Заслуженная артистка России
Родилась в Ленинграде, в творческой семье. Мать, Игумнова Ольга, — актриса и режиссёр кукольного театра. Отец – Цзо Чжень Гуань — композитор.
Окончила в 1994 году ЛГИТМиК, курс профессора А. Белинского. Одаренная актриса с яркой экзотической красотой Евгения Игумнова была принята в театр им. В. Ф. Комиссаржевской, будучи еще студенткой. Самая первая главная роль в спектакле «Недомерок» открыла актрису тонкую и неординарную.
За прошедшие годы актриса стала ведущей. Ее запомнила критика, полюбили зрители. Предсказание восторженной критики подтверждалось кропотливой работой Игумновой. Режиссеры специально на нее ставили спектакли. Так, Владислав Пази поставил японскую пьесу-дзерури «Самоубийство влюбленных на острове Небесных Сетей», предложив сложный способ актерского существования на сцене сразу в двух ролях. И тут прирожденная манерность и изящество, мягкость нашли благодатную почву.Юная актриса обнаружила твердость характера, повышенную требовательность к себе, чуткость в сценическом партнерстве, восприимчивость к импровизационной игре. Эти качества актрисы, ее современный облик успешно использовал болгарский режиссер Александр Морфов в постановке на сцене театра им. В. Ф. Комиссаржевской шекспировской «Бури», назначив ее на главную роль Миранды. Спектакль не только стал культовым в молодежной среде нашего города, но получил высшую театральную премию России «Золотая маска» (2000г.), а сама актриса — диплом за лучшую женскую роль в спектакле.
Е. Игумнова заражает лирическим трепетным очарованием своего таланта. Постоянно учится мастерству у разных режиссеров. В сочетании акварельной прозрачности с брехтовским «остранением» и даром владения сценической иронией, проявилась актриса совершенно нового, современного типа.
Награды и премии:
1995 г. — за главную роль в спектакле «Недомерок» выдвинута в номинации «Лучший дебют» на премию «Золотой софит».
В 1995 г. стала победительницей конкурса молодых исполнителей им. М. Чехова и награждена учёбой в Лондоне в Международной мастерской Михаила Чехова, где её преподавателями стали Сергей Юрский, Олег Ефремов, Грегори Пек и другие мастера.
1998 г. — за роль Миранды в спектакле «Буря» выдвинута в номинации «Лучшая женская роль» на высшую театральную премию «Золотая маска».
В 2000 г. спектакль «Буря» А.Морфова получил высшую театральную премию России «Золотая маска», а актриса Е.Игумнова — диплом за лучшую женскую роль в спектакле.
2006 г. — награждена высоким званием «Заслуженный артист России».
сезон 2017-2018 — лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая женская роль» (спектакль
«Мизантроп», реж. Г.Дитятковский, роль — Селимена).
Занята в спектаклях
Барон Мюнхгаузен
Большая сцена
комедия по мотивам сценария Г.Горина "Тот самый Мюнхгаузен"
18+
Безымянная звезда
Большая сцена
Лирическая комедия
М. Себастиана
16+
В осколках собственного счастья…
Большая сцена
Задушевный вечер по произведениям М. Жванецкого
16+
Двенадцать месяцев
Большая сцена
Сказка С. Маршака
Спектакль для детей в 2-х действиях
6+
Живой товар
Большая сцена
Трагикомедия по произведениям А. П. Чехова
16+
Д. Никкодеми «Недомерок» (Недомерок)
А. Дюма-сын «Дама с камелиями» (Китаянка)
1995
М. Тикамацу «Самоубийство влюбленных на острове небесных сетей» (Кохару, О-Сан)
Ж. Ануй «Приглашение в замок» (Сестра «Резеда»)
М. Цветаева «Фортуна» (Розанетта)
А. Островский «Горячее сердце» (Параша)
1997
Ж. Ануй «Наша дорогая мадам» (Коломба)
1998
У. Бетти «Козий остров» (Сильвия)
У. Шекспир «Буря» (Миранда)
1998
Ф. Э. Бернет «Маленькая принцесса» (Сара Кру)
2002
Вуди Аллен «Sex сomedy в летнюю ночь» (Далси)
2004
Ж.-Б. Мольер «Дон Жуан» (Донья Эльвира)
М. Себастиан «Безымянная звезда» (Мона)
2005
Т. Уильямс «Лето и дым» (Альма)
2007
С. Маршак «Двенадцать месяцев» (Королева)
У. Шекспир «Сон в летнюю ночь» (Елена)
2008
А. Чехов «Живой товар» (Лиза)
2009
Э. Кинтеро «Мыльные ангелы» (Тереза)
2012
Д. Хейр «Карусель любви» (Актриса)
Д.Фо «Один голый, другой во фраке», по фарсам Д.Фо (Девушка, Вдова)
2013
А.-Р.Лесаж «Тюркаре» (Баронесса, вдова, кокетка)
2014
К.Хэмптон, Ш.де Лакло «Опасные связи» (Маркиза де Мертей)
2015
Г.Горин «Дом, который построил Свифт» (Ванесса Ваномри, сестра милосердия)
2016
«В осколках собственного счастья» по произведениям М.Жванецкого (Актриса)
2017
Ж.-Б.Мольер «Мизантроп» (Селимена, возлюбленная Альцеста)
2018
«Гамлет Quest» по мотивам пьесы У.Шекспира (Гертруда)
2019
К.Гоцци «Женщина-змея» (Керестани)
2022
«Барон Мюнхгаузен», по мотивам сценария Г.Горина «Тот самый Мюнхгаузен» (Баронесса)
2024
«Месяц в деревне» по мотивам одноименной комедии И.С.Тургенева (Наталья Петровна)
1998 — У.Шекспир «Ромео и Джульетта» (реж. И.Ставиский) — Джульетта
1999 — А.Островский «Лес» (реж. А.Шапиро) — Аксинья
Театр Эстрады им.А.Райкина
2012 — Б.Томас «Здрастье, я ваша тетя!» (реж.А.Носков) — Донна Люсия д’Альвадорес
Театр русской антрепризы имени Андрея Миронова
2014 — В.Сигарев «Алексей Каренин» (реж. Ю.Цуркану) – Анна Каренина
1998 – Тело будет предано земле, а старший мичман будет петь (реж. И.Макаров, Киностудия им. Горького, кст.»Жесткое время») — Актриса Светлана
1998 – Улицы разбитых фонарей-1 (17-я серия «Вторжение в частную жизнь», реж. И.Хамраев, Русское видео – фильм) – Анна Ли-«Гейша» -гл.роль
2000 – Сиреневые сумерки (реж. Ю. Конопкин)
2000-2004 – Вовочка (реж. А.Максимков, REN-фильм и студия «Золотой телец») — Жена второго нового русского / врач
2004 – Агент национальной безопасности-5 (11-я и 12-я серия «Золотая голова», реж. А.Лебедев, Новый русский сериал, Дельфин) – Лена, секретарь Заморщикова
2004 – Мангуст-2 (5-я серия «Пропавшая невеста», реж. К. Капица, Телекомпания НТВ, Группа компаний Гамма, Смарт БВС) – Панаева, актриса
2004 – Своя чужая жизнь (реж. А. Рогожкин, Киностудия СТВ, Ленфильм) — Таня / Лариса Рейснер
2004 – Удаленный доступ (реж. С.Проскурина, КиноПРОБА, к/ст Горького) – Китаянка
2005 – Лабиринты разума (фильм 2 «Стажер», реж. А.Тигай, Кинокомпания КСК) – Ольга
2006 – Прииск (реж. А.Козлов, Феникс-Фильм) – Айына
2006 – Прииск-2. Золотая лихорадка (реж. А. Козлов, Феникс-Фильм) – Айына
2006 – Синдикат (реж. А.Лебедев, АCДC) – Мила, журналистка
2007 – Антонина обернулась (реж. Г.Никулин (младший), Студия «ЭН», CORSA FILM) – Официантка
2007 – Братья (1-8 серия, реж. А.Лебедев, Proline-film, АСДС) – Катя
2007 – Группа «Zeta» (реж. В.Татарский (II), Intra Communications) — Яна Максимовна Ткач, агент спецподразделения
2008 – А.Д. (1-3 серия, реж. Д.Светозаров, АСДС) – Майя
2008 – Беляев(не завершен) (реж.Н.Хомерики, Продюсерская компания «Слово»)
2008 – Вызов-3 (Фильм № 9 «Семь сыновей Нга», реж. М.Соловцова, Intra Communications, Inc., кинокомпания «Соливс») — Наталья Третьякова
2008 – Каменская-5 (фильм 2 «Имя потерпевшего – никто», реж. А.Сиверс, Рекун ТВ) – Ника
2008 – Ментовские волны: Эпилог (реж. Е.Абросимов, Студия «Панорама») – Ольга Шубина
2009 – Версия (фильм 4 «Марионетки», реж. А.Богданов, Студия «Панорама», Форвард-Фильм) – Ирина Витер, психолог
2009 – Группа «Zeta». Фильм второй (реж. В.Татарский (II), Intra Communications) — Яна Максимовна Ткач
2010 – Государственная защита (фильм 2 «Матрешка», фильм 3 «Человеческий фактор», реж. А.Устюгов, Студия «Панорама») — Ольга Сергеевна Петрова, подполковник медицинской службы, завотделением в санатории
2011 – Возмездие (реж. Богдан Дробязко, Кирилл Капица, кинокомпания «United Multimedia Projects») – Ю Най
2011 – Встречное течение (реж. Кирилл Капица, Всемирные Русские Студии) – Алина
2012 – Агент особого назначения-3 (фильм 1 «Любовь и барабан», реж. Андрей Элинсон, Студия «Панорама») – Ирина
2012 – Агент особого назначения-4 (фильм 1 «Любовь и каравай», реж. А.Элинсон, Форвард-Фильм, Студия Панорама) – Ирина
2012 – Вероника. Потерянное счастье (реж. М.Малич) – Туяна
2012 – Литейный(7-й сезон, 27-я серия «Незваный гость», реж. А.Иванов (VII)) – Марина
2012 – Псевдоним «Албанец» — 4 (реж. А.Карелин, Продюсерский центр «Фабула») – Черная Вдова
2012 – Странствия Синдбада (фильм 1 «Путь на север», реж. Ким Дружинин, Форвард-Фильм, Студия Прогресс) –Гун Вэй
2012-2013 – Шеф-2 (8-13, 15, 17, 18, 20, 21, 24, 27, 28, 32 серии, реж. О.Ларин) – Дана Голубева
2013 – Вероника. Беглянка (реж. А.Селиванов) –эпизод
2013 — Гюльчатай. Ради любви (реж. Р.Просвирнин, К.Ангелина, кинокомпания Русское) – Таня
2013 –Дорогая (реж. В.Татарский (II), Триикс Медиа) — Полина Кожевникова
2013 – Морские дьяволы. Смерч. Судьбы (Фильм № 7 «Барьер(Багира)», реж. А.Дзоциев, Гамма-Продакшн) – Инга
2013 – Тайны следствия-13 (Фильм № 5 «Секретный объект», реж. А.Элинсон, Студия Панорама, Форвард-фильм) – Шустина
2014 – Вдова (реж. И.Штернберг, А. Чистиков, В.Островский, ВайТ Медиа) – Лёля
2014 – Лучшие враги (2-я серия «Судьба», 5 серия «Коллекционер», 6 серия «Блеф», 16 серия «Защита», 18 серия «Просьба», 30 серия «Отставка», реж.Д.Елеонский, Б.Дробязко, О.Ларин, К.Дружинин; Триикс Медиа) – Женя
2014 – Профессионал (реж. А.Дзоциев, Студия «Панорама», Форвард-Фильм) – Наталья Морева, адвокат
2015 – Посредник(в производстве) (реж. Д.Нейманд, «Кадр»)
— Евгения, а какую роль вы сами считаете этапной?
— Это была Джульетта в спектакле «Ромео и Джульетта» в БДТ. Здесь я начала сама создавать роль. До этого за меня этим занимались другие люди. В спектакле «Недомерок» это были Александр Аркадьевич и мой партнёр Валера Дегтярь, которые просто носили меня на руках, оберегали и «играли» вместе со мной. В спектакле «Самоубийство влюблённых на острове небесных сетей» Владислава Пази я тоже была прикрыта со всех сторон: костюмы, декорации — всё работало на то, чтобы я это сделала. В «Ромео и Джульетте» я оказалась одна на голой сцене со сложнейшим произведением. Это высокая степень ответственности. Кроме того, я встретилась с очень интересным партнером Иваном Латышевым — человеком глубоким, содержательным, и обязана была соответствовать. Ребёнка нужно иногда оторвать от себя, чтобы он созрел. Так и меня мой родной театр — санаторный, тепличный — отправил в «ссылку».
Есть ли что-то из ваших ранних ролей, что вы сегодня сыграли бы по-другому?
— Недавно пересматривала «Недомерка» и увидела, как играла: отчаянно, искренне, наотмашь. Я даже подумала, что так бы уже и не сыграла, имея опыт. Помню, встретила тогда знакомого, он говорит: «Как ты здорово играешь, так «антиактёрски». Меня обидело это слово. А сейчас бы, наверное, порадовало. Стремлюсь снова дойти до состояния, когда играла бы «антиактёрски». Что бы я сыграла по-другому? Да я каждый спектакль играю по-другому. У меня есть спектакль «Безымянная звезда» в поста¬новке Фильштинского, который многие очень любят и хвалят. А я себя всё время мучаю, постоянно собой недовольна, что-то пытаюсь изменить. И таких ролей много.
Есть героини, с которыми я себя идентифицирую. Спектакль «Лето и дым» — один из любимых. Мой близкий друг даже сказал: «Ты играешь абсолютно про себя». Хотя с первого взгляда я не произвожу впечатления такой женщины, как Альма Уайнмиллер. Но часть её во мне живёт.
— Есть ли актриса или, возможно, актёр, которого вы могли бы назвать эталоном?
— Это связано, скорее, с человеческими качествами. Меня восхищает, когда работа и жизненный путь, личная тема находятся в гармонии. Часто человек стареет и впадает в какое-то другое состояние, теряет эту гармонию. Или, наоборот, с возрастом её обретает. На разных этапах жизни люди могут меня восхищать или разочаровывать.
— Вы работали с разными режиссёрами. Чей творческий подход вам наиболее близок и интересен?
— Мне интересно работать с Александром Морфовым. Мы близкие, «сросшиеся» люди, много лет работаем вместе. У него есть ко мне чисто человеческие претензии: почему я не понимаю его с полуслова, полувздоха. Он обижается, когда я, с его точки зрения, плохо играю. А я обижаюсь, когда он мне делает замечания. Но у нас есть общий творческий путь, что-то, что не определяется только словом «интересно».
Игорь Коняев — невероятно цельныи дли меня человек, потому что он занялся со мной непосредственно профессией. Когда у тебя уже есть опыт, заниматься ремеслом становится интереснее. Помню, ребёнком я ездила на мастер-класс в Англию, и меня кроме творческой атмосферы и красивых парней ничего не интересовало. А зрелые артисты, например, Володя Богданов и Женя Ганелин, уже в большей степени занимались профессией. Понимали, как могут это приложить в работе. Сейчас, когда я встречаюсь с Игорем Коняевым, я просто хватаюсь за него.
Владислав Борисович Пази был человеком очень глубоким и тоже интересным. Я, к сожалению, не смогла оценить масштаб этого режиссёра — мне был всего 21 год. Думаю, если бы мы встретились сейчас, это была бы иного рода связь.
Хотелось бы поработать с Могучим, с Персивалем, Финце Паско. Я говорю о людях, которые меня восхищают.
В одном из ранних интервью вы говорили, что мечтаете сыграть Джульетту. О какой роли мечтаете сегодня?
— У Вениамина Фильштинского была идея сделать спектакль под называнием «Джульетта». Так как я играла Джульетту, я ухватилась за эту идею. Периодически мысли возвращаются к этому. Может, позвоню ему когда-нибудь и попрошу сделать спектакль вместе. С удовольствием сыграла бы Медею — у меня есть тема, пересекающаяся с темой этой героини. Может быть, Гедда Габлер, может быть, еще какие-то героини… Но сделать это не спектаклем со множеством артистов, а просто неким монологом этих женщин.
Когда я была младше, моё амплуа режиссёры определяли точнее, всегда записывали в трагические героини. Этот жанр я хорошо чувствую. Но сейчас трагедия непопулярна, я играю другие роли. Но если какой-то режиссёр увидит меня в этом амплуа…
Однажды я сказала Темуру Чхеидзе, что мне понравился артист Быковский, и у меня возникла мысль сыграть с ним «Медею». Он бы сыграл Ясона — такого огромного мужика, а я маленькую, хрупкую Медею. Потом это маленькое существо превращается в монстра и уничтожает этого огромного человека — люди как бы меняются местами.
— Выходя на сцену, вы знаете, для чего вы это делаете?
— Есть, безусловно, какая-то большая причина, сверхзадача — это диалог с людьми и с собой. Он мне важен. Это то, что делает меня не одинокой, в то же время позволяет углубиться в себя. Но сейчас я понимаю, что выхожу на сцену еще и в удовольствие, отдыхаю. Жизнь требует гораздо больших затрат, большего «серьёза». Сцена — моё отдохновение. Иногда после спектакля возникает чувство опустошённости — как правило, когда находишься в негармоничном состоянии, выполняешь толь¬ко волю режиссёра или даже ленишься. Но когда отдаёшь себя, всегда получаешь отдачу в ответ.
Актриса Театра им. В. Ф. Комиссаржевской Евгения Игумнова удивляет необычным сочетанием изысканности и простоты, утонченной восточной красоты и русской душевности, трепетного отношения к профессии и житейской мудрости. При этом она кажется очень гармоничным и счастливым человеком — редкое качество, тем более среди артистов. Поэтому в канун Нового года «ВД» побеседовал с актрисой не только о театре и ролях, но и о семье, детях, праздниках и даже гороскопах
Евгения, за что Вы благодарны уходящему году?
За то, что он был благополучным. К сожалению, у меня не было премьер, но зато я много занималась семьей, детьми. Я для себя решила: когда у меня случаются творческие простои, это время мне дается для того, чтобы побыть с дочкой и сыном, видеть как они растут.
Актеры редко бывают благодарны судьбе, живут с ощущением «не доиграл». Вам это знакомо?
Я с 19 лет на сцене, сыграла много замечательных ролей из мирового репертуара. За что же мне роптать на судьбу? Мне — человеку, который закончил кукольный курс театрального института, который обладает не стандартной внешностью для того, чтобы играть русскую классику! Зачем Бога гневить!
Начало Вашей театральной карьеры похоже на мечту всех девушек актерского факультета. На спектакль «Самоубийство влюбленных на острове Небесных Сетей» невозможно было купить билеты. Вы тогда почувствовали, что такое успех?
Да, с первых же секунд. У меня ведь в то время еще вышел спектакль «Недомерок», который поставил мой учитель Александр Аркадьевич Белинский. Он тоже сразу нашел своего зрителя.
Такое быстрое признание не стало для Вас искушением?
Нет. Возможно, это покажется странным, но я никогда не считала себя артисткой по призванию. Я ведь из актерской семьи, и мой выбор профессии был не осознанным. Я чувствую в себе и другие таланты. Знаю, что все мои предки по линии отца занимались живописью, а мой отец — музыкант.
Вы совсем юной уже играли главные роли, не сидели годами в массовке. Приходилось сталкиваться с актерской завистью?
Я ее не фиксирую. Может, потому что мне самой это не свойственно. Я знаю, что не всем нравлюсь. Правда когда-то это стало для меня потрясением. Я довольно поздно освоила интернет, и когда начала читать отзывы на свои спектакли, некоторые из них меня просто шокировали. Сегодня я понимаю, что это нормально.
Бывает такое, что роль вас не отпускает? Спектакль закончился, а Вы, например, все еще Мона из «Безымянной звезды»?
Я не отделяю себя от своих героинь. Я даже не знаю, кто из нас на кого больше влияет. Это взаимный процесс, постоянная внутренняя работа. Я срастаюсь со своими персонажами, спектаклями и тяжело переживаю расставание. Меня спрашивают: «Ну что ты плачешь?» А для меня это настоящая потеря. Недавно попрощалась со спектаклем «Лето и дым». У него был свой зритель, очень верный, понимающий — такой, что я даже ни разу не слышала кашля на спектакле… И хоть это было красивое расставание — с цветами, аплодисментами, переполненным залом, мне все равно было грустно.
Актрисы зачастую панически боятся перерывов в карьере, связанных с рождением ребенка. Как Вы на взлете карьеры решились оставить сцену на целых четыре года?
После окончания института я так много играла — и в БДТ, и в Комиссаржевке, что к 25 годам чувствовала себя абсолютно изношенной. Бегала постоянно из одного театра в другой. Актеру нужно читать, наблюдать, общаться, а у меня не было на это времени. Я превратилась в какую-то машину, играющую спектакли.
Многие так живут, но боятся остановиться, потому что обратной дороги уже не будет: забудут режиссеры, публика...
Наверное, я легкомысленно к этому отношусь. Белинский говорит, что для нынешнего поколения актеров театр уже не религия. Такое сейчас время. Для меня религия — это не потерять себя. А в тот момент я чувствовала, что теряю что-то очень важное.
Как Ваши дети относятся к тому, что мама известная актриса?
Надеюсь, они мною гордятся. У них есть любимые спектакли: «Буря», «Двенадцать месяцев». Правда, Лиза относится к театру довольно прохладно. Она больше интересуется дизайном, занимается музыкой. А вот Леня на спектаклях сидит очень серьезный. Я ему на поклонах подмигиваю, улыбаюсь, но он не поддается. Сергей Бызгу, наш замечательный актер, который ведет детскую студию, когда видит Леонида говорит: «Это мой человек». Кстати, скоро Леня будет вместе со мной сниматься в сериале «Агент особого назначения».
Вы видите будущее детей в актерской профессии?
Я считаю, это прекрасная профессия! Не понимаю артистов, которые сами бегут в театр, с удовольствием выходят на сцену, а потом костьми ложаться, чтобы дети не пошли по их стопам. Почему? Неужели лучше весь день сидеть в галстуке в каком-нибудь банке?
Уже придумали программу на каникулы?
Мы ничего не планируем заранее. Можно напридумывать что угодно, а потом у меня возникнут съемки, и все придется отменять. Дети с пониманием к этому относятся. Они знают, что я много работаю, чтобы дать им хорошее образование. Поэтому стараются меня не подводить, учатся хорошо.
Как планируете встречать Новый год?
Как правило, мы всегда собираемся с друзьями большой компанией — человек 20. Сейчас я живу за городом, у нас собственный дом, поэтому есть возможность пригласить друзей. В прошлом году думала обойтись без гостей, но как только вышла на улицу, тут же встретила знакомых и все опять собрались у нас.
Вы по отцу наполовину китаянка. Как относитесь к восточному гороскопу?
Очень серьезно. Знаю все особенности каждого знака. Лиза родилась в год Дракона. Это очень счастливый знак, Дракон — единственный сказочный персонаж в восточном календаре. Я родилась в год Тигра, а Леня в год Козла. Мой дед по отцу очень увлекался мистикой, нумерологией, предсказаниями. Наверное мне передался от него этот интерес к тому, что мы не можем понять, что сильнее нас. Я с почтением отношусь к этим невидимым силам и понимаю, что бы мы не делали, мы лишь песчинки, которых несет этот невероятный поток жизни.
Корр. Александр Аркадьевич Белинский ушел из жизни совсем недавно, в марте, а 5 апреля ему бы исполнилось 86… Я была знакома с этим замечательным человеком, мастером, художником слова и сцены, человеком выдающихся знаний о театре и телевидении…
Е. Игумнова. Лично мне он дал так много!.. Александр Аркадьевич – это большое явление в искусстве! А я называю его вторым отцом. Он помог мне открыть веру в себя, потому что до встречи с ним я была таким… раненым животным, я была абсолютно поражена неверием в себя! Может быть, это было подростковым. Он просто «на ладошках вынес меня в этот мир» и сказал: «Ты все можешь! У тебя все получится!»
И если раньше это для меня был Бог, Учитель, то потом он стал моим другом. Одно время, когда он заболевал или попадал в больницу, он для меня становился чуть ли не сыном, так я за него переживала. И мы с ним созванивались почти каждый день, вот так по-родственному болтали и даже сплетничали по-дружески. И это такая потеря для всех, его уход. Нас покидают гиганты, титаны духа и Мастера. Уходит эпоха, равной которой нет и не будет, как мне кажется… Ну а для меня он – второй отец. Мой театральный папа…
Корр. Ну а ваш настоящий папа, ваша мама – они же тоже имеют отношение к подмосткам, к сцене, у вас такая… очень творческая семья, насколько я знаю… И ваш отец китаец, но родились вы в Ленинграде…
Е. Игумнова. Да, родители имеют непосредственное отношение к творчеству. Мой кровный отец – Цзо Чжень Гуань, уроженец Китая, учившийся в Союзе. Поэтому у меня никогда не будет соответствующего отчества, я, как в детстве, навсегда останусь просто Игумнова Женя… Отец мой – композитор, он по сей день пишет музыку для китайских балетов, фильмов, но сегодня он еще и импресарио, продюсер. К примеру, Витас – его детище, его открытие для китайского зрителя. К тому же у него есть свой собственный оркестр. Он человек успешный и известный в своих кругах, и с ним у меня прекрасные отношения.
Моя мама всегда была актрисой, работала в кукольном театре, а мой отчим был главным режиссером в этом кукольном театре. И мы всю жизнь путешествовали по разным городам, кочевали как цыгане, можно сказать, – Могилев, Мурманск, Тюмень, Ижевск. Потом вернулись в Петербург. Так что все это – и марионетки, и маски, и теневой театр, и планшетные куклы, и петрушечные куклы – каких только кукол я не навидалась в детстве!
Корр. В цирке есть такое выражение: «выросла в опилках», а вы выросли за кулисами. Вам некуда было идти, только в театр?
Е. Игумнова. Да вы знаете, не собиралась я идти в театр! У меня не было никаких романтических иллюзий по поводу театральной жизни. И вообще я человек, как мне кажется, склонный к одиночеству. И к годам 15–16 вся эта театральная тусовка, как сейчас принято говорить, меня очень сильно утомила! Мало кто понимает, какая жизнь у артистов в провинции! Эта так называемая творческая жизнь – она не заканчивается в театре, потом все перемещается по домам – бесконечные обсуждения, выпивания, этот вечный «гур-гур»! А главное – это количество людей! Эта бесконечная толкотня в доме!..
Честно вам скажу: к окончанию школы у меня не было ни малейшего желания вновь попасть в эту богемную среду! Я хотела заняться какой-либо серьезной профессией, стать, к примеру, юристом. Но из-за того, что мы переехали из Мурманска в Тюмень, я пережила такой стресс! Я очень любила Мурманск! У меня осталось там огромное количество друзей, и я совершенно не могла приспособиться к жизни в Тюмени. Я впала… в аутизм какой-то, я пережила такую депрессию детскую, что стала плохо учиться, скатилась на тройки и даже двойки, и хотя до того училась весьма прилично, десятый класс окончила с семью тройками. Так что о поступлении ни в какой приличный вуз не могло быть и речи!
Корр. И вы пошли по «проторенной дорожке», можно сказать. И мама с отчимом вас не отговаривали?
Е. Игумнова. Нет, и я без проблем сразу же поступила в ЛГИТМиК. Но по совету мамы я поступила ведь на кукольное отделение, потому что она мне сказала: ты со своей восточной внешностью… никогда не будешь играть на сцене, поэтому держись кукол… Этого направления… Плохо, но кормить будет.
Корр. Да, все сразу как-то обращают внимание на вашу внешность… Такая яркая, экзотическая красота!.. Сыграло свою роль смешение русских и китайских кровей. И режиссеры, если так можно сказать, «эксплуатируют» вашу внешность, я видела вас в каком-то сериале в роли японской гейши. Режиссер Владислав Пази специально под Евгению Игумнову поставил японскую пьесу-дзерури «Самоубийство влюбленных на острове Небесных Сетей». Причем в этой пьесе вы играете сразу двух героинь.
Е. Игумнова. Да, было у меня несколько таких эпизодов, ориентированных на мои внешние данные. Но вы знаете, я переиграла всего Шекспира. «Сон в летнюю ночь», «Буря» – там Миранду сыграла. На «Золотую маску» была номинирована за эту роль…
Корр. Ну, Шекспир… это все-таки интернациональный автор. Его во всем мире играют – и китайцы, и французы, и испанцы…
Е. Игумнова. Я могу играть француженок, полячек, испанок и итальянок, и при этом я ничего не делаю с лицом! Не накладываю килограммами грим, не перекрашиваюсь в блондинок. И в кино я, слава Богу, сломала эти стереотипы. Меня больше не приглашают на роль восточных красавиц. Моя внешность – это обозначение, это символ некой «инаковости»! Если человек странный, особенный, не похожий на других, то меня уже рассматривают кандидатом на эту роль…
Корр. Вот в последнем сериале «Группа Zeta» вы играете такую… Лару Крофт, «Расхитительницу гробниц», такой «мачо» в женской юбке, хотя и не в юбке… а тоже в брюках. А еще я вас видела мельком в «Ментовских войнах», «Каменской 5», –Женя, не обижайтесь, но мне кажется, все эти сериалы не достойны вашего таланта!..
Е. Игумнова. Вообще у меня вместе с озвучанием сейчас 69 картин! Так получилось, что я попала в эту мясорубку, когда очень мало снимается хорошего кино, и не всем так, как актрисе Ксюше Раппопорт, повезло работать в большом кино. Многие режиссеры тех сериалов, которые вы назвали, тоже хотят снимать хорошее кино. Но жизнь заставляет. Они очень толковые режиссеры. К примеру, «Группа Zeta», которую очень любит наш зритель, снимал Виктор Татарский. Мы с Витей большие друзья, и я знаю, чем он дышит. Вот фильм «Любовный треугольник» не так давно прошел по НТВ, где моего мужа-олигарха играет Артур Ваха, а полицейского, который за ним охотится, – Игорь Петренко, а я меж этих двух огней… Виктор снял это достойно, мы там даже стихи читаем хорошие…(улыбается).
Корр. А еще вашим голосом говорит в кино Кира Найтли и Анджелина Джоли… Вы очень много работаете в сфере озвучания иностранных фильмов, в основном производства США… Не жалко отдавать голос?..
Е. Игумнова. И Кейт Уинслет говорит моим голосом, и мои дети узнают, когда мой голос звучит, к примеру, в «Пиратах Карибского моря»… Мне радостно, что они узнают мой голос. Но вообще я сейчас неохотно отдаю свой голос другим актерам…
Корр. А в голосе-то душа живет!..
Е. Игумнова. Вот именно! У меня был случай, когда меня продюсер просто очень-очень попросил «исправить кино» своим голосом. И я проделала колоссальную работу.
Корр. Но вы служите в театре, который в смысле материальном играет не самую важную роль в вашей жизни, насколько я понимаю?..
Е. Игумнова. И в моей жизни, и в жизни, к примеру, народного артиста России Ивана Ивановича Краско или народной артистки Галины Петровны Короткевич, с которыми я служу в одном театре. Что мы делаем в театре, – это чистое «служение»! К зарабатыванию денег это не имеет никакого отношения, к работе тоже…
Получилось так, что я сыграла Джульетту дважды, у двух совершенно разных режиссеров, на двух совершенно разных сценах. Первый раз это было на сцене БДТ. Режиссер Иван Стависский, с которым мы работали вместе еще на радио, когда стал работать в БДТ, он воплотил в жизнь свою давнюю мечту. И пригласил меня и Ивана Латышева на главные роли в этом спектакле. Мы играли «Ромео и Джульетту» без сокращения, он шел больше четырех часов, и никто из зрителей не уходил из зала.
Прошло лет 15, наверное… И мне поступило предложение сыграть Джульетту уже с македонской труппой. Так получилось, что всех Капулетти играли русские актеры, а всех Монтекки – македонские. А македонская звезда, серб Деян Лилич, который снялся в фильме Кирилла Серебренникова «Измена», играл моего Ромео. И я второй раз вошла в эту воду.
Они привозили сюда этот спектакль. И мы «порвали» всех просто! А там… Вы знаете, у меня была мечта – сыграть на античной сцене трагедию. И в Македонии мы играли в Античном театре – 150 человек были на сцене, был современный балет, хор, оркестр, оперные певцы. Еще 3D проекции, все летало, все было просто феерически! Здесь же, в Петербурге, мы сыграли только драматическую часть, но впечатлений было не меньше…
Корр. Это, конечно, удивительно, но сколько времени прошло, сколько столетий утекло, а рассказанная Шекспиром легенда о любви, эта вечная история продолжает жить, будить воображение, заставляет смеяться и плакать…
Е. Игумнова. Мне кажется, что играть Джульетту – это такое призвание. Есть актрисы, которые рождены для этой роли. И мне кажется, я рождена для этого. Вот вы меня разбудите среди ночи, и я могу сказать любой монолог. Вы знаете, я читала эти монологи в Македонии в сокращенном варианте, но он в моей голове есть весь. У меня в голове есть слова и кормилицы, и Ромео, и Лоренцо… Эти люди все время со мной живут… (тут Женя на разные голоса начинает играть монолог Ромео и Джульетты, когда он признается ей в любви под ее балконом… И это какая-то сказка! – Т.Т.).
Корр. Женя, у вас двое детей, на них остается хоть немного времени? Работа в театре, кино, другие проекты…
Е. Игумнова. У меня двое детей, и они уже большие – Лизе, старшей, уже 13, а Лене в феврале исполнилось 11. Когда они были маленькими, я работала меньше, у меня тогда муж много зарабатывал, и я имела возможность меньше работать. А сейчас они уже подросли, самостоятельные люди, и я считаю, что самое главное в наших отношениях – чтобы они были уверены в моей безусловной любви!
Корр. А муж? Ваш муж, он не из театральной среды?
Е. Игумнова. Мой муж… это мой капитан Грей… Мы были знакомы еще с Мурманска, когда там работали мои родители, и у него был свой небольшой флот, несколько рыболовных судов… Потом мы уехали из Мурманска в Тюмень, затем я поступила в Ленинграде в театральный, а потом он меня нашел. Он сам ленинградец, просто работал в Мурманске, у него там было своё дело.
Корр. В общем, ваш капитан Грей променял свой флот на вас…
Е. Игумнова. В общем, да. И если у меня есть свободный день, я стараюсь его провести дома. Когда-то я совершила выбор, я уехала с семьей жить за город, хотя мы долго жили в центре Петербурга. Но так случилось, что однажды я сняла дачу в Павловске и уже не смогла оттуда уехать. И мы продали все, и купили дом в Павловске! А теперь у нас там еще и пять животных: три собаки, два кота, причем все они пришлые, что называется! Две таксы нашлись сами, сенбернар нам достался вместе с домом, кошки сами пришли, и я их всех люблю, и все они роскошные!..
Корр. Любовь безоглядна, что и говорить. Женечка, пожелайте нашим читателям что-нибудь хорошее…
Е. Игумнова. Вы знаете, о чем я подумала сейчас?.. Я подумала, что о чем бы мы с вами ни говорили сегодня, мы говорили о Любви. О любви к театру, к кино, о любви между мужчиной и женщиной, о любви к детям. Мы мало сейчас о любви стали говорить… Когда мы говорили о Ромео и Джульетте, я поняла, что сегодня эти люди выглядели бы просто безумцами! Это некая мечта о любви! Я хотела бы пожелать вашим читателям не бояться этого чувства. Сегодня, уже с высоты своего возраста и опыта, я понимаю, как мало этого чувства дается человеку. У человека есть некий «лимит», отпущенный Богом и природой, и если он его не использует, он так и погибнет потом, не узнав любви. Так что любите и наслаждайтесь!
Беседовала Татьяна ТРУБАЧЕВА
Это обманчивое впечатление. Я не снималась полтора года. Последний большой сериал с моим участием — «Профессионал». Он с успехом прошел в Европе — его купили в 40 странах, а в России пока не показали, что связано, по-моему, с настроением в нашем обществе. К тому же, зрителей пытаются беречь от отрицательных эмоций. Ведь в фильме поднимается тема коррупции, и нет персонажей, которых можно было бы назвать героями. А именно в них сейчас нуждается наша страна.
Между тем, за работу в этом фильме мне не стыдно. Главную роль в картине сыграл артист Иркутского драматического театра Алексей Лобанов. В картине заняты Валерий Баринов, Сергей Жигунов, Анатолий Лобоцкий, Константин Стрельников и другие. Получилось яркое, мужское кино. Женских ролей всего две. Я играю главную героиню.
За последний год у меня было два фильма. Один из них — «Бессонница» — снимался голливудской студией. Это настоящий американский сериал в жанре фэнтези. По сюжету он напоминает знаменитые «Голодные игры».
Кроме того, я снялась в короткометражном фильме «Чемодан» режиссера Аллы Дамскер. Картина создана благодаря crowdfunding — средства собраны пользователями сети Интернет. Это фильм на двоих, мужскую роль в котором исполнил Игорь Лифанов.
Я была на гастролях в Греции и собиралась после них с детьми в отпуск, когда позвонила Алла и сказала: «Женя, представляешь, искала героиню, и меня осенило, что это ты». Сначала я отказывалась, понимая: придется менять планы, но в итоге Алла меня убедила, мы с ней буквально наскребли необходимую сумму, и я прилетела в Питер на съемки, а через пять дней вернулась к детям. Сегодня, видя результат работы, ничуть не жалею о том, что потратила часть своего отпуска.
Что Вас заставило пойти на такой шаг?
Алла, которая была автором сценария, режиссером и продюсером, делала фильм на чистом энтузиазме, с таким желанием, убежденностью и верой, что устоять оказалось нереально. Кроме того, я прочитала сценарий и поняла: это очень любопытно. К тому же, хочу найти свой «тембр» в кино. Сериалы не дают такой возможности. Даже театр не всегда позволяет это сделать. Ведь если у тебя есть своя публика, она ждет чего-то определенного. И каждый раз, когда ты идешь на эксперимент, зритель не очень доволен тем, что ты не оправдываешь его ожиданий. В театре вольно или невольно пытаются чаще использовать черты актера, сделавшие его любимым и привлекательным, что очень ограничивает знание актера о себе.
Снимаясь в фильме «Чемодан», я смогла попробовать что-то новое. В такой картине никто не предъявляет к тебе жестких требований, связанных с твоим привычным амплуа.
В кино и театре Вы играете себя в предлагаемых обстоятельствах?
Стараюсь этого не делать. Но если так случается, то роль, как правило, не получается. Для меня любая роль — это изучение человека. И сегодня мне интересен сам факт того, что у человека, по-моему, нет средств для того, чтобы сопротивляться жизни. Вообще, считаю, что вся наша жизнь — это вызов человека собственному несовершенству.
Евгения, Ваши героини и в театре, и в кино всегда многогранны, даже отрицательные персонажи не лишены положительных качеств и души…
Спасибо за такую оценку. Правда, в театре, например, мое амплуа — «героиня», что предполагает наличие только хороших качеств. И вдруг в какой-то момент, я поняла, что из-за своей внешности оказалась в актерском тупике. Прекрасно осознавала: у меня ограничен арсенал изобразительных средств, поэтому мои персонажи перестают быть живыми, оставаясь добрыми, чувственными, лирическими.
Тогда я начала искать способы вдохнуть в них жизнь. Ведь даже в самом прекрасном человеке есть другие стороны. Например, моя героиня в спектакле «Безымянная звезда» изначально была ловкой, вальяжной женщиной, которая чувствует себя везде как дома. Я долго искала к ней «ключ», мучилась, не понимала, почему у меня ничего не получается. Так было, пока правильно не услышала ее мужа Грига, который говорит о ней: «немного духов, много лени и маленькая доля фантазии». То есть, эта женщина настолько слаба и эгоцентрична, что не может жить среди людей. Сегодня это один из самых любимых моих спектаклей.
Остается ли время на что-то еще кроме театра и кино?
Да. Мне нужно вырастить в себе потребность к работе, заскучать по сцене. Вот это состояние я люблю. Люблю репетиции, выпускные периоды, премьеры. В тоже время грустно, если нет возможности погулять, поплавать в бассейне. Тоскую, когда не могу проводить время с детьми или в тишине почитать книжку. Нравится, когда остаюсь одна, посидеть в социальных сетях, иногда просто брожу по магазинам. Словом, помимо театра, я люблю жизнь.
Будучи популярной актрисой, легко ли просто гулять или бродить по магазинам?
Меня выдает только определенная прическа, когда волосы собраны в кичку, как у моей героини в сериале «Шеф», который прошел с заметным успехом. Зрители меня но ней узнают и стараются пообщаться. Правда мне больше нравится, когда к артисту относятся, как к чему-то недосягаемому.
Есть ли у Вас любимые места в городе?
Любимое место на все времена — Павловск. У меня существуют свои традиции, ритуал прогулок по Павловскому парку. Нравится кататься на велосипеде. Вообще люблю питерские пригороды. А в Петербурге, когда тепло и хорошая погода, гуляю по Невскому. Это наш Бродвей, с книжными магазинами, кафешками…
О чем мечтает актриса Евгения Игумнова?
Хотелось бы встречать на своем пути людей со схожими взглядами на профессию, на творчество и вместе с ними создавать то, что называлось бы Искусством.
24 марта первый настоящий творческий юбилей (25 лет творческой деятельности) — у заслуженной артистки России Евгении Игумновой, актрисы Театра им. В. Ф. Комиссаржевской.
А поздравить актрису можно будет 7 апреля после спектакля «БЕЗЫМЯННАЯ ЗВЕЗДА», который будет дан в честь ее творческого юбилея. За годы работы в родном театре Евгения превратилась в глубокую драматическую актрису. Она с удовольствием пробует разные грани, разные способы существования, учится у каждого режиссера, тонко взаимодействует с партнерами.
Ближайшие спектакли с ее участием:
25 марта, 6 апреля — «Гамлет Quest»
1 апреля — «В осколках собственного счастья»
7 апреля — «Безымянная звезда»
10 апреля — «Мыльные ангелы»
12, 26 апреля — «Мизантроп»
15 апреля — «Буря»
18 апреля — «Дон Жуан»
30 апреля — «Живой товар»
Ее самая первая главная роль в спектакле «Недомерок» не только открыла городу актрису тонкую и неординарную, но и оказалась счастливым билетом: Евгения Игумнова была выдвинута на «Золотой Софит» в номинации «Лучший дебют» и принята (еще студенткой) в театр им.В.Ф.Комиссаржевской, благодаря школе и стараниям любимого мастера – Александра Белинского. За прошедшие с той поры 25 лет одаренная актриса с яркой экзотической красотой заставила говорить о себе весь театральный Петербург. Ее запомнила критика, полюбили зрители и режиссеры. Актриса оказалась не только одаренной, но и трудолюбивой, гуттаперчиво-гибкой. Владислав Пази поставил японскую пьесу-дзерури «Самоубийство влюбленных на острове Небесных Сетей», предложив сложный способ актерского существования на сцене сразу в двух ролях. Болгарский режиссер Александр Морфов, почувствовав, кроме обаяния и таланта, в хрупкой улыбчивой девушке необычайную твердость характера и силу воли, назначил ее на главную роль Миранды в своем фантасмагорическом спектакле «Буря». Спектакль стал культовым в молодежной среде города Санкт-Петербург. В 2000 году получил театральную премию России «Золотая маска», а сама актриса диплом за лучшую женскую роль в спектакле.
Актриса неустанно учится мастерству в работе с разными режиссерами, от премьеры к премьере набирая творческую мощь и художественную убедительность. Твердость характера, завышенную к себе требовательность, чуткость к партнеру, восприимчивость к импровизационной игре — эти качества актрисы успешно использовал режиссер А. Морфов в постановке «Сна в летнюю ночь» и «Мыльных ангелов».
За годы работы в родном театре Евгения превратилась в глубокую драматическую актрису. Она с удовольствием пробует разные грани, разные способы существования, учится у каждого режиссера, тонко взаимодействует с партнерами.
Ее Гертруда в экспериментальной постановке «Гамлет Quest» режиссера Романа Смирнова — великолепна в своем разнообразии: здесь и подлость, и величие, и своя правда, и женское лукавство. Она – подлинная женщина с обостренным желанием любить и властвовать. Евгения Игумнова пользуется в этом спектакле всей своей многокрасочной палитрой, точно и лаконично накладывая определенный цвет на конкретную ситуацию. Здесь пригодились и навыки «кукольника», которые получила актриса во время обучения. Необычная пластика, переходы от куклы в человека и обратно, голосовые модуляции и эмоциональные скачки – ее героиня выплескивает на зрителя разнообразные «инструменты» женского коварства…
В спектакле «В осколках собственного счастья», созданного Григорием Дитятковским по произведениям писателя-философа Михаила Жванецкого, ее героиня – новый виток актерского существования: «Играют актеры изумительно, и выделить кого-то в этом «музыкальном коллективе» непросто. Хотя, безусловно, среди музыкантов выделяется «Актриса» – з.а. РФ Евгения Игумнова. В первом акте у нее лишь короткий отрывок, а во втором – настоящее соло. В бархатном черном платье, ослепительная, как голливудская дива, вначале она шокирует публику глуповато-пошлым монологом о любви. Вскоре выясняется, что она «играет». Или не играет? Игумнова то сыплет афоризмами из произведений Жванецкого, то плачет, то рассуждает о судьбе актрисы. И отвести от нее взгляд невозможно. Работа с режиссером Дитятковским проявила в этой красивой женщине удивительный комический дар (В. ТУМКО. МОНОЛОГИ О СЧАСТЬЕ/ О СПЕКТАКЛЕ «В ОСКОЛКАХ СОБСТВЕННОГО СЧАСТЬЯ» И ПРИЕЗДЕ М.М.ЖВАНЕЦКОГО// САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ КУРЬЕР, 9 МАРТА 2017. №10 (824)
«Евгения Игумнова играет артистку вроде бы слишком умную, чтобы быть красивой, и слишком красивую, чтобы быть доброй. Но она, как это ни странно, совмещает в себе все необходимые свойства. Идеал! Правда, совершенство немного пьющее и слегка забывчивое, но… Кто без греха? Поразительно — автор произнес: «Я никогда не буду женщиной…», но природу чувств уловил. (Е.АЛЕКСЕЕВА. ДЕЖУРНЫЕ ПО ЖИЗНИ// САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ ВЕДОМОСТИ, 2 ФЕВРАЛЯ 2017)
В одной из последних работ – спектакле «Мизантроп», поставленном, что и «Осколки…» — Григорием Дитятковским, заметны как черты прошлых ее героинь из «Живого товара», «Дон Жуана», так и слышны новые глубокие ноты женственности. За эту работу Евгения заслуженно получила «Золотой софит» в номинации «Лучшая женская роль».
«Девчоночья пластика, сопутствующая этому взлету, живость чувств и реакций — Евгения Игумнова в роли Селимены истинная женщина, она, безусловно, чтит законы света и даже с удовольствием подчиняется условностям, но до той границы, пока не посягают на ее свободу. Она отстаивает достоинство, право быть собой даже в своей неправоте, первая ласточка феминизма, очаровательная и интеллектуальная — этот образ получился, возможно, более глубоким, чем остальные. После разрыва с Альцестом она удаляется, сидя на столе, стена распахивается, пространство поглощает ее, похожую на собственный памятник…» (М.СМИРНОВА-НЕСВИЦКАЯ. МОЛЬЕР В БАГРОВЫХ ТОНАХ// ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ, 7 ЯНВАРЯ 2018)
Ее любят зрители, любит пресса, ее интервью – это всегда умные, вдумчивые рассуждения о жизни, профессии, стремление что-то понять с каждым новым человеком, с каждой новой работой.
Евгения много снимается в кино, ее героинь узнают зрители, но подлинная жизнь ее проходит в театре, в репетициях с новыми режиссерами, где она, подобно альпинистам, вновь и вновь покоряет вершину….
Сегодня Евгению можно увидеть в спектаклях родного театра:
«Безымянная звезда» (Мона)
«Буря»( Миранда, дочь Просперо)
«В осколках собственного счастья» (Актриса)
«Гамлет Quest» (Гертруда)
«Двенадцать месяцев» (Королева)
«Дон Жуан» (Эльвира)
«Живой товар» (Елизавета Ивановна),
«Мизантроп» (Селимена, возлюбленная Альцеста)
«Мыльные ангелы» (Тереза)
«Свой мир каждый выбирает сам». Актриса Евгения Игумнова о театре, поклонниках и соцсетях
Четверть века назад в Театр им. В. Ф. Комиссаржевской пришла Евгения Игумнова. И практически сразу о ней заговорили — невероятно сложно было попасть и на экзотическое «Самоубийство влюбленных на острове Небесных сетей», поставленное Владиславом Пази с расчетом на Евгению, и на шекспировскую «Бурю» в постановке болгарского режиссера Александра Морфова, в которой Игумнова сыграла главную роль. Что и говорить, Евгении повезло на счастливую театральную жизнь. Вот и сейчас она репетирует роль в трагикомической сказке Карло Гоцци «Женщина-змея» — о любви, которая покупается ценой бессмертия. Спектакль ставит Григорий Дитятковский. Роль в его «Мизантропе» минувшей осенью принесла Игумновой премию «Золотой софит».
— А вот, кстати, Евгения, хочется поговорить о мизантропии. Как известно, мизантроп — тот, кто не любит людей. И, посидев в соцсетях, поневоле станешь мизантропом. Перестаешь верить даже в искренность бесконечных лайков.
— А зачем это вообще оценивать? Каждый человек хочет тепла. Кому плохо от того, что поставили лайк? Это, может быть, бессмысленная, но в любом случае безобидная вещь. Да и, знаете, не совсем бессмысленная. Я вижу много людей, которых соцсети спасают от одиночества.
Потом сети ведь реально помогают — найти деньги на лечение, вещи для пострадавших от пожаров, стихийных бедствий. Просто найти «своих»… Я, например, по всем постам, которые у меня высвечиваются, вижу, что в моем кругу «лишних» людей нет, а есть те, которых интересуют современный театр и кино, которые выкладывают видеотеки, занимаются благотворительностью.
— А как насчет поклонников? Немало актеров, певцов имеют раскрученный аккаунт, куда заходят в том числе потенциальные зрители…
— Это люди, которые могут соответствовать требованиям своих поклонников. Демонстрировать личную жизнь, делиться своими мыслями по поводу всего и вся. Это отнимает много сил, поклонники очень требовательны. Я не готова посвящать этому свою жизнь.
— Ваша Селимена, героиня «Мизантропа», умна, свободна, имеет свое суждение о мире, и она смелая женщина, которая мгновенно и резко реагирует, когда ее задевают. Когда рядом с вами оказываются некомфортные для вас люди, вы способны сказать им правду в лицо?
— Такие люди не окажутся рядом со мной. Я делаю все, чтобы избегать эмоций, которые меня не устраивают. Если я боюсь человека, если начинаю его обманывать, я не буду с ним. Был случай, когда я получила от одного режиссера заманчивое приглашение в очень хороший театр. Но поняла, что боюсь этого режиссера, и не пошла туда. Я избегаю ситуаций, когда из меня делают просительницу или когда делают виноватой. Избегаю людей, которые плохо ко мне относятся. У меня нет ни времени, ни сил доказывать обратное.
— А что дети? Создавать им уютное детство или давать понять, что реальный мир — это не сладкий чупа-чупс? К примеру, в западной или классической детской литературе почти нет табу. Особенно скандинавские писатели знают, как тонко можно рассказывать об очень сложных, даже трагических вещах. У нас же стараются о многом умалчивать.
— Никогда не стремилась вырастить детей в оранжерейных условиях. Хотя, конечно, слышу постоянно: не надо детей водить на похороны. Не понимаю, почему они не должны переживать и эти моменты жизни тоже. Я не педалирую факт смерти, но считаю, что дети должны собираться, научиться говорить хорошие вещи, когда кого-то хоронят. Я пытаюсь им объяснить, что негативные эмоции, наши переживания — они тоже нам во благо. Человек вообще должен переживать спектр самых разных чувств, в том числе и поражения, и потери, и стыд. Если человек ни разу не испытал чувство стыда, он не поймет, что такое совесть. И что такое счастье. Помните, как у Толстого: «Счастье — это радость без угрызения совести».
— Не случайно же говорят, что в России культура боли. И можно вспомнить фразу Чайковского: «Я счастлив и свободен, но почему-то ужасно хочется плакать». Вы эту боль тоже культивируете?
— Конечно. Мне кажется, что артист вообще состоит из боли, он изживает ее в своих персонажах и трансформирует в нечто здоровое. Он показывает зрителю: те эмоции, которые вы испытываете в своей жизни, испытывают все люди, вы не одиноки…
— Театр сегодня меняется. Тот психологический театр, который в России пестовали много десятилетий, уступает формальному, отстраненному, сугубо режиссерскому, в котором актер — лишь марионетка.
— Такие спектакли тоже могут быть очень любопытными, и у них есть своя публика. Но мне жалко артистов, которым в таких постановках нечего играть.
— А как вы относитесь к таким новым форматам театра, как социальный или инклюзивный? Или когда как бы «на сцену» выходят реальные бомжи и рассказывают свои реальные истории?
— Я к любому театру отношусь с большим любопытством, если он затрагивает душу. И неважно — исследует ли он внутренний мир человека или какие-то социальные явления. Главное, чтобы режиссер не занимался своими перверсиями. Этому место в перформансах, там пожалуйста. А театр — это больше, чем рассказ режиссера о себе любимом.
— Вас не удивляет, что люди вообще приходят в театр? Когда столько искушений…
— Как раз не удивляет. А искушений на самом деле не так много. Настоящее искушение сейчас, с которым театр соперничает, — это хороший сериал, английский или американский. А в театр все-таки приходят за общением. С персонажами, с самими собою. С богом. С какой-то идеей. Звучит, конечно, высокопарно, но тем не менее — за разговором.
— К слову, о сериалах… Вы сказали «английский или американский». Отечественные не радуют?
— Мне сказали, что вышли три хороших наших сериала, но я их пока не видела. Но даже если три сериала вышли удачно, это же не тема для разговора.
— Какие сериалы из последних вы бы отметили?
— Мне очень понравился английский проект «Массовка». В нем нет никакого сюжета, это просто наблюдение за жизнью двух придурков, которые работают в массовке. Любопытно, что в эпизодах появляются звезды — Кейт Уинслетт, Орландо Блум, Иэн Маккеллен, Роберт де Ниро. Такой вот забавный перевертыш. Могу назвать «Любовники» или «Большая маленькая ложь». Это сериалы не первого ряда, но сыграны великолепно.
— Не бывает обидно, что вы не там?
— Бывает. До слез. Я все время сижу и думаю: вот это я могла бы сыграть. И еще отчетливее понимаю, что со мной в кино не происходит ничего, а в театре, слава богу, иногда что-то замечательное случается. Поэтому я не понимаю, как мои коллеги живут без театра. Чем они энергетически подпитываются? Многие из них тоскуют по сцене.
— Но не могут уже вернуться, потому что стали заложниками того материального достатка, который дает кино.
— И все это обернулось тем, что нас, театральных актеров, зовут все реже и реже — с нами сложно, у нас репетиции, спектакли, гастроли. Я еще помню времена, когда за артиста бились. Нужен был именно вот этот конкретный человек, ради него сдвигали графики, ждали, когда у него появится «окно» в репетициях. Сегодня этого нет. Если совпали сроки — прекрасно, нет — что же, твои проблемы, возьмут другого.
— Я понимаю, что трудно самой инициировать фильм, но можно ведь спектакль. Тем более что у вас был такой опыт — спектакль «Опасные связи» появился ведь именно как инициатива актеров Театра им. В. Ф. Комиссаржевской.
— Да, «Опасные связи» был спектаклем-акцией, созданным интернациональной командой — режиссер, художник, композитор были из Македонии. Другое дело, что как спектакль-акция он должен был пройти несколько раз и все. А мы его играли очень долго. Из-за того что в наших «Опасных связях» было больше энергии утверждения «мы можем», нежели энергии творчества, спектакль просто сдулся. Пришлось настоять на том, чтобы его сняли…
— И нет идеи создать что-то новое?
— Нет, я не чувствую в себе нужного задора. Слишком хорошо помню, сколько надо на это потратить сил.
— И нет той роли, которую отчаянно хочется сыграть, а не предлагают?
— Знаете, о ролях мечтают актеры, которые долго не играли, или когда есть несоответствие внешнего и внутреннего. Она, увы, крупная матрона, а ей хочется сыграть Джульетту. А когда такого диссонанса нет, когда есть интересные роли, то ты с головой погружаешься в работу. И тут не до мечт. Работа над ролью — это ведь не просто выучить слова своей героини. Очень часто необходимо отказаться от собственного тела, от собственного голоса, от собственных представлений о себе, от своих навыков…
— Были роли, образы, ставшие для вас неким озарением?
— Со мной такое было трижды. В первый раз, когда я играла шекспировскую Джульетту. Потом была Альма, героиня спектакля «Лето и дым» по Теннеси Уильямсу, Анна Каренина… Казалось бы, это все не самые прозвучавшие в моей карьере постановки, но тем не менее именно когда я играла в них, у меня было ощущение, что меня нет, что меня взяли и поместили в другую женщину — в Джульетту, в Альму, в Анну. Это было какое-то волшебство.
— И когда уходит такой спектакль, что ощущаете? Опустошение?
— Ну конечно. Помню, когда мы перестали играть «Лето и дым», с одной стороны, я очень расстроилась, а с другой, испытала облегчение — слишком уж больших эмоциональных затрат требуют такие роли…
— Помню, как замечательный артист БДТ им. Товстоногова Андрей Толубеев рассказывал, что его организм начинал настраиваться на персонажа еще накануне спектакля.
— Андрей Юрьевич относился к тому поколению актеров, которые были очень невнимательны к своему организму. Читала у Нины Ургант, как она настолько погрузилась в образ матери, у которой повесился сын, что потом попала в психиатрическую клинику. Я никогда не допущу, чтобы профессия разрушала меня. Наоборот. Она помогает мне быть в порядке. Я к лицу, к телу отношусь, как к инструменту, который должен быть в порядке. Мне нельзя поправляться, нельзя терять форму. Если заболит спина, сразу пойду к врачу. Не потому, что больно, а потому что мне надо работать.
— Скоро июнь, и снова на Моховую потянутся девочки и мальчики, которые мечтают о славе и не задумываются о сложностях вашей профессии. И ладно бы только на Моховую. Сегодня много мест, где преподают актерское мастерство.
— Я считаю, что в этом нет ничего плохого. И не только потому, что сама веду в Академии музыки Елены Образцовой театральный курс. Просто не надо ничего ждать. Не надо иметь претензии к этому миру. Такая профессия — никто не может дать никаких гарантий, что придет успех. Но в любом случае эта профессия полезна для любого человека, она может пригодиться в дальнейшем. И в работе, и в личной жизни. Я бы посоветовала всем людям заниматься какими-то театральными практиками. Это избавило бы их от желания переживать в реальной жизни ненужные страсти. Проблема в том, что очень многие эмоционально не реализованы. И они придумывают себе какие-то страсти, совершают массу нелепостей, сходят с ума. Театральные же практики дают возможность в буквальном смысле играючи изжить эту потребность в эмоциональном переживании.
У меня на курсе есть мальчик — большой полный добряк с морем обаяния. И я ему даю играть героев-любовников. Очень забавно наблюдать, как девочки, которые вначале скуксились, увидев, кто будет героем, потом, когда он начинает играть, заинтересованно поворачиваются к нему и начинают видеть в нем то, что они хотят видеть. Не то, что он на самом деле представляет, а то, что рисует их воображение. И это воображение может украсить жизнь людей гораздо больше, чем бриллианты, путешествия, какие-то достижения.
Об этом, кстати, «Женщина-змея» Гоцци, премьера которой должна состояться 24, 25 мая. О том, что фантазии, наше внутреннее творчество иногда спасает нас в этой жизни.
— Но эти фантазии могут быть не только украшением жизни, но и бегством из реального мира.
— Да нет, это может быть и не бегством и не украшательством. Это некий способ существования. Слишком самонадеянно говорить, что ты знаешь, как устроено мироздание, как устроен человек. Твой мир — тот, который ты создаешь сам. Это может быть мир, состоящий из врагов, политических интриг. Или мир, где все люди лжецы, где мужья изменяют женам, жены — мужьям, где существуют неблагодарные дети. А можешь выбрать мир совершенно иной. Где мужчины и женщины прекрасны, и расстаются они не потому, что изменяют друг другу, предают, а потому, что в их отношениях что-то заканчивается, и они принимают это. Так что каждый свой мир выбирает сам… И неудивительно, что одни старики выглядят прекрасно, они светятся, а другие выглядят гнусными карликами. Чем светлее наши фантазии, тем больше мы получаем любви и красоты.
Беседовала Елена БОБРОВА
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 086 (6439) от 16.05.2019 под заголовком «Евгения Игумнова: Свой мир каждый выбирает сам».