенком, когда он приходил к отцу в театр, потом с радостью следила за его успехами. Один раз мы вместе с его мамочкой Екатериной Михайловной смотрели фильм, в котором он снимался, и мне запомнилось ее лицо — как она была счастлива, какую испытывала гордость за сына!
— «Высокие, высокие отношения!» — эти слова героини фильма «Покровские ворота» стали уже поговоркой. Но у вас без всякой иронии были высокие отношения с Андреем Мягковым. Вы ведь очень дружили.
— Мы были влюблены друг в друга. Но я уехала учиться в Москву, и наша переписка прервалась. Хотя его письма я, естественно, храню до сих пор. Он через два года поступил в школу-студию и приехал в Москву. Я была уже третьекурсницей и от него ждала каких‑то шагов навстречу, но тут на горизонте появилась Анастасия Вознесенская… Они прожили долгую совместную жизнь. Но мы сохранили с ним добрые отношения, я видела все его работы. Боже мой, как я радовалась, когда он получил роль Алеши Карамазова, как возмущаюсь, когда его называют только Женей Лукашиным из «Иронии судьбы»! Он был непростой, но очень цельный, настоящий человек, я навсегда сохранила к нему нежное чувство.
— Вы называете имена, драгоценные для людей моего поколения, но молодые, боюсь, этих имен не знают.
— Одно из моих потрясений случилось, когда умерла Алла Соколова, актриса, драматург, автор знаменитой пьесы «Фантазии Фарятьева». Я поехала с ней попрощаться. В крематории Аллу Соколову провожали ее сын с женой и режиссер Владимир Бортко. И больше никого. Вот так река забвения уносит людей. Тем не менее мы с моей подружкой говорим вслед за Скарлетт О’Харой, героиней «Унесенных ветром»: «Мы еще застали сумерки богов». Наше счастье, что все это было.
— Мы знаем пьесы, в которых родственники вынуждают пожилых людей переселиться в дом престарелых. Вспомним хотя бы «Дальше — тишина» с Фаиной Раневской и Ростиславом Пляттом. Вы приняли решение переехать в Дом ветеранов сцены добровольно?
— Да, к удивлению и огорчению моих родных. Сестра поначалу даже обиделась, племянник отговаривал… Понимаете, когда ушел из жизни мой муж Александр Никитич, я утратила опору, меня просто подкосило. Это была верная, надежная рука, он работал инженером, но очень любил театр. Мне хотелось от всего отрешиться. Родственников я убедила, они побывали здесь, воочию увидели красивый дом, усадьбу, отличные условия.
У меня внутренняя связь с Домом ветеранов установилась давно, когда он был совершенно в другом состоянии. В 1964 году в Новочеркасске отмечался юбилей Веры Федоровны Комиссаржевской, и меня, молодую артистку театра ее имени, отправили туда прочитать письмо великой актрисы артисту Рощину-Инсарову. Со мной поехал человек из Дома ветеранов сцены Владимир Александрович Брендер, которому адресована последняя телеграмма Веры Федоровны из Ташкента: «Во Вселенной остается неизменным один лишь дух». Он и приобщил меня к этому дому, который Мария Гавриловна Савина создавала в начале ХХ века, чтобы у артистов был приют после трудной скитальческой жизни.
Со временем дом ветшал, протекала крыша, на месте домовой церкви находилась кухня. В трудные годы мы с коллегами старались помогать дому. На этот кусок земли, на эти разваливающиеся здания претендовали очень богатые люди. И вот несколько лет назад группа активных артистов и журналистов добилась передачи дома в ведение управления делами президента. Дом был спасен, отреставрирован, возрожден очень красивый храм Николая Чудотворца. Здесь проходят молебны, 21 сентября, в день рождения Савиной, состоялась торжественная служба…
— Иными словами, Тамара Михайловна, еще не вечер?
— Ну кто это может знать… Я долгое время играла моноспектакль «О жизни, смерти и любви» по произведениям Бунина, Чехова и Лескова о разных женских судьбах, о мимолетности счастья. Наверное, непредсказуемость и сложность женской судьбы — одна из моих главных тем. С удовольствием играю в спектакле-концерте «Я вернулся в мой город». И есть у меня спектакль по пьесе Шмитта «Если начать сначала», у нас он называется «Если бы знать…». Так вот, если начать сначала, я не хотела бы изменить свою жизнь. Ни о чем не жалею.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 192 (7521) от 12.10.2023 под заголовком «Еще не вечер».
ТАМАРА АБРОСИМОВА. СЛУЖЕНИЕ ДЛИНОЮ В 60 ЛЕТ
Сейчас их почти не осталось, актрис, похожих на хрустальные нити, на вздрогнувшую птицу. Актрис с целомудренной женственной слабостью и несгибаемым характером одновременно.
Жизнь становится быстрей. Мы бежим вперед безоглядно, пропуская важное.
Счастье, когда есть мосты, тонкие, соединяющие времена, эпохи, театр тот и этот. Они так нужны, чтобы мы, бегущие, не расшибли лоб, остановились, восхитились и захотели вновь написать слово Театр с большой буквы.
Первую роль в Театре имени В. Ф. Комиссаржевской шестьдесят лет назад Тамара Абросимова получила у Ильи Сауловича Ольшвангера. Это была массовка в спектакле «Горестная жизнь плута» по Ильфу и Петрову. Чуть позже он введет молодую артистку на роль Сонечки Мармеладовой в своем спектакле «Преступление и наказание» Достоевского. «Потом я репетировала с Маром Владимировичем Сулимовым роль Аси в спектакле Веры Пановой „Еще не вечер“, — вспоминает Тамара Михайловна, — а уже накануне прихода Агамирзяна выпускали с Сулимовым „Джордано Бруно“ по пьесе Окулевича. Это очень памятные для меня спектакли. Мар Владимирович был настолько той веры, которую мне привили в Школе-студии МХАТ, что я в этом просто купалась!»
Тамара Абросимова необыкновенно тепло говорит о своем первом художественном руководителе: о его репетициях, о том, как он хорошо знал поэзию, с трепетом относился к природе, к чтению и вообще ко всему, что его окружает. С каким упоением занимался со студентами, уже покинув театр.
Тамара Абросимова в ролях Сонечки Мармеладовой в спектакле И. Ольшвангера «Преступление и наказание» и Хатиа в спектакле Рубена Агамирзяна «Если бы небо было зеркалом».
Фото — архив театра.
А дальше была встреча с Рубеном Агамирзяном и эпохальный для комиссаржевцев спектакль «Если бы небо было зеркалом» по повести Думбадзе «Я вижу солнце». «Володя Особик исполнял главную роль — парня по имени Нодар, а я — его подружку, слепую девочку, которую звали Хатиа, — вспоминает Тамара Абросимова. — В десятой картине ребята приходят к двум грузинским старикам, и Хатиа вдохновенно что-то сочиняет об их детях, уверяя, что они живы. Потом Нодар ругает ее, зачем она это делает, — а она отвечает: пусть они живут надеждой! Стариков играли Иван Петрович Дмитриев и Александра Владимировна Дэльвин. Они были такие настоящие, такие подлинные, что нам нужно было только попасть на их волну, дотянуться до них».
Сам Агамирзян плакал на этой сцене. Что уж говорить о зрителях…
Среди ее памятных, оставшихся в истории театра актерских работ, конечно же, должна быть названа Ирина в «Царе Федоре Иоанновиче» А. К. Толстого. Чистый звук, свет, человечность актерского послания внятны зрителю и в последнем ряду — и это очевидно в каждом выходе актрисы на сцену и сегодня.
Рассказывая о работах, в которых была занята, Тамара Михайловна часто «пропускает себя», восхищаясь и даже преклоняясь перед своими партнерами по сцене. Ее задача — сохранить память о них, о том театре Сулимова, в который она когда-то попала и была этим счастлива. Давайте и здесь оставим эти имена. Сергей Леонтьевич Поначевный, Валентина Ильинична Чемберг, Мария Николаевна Самойлова, Николай Александрович Боярский, Сергей Александрович Боярский, Лиза Акуличева, Виктор Чистяков, Александр Александрович Анисимов. «Сегодня их всех уж нет, — тихо скажет Тамара Михайловна, — ушли мои партнёры: Ландграф, Миша Матвеев, целая когорта…»
За шестьдесят лет служения сыграно, прожито более семидесяти ролей. Героини, царицы, самые красивые и самые ужасные, женщины с совершенно разным темпераментом — любые характеры подвластны этой актрисе.
Тамара Абросимова поставила несколько спектаклей. Один из них, «Двенадцать месяцев», до сих пор держится в репертуаре и собирает полные залы. У нее получился настоящий детский спектакль — добрый, красивый и со смыслом.
А еще много лет в ее жизни были студенты двух вузов, РГИСИ и Консерватории, которые любят ее по сей день, называют Царицей Тамарой и благодарят за то настоящее, основное в актерской профессии, что дала им Абросимова.
Конечно, было кино, самые разные предложения, но все шестьдесят лет она верна ему одному — Театру имени Комиссаржевской.
Однажды привелось услышать, как Тамара Михайловна читает «Счастливое письмо из блокадного Ленинграда», написанное умирающей от голода матерью сыну на фронт. Этот текст — светлый и одновременно прощальный — страшно прочесть, солгав хоть в одном слове. Тамара Абросимова исполнила эту необыкновенно сложную партию без единой фальшивой ноты… Зрителям выпала честь увидеть трехминутный моноспектакль большой актрисы, где прямо на наших глазах соединились две эпохи, наложились одна на другую. Это мы писали письмо, это мы его читали. Отрезвляюще, больно, мощно!..
Дорогая Тамара Михайловна! Здоровья Вам! Мира! И новых самых желанных ролей.
Радиопередачи
Радио России – Т.М.Абросимова: 50 лет на сцене