Заслуженная артистка России
Родилась — 1 июня
1970 г. – окончила Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), класс профессора Рубена Агамирзяна
1970-1973 гг. – актриса Мурманского областного драматического театра
С 1974 г. – актриса театра им.В.Ф.Комиссаржевской
1982 г. – присвоено звание «Заслуженная артистка РФ»
Наталья Анатольевна Четверикова закончила курс Агамирзяна в 1970 году и уехала в Мурманский драматический театр, где сыграла ряд ведущих ролей современного и классического репертуара. Этот период был хорошей «закалкой» для молодой начинающей актрисы.
Через четыре года она пришла в театр своего учителя. Возвращение в родной город, приход в театр им.В.Ф.Комиссаржевской был закономерен, так как она была одной из любимых учеников знаменитого педагога и режиссера Р.С.Агамирзяна. Она легко, с триумфом вошла в труппу театра и заняла в нем свое особое место.
Энергический склад натуры, универсальный талант острохарактерной актрисы естественно открыли актрисе широкие горизонты в реализации всех творческих задатков. Ее амплуа было востребовано и в период работы Рубена Агамирзяна, и в работе с другими режиссерами.
С первых шагов Наталья заняла одно из ведущих мест в репертуаре. Еще в начале творческого пути ею были сыграны роли в спектаклях «Пять вечеров», «Не беспокойся, мама!», «Если бы небо было зеркалом», «Легенда о шутовском колпаке», «Мои надежды», «Синие кони на красной траве», оставившие заметный след в театральной жизни города и судьбе актрисы.
Памятны ее работы в «Притворщиках», в «Идиоте», «Антиквариате» и многих других спектаклях. Современному поколению зрителей Четверикова хорошо известна по ярким работам в «Яме», «Шуте Балакиреве».
Уже с первых уверенных шагов на подмостках театра им.В.Ф.Комиссаржевской актриса показала себя жизнерадостной, энергичной натурой, обладающей универсальным талантом. Она сыграла более шестидесяти разноплановых ролей – от лирических, социально-героических до острохарактерных и гротесковых. Режиссеры, приходящие в театр, с удовольствием работали с Натальей.
Она сыграла в постановках Р.Агамирзяна, ставших легендой и историей русского театра: «Женитьба», «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Борис».
Актриса свободно себя чувствует в пространстве любого жанра – будь то комедия-лубок «Шут Балакирев», психологическая драма «Утоли моя печали…», драма-скетч «С тобой и без тебя».
Яркий талант актрисы был очевиден и для кинорежиссеров – ее первые фильмы «Любить» (1968 г.) и «Семь невест ефрейтора Збруева» (1970 г.) сделали Наталью Четверикову узнаваемой и популярной. Ее необычная внешность, веселое обаяние и жизнелюбие придавали всем ролям актрисы особую прелесть. Она сыграла в кино более двадцати ролей, и каждая стала запоминающейся. Она никогда не стремилась к количеству в своей фильмографии и подходила к участию в картинах избирательно. Неслучайно, что некоторые из фильмов с ее участием вошли в золотой фонд отечественного кинематографа.
Энергии этой хрупкой актрисы можно позавидовать: многие годы, являясь членом правления Санкт-Петербургского отделения Союза театральных деятелей, она вела большую общественную работу.
За особые заслуги в творчестве в 1978 году актриса была избрана делегатом XI Всемирного фестиваля молодежи и студентов на Кубе.
Занята в спектаклях
Живой товар
Большая сцена
Трагикомедия по произведениям А. П. Чехова
16+
С.Алешин «Тогда в Севилье» (Лючия, Розитта)
1974
Б. Рацер, В. Константинов «Проходной балл» (Поля)
И. Зверев «Романтика для взрослых» (Тоська, Раймонда)
1975
Ф. Абрамов «Пелагея и Алька» (Лида)
Н. Гоголь «Женитьба» (Агафья Тихоновна)
Н. Думбадзе «Не беспокойся, мама!» (Дадуна)
Н. Думбадзе «Если бы небо было зеркалом…» (Хатиа)
Б. Рацер, В. Константинов «Иосиф Швейк против Франца-Иосифа» (Маричка, Боженка)
1976
М. Шатров «Десять нераспечатанных писем» (Даша)
А. Толстой «Смерть Иоанна Грозного» (Мария Годунова)
1977
Э. Брагинский, Э. Рязанов «Притворщики» (Алла)
А. Толстой «Царь Федор Иоаннович» (Боярышня)
М. Шатров «Мои Надежды» (Надежда, Лена)
1978
А. Гайдар «Бумбараш» (Баба)
А. Володин «Пять вечеров» (Катя)
Н. Думбадзе «Не беспокойся, мама!» (Дадуна)
А. Толстой «Царь Борис» (Царица Мария Григорьевна, жена Годунова)
Г. Горин «Легенда о шутовском колпаке» (Нэлле, Бэткен, Анна)
Г.Горин «Забыть Герострата» (Эрита)
1979
В. Розов «Гнездо глухаря» (Зоя)
Г.Волчек, М.Микаэлян «Принцесса и дровосек» (гадалка Аза)
1980
Г. Горин «Феномены» (Дежурная)
Н. Думбадзе «Возвращение к жизни» (Женя)
М. Шатров «Синие кони на красной траве» (Сапожникова)
1981
С. Алешин «Дипломат» (Ляля)
1982
К. Симонов «Генерал Серпилин» (Аня)
Л. Караджале «Вот так карнавал!» (Дидина)
1983
Б.Рацер, В.Константинов «Последняя любовь Насреддина» (Жена)
1984
А. Кравцов «Новоселье в старом доме» (Елизавета)
Ю. Бондарев «Выбор» (Надя)
1985
Л. Устинов «Недотепино королевство» (Королева)
А. Чаковский «Неоконченный портрет» (Дейзи)
К. Симонов «Двадцать дней без войны» (Ксения)
Л. Немет «Наша милая семья» (Лиди)
1986
С. Найденов «Дети Ванюшина» (Клавдия)
В. Розов «Гнездо глухаря» (Ариадна)
1987
А. Гельман «Скамейка» (Она)
К. Воннегут «С днем рождения, Ванда Джун!» (Милдред)
1988
И. Дворецкий «Колыма» (Вера Ивановна)
А. Галин «Восточная трибуна» (Подрезова)
1989
М. Шатров «Диктатура совести» (Зотова)
Э. Брагинский «Лакейские игры» (Зобова)
1991
М. Булгаков «Полоумный Журден» (Николь)
Л. Устинов «Царский сон» (Цыганка Аза)
1992
А. Пукемаа «Антиквариат» (Лена)
Б. Стейвис «Обитель теней» (Луиза)
Г.Горин «Кин IV» (Графиня Госсуил, Дама в шляпке)
1993
И. Лейтнер «Сны Изабеллы Кей» (Надзирательница)
Ф. Достоевский «Идиот» (Варвара)
1995
Е. Гремина «Дело корнета О-ва» (Лукерья)
Ж. Ануй «Приглашение в замок» (Капюла)
1997
В. Воробьев «Прощай, клоун!» (Мать Джельсомины, Хозяйка, Монахиня, Актриса цирка)
В. Вербин «Яма» (Генриетта, Тамара)
А.Толстой «Царь Борис» (Царица Мария Федоровна Нагая, вдова Иоанна Грозного)
2000
С. Буранов «Утоли моя печали» (Анна Михайловна)
2001
Г. Горин «Шут Балакирев» (Бурыкина)
2003
В. Вербин «Вальс энтузиастов» (Людмила Георгиевна)
2006
Ф. Менчелл «С тобой и без тебя» (Милдред)
2008
А. Чехов «Живой товар» (Кухарка)
2011
А.Островский «Невольницы» (Марфа Севастьяновна, экономка)
2016
М.Вишнек «Прикинь, что ты — Бог» (эпизод «Эта страна, блин, тобой дорожит»)
2018
музыкальный спектакль «Я вернулся в мой город…»
2019
«Обломов» по роману И.Гончарова (Тётушка)
А.Вампилов «Старший сын» (Нина)
А.Кузнецов «Московские каникулы» (Катя)
М.Рощин «Валентин и Валентина» (сестра Валентина)
Б. Васильев «А зори здесь тихие» (Четвертак)
Т.Уильямс «Трамвай «Желание» (Сумасшедшая)
С.Алешин «Тогда в Севилье»
А.Макаёнок «Затюканный апостол» (Дочь)
Г. Мамлин «Антонина» (Антонина)
Санкт-Петербургский театр «Русская антреприза» им.Андрея Миронова
1969 — Пятеро с неба (реж. В.Шредель) — Катерина Тимофеевна, внучка паромщика
1970 — Семь невест ефрейтора Збруева (реж.В.Мельников) — Надежда Терентьева
1971 — Дорога на Рюбецаль (реж.А.Бергункер) — Манечка
1971 — Чёрные сухари (СССР – ГДР, реж.Г.Раппапорт)
1972 — Дела давно минувших дней (реж.В.Шредель) — гл.роль: Зоя Васильевна Павлова, дочь Злотникова в молодости
1973 – Двое в пути (реж.Л.Марягин) — Тоня Хлебникова, подруга Оли
1974 – Вылет задерживается (реж.Л.Марягин) — Люся, официантка
1975 – Шаг навстречу (реж.Н.Бирман) — девушка (новелла «Дочь капитана»)
1977 — Девочка, хочешь сниматься в кино? (реж.А.Бергункер) — «художница по карусели»
1979 — Бабушкин внук (реж.А.Бергункер) — Нина Ивановна, классный руководитель
1982 — Варварин день (реж.А.Дубинкин, И.Шапиро) – подруга Варвары
1983 — Место действия (реж.А.Граник) — Наташа Светозарова, актриса
1989 — Невыдуманные рассказы о прошлом (фильм-спектакль, реж. Д.Карасик) – жена адвоката
1992 — Ключ (реж.П.Чухрай) – жена адвоката
2003 — Улицы разбитых фонарей – 5. «Крайние обстоятельства», 18 серия (реж.В.Фурман) — Людмила Фёдоровна
2007 – Бандитский Петербург – 10 «Расплата», 3 серия (реж.С.Винокуров) — эпизод
2011 — Защита свидетелей (др.название «Гоблины», 5 серия, реж. В.Фурман, А.Лебедев) — Вера Павловна Анкудинова, свидетельница
СОЛНЕЧНЫЙ ДАР АКТРИСЫ
|
Не стремясь к количеству, подходя к участию в картинах избирательно, она сыграла более двадцати киноролей. Поэтому каждая из них осталась в зрительской памяти, а некоторые из фильмов с ее участием вошли в золотой фонд отечественного кинематографа. В ее необычной внешности было что-то и от забавной хулиганки Пеппи, и от любопытной Алисы в Зазеркалье, и от правильной Мальвины, и от смелой Красной Шапочки… Неслучайно эту яркость и «особость» заметил Рубен Агамирзян на приемных экзаменах в театральный институт. После окончания ЛГИТМиКА молодая актриса поступила в труппу Мурманского драматического театра. Этот период был хорошей «закалкой» для молодой начинающей актрисы. Через четыре года она пришла в театр своего учителя — знаменитого педагога и режиссера Р.С.Агамирзяна. В труппу театра, где играли и ее однокурсники, она вошла естественно, заняв свое особое место. Еще в начале творческого пути ею были сыграны роли в спектаклях «Пять вечеров», «Не беспокойся, мама!», «Если бы небо было зеркалом», «Легенда о шутовском колпаке», «Мои надежды», «Синие кони на красной траве», оставившие заметный след в театральной жизни города и судьбе актрисы. Памятны ее работы в «Притворщиках», в «Идиоте», «Антиквариате» и многих других спектаклях. У своего учителя и режиссера Р.Агамирзяна она сыграла в спектаклях «Женитьба», «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Борис», ставших легендой и историей русского театра. В ее послужном списке в театре им.В.Ф.Комиссаржевской можно насчитать около семидесяти разноплановых ролей – от лирических, социально-героических до острохарактерных и гротесковых. Современному поколению зрителей Наталья Четверикова хорошо известна по ярким работам в спектаклях «С тобой и без тебя», «Живой товар», «Утоли моя печали», «Невольницы». В одной из последних премьер театра — «Невольницах» А.Островского (постановка Г.Корольчука) – актриса сыграла экономку Марфу Севастьяновну. В исполнении актрисы вновь сочно и вкусно зазвучал удивительный язык А.Островского. Актриса с особым юмором, комизмом и симпатией к своей героине нарисовала образ хитрой и вездесущей служанки, которая чувствует себя подлинной хозяйкой положения, с фантазией и искусством плетет свои интриги не только ради выгоды, но по зову души… Наталья Четверикова делает свою героиню уморительно смешной и «значимой», узнаваемой и проницательной, добавляя в образ психологическую достоверность и тонкость игры. У актрисы есть свои многочисленные поклонники не только в Петербурге, не только в России. И театр, и зрители поздравляют любимую актрису с юбилеем, желая ей богатой творческой жизни, энергии и здоровья.ОТЗЫВЫ ЗРИТЕЛЕЙ (С САЙТА KINO-TEATR.RU)Ирина К. (Москва, 2008) Новый тип красоты в нашем кино — «Семь невест ефрейтора Збруева». Счастливая Люся в фильме «Вылет задерживается». Таких девушек любят, таким подчиняются… Лина Н. , 2008 Эта актриса очень понравилась мне… в спектакле «Гнездо глухаря». Блестящая постановка! И вот в одной из сцен появляется Ариадна Коромыслова — дочка начальника, избалованная, но добрая девица. Наталия сыграла так ярко, она вначале прямо искрилась счастьем от своей влюбленности, но после разговора с женой любимого тут же гасла… Отличная работа! После этого стала стараться не пропускать ее ролей в фильмах. В свое время Виталий Соломин сказал, что в кино достаточно быть типажом, и будешь кумиром многих. На сцене же обязательно надо быть талантливым. А Наталия в театре очень хороша! Натали (Санкт-Петербург, 2008) Наталья Четверикова мне нравится и в кино, и на сцене, в молодости и сейчас, в зрелые годы. Она какая-то необычная актриса, запоминающаяся. В молодости от Четвериковой всегда исходил какой-то задор, оптимизм. Она изумительно сыграла в фильме «Дела давно минувших дней». А в театре она хороша в спектаклях «Утоли моя печали» и «С тобой и без тебя». Мария Морозова (Москва, 2008) Очень хорошая актриса! Жаль, что ее мало снимают. Одна из последних ее киноработ — в сериале «Менты». Прекрасно выглядит и замечательно работает в кадре! Их актерский дуэт с Г. Штилем произвел на меня прекрасное впечатление, хотя большой поклонницей этого сериала я не являюсь. Анна (Москва, 2009) А мне эта актриса запомнилась в фильме Михаила Калика «Любить». Девчонка в беретике с помпоном, всего-то несколько минут длится сцена в подъезде, где только двое — она и он — а сыграно и снято так, что помню этот кусочек всю жизнь. Светлана (Курск, 2009) Последний фильм, в котором видела Наталию, был «Вылет задерживается», она там официантка, и рассказывает о своем муже. Запомнила ее, конечно, по «Семь невест ефрейтора Збруева». Очень естественная в кадре, забываешь, что это актриса, кажется, будто это просто человек, один из многих, окружающих нас. Олег Семергин-Каховский (Санкт-Петербург, 2011) …Мне всегда нравилась эта актриса. Такая маленькая, хрупкая девчушка. Наталья Анатольевна, я всегда с величайшим интересом смотрю фильмы с Вашим участием: «Вызываем огонь на себя», «Пятеро с неба»… А вот сегодня посмотрел фильм «Шаг навстречу», где Вы прекрасно сыграли. Желаю Вам здоровья и творческих успехов… Татьяна Красильникова (Петрозаводск, 2012) Я помню Вас еще как актрису Мурманского драматического театра (я училась в то время в 9-10 классах), всегда смотрела молодежную передачу, которую Вы вели на местном телевидении, часто ходила в театр, и больше всего Вы запомнились мне в постановке по пьесе ТеннесиУильямса «Орфей спускается в ад». Остальных исполнителей не очень помню, а Вы играли так искренно, проникновенно, что до сих пор стоите у меня перед глазами в финальном акте, когда прижимаете к груди куртку убитого героя. Желаю Вам удачи в работе, здоровья и долгих лет жизни.Правоинформ, №19 (733), 14 мая 2012 |
Актриса Наталья Четверикова отмечает сорокалетие службы в театре им. В.Ф. Комиссаржевской.
Не заметить среди абитуриентов задорную и смешливую девочку, по¬хожую на солнечного зайчика, было просто невозможно. Так Наташа Чет¬верикова оказалась на курсе самого Рубена Агамирзяна. После окончания ЛГИТМиКа актрисе довелось поработать в провинции, но когда через четыре года она вернулась в Ленинград, в театр, которым руково¬дил её учитель, в труппу она вошла удивительно легко и даже победоносно. Победными становились почти все роли, которые она тогда играла в спектаклях: «Пять вечеров», «Не бес¬покойся, мама!», «Если бы небо было зеркалом», «Легенда о шутовском колпаке», «Мои надежды», «Синие кони на красной траве», «Женитьба», «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Бо¬рис». Всего в послужном «комиссаржевском» списке Четвериковой около семидесяти разноплановых ролей — от лирических, социально-героических до острохарактерных и гротесковых. Знает обаятельную Четверикову и сегодняшний зритель. Причиной тому служит не только то обстоятельство, что ученица Агамирзяна не почиет на лаврах и продолжает своё профессиональное триумфальное шест¬вие, блистая в таких спектаклях, как «С тобой и без тебя», «Живой товар», «Утоли моя печали», «Невольницы».
Четверикова — одна из немногих ленинградских актрис, сумевших «оставить свой след» в советском кино. Фильмы с её участием («Двое в пути», «Дела давно минувших дней», «Любить», «Пятеро с неба», «Семь невест ефрейтора Збруева» — всего более двадцати лент и ролей) до сих пор любимы зрителем, потому что их герои жизненны, незатейливы и добры.
В одной из последних премьер теат¬ра — «Невольницах» А. Островского (постановка Георгия Корольчука) — актриса сыграла экономку Марфу Севастьяновну. В исполнении актри¬сы вновь зазвучал удивительный язык А. Островского. Актриса с особым юмором, комизмом и любовью к своей героине нарисовала образ хит¬рой и вездесущей служанки, которая чувствует себя подлинной хозяйкой положения, интриганкой «по при¬званию». Наталья Четверикова делает свою героиню уморительно смешной и узнаваемой, добавляя в образ психологическую достоверность и тонкость игры, так свойственную её таланту.
Известная петербургская актриса отмечает в 2014 году творческий юбилей — сорок лет на сцене театра им. В. Ф. Комиссаржевской! А 1 июня у нее еще и день рождения. Петербурженка в пятом поколении, ученица Рубена Агамирзяна Наталья Четверикова принадлежит к плеяде талантливых, честных и невероятно работоспособных петербургских актеров, тех, кто еще даст фору многим молодым. Ее знает не только Петербург — благодаря кино это улыбающееся, лучащееся доброжелательностью лицо стало известно стране по фильмам «Семь невест ефрейтора Збруева», «Вылет задерживается», «Девочка, хочешь сниматься в кино?», «Шаг навстречу» и другим. Накануне профессионального юбилея и дня рождения Наталья Четверикова ответила на вопросы нашего корреспондента.
НЕЛЬЗЯ ПРИНОСИТЬ В ТЕАТР ПОХОРОНЫ БАБУШКИ ИЛИ БОЛЕЗНЬ РЕБЕНКА
— Наталья Анатольевна, как вы попали на курс Агамирзяна?
— В 1966 году Рубен Сергеевич Агамирзян впервые набирал свой собственный курс (до этого он работал с Борисом Зоном), а параллельно набирала студентов Татьяна Григорьевна Сойникова. Я прошла все три тура, и Сойникова хотела меня уже брать к себе, но Агамирзян сказал решительное «Нет!». Позднее, когда на актерско-режиссерском курсе Сойниковой я была занята в отрывках, которые ставили ее ребята, она сказала, что жалеет, что я не у нее училась. Приятно это было слышать, но я до сих пор верна и благодарна Рубену Сергеевичу — на всю жизнь! Его нет уже с 1991 года, но до сих пор он — словно мой ангел-хранитель в профессии.
— Что же такое Агамирзян давал своим ученикам, что помнится так долго?
— Во-первых, он говорил: «Надо быть верным самому себе». И я верна самой себе всегда. Во-вторых, он учил нас: «Никогда не меняйте театр. Пришли в один и будьте в нем: везде одни и те же проблемы. Будьте верны театру». Еще он говорил: «Что бы у вас ни случилось, оставляйте это за порогом. Нельзя приносить в театр похороны бабушки или болезнь ребенка». Он всегда требовал, чтобы в репетиционном зале мы были раньше его. Сам Рубен Сергеевич приходил вовремя или за пару минут до начала репетиции. Если ему доводилось опоздать (хоть на минуту), он обязательно говорил нам: «Извините, пожалуйста, я опоздал». С нами он был очень строгий, жесткий в решениях, но зато воспитал внутреннюю дисциплину. Позже, с другими курсами, уже стал помягче. А нас спасало море юмора и вечный хохот. Я точно прохохотала все четыре года, пока училась, — от удовольствия, от счастья, что я учусь у него, что просто общаюсь с ним. Он обладал потрясающим чувством юмора и был великолепным педагогом: сумел передать нам свои жизненные наблюдения. Ведь он и войну познал, и судьба у него складывалась не ох как гладко… У него был такой жизненный багаж! Рубен Сергеевич был очень дружен с Константином Симоновым и многими другими известными писателями и поэтами. Рядом с ним была супруга, Галина Иосифовна, верный друг, театровед, которая могла многое подсказать. Хотя и сам Рубен Сергеевич был кладезем знаний и мудрости: по любому поводу можно было к нему обратиться, и он на все вопросы мог ответить. Он так тонко понимал людей: у него же учителя какие — Зон, Товстоногов… А мы… Просто наше поколение послевоенное, оно благодарное. Когда Агамирзян входил в 35-ю аудиторию — словно праздник был у всех. И курс у нас был замечательный! Такие ребята… Многие уже, увы, ушли.
— Вы выпускной свой спектакль помните?
— «Звезда» Казакевича — это был дипломный спектакль. Должны были еще «Опасный поворот» Пристли поставить, но не успели. Ведь по окончании института в 1970 году я уехала вслед за мужем в Мурманск…
— Ваш муж Михаил Самочко тоже актер…
— Он учился параллельно, у Сойниковой, а теперь уже много лет работает в МДТ. Мы поженились перед четвертым курсом, и в этом году уже будет 45 лет, как мы вместе….
— Но наверняка Агамирзян предлагал вам остаться?
— Меня после окончания учебы звали четыре ленинградских театра, четыре режиссера: Гинкас — в Театр драмы «На Литейном», Голиков — в Театр Комедии, Опорков — в «Ленком» и Рубен Сергеевич. Но так уж у нас с мужем получилось, что мы уехали в Мурманск. У меня в этом городе работал папа, и я, когда к нему ездила еще по окончании школы, бывала в областном театре драмы. Там три четверти труппы были выпускники наши, к тому же мой брат Володя, окончивший ЛГИТМиК чуть раньше, чем я, общался с режиссером Овечкиным, который ставил в этом театре спектакли. Там вообще была сильная режиссура: Киселев, Келле-Пелле, Овечкин… Мы приехали туда парой, и нас взяли сразу. Бесконечно звонил в Мурманск Опорков, а потом Падве позвал меня и мужа, когда мы там работали уже третий год. Миша уехал в январе, а я, будучи в положении, осталась собирать контейнер и уехала только в мае. На сносях. Как я это все осуществила, не понимаю теперь… До седьмого месяца героинь играла! Приехала, родила, взяла отпуск по уходу за ребенком, из которого меня Рубен Сергеевич через полгода и взял в Театр Комиссаржевской.
— Я вас впервые в этом театре видела в роли Хатии в спектакле по Нодару Думбадзе «Если бы небо было зеркалом»…
— Это был ввод. И очень долго мы играли с Корольчуком этот спектакль. Абросимова и Особик были уже очень взрослыми, вот нас и ввели. Играли и долго, и много: бывало и по два спектакля в день — утро-вечер.
— А как вам работалось с Агамирзяном-режиссером?
— Потрясающе! Считалось, что я была одной из его любимых учениц. И сколько я себя помню, все, что он говорил, я ловила с ходу — мне даже вопросов никаких ему задавать не надо было.
— Означает ли это, что у мастера и учеников всегда «одна группа крови»?
— Не всегда. Были среди наших и те, кто с ним очень тяжело работал. С курса Агамирзян брал к себе в театр человек 15 — 16, а когда я вернулась из Мурманска, в труппе уже было человек пять всего. Кто-то сам отсеялся, кого-то он сам попросил. Но при этом Рубен Сергеевич всегда думал об артисте, о его развитии, ценил это развитие. Мы получали очень разноплановые роли. И когда я вернулась и со мной в феврале 1974 года начал Суслов репетировать ввод в «Проходной балл», Агамирзян пришел на репетицию.
Посмотрел, потом подошел и говорит: «Ты там что — много играла?» Я говорю: «Да, у меня в Мурманске десять ролей огромных было». Он: «Оно и видно. Молодец!» Так приятно было… Сначала были вводы, а потом случился мой дебют — «Женитьба», роль Агафьи Тихоновны: двадцать пять репетиций, а премьера — двадцать шестая… Потом была большущая роль — Мария Годунова в «Смерти Иоанна Грозного» по Алексею Толстому. И пошло, и пошло…
— А есть какая-то роль, которая памятна тем, что над ней вам пришлось помучиться?
— Это относительно недавняя Марфа в «Невольницах» по Островскому в постановке Георгия Корольчука, моего сокурсника. Это вообще первая роль, которая мне трудно далась. И до сих пор я в день этого спектакля ничего не могу делать, ничем не могу посторонним заниматься. А ведь поначалу Марфа мне показалась незамысловатой… А потом я вдруг «копнула» ее и такую высокую планку себе поставила! Мне показалось, что ее нужно немного осовременить, приблизить из века XIX к нам, к нашему времени, сделать узнаваемой. Корольчуку понравилось, он принял эту Марфу — такую, что теперь зрители после спектакля говорят: «Ой, у нас такая же на работе» или «Ох, у меня соседка точно такая».
У МЕНЯ БЫЛ ВЫБОР: КИНО ИЛИ ТЕАТР, И Я СОЧЛА, ЧТО ГЛАВНОЕ — ТЕАТР
— А кино? Вы же так много снимались еще студенткой…
— На первом еще курсе я снялась вместе с Гурзо в фильме Михаила Калика «Любить». Но многие роли потом были эпизодическими. Агамирзян меня не отпускал сниматься. У меня столько главных ролей в песок ушло! Тодоровский хотел меня снимать в «Городском романсе»… На втором курсе я должна была сниматься в «Проводах белых ночей» у Панича. Пришла депеша в институт — Рубену Сергеевичу: «Отпустите Четверикову». Но он сказал: «Либо не снимайся, либо уходи с курса». Тогда это было строго-настрого… Панфилов звал меня в фильм «В огне брода нет» — играть одну из подруг… У меня был выбор: кино или театр, и я сочла, что главное — театр.
— Мне кажется, что для вас не существует проходных или эпизодических ролей — все главные, все для вас — счастье…
— Как говорил Юрий Шварцкопф, который долгие годы был директором нашего театра: «Наташа, ты каждый спектакль играешь как премьеру или как последний раз». Я не люблю вполноги — всегда играю с полной отдачей. Такой у меня характер: я просто убеждена, что если уж мне посчастливилось родиться после войны, после блокады, я не имею права быть несчастливой. Счастье и любовь окружали меня всю жизнь, и с их помощью нам с мужем удается преодолевать любые неприятности.
Фото предоставлены пресс-службой Театра им. В. Ф. Комиссаржевской
Автор: Омецинская Екатерина
— Наталья Анатольевна, вы ленинградский человек?
— Да, я—петербурженка в пятом поколении. Родилась и всю жизнь живу на Каменноостровском проспекте (когда-то он именовался Кировским проспектом), в знаменитом доме 73-75, который был построен, кажется, в 1913 году. В нем жили известный переводчик Михаил Лозинский, поэт Николай Заболоцкий, физик Петр Капица. Я никогда местожительства не меняла, Мой Петроградский район, мой Аптекарский остров, мой дом, моя квартира.
— Какое место на Петроградской любите больше всего?
— А вот свой Лопухинский садик на углу Каменноостровского и улицы Академика Павлова и люблю. Обожаю! Он раньше назывался садом имени Дзержинского, а теперь вот опять переименовали, вернули исходное, первоначальное имя.
— Что для вас связано с этим садиком?
— Там моё детство. Меня там выгуливали папа и бабушка, как гуляла там с мамой и с братом… Там пруд шикарный, там же находится дача Громова, где когда-то располагался районный Дом пионеров и школьников. Моя мама считала, что девочка должна обя¬зательно танцевать, и когда мне было шесть лет, определила меня туда в кружок хореографии. Сейчас уже не помню фамилии руководительницы, но звали ее Мариной Владимировной. Она была профессиональной балериной и была с нами строга. Именно она научила меня: как бы плохо ни было, всегда надо улыбаться. Я занималась у нее лет семь, говорят, потрясающе танцевала, а потом папа меня устроил в хореографическую студию Дома культуры промкооперации на Каменноостровском. Теперь это Дом культуры имени Ленсовета, что напротив станции метро «Петроградская».
— А когда возникло увлечение драматическим театром?
— С пятого класса я сама по¬шла в кружок художественного слова в Доме пионеров в Лопухинском садике. И опять мне повезло с педагогом, Еленой Аркадьевной Клочковой. У нее же учился, оказывается, Роман Громадский: Елена Аркадьевна привела его чуть ли не за руку, и он ей до сих нор безмерно благодарен. Она потрясающий была педагог: умела раскрыть человека и его самую «серединку», нутро передать в зал. Помню одно выступление, когда я читала щемящее тургеневское стихотворение в прозе «Щи»: в зале стоял рёв — все плакали. И этот сильный зрительскии отклик я запомнила навсегда — он врезался мне в память.
— А в школу вы тоже на Петроградке ходили?
— Да, в 70-ю школу, на Литераторов. Я там закончила восемь классов, потом перешла в 72-ю, на улице Льва. Толстого. Теперь там, по-моему, какое-то медицинское учреждение.
— Вся жизнь в одном районе, в одном доме, в одной квартире… Это счастье?
— Счастье. Я даже не пред¬ставляю себе, как можно жить в другом месте. Это мой мир, моя малая родина, на которой Маши семья пережила многое. Мама — врач, папа — инженер на Киров¬ском заводе. Естественно, когда началась война, папу оставили работать в Ленинграде, а мамочка бегала по вызовам.
— Они всю блокаду здесь оставались?
— Да, и сохранили жизнь моему брату Володе, который был на семь лет старше меня. Были разные увлечения у него, но главное — занятия мандолиной все в том же ДПШ в Лопухинском садике. Пом¬ню, я каждый вечер засыпала под его экзерсисы. Потом он пошел в
Потом он пошел в театральную студию в нынешний ДК им. Ленсовета, и дома, увлекаясь поэзией, читал мне Есенина. Сажал меня на диван, ходил из угла в угол, бывало, что и книжка летала из угла в угол — с такой экспрессией это происходило, а я… я плакала от того, как он читал. Брат был человеком тонкой организации, позднее стал необыкновенным артистом, много лет работал а БДТ.
— Ваш брат тоже заканчивал ЛГИТМиК?
— Да, учился у Бориса Жуковского, но поступая не после школы, позднее. Я брата безумно любила, он меня тоже боготворил.
У Володи были любимые киноартисты — Жан Маре, Жерар де Филипп, Ив Монтан, Симона Синьоре, Олег Стриженов. Вслед за ним поддавалась их очарованию и я. Мы часто ходили в кинотеатр «Аре»» в помещении которого теперь — «Русская антреприза имени Андрея Миронова», в кинотеатре «Великан» бывали в Александровском парке… Володино увлечение театром стало моим увлечением. Но когда я сказала, что тоже пойду в театральный, он ответил: «Только через мой труп».
— Как же вы… против брата-то? Ведь поступили, да еще к Агамирзяну!
-Наша семья была очень дружна с семьей режиссера и сценариста Яна Фрида: его лечила моя мама. Мы потом часто бывали у него в гостях, и когда я провоз¬гласила, что буду поступать, мама попросила: «Ян Борисович, посмотрите дочку». Я почитала ему бас¬ню, стихотворение, прозу, и Фрид сказал: «Да, очень одаренная девочка, хотя есть несоответствие острохарактерной внешности и одаренности героини. Но пусть идет, даже не сомневается…»
— Для вас его мнение было важным?
— Конечно. Я его знала лет с десяти: он был добросердечным и публичным, знавшим всех и вся (дом их всегда был полон гостей) человеком. Хотя позднее в театре мне довелось играть все — и острохарактерных, и героинь: сначала в мурманском театре, после — в Театре имени Комиссаржевской, где я служу и по сей день. Так нас учил Рубен Сергеевич Агамирзян: быть верными себе и театру, в котором довелось служить.
— И сколько вы уже верны своему театру?
— В этом году исполнилось сорок лет…
Беседовала Екатерина Омецинская
Сегодня ведущая актриса Театра имени В. Ф. Комиссаржевской заслуженная артистка России Наталья Четверикова отмечает 50-летие творческой деятельности. Накануне знаменательной даты с актрисой побеседовала театральный критик Светлана Рухля.
— Наталья Анатольевна, всегда существует своего рода точка отсчета, которая привела в профессию.
— Моя мама была врачом, но очень любила балет и мечтала, чтобы я стала балериной. И я стала заниматься хореографией в ДПШ (Дом пионеров и школьников – Ред.), до сих пор помню как Мария Владимировна – мой преподаватель – кричала мне: «Наташа, улыбайся!». А было это (улыбается) не всегда просто: ноги, порой, были разбиты в кровь. Но хоть и прозанималась я девять лет, балерины из меня не вышло: у меня не было подъема, из-за чего шансы на поступление в балетное училище были нулевыми.
Кроме хореографии я занималась художественным словом у бывшей актрисы Александринского театра Елены Аркадьевны Клочковой. Она научила меня читать стихи и прозу, а как-то попросила выучить стихотворение в прозе Тургенева «Щи» для выступления в ЖАКТе (Жилищно-арендное кооперативное товарищество – Ред.): в те годы были популярны концерты самодеятельности. И вот я выхожу, читаю и вижу: у людей слезы текут. Тогда впервые и почувствовала, что есть какая-то магия, которую я сумела донести до зрителя! На какой-то миг ощутила себя хозяйкой положения и это мне очень понравилось. Лет двенадцать мне, наверное, тогда было. Подходит вам такая точка отсчета? (улыбается) Ну, а когда пришло время выбирать профессию, ничего другого на горизонте не появилось. Вдобавок, в ЛГИТМиКе (Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии – Ред.) уже учился мой брат Володя, которого я безумно любила.
— Помню его блестящую работу в фильме Петра Тодоровского «Верность», где он сыграл роль курсанта Юры Никитина.
— Да! Еще он великолепно сыграл Треплева в экранизации Юлия Карасика чеховской «Чайки», Шишкина в фильме-спектакле Георгия Товстоногова по пьесе Горького «Мещане»; десять лет работал в БДТ. Володя был невероятно талантливым человеком, оказавшим на меня огромное влияние. В детстве учился играть на мандолине, и я все вечера слушала в его исполнении этюды и пьесы; увлекался поэзией: ходил по комнате и вдохновенно декламировал Есенина, Маяковского.
Брат родился перед самой войной. Мама говорила, что кормила его «бешеным» молоком: бегала по обстреливавшемуся городу по вызовам и, случалось, только отойдет от подъезда, а дом за ее спиной рушится от взрыва… К сожалению, Володя рано ушел и мне очень его не хватает.
— Как и брату, вам довелось совмещать работу в театре и кино. Когда слышу вашу фамилию, всегда вспоминаю Зою из детектива Владимира Шределя «Дела давно минувших дней…»
— Хороший фильм. Знаете, тут друзья посчитали, что я снялась в 22 (!) фильмах (улыбается). Но снималась я… случайно, когда выпадал редкий свободный момент и под меня готовы были подстраиваться. Рубен Сергеевич Агамирзян сказал: «Хочешь сниматься – уходи из театра». А это было для меня совершенно невозможно: в театре намного интереснее репетиционный процесс. В кино ведь как происходит. Сначала конец сняли, после — начало, потом половину вырезали.
Я много киноролей «упустила» – больших, главных. Петр Ефимович Тодоровский приглашал на главную роль; из Москвы присылали запрос-приглашение на съемки у Юлиана Панича в «Проводах белых ночей», но Рубен Сергеевич был непреклонен – только в свободное от репетиций и спектаклей время. А когда оно было свободным (улыбается)? Бывало, и 36 спектаклей в месяц играла!
Но и при таких, урывками, съемках мне все равно повезло с хорошими режиссерами и фильмами. У Леонида Марягина снималась («Двое в пути» и «Вылет задерживается»), у Виталия Мельникова в «Семи невестах ефрейтора Збруева». А мой первый фильм – не просто везение, чудо!
— Да, «Любить…» Михаила Калика – это невероятное кино.
— А я ведь увидела его много лет спустя: он двадцать лет на полке пролежал! Калик – потрясающий режиссер!
— А в театре у вас был потрясающий Рубен Сергеевич. Расскажите о нем.
— Он был и моим педагогом. Я окончила его первый самостоятельный курс. И до сих пор вспоминаю годы учебы, как очень-очень счастливые. Ждали мы его всегда как праздник. Он был молод – сорок четыре года – необыкновенно добрый и отзывчивый, с тонким чувством юмора. Мне сложно говорить, потому, что говорить могу только восторженно и с большим чувством благодарности, потому что педагог он был замечательный. Настоящий мастер, который, как оказалось впоследствии, растил очень одаренных актеров. В год нашего поступления — 1966 — он стал главным режиссером Театра им. В. Ф. Комиссаржевской и многих ребят брал в свои спектакли на небольшие роли, в массовку. И так получилось – буду нескромной (улыбается), – что я стала одной из его любимых учениц, как говорили однокурсники.
— А сами вы этого не чувствовали?
— Они это подтверждали (улыбается). Это было невероятно приятно, потому что когда тебя любят, ты выкладываешься на все сто. Потом мне повезло еще больше: он взял меня в театр, и как-то так получилось, что сразу в работу и сразу – на большие роли. Дебютом стала Агафья Тихоновна в «Женитьбе» Гоголя. Следом пошли другие роли: характерные, лирические, комедийные, трагические. И цариц я стала играть, будучи совсем молодой. На работу ходила как на праздник.
— Рубен Сергеевич не пытался «замкнуть» вас в рамки одного амплуа.
— Наоборот. Он всегда следил за ростом актеров, постоянно расширял творческий диапазон.
— А самой вам, какие роли были ближе?
— Мне все было близко. Так нас учили, какую бы роль ты не играл, ее надо обязательно полюбить, иначе ничего не получится. Поэтому с любой ролью у меня с момента распределения «начинался роман» и я люблю их все. Даже самые маленькие. Знаете, бывает, выйдет актер на несколько минут, а запомнится больше всех. Это я не про себя говорю (улыбается), а вообще. Да, и разве важен размер роли, когда сам процесс репетиций доставляет удовольствие?! Какие, например, были чудесные репетиции с Владимиром Воробьевым, поставившим у нас в театре спектакль «Прощай, клоун!» по мотивам киносценария Ф. Феллини «Дорога». Когда ему что-то нравилось, он так радовался! И умел довести актера до состояния, когда тот выдавал наивысший результат.
— Каким образом?
— Замечаниями. Была ситуация, когда одного актера он практически довел до слез, но в результате тот сыграл фантастически. Я репетировала три роли: мать, одну из циркачек и монахиню. В какой-то момент он подошел ко мне и сказал: «Наташенька, я хочу сделать спектакль с тобой в главной роли». Предложил выбрать пьесу. Но, увы, не получилось: скоро его не стало.
— А бывает, что вам что-то непонятно в режиссерской концепции? Как вы тогда поступаете?
— Стараюсь вникнуть в то, что режиссер хочет, пробую. Не разговариваю, не спорю во время репетиций – это пустое совершенно. Если у меня что-то не получается и слышу от режиссера: «нет», ищу другой подход. Проникаюсь состоянием героини, нахожу в себе ее черты, подстраиваюсь под режиссера, под его желание. Под то, что и как он видит, потому что актер полностью зависит от постановщика. Когда режиссер что-то говорит, я даже не отвечаю, а стараюсь сделать, но… привнося что-то свое, это ведь я играю. Рубен Сергеевич говорил, что главное в театре – это терпение и терпимость. Всю жизнь стараюсь этому следовать
— Некоторые актеры/режиссеры называют театр, где работают, домом, можете так сказать про свой театр?
— (задумывается) Знаете, дом – это дом, а театр – это театр. Но мой театр мне очень близок, потому что в нем непередаваемая внутренняя атмосфера и работают очень добрые и сердечные люди. У нас удивительная труппа, где между всеми поколениями существуют теплые приятельские отношения. Поэтому и проработав не одно десятилетие, я все так же прихожу на работу, как на праздник, чтобы мне не приходилось играть. И, вообще, я – счастливая! Купалась в счастье! Наверное, Бог поцеловал меня при рождении…