Заслуженная артистка России
Родилась 16 августа в Киеве.
1966 — окончила Институт искусств им. И.П. Котляревского (курс Я.Г.Азимова)
С 1967 г. по настоящее время – актриса театра им. В.Ф. Комиссаржевской
Награды и премии:
1970 – лауреат конкурса самостоятельных работ (Вторая премия)
1971 – лауреат конкурса за создание лучшей женской роли (Донна Анна в спектакле «Тогда в Севилье»)
1974 – участвовала во Всероссийском смотре творческой молодежи
1978- 2011 — благодарности за исполнение ролей в спектаклях «Забыть Герострата!», «Иосиф Швейк против Франца Иосифа», «Чао», «Притворщики», «Смерть Иоанна Грозного», «Аморальная история», «Гнездо глухаря», «Святая святых», «Новоселье в старом доме», «Эти свободные бабочки», «Французские штучки», «Невеста из Парижа», «С тобой и без тебя»
1986 – присвоено Почетное звание «Заслуженная артистка РСФСР»
2002 – награждена Почетной грамотой Министерства культуры РФ и Российского профсоюза работников культуры
2003 – награждена медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга»
2012 – награждена Грамотой Комитета по культуре Санкт-Петербурга «За многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие культуры»
2018 — награждена Памятной медалью Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных сил Российской Федерации за участие в проведении шефских концертов в районах боевых действий Демократической республики Афганистан (1988 г.)
Наталья Орлова сыграла десятки разноплановых ролей. Это актриса яркой индивидуальности, неисчерпаемой энергии, широкого творческого диапазона. Ей подвластны и роли насыщенного драматизма, тонкой психологической разработки, и острохарактерные. Но, независимо от характера и грима, каждая из ее героинь, – прежде всего, всегда женщина. Наталья Орлова – чуткий партнер и яркая актриса, умеющая быть разной и неожиданной каждый спектакль.
Занята в спектаклях
1967
Н. Думбадзе «Если бы небо было зеркалом» (Маквала)
1968
Ш. Делани «Влюбленный лев» (Пэгги)
П. Загребельный «Кто за? Кто против?» (Таня)
М. Твен «Принц и нищий» (Летучая мышь)
Б. Брехт «Господин Пунтила…» (Концертино)
Я. Волчек «Физики и лирики» (Сусанна)
М. Горький «Старик» (Работница)
1969
Панчо Панчев «Сказка о четырех близнецах» (Танцовщица)
Б. Рацер, В. Константинов «Десять суток за любовь» (Маша)
Л. Леонов «Метель» (Студентка)
1970
Дж. Стейнбек «Люди и мыши» (Жена Чернявого)
М. Шатров «Большевики» (Первая девушка)
Д. Аль «Первая глава» (Тусси Маркс)
А. Бонди «Театральная комедия» (Фифи)
С. Алешин «Тогда в Севилье» (Донья Анна)
1971
Н. Матуковский «Амнистия» (Изабелла Дрозд)
Н. Думбадзе «Не беспокойся, мама!» (Дадуна)
А. Бонди «Театральная комедия» (Старая утопленница)
1972
А. Толстой «Царь Федор Иоаннович» (Мстиславская)
Г. Горин «Забыть Герострата» (Клементина)
Е. Габриллович «Необыкновенный подарок» (Лида)
1973
Б. Рацер, В. Константинов «Иосиф Швейк против Франца-Иосифа» (Кэти Остэн)
1974
Н. Думбадзе «Не беспокойся, мама!» (Вита)
М. Ж. Соважон «Чао!» (Минушон)
1975
Н. Гоголь «Женитьба» (Агафья Тихоновна)
1976
С. Цвейг «Легенда одной жизни» (Кларисса)
М. Шатров «10 нераспечатанных писем» (Зинка)
А. Толстой «Смерть Иоанна Грозного» (Мария Годунова)
1977
М. Ж. Соважон «Чао!» (Мадлен)
К. Симонов «Несколько дней без войны» (Ксения)
Э. Рязанов, Э. Брагинский «Притворщики» (Раиса)
Э. Рязанов, Э. Брагинский «Притворщики» (Светлана)
И. Друце «Святая святых» (Мария)
М. Шатров «Мои Надежды» (Лена)
1978
А. Толстой «Царь Борис» (Мария Годунова)
Э. Рязанов, Э. Брагинский «Аморальная история» (Лида)
И. Друце «Возвращение не круги своя» (Татьяна Львовна)
Г. Горин «Феномены» (Ларичева)
1980
Н. Думбадзе «Возвращение к жизни» (Светлана)
1981
С. Алешин «Дипломат» (Вера)
1982
К. Симонов «Генерал Серпилин» (Врач в больнице)
Караджале «Вот так карнавал!» (Мица Бастон)
1983
А. Кравцов «Новоселье в старом доме» (Елизавета)
1984
Э. Брагинский «Авантюристка» (Валя)
1985
А. Чаковский «Неоконченный портрет» (Грейс)
1986
С. Найденов «Дети Ванюшина» (Инна)
А. Галин «Восточная трибуна» (Мадлен)
1987
К. Воннегут «С днем рождения, Ванда Джун!» (Милдред)
А. Кортес «Вдовы» (Анна)
1988
И. Друце «Рыжая кобыла с колокольчиком» (Безответственная)
А. Галин «Библиотекарь» (Инна Сергеевна)
1989
Р. Роллан «Робеспьер» (Кларисса)
1990
Л. Герш «Эти свободные бабочки» (Миссис Бейкер)
Б. Рацер, В. Константинов «Невеста из Парижа» (Евдокия Ивановна)
1991
В. и С. Розовы «Царский сон» (Цыганка Аза)
Ф. Гудрич, А. Хаккет «Дневник Анны Франк» (Петронелла)
Ж. -Ж. Брикер, М. Ласег «Французские штучки» (Матильда)
1992
Б. Шоу «Цезарь и Клеопатра» (Фтататита)
Н. Коуард «Праздник призраков» (Миссис Бредман)
1993
И. Лейтнер «Сны Изабеллы Кей» (Тереза Кей)
1995
Б. Рацер «Русский медведь» (Сильвия)
М. Цветаева «Фортуна» (Мария-Антуанетта)
1996
Б. Слэйд «Чествование» (Хилари)
1998
А. Толстой «Царь Борис» (Царица Марья)
1999
Н. Эрдман «Самоубийца» (Серафима Ильинична)
2001
М. Фриш «Андорра» (Сеньора)
Ж. Ануй «Оркестр» (Мадам Ортанс)
Г. Горин «Шут Балакирев» (Анисья Кирилловна)
2004
М. Себастиан «Безымянная звезда» (Мадемуазель Куку)
2006
А. Менчелл «С тобой и без тебя» (Люсиль)
2015
С.Моэм «Театр» (Долли де Фриз)
2018
музыкальный спектакль «Я вернулся в мой город…»
2022
К.Дютюрон «Беглянки» (Клод)
Л.Герш «Эти свободные бабочки»
1981 – Самоубийство (фильм-спектакль, реж. И.Рассомахин)
1982 – Формула памяти (реж. А.Кривонос)
1988 – Опасный человек (реж. И.Шадхан)
1990 – Духов день (реж. С.Сельянов) — обитательница пансионата, дама в шляпе
1999 – Улицы разбитых фонарей-2 (19 серия «Честное пионерское», реж. В.Наумов) – Маша Штеповская
1999 – Чествование (фильм-спектакль, реж. М.Козаков, И.Краско) – Хилари
2000 – Убойная сила-1 (Фильм №6 «Силовая защита», реж. В.Сергеев) – соседка Глебова
2001 – Тайны следствия-1 (Фильм 3 «Странности Аличы», реж. И.Макаров) – Врач-гинеколог
2002-2003 – Убойная сила-4 (Фильм №6 «Принцип веры», реж. В.сорокин)
2003 – Любовь императора (реж. А.Орлов (II)
2003 – Не ссорьтесь, девочки! (реж. И.Николаев (II)
2005 – Брежнев (реж. С.Снежкин) – Секретарь в приемной Брежнева, в Кремле
2006 – Пушкин: последняя дуэль (реж. Н.Бондарчук)
2011 – Защита свидетелей (8 серия, реж. В.Фурман, А.Лебедев) – мать Валерии
2013 – Операция «Кукловод» (реж. К.Захаров) — Риэлтор
Как-то после репетиции спектакля «Безымянная звезда», в котором актриса сыграла роль экзотической мадемуазель Куку, режиссер В. Фильштинский сказал с уважением о Наталье Михайловне: «О, это мастерица!» В самом деле, актрисе столь яркой индивидуальности удаются самые разные роли. Многие из сыгранных ролей (а их на счету около 70!), начиная с дебютной, – Пэг из «Влюбленного льва» режиссера Ю. Дворкина, соблазнительной Клементины из «…забыть Герострата!», роковой Донны Анны из «Тогда в Севилье», сохранены в театральной летописи.
Броская звучность таланта, эмоциональная сила раскрывали таящиеся возможности – от насыщенного драматизма с тонким психологическим проникновением в роль до изящного легкого фарса. Но, независимо от характера и грима, каждая из героинь Орловой остается стопроцентной женщиной.
С годами менялись режиссеры, менялось актерское амплуа – от ослепительных лирико-драматических героинь до острохарактерных персонажей комедий… не менялось главное трепетное отношение актрисы к делу, которому она служит, любовь и преданность Театру То перевоплощаясь, то остраняясь, она умеет быть неповторимой в каждой роли, с наслаждением изобретая все новые оттенки и штрихи к портретам любимых героинь. Незабываемо вальяжна она во «Французских штучках». Упоительно нелепа в «Безымянной звезде». Ее старая дева М-ль Куку, фанатично охраняющая нравственную чистоту школы, – вызывает в зрителе не глумливый раздраженный смех, а сочувственную улыбку А вот Люсиль из популярного спектакля «С тобой и без тебя» по пьесе А. Менчелла «Кладбищенский клуб», не столь гротескна. В отличной актерской компании, чуткий партнер по сцене, Орлова приближает мелодраму к психологической драме, сочинив образ противоречивый и глубокий. Ее взбалмошная выдумщица, отчаянная домохозяйка от¬ крывается в неожиданном ракурсе. С изяществом и элегантностью Н.М.Орлова передает характер и судьбу одинокой женщины, скрывающей за бравадой внешнего великолепия и самоуверенности острую недостаточность любви и душевного тепла. Когда-то критика написала об одной из ранних ролей Н.М. Орловой (в спектакле «Аморальная история») следующее: «За внешней независимостью, которой она несколько бравирует, открывается, как показывает актриса, добрый и отзывчивый человек». Думается, в этих словах заключена суть и призвание актерской профессии. Именно доброту и отзывчивость транслирует в зрительный зал настоящий артист
… Наталья Михайловна Орлова родилась в актерской семье, поэтому никто не удивился, что юная красавица поступила в Харьковский театральный институт, а по окончании, в 1967 году поступила на сцену знаменитого Ленинградского Театра им. В. Ф. Комиссаржевской. Тогда, на пике популярности театра и его главного режиссера – энергичного Рубена Агамирзяна, – здесь начинали выпускники курса Товстоногова: Юлий Дворкин, Валдис Ленцевичюс, Кама Гинкас…, а главным художником был замечательный Эдуард Кочергин. Бурлящая художественная атмосфера, как в воронку втягивала творческих людей. Наталья Орлова была среди них.
Такой она остается до сих пор энергичной, влюбленной в театр, которому подарила энергию, характер, талант и мастерство.
1 февраля исполнилось 50 лет творческой деятельности заслуженной артистки РФ Натальи Орловой. В галерее созданных образов актрисы (более 70 ролей!)– рядовые современницы и светские львицы, царицы и покорительницы мужских сердец. С годами менялись режиссеры, менялось актерское амплуа – от ослепительных лирико-драматических героинь до острохарактерных персонажей комедий… Не менялось главное — трепетное отношение актрисы к делу, которому она служит, любовь и преданность Театру. 8 февраля в честь актрисы Театр им.В.Ф.Комиссаржевской, в котором она служит 50 лет, представил спектакль «Театр» с ее участием. Также актрису можно будет увидеть 19 и 27 марта в этом спектакле.
Если бы повернуть всё назад, вы бы выбрали снова эту профессию?
Я не знаю, выбрала ли, потому что была рождена в актёрской среде: мама, папа — актёры, тётя – народная артистка, певица в Киеве. В театре я — с детства, меня маленькую выпускали на сцену и снимали в кино, постоянно таскали на гастроли. А потом были всякие мучительные вещи, дикое разочарование в театре …Я думала тогда: «Боже мой, лучше б я чем-то другим занялась…». Мой любимый Белинский Александр Аркадьевич всегда говорил, что я — нераскрытая актриса, меня не раскрыли до конца. Но раскрыли меня или не раскрыли — я живу настоящим. Вы знаете, замечательно сказал Лев Толстой: «счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Это мой девиз.
Что вам еще интересно кроме профессии, семьи — любимого мужа, детей, внучки?
Я умею рисовать, люблю ходить в другие театры. Мне приятно смотреть на некоторых своих коллег и думать — какие сейчас разноплановые люди у нас! Кто-то выпускает книгу стихов, кто-то занимается танцем или вокалом, кто-то журналистику закончил – молодцы! Это всё дополняет творческую натуру…. А жизнь очень многогранна. Есть друзья, путешествия, книги, живопись, есть любовь, есть природа – я не могу перечислить все, что составляет жизнь. Вот это главное. И нельзя упираться лбом во что-то одно. Откуда черпать вдохновение? – только из жизни!
Как складывались первые шаги по пути к актерской профессии?
Я родилась в Киеве, училась в Харькове и мечтала попасть в Москву. В 16 лет я окончила школу и поехала в Москву поступать в ГИТИС, но на третьем туре завалилась по нелепой причине. Потом год работала в Доме Мод профессиональной манекенщицей, ездила и в Москву на показы, научилась носить одежду, держать себя. Это мне очень помогло в актерской профессии. Когда меня уже приняли в институт, то в каждом магазине был мой портрет, где я демонстрировала пальто, шляпку или еще что-нибудь. Сейчас это никого не смущает, актеры много подрабатывают в рекламе, а тогда это считалось неприличным. Но, можно сказать, я первая оказалась в рекламном деле (смеётся).
А в Харькове Вы работали в театре?
Нет, ни дня. По окончании института я встретила своего мужа, который был футболистом в Харькове. Меня познакомила с ним моя подруга Таня Ткач, с которой мы учились в одном харьковском ВУЗе. Сейчас она служит в Театре на Литейном. У них была харьковская эстетская тусовка, а он футболистом интеллектуалом, печатался в газетах и входил в этот круг. Он оказался обаятельным умным человеком, но тогда я еще не понимала, что это моя родная душа. Когда я заканчивала институт, мы поженились. Я убедила его уехать, и мы отправились в Ленинград — без денег, без поддержки, — бросив в Харькове всё. В Ленинграде он поступил сначала в команду «Динамо», потом перешел в «Зенит». Единственной ниточкой связи с городом был Генин брат — кинорежисёр Александр Орлов, жена которого, Алла Будницкая, в родстве с легендарным сегодня театральным художником Эдуардом Кочергиным, а тот, в свою очередь, был главным художником нашего театра. Однажды Эдик прислал мне телеграмму: «Приходи в театр, ищут актрису на роль». Режиссер Юлий Дворкин искал героиню для своего спектакля «Влюбленный лев». Когда я появилась, первым ко мне подошел Иван Краско и предложил свою помощь. Мы с ним показали отрывок, и меня взяли. А у моего мужа здесь ничего не складывалось, и он решил вернуться в Харьков, чтобы заработать нам на квартиру. Устроил меня в общежитие текстильного института, где я была шестая в комнате и спала на раскладушке, будучи уже артисткой театра Комиссаржевской.
— То есть Ваша любовь перенесла определённые сложности…
— Чуть не оборвалась! Но потом, когда Гена приехал, мы начали искать жильё. Тогда через друзей он познакомился с секретарём Анны Ахматовой Анатолием Найманом и даже был в гостях у великой поэтессы. В этот период в нашей жизни появился Иосиф Бродский: так как мы вообще оказались на улице, он предложил нам жильё, пока всё не устроится. Три дня мы спали на его кожаном диване и через шкаф проходили в его комнатку.
— Те самые полторы комнаты?
— Да-да. Эту историю я всем потом рассказывала. А еще, когда мы сидели в комнате и пили чай, мне послышался за дверью какой-то шорох. Я открыла дверь, а соседка буквально отпрыгнула от двери. То есть комната Иосифа прослушивалась….
— О чём вы говорили с Иосифом Бродским?
Мы гуляли по улице, разговаривали. Для меня он тогда еще не был тем великим Иосифом Бродским. Он был лёгким, весёлым, не было в нём той манеры чтения его стихов, о которой сейчас все знают. Помню, как он курил, зажигая спичку о подошву своей туфли…. Ему присылали из-за границы модные пиджаки из искусственной замши, и по тем временам он был модно одет. Обожал футбол, очень уважал моего Гену и даже ходил на матчи с его участием.
— Кто были вашими авторитетами в Театре Комиссаржевской?
— Я всегда дружила в театре с людьми старше себя, потому что мне с ними было интересно. Мне жутко повезло: я застала Сергея Александровича и Николая Александровича Боярских – феерические люди с тонким юмором. Были уникальные В. И. Чемберг, С. Л. Поначевный, которые все-таки били меня по носу. Чемберг была властной, но могла и защитить. И не было такого, что вот ты – «малявка», а я народный, и не подходи…. Долгое время мы тесно общались с Галиной Петровной Короткевич, еще были партнеры великолепные – Станислав Ландграф, Владимир Особик, Сергей Юрский, Андрей Толубеев, Ростислав Плятт – с которыми посчастливилось не только на сцене, но и в телевизионных фильмах играть. Это был багаж, счастье, это было школой.
В одной из статей было сказано, что Вы, «сочиняя образ противоречивый и глубокий, преображали мелодраму в психологическую драму». С какими режиссерами вы понимали друг друга?
— (Смеётся) Это так смешно звучит, так литературно, витиевато и я не понимаю что это такое. Я хочу сказать, что очень люблю слушать режиссёра, если он мне интересен. У меня был Рубен Сергеевич Агамирзян, который понимал, что надо и говорил «нет, ты сидишь на краешке стула, ты не можешь сесть по-другому» — и это уже образ. Мне хорошо работалось с Михаилом Казаковым, с которым мы выпускали спектакль «Чествование». Мне очень нравился Рома Мархолиа, который делал «Фортуну» в нашем театре. У нас была чудная команда тогда, музыкальная. В Романе был замечательный вкус, какое-то доверие. В своё время мне говорили, что мой режиссёр – это Роман Виктюк, и я очень любила его раннее творчество. А есть режиссёры, которые сидят, творят и сами зевают тут же. Актёр — сам творец своих ролей, но для этого нужна прекрасная драматургия и режиссура. У нас в театре был режиссер Валерий Суслов, с которым мы делали много душевных теплых спектаклей. Он тонко чувствовал женскую суть. Сейчас мой режиссер – наша актриса Маргарита Бычкова, которая протянула мне руку и подняла меня с дивана…
Было ли у вас когда-нибудь желание уйти в другой театр, к другому режиссёру?
— Да. Был момент, когда я хотела уйти к Товстоногову и уже вела переговоры, но, слава Богу, потом всё образовалось. Это бывает по молодости, по глупости даже – некий порыв. А есть такие вещи, как понимание, доверие и преданность. Помню, однажды мы долго репетировали с Рубеном Агамирзяном, а у меня были билеты в Дом Кино на «Гибель богов». Я тихо-тихо убежала. На следующий день я пришла утром на репетицию с повинной, и Агамирзян мне сказал замечательную фразу: «Наташа, если не на тебя рассчитывать, то на кого?», — и я поняла, что и от меня очень многое зависит в театре, и вот это его доверие я должна оправдывать и не предавать театр.
— Как Вы относитесь к современному театру?
— Очень хорошо отношусь. Мне нравится Богомолов и по душе его эксперименты, Римас Туминас замечательный. Недавно одна актриса написала, что современные режиссёры – это театральный ИГИЛ, и они уничтожают русский классический театр. Мне страшно, когда я читаю подобные вещи. Театр должен быть разным, многонациональным, современным. Современный театр на то он и современный, что отвечает на сегодняшние вопросы. Когда мы раньше брали современные пьесы, то делали это с огромной осторожностью, боясь что-то лишнее показать, чуть-чуть вытащить.
Вчера мы с мужем ходили в МДТ на «Гамлета», и я порадовалась, в первую очередь, за режиссера Льва Додина: ему уже немало лет, а он чувствует и понимает время так, как не все сегодняшние молодые. И актёры у него удивительно работают. Когда в финале кричали «Браво», мы аплодировали так, что даже руки заболели, а мой муж вытирал слезы и сказал мне: «Я так счастлив за актёров!». Ради этого стоит приходить в театр.
Когда-то спектакли Товстоногова я вообще не пропускала. Наверное, это был мой мир, я это впитывала в себя и представляла эталоном. И сейчас, когда смотришь те фильмы–спектакли, понимаешь, что ничего никуда не ушло: это талантливо, и как было интересным, гениальным, так и осталось.
Делает ли по вашему мнению театральное искусство людей лучше? Какую функцию оно несет?
— Вы знаете, разную. В зависимости от того, для чего человек приходит в театр. Кто-то приходит развлечься, отдохнуть. Бывает, что кто-то из знакомых спрашивает про постановку, и когда узнает, что это не комедия, а «надо думать», тогда отказывается идти на спектакль. В этом случае я советую идти в цирк. Мне нравятся спектакли, будоражащие и мысль, и чувства.
Когда мы играли мелодраму «С тобой и без тебя», одна зрительница подошла ко мне и сказала: «Спасибо за то, что Вы дали мне возможность дальше жить». Может быть, у неё была какая-то личная драма, а я со своей героиней Люсиль ей помогла.
Театр и спорт… Казалось бы, две параллельные вселенные. Ваш супруг трепетно относится к вашему делу, активно следит за театральной жизнью города. А как вы относитесь к спорту?
— Я как-то далека от спорта. А он — невероятно творческий человек, многому меня научил. Иногда я ему читаю свои роли и спрашиваю совета, и он мне очень помогает. Когда он начинал делать свои репортажи, я его записывала на плёнку, чтобы он работал над ошибками. Я внимательно слежу, когда он интервью даёт, на радио выступает, и обязательно ему говорю, что мне нравится, а что – нет. Он также относится и к моему творчеству. Однажды его даже приглашали артистом в театр. Помню как-то Галина Иосифовна, жена Агамирзяна, которая была далека от спорта невероятно, мне позвонила и сказала «Наташа, я слышала, как ваш муж комментировал: это уже не репортаж, это театр!».
— Если бы у Вас была волшебная палочка, чего бы вы пожелали в первую очередь?
— Чтобы было здоровье у всех, чтоб люди не болели, чтоб меньше злобы было, потому что от этого дышать трудно, задыхаешься.
Светлана Мазур КУЛЬТУРА 09 июня 2022
Что‑то внутри всколыхнулось. Наталья Орлова – о спектакле «Беглянки»
Две женщины случайно встречаются ночью на обочине дороги. Одна убежала от мужа и взрослой дочери, которым нужна была только в роли домохозяйки, вторая — из дома престарелых, куда ее поместил сын. Так начинается спектакль «Беглянки» — премьера Театра имени В. Ф. Комиссаржевской. Лирическую комедию поставил главный режиссер театра Леонид Алимов по пьесе Кристофа Дютюрона. А беглянками стали две заслуженные артистки России — Наталья ОРЛОВА и Татьяна КУЗНЕЦОВА. Их героини проживают авантюрную, забавную историю, круто изменившую судьбу каждой, и делают это легко, остроумно и трогательно. Зрителям есть чему поучиться, о чем подумать и поговорить.
— Наталья Михайловна, почему именно премьерой «Беглянок» вы решили отметить свой юбилей — 55 лет на сцене? Все‑таки это спектакль на двоих, и его успех пришлось делить поровну с Татьяной…
Наталья Орлова: — Я ненавижу юбилеи и бенефисов устраивать не собиралась. И вдруг однажды прихожу в гримерку — лежит у меня пьеса. «Что это?» — спрашиваю. «А ты почитай», — говорит Тамара Михайловна Абросимова, народная наша артистка, с которой мы уже пожизненно и в гримерке, и вообще. Я начинаю читать — и не могу оторваться. И что‑то во мне такое всколыхнулось. Ну, думаю, надо, может, это и сыграть? Дала почитать пьесу Тане Кузнецовой, моей давней партнерше, талантливому человеку, потому что увидела именно ее в одной из двух ролей. Предложила сыграть — она согласилась. Нашему главному режиссеру Алимову Леониду Александровичу пьеса тоже понравилась, и он с ней тут же пошел к Виктору Абрамовичу Новикову, нашему художественному руководителю. Виктор Абрамович позвал нас с Таней и сказал: «Девочки, я так рад, что вы захотели сыграть на Малой сцене». И нам уже деваться было некуда, хотя мы о Малой сцене не думали… За семь месяцев родился этот спектакль — можно сказать, недоношенный ребенок.
Татьяна Кузнецова: — Еще какой доношенный — сейчас так долго вообще не репетируют.
Н. О.: — Это правда. Поначалу мне очень тяжело работалось… Я даже говорила: давайте возьмем другую актрису.
— Вместо вас?
Н. О.: — Вместо меня. Но Алимов сказал: ни в коем случае.
— Если продолжить ваше сравнение рождения спектакля с рождением ребенка — у вас просто был токсикоз.
Т. К.: — И сложные роды.
Н. О.: — Мы не ели, не спали, когда спектакль создавали.
Т. К.: — Это все‑таки переводная вещь, и хотелось выдержать ее стилистику, вскочить в нее, присвоить себе эту французскую легкость, моментальный переход от разных эмоций, от одной интонации к другой… Во Франции роли беглянок исполняли знаменитые актрисы, а мою — вообще стендаперша, ну очень там популярная. Мы посмотрели в записи — они играли в стиле варьете: гэги — гэги — гэги.
Н. О.: — Да, и был момент, когда мы это увидели — и тоже давай наяривать на репетиции в этом же ключе: а-ха, ха-ха!
Т. К.: — А потом убрали все это. Было понятно, что такого смеха всю дорогу не будет и не должно быть. У нас другая школа: проживания, переживания, пропустить через себя…
Н. О.: — Наши героини не плоские, они многогранные, играя их, нам было что развивать в себе. Когда мы с Таней обсуждали пьесу, у каждой возникали какие‑то ассоциации из собственной жизни.
— Вам тоже случалось от чего‑то убегать?
Т. К.: — Каждый, наверное, должен через это пройти. Человек рожден для развития души, и если она вдруг перестала развиваться и просит чего‑то иного — не нужно бояться все сменить и убежать. Необязательно из дома в никуда — с чемоданом, на эмоциях. Можно совершить бегство из нелюбви в любовь, в понимание, в саму себя. Вот героиня Натальи Михайловны, она постарше, снимает с моей, более молодой, всю шелуху, все лишнее и наносное, как с луковицы…
Н. О.: — И пускает ее в другую жизнь.
Т. К.: — Предлагает: да попробуй ты наконец живой огонь, а не электрический камин, образно говоря. Вообще это обоюдная история: одна героиня дает другой новый взгляд на жизнь, а вторая своей старшей подруге жизнь просто продлевает. Кажется, таких спектаклей о женской дружбе еще не было.
— Зато о женском соперничестве — полно. Например, «Театр» по Сомерсету Моэму, в котором вы тоже вместе играете и героиня Татьяны побеждает соперницу своим искусством и женскими хитростями. В жизни приходилось делать нечто подобное?
Т. К.: — В «Театре» взрослая женщина влюбилась в молодого мужчину. В моей жизни такой ситуации не было, но когда я готовилась к спектаклю, спрашивала про нее, читала, смотрела. И поняла, что это очень сильная привязка, вот просто на физическом уровне — как наркотик. Когда такой союз распадается, женщина просто начинает умирать. Как из этого выходить? Мою Джулию спасает сцена.
— Как сказал один комик одной инженю, покинутой возлюбленным, в рассказе Чехова «Месть»: «Искусство — самый радикальный утешитель».
Н. О.: — А если женщина не актриса и вообще не имеет отношения к искусству — в чем искать спасение?
Т. К.: — В своем любимом деле или увлечении, в каком‑то творчестве другом.
— Вам проще — у вас на эту тему богатый театральный опыт.
Т. К.: — У меня в «Театре» уже третий любовник. Когда первый — Ваня Васильев — возмужал, взяли Игоря Андреева. Он чудесный, легкий, с юмором, но уехал в Москву. Игорь — брат Паулины Андреевой, и она его все‑таки переманила. Я плакала: прощай, моя любовь! Сейчас ввели молодого актера — Женю Кошелева, красавца-героя. Боюсь, как бы и он не сбежал в кино. Уже тащат, уже весь в пробах.
— В «Театре» исполнительницей роли вашей юной соперницы оказалась собственная дочь. Не жалко затмевать ее по сюжету своим немыслимым талантом?
Т. К.: — Ну это же не мы с Варей, а созданные нами образы. И потом, я же говорю ей в финале: «Вы будете хорошей актрисой, я вам обещаю».
— Хорошей актрисой она уже стала?
Т. К.: — У нее все впереди. Мне очень нравится, что Варюшка делает в «Докторе Живаго». Она там играет Тоню Громеко — и как она прочитала прощальное письмо любимому мужу перед отъездом в Париж!
Н. О.: — Сегодняшняя молодежь — классная. Свободные люди, раскрепощенные. Мы с внучкой на одной жердочке сидим и на все темы можем говорить. Понимаем друг друга с полуслова. Мне нравится и ее окружение, и как она мыслит, и к чему стремится, и ее свежий взгляд на жизнь и на искусство. Она и меня этим питает. А моя дочка — вообще мой талисман: не пропускает ни одного моего спектакля, приводит друзей и очень гордится своей мамой, а если делает замечания — всегда оказывается права. И всегда подскажет какое‑то важное, интересное и небанальное решение.
Т. К.: — Мои студенты в Институте кино и телевидения делают интереснейшие вещи. Вот недавно показали отрывок из «Преступления и наказания» — диалог Сонечки Мармеладовой и Раскольникова, — и я поняла, что мне даже ничего поправлять не надо. Чуть-чуть мальчишке подсказала — и вдруг он выдал такое… Думаю: как?! Это просто очень круто.
— Битва за роли в театре наверняка бывает не менее страстной, чем за возлюбленных. Можно ревновать свою роль к другой актрисе?
Т. К.: — Ну наверное. Но я, например, если появлялся второй состав, просто отдавала свою роль другой актрисе. Кроме одного случая, когда поступить так не могла. Я тогда сидела, смотрела, что они делают на сцене, и тихо ревновала. Но открытых конфликтов я не знаю. Понимаете, руководитель театра Рубен Сергеевич Агамирзян был светлый человек, театр состоял из его учеников, и было единство, без которого в театре очень тяжело. Эта традиция, слава богу, осталась. Вот у нас с Натальей Михайловной получился такой джазовый спектакль, и в этом его прелесть, мы друг дружке можем помогать и что‑то менять по ходу пьесы.
Н. О.: — На третьем спектакле финал у нас получился чуть иначе. Я попросила: Танюша, сделай так, чтобы я заплакала. И она сделала. У меня ком в горле стоял от ее пронзительной интонации. Это когда наши героини встретились после разлуки, и она увидела, какой я стала развалюхой.
Т. К.: — Ничего себе развалюха! После премьеры «Беглянок» знакомые меня спросили: а сколько лет Наталье Михайловне — уже шестьдесят пять? Я ответила: не знаю.
Н. О.: — Когда меня спрашивают, я никогда не признаюсь: кто хочет, тот увидит. Иногда, правда, лет десять скидываю. А мне говорят: ой, а так хорошо выглядите. Ну, думаю, маловато скинула.
— Проклятый вопрос: что делать женщине, у которой душа молодая, а дата в паспорте… скажем так, другая?
Т. К.: — Оставаться верной своей женской природе. Потому что мы частенько ее забываем: или ноем, как дети, или работаем, как мужики. Вот Наталья Михайловна даже мужскую работу будет делать по‑женски изящно и изумительно. У нее можно учиться и учиться. А еще тому, какой это каждодневный труд души — взращивать любовь. Наталья Михайловна знает про это лучше, она всю жизнь в красивом, чудесном браке.
— Наталья Михайловна, не могу не спросить: как ваш знаменитый муж спортивный комментатор и телеведущий Геннадий Орлов прокомментировал премьеру «Беглянок»?
Н. О.: — Сказал: «Мне так жалко женщин стало». Спектакль ему понравился. Геночка у меня очень любит театр и все понимает. Еще когда он был футболистом, куда бы они ни приезжали — всюду ходил по театрам и музеям. Он и меня приучал к прекрасному, а когда привез в Ленинград, привел к замечательному педагогу по речи, настоящей аристократке. Сам он ходил на курсы в Театральный институт, работал над артикуляцией. А я записывала его репортажи, и он их потом прослушивал. С тех пор так и продолжаем вместе работать над собой.
— Правда, что вы дружили с Иосифом Бродским и даже жили в его полутора комнатах некоторое время?
Н. О.: — Мы провели там, по‑моему, две ночи. Иосиф сам нам это предложил и ушел, а мы спали на его большом кожаном диване. Входили в его полкомнаты через шкаф, который был обклеен яичными гнездами. Его родители были дома, и, когда мы с ними завтракали, я услышала шорох за дверью. Выхожу — и тут же соседка как отбрыкнет от двери! Меня это тогда настолько поразило, что я запомнила на всю жизнь. Помню, как мы шли с Иосифом по Литейному, и он выглядел таким франтом в куртке из искусственной замши, которую ему прислали из Америки, и о ботинок зажигал спичку, чтобы прикурить сигарету. Мы были из одной компании, я не считала Бродского каким‑то небожителем, но стихи его записывала в тетрадку. Молодые, несмышленые, мы собирались театральными компаниями, в какие‑то игры играли, обсуждали, кто что прочитал, тогда было неприлично не читать, любили джаз. Но и сейчас по поводу возраста переживать, по‑моему, не стоит, надо воспринимать его как данность. И продолжать увлекаться, вдохновляться жизнью, любить.
Т. К.: — Позволять себе.
— Что?
Т. К.: — А что душа просит.
— Душа часто хочет еще потрудиться, а заниматься любимым делом уже не дают: культ молодости процветает во многих компаниях. В театре, правда, героини спектаклей бывают разных возрастов…
Н. О.: — Однажды в молодости я замещала заболевшую возрастную актрису. Седые волосы мне делали, гримировали соответственно. А когда актриса поправилась, Рубен Сергеевич мне сказал: ну вот и все, больше тебе не надо это играть, еще наиграешься возрастных ролей. У Агамирзяна такое было кредо. А сегодня возрастные роли часто отдают молодым.
— А если когда‑нибудь все роли вдруг достанутся тем, кто помоложе?
Т. К.: — Будем сочинять себе роли сами. Бывает очень трудно принять ситуацию, когда у тебя что‑то несправедливо отнимают или не дают того, чего тебе хочется и чего ты действительно заслуживаешь. Но потом вдруг оказывается, что взамен тебе было уже приготовлено что‑то другое, более интересное и нужное именно сейчас. Мы же не знаем до конца своей судьбы.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (7186) от 09.06.2022 под заголовком «От судьбы не уйдешь, но можно убежать».