Родилась 26 февраля в Рязани
Училась на филологическом факультете Рязанского педагогического института
1987 – 1991 – училась в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии (мастерская А. Кацмана и В. Фильштинского)
11.07.1991 – 01.09.1992 – актриса Театра «На Литейном»
1993 – 2007 – актриса Театра «Фарсы» (Санкт-Петербург)
2008 – 2017 – актриса Продюсерского центра «Арт-Питер»
С 2017 – актриса Театра им. В. Ф. Комиссаржевской
2022 – лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (сезон 2021- 2022) в номинации «Лучшая работа актрисы» за роль Лалалала в спектакле «Трепет моего сердца» (реж. А. Баргман).
2013 – лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» (сезон 2012-2013) в номинации «Лучший актерский дуэт» за спектакль «Ночь Гельвера» (реж. А. Баргман) в театре им. В. Ф. Комиссаржевской.
Обладатель Приза зрительских симпатий общества «Театрал»-2013 за спектакль «Ночь Гельвера» (реж. А. Баргман).
Лауреат премии «Театрал» за роль Миссис Конвей в спектакле «Время и семья Конвей» (реж. А. Баргман).
Спектакль «Гамлет» (реж. В. Крамер) театра «Фарсы», где Оксана играла роль Офелии, был номинантом Российской национальной театральной премии «Золотая маска» (1999 г.) в номинации «Лучший спектакль».
Занята в спектаклях
«Настанет день…»
Большая сцена
Пьеса-фантазия Юрия Лоттина по мотивам ранних произведений В.Набокова
16+
2024
«Настанет день…» Ю. Лоттин, по мотивам ранних произведений В.Набокова – Нежить
2021
«Трепет моего сердца», Х. Левин, реж. А.Баргман – Лалалала, возлюбленная Ламки
2013
«Ночь Гельвера», И. Вилквист, реж. А. Баргман – Она
2009
«Мыльные ангелы», Э. Кинтеро, реж. А. Морфов – Хуана
2007
«Сон в летнюю ночь», У. Шекспир, реж. А.Морфов – Титания, Ипполита
2005
«Татарин маленький», А. Поярков, реж. А. Злобин
ТЕАТР «ФАРСЫ»
«Гамлет» (реж. В. Крамер, роль — Офелия)
«Стриптиз» (реж. В. Крамер, роль — Рука)
«Вохляки из Голоплеков, или сонное мечтание» (реж. В. Крамер, роль — Долорес)
«Село Степанчиково и его обитатели» (реж. В. Крамер, роль — Настя)
«Фантазии, или Шесть персонажей в ожидании ветра» (реж. В. Крамер, роль — Девочка с мечтой)
ТЕАТР ИМ. ЛЕНСОВЕТА:
«Заповедник» (реж. В. Сенин, роль — Татьяна)
ТЕАТР «НА ЛИТЕЙНОМ»:
«Король Лир» (реж. Г. Тростянецкий, роль — Корделия)
ТЕАТР ЭСТРАДЫ ИМ. А. РАЙКИНА
«Феномены» (реж. А. Синотов, роль — Елена)
ТЕАТР «ПРИЮТ КОМЕДИАНТА»
«Иллюзии» (реж. А. Баргман, роль — Вторая женщина)
ТАКОЙ ТЕАТР
«Время и семья Конвей» (реж. А. Баргман, роль — Миссис Конвей)
ТЕАТР «РУССКАЯ АНТРЕПРИЗА» ИМЕНИ АНДРЕЯ МИРОНОВА
«Таланты и поклонники» (реж. А. Баргман, роль – Смельская)
ТЕАТРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО «АРТ-ПИТЕР»
«Я должен убрать президента» (реж. А. Синотов, роль — Луиза)
ПРОЕКТЫ, АНТРЕПРИЗЫ
Проект «Театральный марафон»: «Осенний покер» (реж. А. Синотов, роль – Гвендолин)
Проект В. Сенина: «Пять вечеров» (реж. В. Сенин, роль – Тамара)
«Спасти рядового Гамлета» (реж. С. Скоморохов и Ю. Стоянов, роль – Гертруда)
«Любовник моей жены – мой лучший друг» (реж. М. Апарцев, роль – Жена)
ФМД-ТЕАТР: ДЕНЬ ДОСТОЕВСКОГО:
2014 — космическое застолье «Достоевский Маскарад»
2016 – уличный спектакль «В трактире на Кузнечном»
2017 – «Достоевский в цвете»
2021 –«Достоевский карнавал в Михайловском замке»
2022 – «1866/преступление/2022»
2023 — «Достоевский/буффонада»
СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ:
Совместный проект театра «Балтийский дом» и театра «Фарсы»:
спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (реж. В. Крамер, роль – Марселина)
Совместный проект театра «Фарсы», Театра-фестиваля «Балтийский дом» и театра «Метастазио» (Италия):
спектакль «Суперфлю» по пьесе Н. В. Гоголя «Женитьба» (реж. В. Крамер, роль – Сваха)
Спектакль-шоу «Поварецкие пляски» (реж. В. Крамер)
2024 год
«Преторианец» (реж. М. Бриус) …
«Не видя преград» (реж. В. Шевельков) Соня
«Загляни ему в голову» (реж. В. Ивановская) Бокова
«Этерна» (реж. С. Трофимов) Матильда Ракан, бабушка Альдо
«Близкие люди» (реж. Д. Ивко) Алиса
«Изгой-2» (реж. М. Вассербаум) Валентина
«Всё ОК» (реж. А. Элинсон) …
2023 год
«Сумрак» (реж. О. Кандидатова) Малышева
«110» (реж. И. Михеев) хореограф
«Анна Медиум» (реж. Е. Николаева) Валентина Быстрова
2022 год
«Янычар» (реж. И. Шурховецкий) Танильдиз
«Я иду тебя искать-6» (реж. А. Праздников) Ирина Петровна Клименко
«Я иду тебя искать-5» (реж. А. Праздников) Полковник Клименко
«Чайки» (реж. А. Сиверс) Ольга
«Раневская» (реж. Д. Петрунь) Алиса Коонен
«Ловец снов» (реж. И. Шурховецкий) Ариадна Казановская
«Катюша» (реж. И. Казанков) Анна Ивановна, певица
«Изгой» (реж. Д. Аверин) Валентина
«Записки отельера #Гельвеция-2» (реж. Р. Новикова) Вера
«Экспонаты» (реж. О. Кандидатова) Русакова, сотрудница краеведческого музея в городе Междуреченске
2021 год
«Хорошие девочки попадают в рай» (реж. Д. Месхиев) дама
«Улики из прошлого. Тайна картины Коровина» (реж. П. Забелин) Аэлита, дочь Эльзы Тимофеевны, мать Нины
«Родитель» (реж. В. Фурман) Лена
«Отель “Феникс”» (реж. В. Койфман) Ольга Кириллова
«МУР-МУР» (реж. И. Казанков) Тамара, тётка Саши
«Ключ от всех дверей» (реж. М. Демченко) Зоя
«Бендер: Начало» (реж. И. Зайцев) Исупова, баронесса
2020 год
«Шерлок в России» (реж. Н. Эген) мадам Мануйлова
«Чувствовать» (реж. В. Салтыков) …
«Хищники» (реж. С. Соколов) Светлана
«Осторожно, дети!» (реж. А. Сичинская) Васильевна
«Ключ времени» (реж. А. Николаев) работница приюта
«И снова будет день» (реж. П. Забелин) актриса
2019 год
«Формула преступления» (реж. С. Виноградов и др.) Евдокия Павловна Остроумова
«Кроличья лапа | Rabbit’s Paw | La Patte de Lapin» (Россия, Бельгия, Финляндия) (реж. Н. Джорджадзе) жена
«Замок из песка» (реж. Ю. Лейзеров) Эвелина Григорьевна Романова, мать Алексея
«Жди меня» (реж. С. Иванов) Яновская
«Алекс Лютый» (реж. Л. Белозорович) Екатерина Мозговая, пластический хирург
«Агент национальной безопасности. Возвращение» (реж. Д. Светозаров) Ирина Шахова
2018 год
«Три желания» (реж. А. Праздников) Евгения Валерьевна Чернышова, учитель природоведения
«Опасные танцы» (реж. Е. Двигубская) дядя Антон
«Огненный ангел» (реж. Д. Семенова) Ирина Васильевна Мухина, следователь
«Мельник» (реж. С. Мареев) Гульнара Сулеймановна Рахимова, мать погибшего конвоира
«Котов обижать не рекомендуется» (реж. П. Амелин) Анна Васильевна Стрельникова, актриса
«Вторая первая любовь» (реж. М. Демченко) Раиса Викторовна Кунцева, мать Анатолия, Вадима и Оксаны, мэр
«Алиби» (реж. Н. Эген) Ковалёва, заведующая ЗАГСом
«Актёр» (реж. В. Бурдули) завуч
«Акварели» (Беларусь, Украина) (реж. А. Карелин) Ирина Владимировна Мельникова
2017 год
«Я выбираю тебя» (реж. Е. Татаров) Вера Романова, член жюри конкурса
«Последняя статья журналиста» (реж. Е. Сологалов, В. Татарский, А. Назикян) жена Штемберга
«Подозреваемый» (Россия, Украина) (реж. Д. Лактионов) Альбина Васильевна Ельникова, заказчица, зампрокурора города
«Мост | Sild» (реж. К. Статский) Нина Андреевна Акимова, жена Владимира
«Крылья империи» (реж. И. Копылов) Феофилова
«Инспектор Купер. Невидимый враг» (реж. С. Артимович, А. Бутько) Нюся
«Архитектор» (короткий метр) (реж. А. Барбарич) секретарь
2016 год
«Тень» (реж. Д. Светозаров) Светлана, гражданская жена Бориса
«Следователь Тихонов» (реж. С. Снежкин, Э. Оганесян) Светлана Николаевна, начальник отдела кадров Дома Моды
«Перчатка Авроры» (реж. И. Драка) графиня Нелидова
«О чём молчат французы» (реж. В. Шевельков) горничная
«Отель последней надежды» (реж. П. Амелин) Лидочка, менеджер по персоналу
«Наше счастливое завтра» (реж. И. Копылов) Луиза Александровна Станкевич, мать Марианны
«Куба» (реж. А. Щербинин и др.) Эльмира Станиславовна Хованская, ресторатор
«Sпарта» (реж. Е. Баранов) Марина Ивановна, учительница биологии
«Такая работа» (реж. В. Койфман и др.) Валентина Павловна Калитникова, полковник полиции
2015 год
«Фантазия белых ночей» (реж. И. Зайцев, Я. Шереметьев) Ирина Завьялова, балерина, в прошлом прима
«Таинственная страсть» (реж. В. Фурман) судья в деле по обвинению Бродского
«Спутники» (реж. И. Шурховецкий) Юлия Дмитриевна Разумовская, хирургическая сестра
«Своя чужая» (реж. А. Элинсон) Татьяна Ивановна Кузьмина, мать Надежды, массажистка
«Рождённая звездой» (реж. В. Шевельков, М. Ким) режиссёр ТВ
«Письма на стекле. Судьба» (реж. Р. Грицкова) Галя Шадрина
«Петля Нестерова» (реж. И. Казанков) Татьяна Королёва
«Ленинград 46» (реж. И. Копылов) Мари Рочестер
2014 год
«Я витаю в облаках» (не был завершен) (реж. О. Ожерельева, Д. Дмитриев) мама Беби
«Снова один на всех» (реж. А. Праздников) Елена Борисовна, бывшая жена Александрова
«Сердце Ангела» (реж. И. Казанков) Анна Сергеевна Мухина, мать Оли
«Письма на стекле» (реж. Р. Грицкова) Галя, зэчка
«Отпуск по ранению» (Россия, Украина) (реж. К. Капица) Жужа, цыганка
«Новогоднее счастье» (реж. И. Казанков) Лидия Павловна
«Неслучайная встреча» (реж. И. Китаев) Лариса Романовна, одна из жен майора Ромашки
«Гетеры майора Соколова» (реж. Б. Худойназаров) Маргарита Сергеевна, врач
«Белая белая ночь» (реж. Р. Салахутдинов) жена Толика
2013 год
«Три мушкетёра» (реж. С. Жигунов) хозяйка дома свиданий
«Тариф на прошлое» (реж. П. Амелин) Светлана, мать Виталика
«Тайны следствия-13» (реж. Р. Грицкова, А. Элинсон, О. Кандидатова) Эльмира Семеновна
«Сталинград» (реж. Ф. Бондарчук) Томка
«Разведчицы» (реж. Ф. Герчиков) Стефания, телохранительница Терновецкого
«Лекарство против страха» (реж. А. Аравин) мать Максима Рождественского
«Кома» (реж. В. Конисевич) Татьяна Сергеевна Ермакова, следователь
«Двое с пистолетами» (реж. А. Гусев) Елена Андреевна Лапшина, вдова
«Горюнов» (реж. М. Малич, В. Балкашинов (уч.)) врач
«Бывшая жена» (реж. Д. Полторацкая) Валентина, опекун Саши
2012 год
«Хмуров» (реж. С. Коротаев) Маргарита Васильевна Стеблова, вдова криминального авторитета
«Хвост» (реж. Р. Барабаш, А. Молочник) Светлана
«Перцы» (реж. И. Копылов) Зинаида Николаевна Савельева, мать Макса
«Один на всех» (реж. А. Праздников) Елена Борисовна, бывшая жена Александрова
«Литейный» (7-й сезон) (реж. Сергей Полуянов и др.) Инна Павловна, первая жена Олега
«Исключение из правил» (реж. И. Волкова) Лика
«Белая гвардия» (реж. С. Снежкин) Лидия, экономка в доме Най-Турс
«Бездна» (реж. Д. Петрунь) Ульяна Колыванова
2011 год
«Странствия Синдбада» (реж. К. Дружинин) Жази
«Сильная» (реж. И. Копылов) Ирина Скобелева
«Небесный суд» (реж. А. Званцова) учительница
«Коммуналка» (реж. М. Бриус) Ольга, риэлтор
«В твоих глазах» (реж. И. Копылов) Марина Евгеньевна Ковальская, пациентка Насти
«Беглец» (реж. П. Амелин) Инга Тарасова, мачеха Кристины, мать Алика
2010 год
«Фокусник-2» (реж. М. Бриус) Ирина
«Прощай, «макаров»!» (реж. М. Бриус) Маша, жена Строева
«ППС» (реж. В. Татарский, А. Иванов) Вера Макарова
«Морские дьяволы — 4» (реж. А. Картохин и др.) Инна
«Золотой капкан» (реж. С. Дремов) проститутка
«Военная разведка. Западный фронт» (реж. А. Праздников, К. Белевич (уч.)) Баська
2009 год
«Фокусник» (реж. М. Бриус) Ирина; Маргарита Ивановна
«Татарская княжна» (реж. И. Квирикадзе) Лиза Карамышева
«Стерва» (Россия, Украина) (реж. В. Шевельков) Зинаида
«Смерть Вазир-Мухтара» (реж. С. Винокуров) Елизавета Алексеевна, кузина Грибоедова, жена Паскевича
«Предлагаемые обстоятельства» (реж. А. Хван) Кристина, подруга Аллы
«Одержимый» (реж. Е. Звездаков) Наталья Владиленовна Губанова, жена депутата
«Жить сначала» (реж. В. Бутурлин) Ирина Соболь, политзаключенная
«Ещё не вечер» (реж. Н. Борц) Марина Кравченко, была медсестрой в Афгане
«Брачный контракт» (реж. А. Черных) Алина Вениаминовна
«Агент особого назначения-1» (реж. К. Статский) Наталья Петровна Дронова
2008 год
«Холмы и равнины» (Украина) (реж. А. Ерофеева) Наташа, Тани
«Начать сначала. Марта» (Россия, Украина) (реж. И. Копылов) Елена Власова, известная в прошлом артистка
«Куклы колдуна» (реж. Г. Жихаревич) Надежда Викторова
«Каменская-5» (реж. А. Сиверс) Зоя Семенцова, актриса
«Гаишники» (Россия, Украина) (реж. В. Бутурлин и др.) Антонина Петровна
2007 год
«Поводырь» (реж. А. Хван) Марина
«Любовь под надзором» (реж. В. Шевельков) Анна
«Литейный, 4» (1-й сезон) (реж. И. Мужжухин и др.) Светик
«Ирония судьбы. Продолжение» (реж. Т. Бекмамбетов) проводница
«Группа «Zeta»» (реж. В. Татарский) /эпизод/
«Варварины свадьбы» (реж. С. Шиманюк) Аврора
2006 год
«Травести» (реж. С. Митин) Котэк
«Секретные поручения» (реж. А. Хван) Лидия Николаевна, преподаватель иностранной литературы
«Мечта» (реж. С. Снежкин) /эпизод/
«Двойная фамилия» (реж. С. Митин) Марина
2005 год
«Семья» (реж. Ю. Владовский, И. Криворучко мл.) Бабаева
«Риэлтор» (реж. А. Хван) Елена Павловна Грачева, хозяйка антикварного магазина
«Принцесса и нищий» (реж. Д. Месхиев) Лариса, привокзальная бомжиха
«Опера-2. Хроники убойного отдела» (реж. Н. Якушева и др.) Ольга Дробышева
«Лабиринты разума» (реж. В. Гончар и др.) /эпизод/
«Брежнев» (реж. С. Снежкин) ведущая концерта
«Братва» (реж. С. Винокуров) Панаренко, следователь
2004 год
«Шахматист» (реж. А. Кордон) Маргарита Михайловна Ратникова, жена Виктора
«Неудержимый Чижов» (реж. В. Зайкин) Алена, жена Копейкина
«Анастасия Вяльцева» (документальный) (реж. М. Эмк) ведущая
2003 год
«Улицы разбитых фонарей-5» (реж. Г. Глаголев, В. Татарский и др.) Светлана
«Особенности национальной политики» (реж. Д. Месхиев, Ю. Конопкин) переводчица
«Женский роман» (реж. С. Снежкин) Людмила
2002 год
«У нас все дома» (реж. А. Максимков) агент по недвижимости
«Спецотдел» (реж. В. Татарский) Эльвира Станиславовна Штанько
«Нож в облаках» (реж. М. Мигунова) Тамара Монтесума
«Недлинные истории» (реж. Д. Васильев, Ю. Владовский, В. Гончар) Надежда Тэффи / дама; Тэффи / жена Эрбеля; Раиса Михайловна, жена присяжного поверенного, переводчица; Маша, жена Ребротёсова
«Агентство «Золотая пуля»» (реж. Е. Иванов) Инга
2001 год
«Убойная сила-2» (реж. А. Рогожкин и др.) Жанна Юрьевна Кириллова
«Тайны следствия-1» (реж. И. Макаров) Марианна Викторовна Конюхова
«Начальник каруселей» (реж. А. Максимков, Д. Васильев) …
«Механическая сюита» (реж. Д. Месхиев) стриптизерша Ася
«Ключи от смерти» (реж. В. Плоткин) жена Забусова
2000 год
«Вовочка» (реж. А. Максимков) мать Любочки / актриса
«Агент национальной безопасности-2» (реж. Д. Светозаров) Элла
1999 год
«Улицы разбитых фонарей-2» (реж. И. Москвитин и др.) Покровская
1998 год
«Улицы разбитых фонарей-1» (реж. А. Рогожкин, Д. Светозаров и др.) Элла
1997 год
«История про Ричарда, Милорда и прекрасную Жар-птицу» (реж. Н. Ахвледиани) мать юного актёра
«Анна Каренина | Anna Karenina» (США) (реж. Б. Роуз) Варвара, знакомая Анны
«Американка» (реж. Д. Месхиев) Антонина
1992 год
«Чекист» (реж. А. Рогожкин) жена Срубова
«Рин. Легенда об иконе | Rin» (Россия, Япония) (реж. Р. Седзи) /эпизод/
«КАК СТРАННО МЕНЯЕТСЯ, КАК ОБМАНЫВАЕТ ЖИЗНЬ»
И феерическая мать семейства (феерической она стала благодаря невероятной Оксане Базилевич, сыгравшей лучшую роль за последние годы): миссис Конвей, в прошлом — певица, живет громко, театрально, напоказ, бесконечно разыгрывая яркие роли. Переодевшись страстной испанкой в первом акте, она выглядит шикарно, хотя и немного смешно. Дети посмеиваются над материнскими слабостями (вино, например), но пока что эта самодемонстрация забавна и трогательна. Через двадцать лет миссис Конвей появляется в брючном костюме, в иссиня-черном парике и ведет себя так, как будто не знает, что семейный корабль идет ко дну. Но не выдерживает этой роли и в какой-то момент возвращается на сцену в халате, расхристанная и несчастная, без парика и макияжа. Нельзя больше делать хорошую мину при плохой игре. Кэрол давно умерла и уже почти забыта, материнский любимец Робин стал жалким выпивохой (а вот презираемая ею глупенькая невестка Джоан — Евгения Латонина оказалась терпеливой женой, достойной уважения), дочка Мэдж, не стесняясь в выражения, изливает на нее свою ненависть. У своей нелюбимой дочки мать когда-то чуть ли не отбивала возлюбленного: на той самой вечеринке в честь совершеннолетия Кей она унизила Мэдж при нем, и после этой неловкой сцены у той уже не будет надежд на сближение с Джеральдом Торнтоном. Миссис Конвей способна на самые разнообразные проявления — она может быть доброй и заботливой, но может и оскорбить, предать, сделать очень больно своим родным. Оксана Базилевич, в природе которой — органическое соединение клоунского дара с драматическим темпераментом — выстроила объемный образ, который все время бликует, открывая новые грани.
Спектакль «Ночь Гельвера» идет полтора часа, без антракта на малой сцене, переконструированной театром так, чтобы зрительный зал был практически ее частью. Эта территориальная близость к актерам заставляет не просто наблюдать за историей женщины, усыновившей больного, но и переживать вместе с ней и сопереживать ей. Он — тридцатилетний умственно отсталый мужчина, чье существование буквально не разрешено фашистской властью. Она — женщина, пере¬жившая смерть родного ребенка и сокрывающая от насилия этого своей любовью. Дуэт Дениса Пьянова и Оксаны Базилевич. Всего два действующих лица на сцене, от этого еще весомее и еще проникновеннее каждая реплика, каждое движение. Спектакль, который, по мнению самого режиссера Александра Баргмана, отсылает нас к современной социально-политической ситуации в стране и в Петербурге, все-таки, больше о любви. Даже не сыграть, а выразить такое чувство, когда за сценой остается всеми угадываемая жестокая реальность фашистских движений, когда вместо музыки слышны оглушительные выкрики, сыграть такое светлое чувство на фоне кромешного мрака времени и места действия пьесы, задача сверхсложная. Актеры уходят со сцены изнуренные физически и изможденные духовно, и, тем не менее, Оксана Базилевич согласилась рассказать мне о том, что для нее значит этот спектакль.
«За всю мою театральную деятельность (Оксана уже больше 20 лет на сцене и сейчас работает в восьми театрах Петербурга) это самый тяжелый спектакль, который я когда-либо играла, — уверяет актриса. — Вплоть до того, что еще недели две назад я просто думала, справлюсь ли я физически? В конце репетиций я уже думала о том, справлюсь ли я эмоционально… Это безумно тяжело. Но просто так ничего не бывает, даже спектакль. Значит, это испытание. И вот эти черные колени сегодня…» Оксана показывает на колени и тянется к тюбику крема, который ей только что принесли друзья. В нескольких сценах спектакля она не просто пол¬зет по деревянному полу, ее по нему протаскивают. Такое не сыграешь аккуратно. Падаешь, ударяешься, и все по-настоящему.
«Когда мне сказали, что монтировщики прочитали пьесу и теперь спрашивают, как же меня вот так по полу будет волочить партнер, я была ошеломлена, — продолжает Оксана. — Это дорогого стоит, и ради этого я готова на эти черные колени. Удивительным образом, именно на этом спектакле, все, кто отвечает за звук, свет, грим в театре, все без исключения, прониклись материалом», — гордо, но все еще немного удивленно говорит Оксана.
Для работы над любым спектаклем, особенно таким, важно не просто проникнуться материалом, но и найти общий язык с режиссером-постановщиком. Оксана признается, что она с Александром Баргманом будто «одной крови».
«У нас с ним такое энергетическое совпадение. Я готова с Сашей в огонь и в воду, и не потому, что он рядом находится, он и сам это знает. Саша давно предложил эту пьесу, мы оба тогда были заняты, вовсю работали, но уже на том этапе активно созванивались и многое оговаривали, — вспоминает актриса. — Подготовка спектакля длилась около месяца, со второго января почти ежедневно, причем заранее было оговорено, что текст ролей будет выучен дома».
«Это действительно очень важно, ведь мы экономим время друг друга и занимаемся только делом: сочинением спектакля, — объясняет Оксана. — И еще, что важно было для меня, что не было в этих репетициях никакого рабства, было только желание. А желание побеждает очень многие вещи. Начинали в 11 утра, часто не уходили на обед, и если 6 надо было репетировать ночью, мы бы репетировали ночью. Но сколько бы ты не разучивал роль, этот спектакль нельзя играть, его не возьмешь актерским ремеслом, здесь нужно пожить, пусть час двадцать, но изо всех сил пожить. В таких случаях зритель, сидящий, практически, на сцене, даже чем-то мешает актеру, потому что первые 5-10 минут ты слышишь, как зал живет. И мы даже просили художника по свету сделать так, чтоб нам не видно было зрителей. Это, к сожалению, невозможно. Но и здесь находишь очень приятный момент: через 10 — 15 минут после начала спектакля возникает таинственная тишина, и ты понимаешь, что теперь зритель с тобой, он уже втянут в историю, он соучастник и он не отпустит до конца».
Дело за малым: найти своего верного зрителя среди тех петербургских театралов, которые уже привыкли относиться к театру исключительно как к развлечению. Режиссер спектакля уверен, что рано или поздно такой зритель найдется.
Рассказывает Александр Баргман:
— Нужно осознанно и усердно делать свое дело, высказываться. Если это сделать в какой-то степени художественно и честно, то спектакль обязательно обретет свою аудиторию. На моей памяти были случаи, когда спектакль «Ваал» в этом же театре, обретал зрителя около полутора лет.
Александр задействован во многих постановках этого театра в качестве актера, но в качестве режиссера в Театре имени В.Ф. Коммисаржевской он выступает впервые.
— Это все ново для меня, мы работаем на малой сцене, а не на большой, где я играю спектакли. Мы перестроили сцену, обычно она имеет другую конфигурацию, открыли зрителям окна, и вообще, мы шли на ощупь, имея перед собой только флаг пьесы и необходимость высказывания. Но это все было поддержано дирекцией театра, иначе ничего бы не состоялось, конечно же. Была какая-то очень большая квота доверия со стороны руководства театра, который нам помог выпустить этот спектакль.
Теперь доверия от петербургского зрителя будет ждать сама постановка.
«Ночь Гельвера» опустится на малую сцену Театра имени Коммисаржевской в следующий раз только в середине (14, 15 и 22) февраля. И когда зритель во время спектакля начнет плакать и смеяться, смеяться и плакать — это и будет момент его признания в любви постановке, потому что, как повторял Гельвер, «влюблена… это значит, ты плакала и смеялась, смеялась и плакала…»М.Габелия. «Я смеюсь и плачу…» //Мегаполис. Жизнь города, февраль 2013, № 18
Пьеса «Ночь Гельвера», которую режиссёр Александр Баргман привёз в Петербург из Сибири, где по ней уже сделаны несколько постановок, подписана именем Ингмар Вилквист, но в реальности её написал Ярослав Сверщ — польский драматург, искусствовед, профессор варшавской Академии изящных искусств. И драму эту можно уже по прочтении отнести к тем редким пьесам, которые сами по себе — режиссура: выбрав её для постановки надо лишь идти за автором, который подспудно укажет множество решений и ходов, вызовет неминуемые ассоциации и аналогии.
«Ночь Гельвера» история «на двоих» — в спектакле Баргмана заняты лишь Денис Пьянов и Оксана Базилевич. Но героев в трагическом диалоге гораздо больше: ведь речь пойдёт о прошлом и настоящем главных действующих лиц, о людях, которые были и есть в их жизни, и о тех, кого в ней уже точно не будет. Как не будет и самой жизни. Пространство малой сцены Комиссаржевки непривычно перестроено: действие разворачивается на подиуме, выстроенном не только поперёк, но и вдоль тесного зальчика, который от этого становится ещё теснее и вмещает всего порядка 40–50 зрителей, вынужденных стать своеобразными «коммунальными соседями», «нечаянными свидетелями». И то, что им предстоит услышать и увидеть за полтора сценических часа, неминуемо вызывает на поклоне слёзы: их публика даже не утирает — так со слезами и аплодирует. И женщины, и мужчины…
То, что Гельвер умственно отсталый, понимаешь не сразу, и от этого позже становится страшно. Поначалу явление парня в берете, кирзовых сапогах и с огромным знаменем, сочетающим в себе чёрный, красный и белый цвета (более чем прямое указание на национализм!), бурно рассказывающего о дне, проведённом в компании агрессивных молодчиков, которые учили его маршировать и выполнять команду «лечь — встать», воспринимается как раздражающий фактор, простое противопоставление мужского и женского начал. Но Гельвер, понятия о порядке которому за стенами дома внушает некий Гильберт — солдафон и явный фашист, не на шутку угрожает домашнему уютному мирку Карлы: кипящему на примусе супу («Не буду есть суп!»), чистоте небогатой обстановки («Не плюй на пол, Гельвер!») и святости личных вещей. Карла, с улыбкой выслушивающая его прерывистый, несвязный рассказ о хождении строем и обеде из полевой кухни, спокойно воспринимает обидные реплики и кажется терпелицей, обслуживающей лишь мужскую заносчивость и грубость. Однако тридцатилетний Гельвер, реакции, оценки и слова которого скорее напоминают подростковые, не только рассказывает о разгроме лавочки старика Хансена, но и сам на практике применяет методы своих приятелей. И вот уже Карла ползёт по полу по-пластунски, выполняет строевые команды, а за непослушание Гельвер применяет к ней физическую силу… Там, за стенами этого дома, из него обещали сделать хорошего солдата, там его учат искать и уничтожать ублюдков за гороховый суп и рюмку шнапса, там в нём видят того, кому можно доверить флаг, а не игрушечных солдатиков, которыми заполонён дом Карлы.
То, что ублюдком рано или поздно будет признан сам Гельвер, не приходит в его слабую голову, как не приходило раньше и желание выяснить, кем же он приходится Карле, пережившей когда-то страшную боль несчастного материнства и мужского предательства…
Спектакль Баргмана не только о том, как и из кого можно сделать «пушечное мясо»: он о родственности недоумия и агрессии, о том, как страшно, когда недоумки командуют людьми, о том, что терпение зачастую приводит к более страшным последствиям, чем нетерпимость, и о том, что человек, руководствующийся в своих действиях исключительно чувством вины, может втянуть близких в водоворот непредсказуемых событий. Базилевич и Пьянов играют историю Вилквиста отчаянно, подлинно, не жалея героев, себя и зрителей.
Перед спектаклем «неслабый» софит (художник по свету Евгений Ганзбург) «жарит» из конца зала прямо на публику, накаляя атмосферу в физическом смысле. В эмоциональном плане атмосфера начнёт сгущаться уже с первых слов героев, медленно и верно достигая накала безумия к развязке. В финале, когда дощатая стена дома Карлы (художник Анвар Гумаров) переломится пополам от нараставшего за ней гула мракобесия и упадёт на зрителей, обнаружив такие знакомые по фотохронике Второй мировой груды обуви гельверов, яцеков, иванов, ааронов, прямо за ней распахнутся и окна на Итальянскую. И через них в удушливую, страшную атмосферу «Ночи Гельвера» вдруг хлынет поток спасительного свежего воздуха, отрезвляя и смывая наваждение. И вспомнится Сартр: самое страшное для человечества — выносить самого себя за закрытыми дверями.Е.Омецинская. Полтора часа тоталитарного режима //В любимом городе, 27 января 2013, № 87/88.
В драматическом Театре им. В. Ф. Комиссаржевской состоялась премьера пьесы Ханоха Левина «Трепет моего сердца» в постановке Александра Баргмана. Автор в России весьма популярен, но с этой пьесой петербургский зритель знакомится впервые.
Для сюжета очень важна привлекательность главной героини. Она в центре событий, она певица, красавица и, как выясняется, себе на уме. В труппе на эту роль могли претендовать многие длинноногие дивы. Однако есть только одна мастерица неподражаемо закинуть ногу на ногу и тут же повторить этот финт (почти балетный, но и не без намека на «Основной инстинкт») в обратную сторону.
Оксана Базилевич этим кунштюком заставляла публику трепетать еще во времена «Фарсов» — театра, возникшего из курса Вениамина Фильштинского и развивавшего традиции «Лицедеев». Театр во главе с Виктором Крамером прожил коротко, но ярко. И лучшие его силы хоть и разбрелись по городам и весям, но не устают удивлять и радовать. Так, Игорь Копылов прочно обосновался в первых рядах российских кинорежиссеров, без Игоря Головина и Михаила Вассербаума редкий сериал обходится, там же иной раз и Оксану Базилевич можно увидеть. Актриса предпочитает театр, где сыграла немало значимых ролей, среди которых трагическая в «Ночи Гельвера» — просто выдающаяся.
Начало «Трепета моего сердца» возвращает нас в эпоху «Фарсов»: легкомысленная ресторанная певичка, пронзившая сердце героя, меняет ухажеров, туалеты и эффектные позы. Доверчивый герой — судья Ламка — абсолютно ею покорен и заморочен. Сергей Агафонов играет его клоуном-неудачником: пиджак не по росту, висящий на его плечах, как на гвозде, корявая нервная пластика. Мы уже готовы посмеяться над близорукостью влюбленного чудака, однако (опять же — лицедейский прием) когда светящийся шар — двойник печальной луны прячется у него на груди, зал сочувственно затихает. В эти секунды герой превращается чуть ли не в Данко (если кто-то еще помнит героя Максима Горького). Лунный свет, натурально или фигурально, то и дело выбивается из-под его нелепого долгополого пиджака, навевая бесконечную грусть.
Прежде чем перевоплотиться в этого героя, Сергей Агафонов сыграл Сирано де Бержерака (Мастерская Григория Козлова) — тоже в постановке Александра Баргмана. Тогда-то режиссер, наверное, и разглядел в актере дар поэта и грустного Пьеро. Напрашивается и еще одна параллель — с Дон Кихотом, который в чумазой крестьянке увидел даму сердца, прелестную Дульсинею. Оттого спектакль и строится поначалу как пародия на рыцарский мюзикл, где фарсовое актерское трио лихо поет и пляшет, используя то западноевропейские, то ближневосточные мелодии и ритмы.
Та же тройка изображает и персонажей, названных автором «три старых негра». Заметим, что героиня — в духе новейшей толерантности — именует их «лебедями» (сразу видно, что не чужда она прогрессивным разборкам с разномастными пернатыми на балетной сцене Европы). Здесь режиссер, пожалуй, перестарался. Прелюдия к спектаклю и некоторые сцены напоминают еще одну его давнюю постановку – «Докопаться до истины-2», веселую пародию на былую популярность латиноамериканских сериалов. В случае с «Трепетом моего сердца» вполне можно обойтись без капустника.
Контраст между первым впечатлением от персонажей и тем, что в них открывается по ходу действия, и так достаточен. Оказывается, что каждый может сказать о себе: «Пропала жизнь!», каждый наделен трепетным сердцем, но не каждый готов его обнажить…
Даже равнодушная красавица Лалалала (так зовут героиню Оксаны Базилевич) ближе к финалу начинает проявлять нежность и сострадание к чувствам героя. Однако хеппи-энду не суждено состояться: ресторанная певичка мечтает об оперной карьере, так что ее сердце трепещет не от любовных речей, а от несбыточных надежд.
Не знаю, надеялся ли Ханох Левин на успех у российских зрителей, но ему повезло: в Петербурге его поняли, как нигде. Еще лет двадцать назад, ставя его пьесу «Потерянные в звездах» (в оригинале — «Продавцы резины») в театре «На Литейном», Григорий Дитятковский объяснял недоумевающим актерам: «Здесь — море любви!».
Вот до сих пор и плещется.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 245 (7082) от 29.12.2021 под заголовком «Трепет сердца у моря любви».