Заслуженная артистка России

Родилась 25 марта в Ленинграде.
Окончила ЛГИТМиК в 1970 году (курс Р. Агамирзяна).
С 1970 г. – актриса театра им. В. Комиссаржевской
С 1983 г. – заслуженная артистка России
Заслуженная артистка России Татьяна Самарина – ученица Рубена Агамирзяна, однокурсница и партнер по сцене тех, кто составил творческий костяк прославленной труппы Театра им. В. Ф. Комиссаржевской. Актриса родилась в Ленинграде, окончила ЛГИТМиК. В свой любимый и единственный театр пришла еще студенткой, сохранив преданность этой сцене на долгие годы.
Cпокойная классическая простота, обаятельная внешность, внутреннее достоинство и тонкая акварельная техника стали составляющими ее раннего сценического успеха.
С той поры, как девушка впервые ступила на сцену театра, прошло уже более полувека, сыграны десятки ролей от водевиля до трагедии. Самая первая работа юной актрисы стала роль Лизы Синичкиной в «Театральной комедии». Со временем нежные героини — Золушка, Ася, Поля, Юлька, Алька — сменились глубокими драматическими ролями. Среди них была незабываемая нежнейшая Елена из «Дней Турбиных». «По-взрослому» раскрылся талант Самариной в знаменитой трилогии А. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Ианнович», «Царь Борис». В новые времена Т.Самарина вновь сыграла царицу, но из другой, не менее драматической эпохи России, — в спектакле по пьесе Г. Горина «Шут Балакирев». Трагедию жены Петра Великого, Екатерины, актриса выразила с изяществом и подлинным мастерством, органично войдя в жанр горинской «шутотрагедии».
Можно долго перечислять все роли этой удивительной «агамирзяновской» талантливой актрисы, но неслучайно в отзывах зрителей есть и такое: «эта актриса — такая «ленинградская», несуетная, исполненная простоты и достоинства…». Она умна, интеллигентна и необычайно красива.
Занята в спектаклях
1970
А. Бонди «Театральная комедия» (Лиза)
Н. Думбадзе «Если бы небо было зеркалом» (Школьница)
П. Панчев «Сказка о четырех близнецах» (Корчма)
1971
Н. Думбадзе «Не беспокойся, мама» (Изида)
Н. Матуковский «Амнистия» (Секретарь)
Е. Габрилович «Необыкновенный подарок» (Ася)
1972
С. Алешин «Тогда в Севилье» (Служанка)
А. Толстой «Царь Федор Иоаннович» (Мстиславская)
Э. Казакевич «Приговор» (Валя)
М. Твен «Принц и нищий» (Бэт)
1973
Е. Шварц «Золушка» (Золушка)
Б. Рацер, В. Константинов «Проходной балл» (Поля)
1974
И. Зверев «Романтика для взрослых» (Юлька)
Б. Рацер, В. Константинов «Иосиф Швейк против Франца-Иосифа» (Маричка)
1975
Ф. Абрамов «Пелагея и Алька» (Алька)
Н. Думбадзе «Обвинительное заключение» (Нуну)
1976
Н. Думбадзе «Если бы небо было зеркалом» (Лана)
М. Шатров «10 нераспечатанных писем» (Тоня)
А. Толстой «Смерть Иоанна Грозного» (Царица Марья)
1977
Э. Брагинский, Э. Рязанов «Притворщики» (Светлана)
М. Шатров «Мои Надежды» (Надежда)
1978
А. Гайдар «Бумбараш» (Софья Николаевна)
А. Толстой «Царь Федор Иоаннович» (Ирина)
А. Толстой «Царь Борис» (Мария Нагая)
Э. Брагинский, Э. Рязанов «Аморальная история» (Лида)
Г. Горин «Самый правдивый» (Марта)
Б. Рацер, В. Константинов «Иосиф Швейк против Франца-Иосифа» (Боженка)
1979
Г. Горин «Легенда о шутовском колпаке» (Катлина)
И. Друце «Возвращение на круги своя» (Курносенкова)
Г. Горин «Забыть Герострата» (Плакальщица)
С. Алешин «Тема с вариациями» (Люба)
В. Розов «Гнездо глухаря» (Искра)
1980
М. Шатров «Синие кони на красной траве» (Крупская)
Н. Думбадзе «Возвращение к жизни» (Мария)
1981
С. Алешин «Дипломат» (Марсела)
А. Галин «Ретро» (Людмила)
Б. Рацер, В. Константинов «Иосиф Швейк против Франца-Иосифа» (Фрау Больц)
1982
К. Симонов «Генерал Серпилин» (Жена Серпилина)
Г. Рябкин «В этой девушке что-то есть» (Елена Павловна)
1983
М. Булгаков «Дни Турбинных» (Елена)
А. Кравцов «Новоселье в старом доме» (Катя)
1984
Ю. Бондарев «Выбор» (Мария)
Э. Брагинский «Авантюристка» (Лебедева)
1985
А. Чаковский «Неоконченный портрет» (Люси)
1986
С. Найденов «Дети Ванюшина» (Людмила)
А. Галин «Восточная трибуна» (Мила)
М. Шатров «Диктатура совести» (Савельева)
1987
Курт Воннегут «С днем рождения, Ванда Джун!» (Пенелопа)
1988
И. Дворецкий «Колыма» (Тамара)
1989
Л. Зорин «Максим в конце тысячелетия» (Александра)
Э. Брагинский «Лакейские игры» (Тамара)
1991
М. Булгаков «Полоумный Журден» (Доримена)
1992
Н. Йорданов «Убийство Гонзаго» (Елизавета)
О. Данилов «Интересное кино» (Наташа)
А. Пукемаа «Антиквариат» (Сиркка)
1993
Б. Рацер «Русский медведь» (Элен)
1994
Д. Никкодеми «Недомерок» (Франческа)
К. Ласкари «Рике с хохолком» (Карменсита)
1995
Ж. Ануй «Приглашение в замок» (Мать)
Б. Слэйд «Чествование» (Глэдис)
1997
В. Вербин «Яма» (Эмма)
А. Толстой «Царь Борис» (Мария Нагая)?????
1999
Ф. Э. Бернет «Маленькая принцесса» (Минчин, Амелия)
2000
Ф. Дюрренматт «Брак г-на Миссисипи» (Анастасия)
2001
М. Фриш «Андорра» (Мать)
2002
Ж. Ануй «Оркестр» (Патриция)
2003
Э. Ажар «Страхи царя Соломона» (Кора Ламенер)
2004
Г. Горин «Шут Балакирев» (Екатерина)
2005
Т. Уильямс «Лето и дым» (Мать Альмы)
2006
Ф. Менчелл «С тобой и без тебя» (Дорис)
2011
П.Когоут «Эрос» (Вáцлава, экономка)
2013
А. – Р. Лесаж «Тюркаре» (Г-жа Жакоб, сестра Тюркаре, торговка)
2014
К.Хэмптон, Ш.де Лакло «Опасные связи» (Мадам де Розмонд)
2015
С.Моэм «Театр» (Эви)
2018
«Матрёнин двор» по рассказу А.И. Солженицына (Соседка Маша)
1998 — Л.Андреев «Собачий вальс» (реж. П.Шерешевский) – Счастливая Женя
1998 – И.Грюнвальд «Флейтист» (реж. Ю. Томошевский) — Маша
1998 – Ж..Кокто «Человеческий голос»
2000 – Г.Ибсен «Гедда Габлер» (реж. Ю.Томошевский) – Фрекен Юлиана
2006 — А.Островский «Бешеные деньги» (реж. А.Исаков) – Надежда Чебоксарова
Проект театра «Балтийский дом» и Михайловского замка
1999 – «Тайны Михайловского замка» (по пьесе Д. Мережковского «Павел Первый», исполнялся в залах Михайловского замка, реж. А.Исаков) – императрица Мария Федоровна
1980-1981 – Жизнь и приключения четырех друзей (3 серия «Игра с огнем», 4 серия «Кот в мешке», реж. О.Ерышев) — стюардесса
2003 – Я все решу сама-1. Танцующая на волнах (реж. Т.Мельникова) – Жена мэра Самошина
2003 – Любовь императора (реж. А.Орлов) – фрейлина императора Толстая
2005 – Улицы разбитых фонарей-7 (5 серия «Женщина моей мечты», реж. Б.Горлов) — Яхонтова
2006 – Тайны следствия – 6 (5 фильм «Срок давности», реж. М.Вассербаум) – Пекуровская
2008 – Эра Стрельца-2 (реж. М.Кубринский) – мать Лазарука
2009 – Летучий отряд (4 фильм «Стертые следы», реж. А.Ламакин) — Никифорова
2009 – Вербное воскресенье (реж. А.Сиверс) – сотрудница киноархива
2010 – Семейный очаг (реж.О.Перуновская) – Екатерина Сергеевна Кузнецова
2010 – Морские дьяволы – 4 (32 серия «На предельной скорости», реж. А.Гусев (II) – хакер
2010 – Робинзон (реж. С.Бобров (II) — Акушерка
2011 – Наркотрафик (реж. П.Забелин, Н.Борц и др.) – Бабушка
2011 – Счастливчик Пашка (реж. А.Бутько) – Виктория Викторовна, директор детдома
2011 – Защита свидетелей (др. название «Гоблины», реж. В.Фурман, А.Лебедев) – Ирина Владимировна, мать Ольги
2012 – Кулинар (реж. А.Иванов) — Бабушка
2012 – Чужой район (13 серия «Огнестрел», реж. М.Бриус, А.Коршунов) – мать Фролова
2012 – Маша (реж. А.Праздников, «Приор Продакшн», «Грин-Фильм») — Вера Ивановна, коллега Маши
2012-2013 – Чужой район-2 (7, 13, 20, 22. 25, 27-29, 32 серии, реж. А.Тумаркин, Триикс медиа) — Зоя Семеновна, мать Фролова
2013 – Бывшая жена (8 серия, реж. Д.Полторацкая, ООО «Русские Золотые Серии») — Анна Васильевна, пострадавшая
2013-2014 – Чужой район-3 (3, 8, 12, 13, 22, 26, 27, реж. И.Драка) — Зоя Семеновна, мать Фролова
2014 – Обними меня (реж. М.Демченко, Фаворит-фильм) — Галина Александровна, мать Виктора
2014 – Письма на стекле (реж. Р.Грицкова, Свэлл Фильм) — Медсестра в реанимации
2014 – Хроника гнусных времен (реж. П.Амелин, «Свэлл Фильм») — Агриппина Тихоновна, бабушка Насти
2015 – Такая работа ( (23 серия «Сделка с дьяволом», реж. Н. Бучнева, Д. Изместьев, «Анима Фильм Компани») — Ирина Вакулова
2015 – Три счастливых женщины (реж. Д. Елеонский, «ПРИОР Продакшн», «Студия Грин Фильм») – Элеонора, гл.роль
С 1966-го по 1991 г. театром руководил ученик Л.Вивьена Рубен Сергеевич Ага-мирзян, выпустивший несколько курсов в знаменитом ЛГИТМиКе и воспитавший несколько поколений артистов. В театре им. В.Ф.Комиссаржевской в разное время работали ученики его четырех выпусков. Заслуженная артистка России Татьяна Самарина и народный артист России Георгий Корольчук окончили курс Рубена Агамирзяна в Театральном институте в 1970 году. С тех пор они вот уже 40 лет выходят на сцену театра им. В. Ф. Комиссаржевской, поддерживая и помогая друг другу.
Много эпитетов было дано редкой органике Георгия Корольчука, человека с кошачьей пластикой и лукавым взглядом. Восхищались его «смешливым, подвижным и светлым Николкой Турбиным», становились свидетелями бездны импровизации, пародии, розыгрышей, реприз в его Ковьеле из «Полоумного Журдена». Значительной работой признали критики и его роль императора Павла в уникальном театральном проекте, спектакле на месте преступления «Тайны Михайловского замка» по Д. Мережковскому в постановке А. Исакова. Каким бы ни был характер очередной роли Корольчука — будь то беспощадный несчастный фанатик Робеспьер, трагический царь, озорной Незнайка или могущественный Горацио — на всех лежала печать необычного вневременного таланта. Кроме того, Георгий Корольчук сегодня является прекрасным педагогом для молодежи и режиссером спектаклей «Утоли моя печали», «Страсти по дивану», «Тише, афиняне!» в театре им. В. Ф. Комиссаржевской.
Актриса Татьяна Самарина пришла на сцену еще студенткой. Ее тонкая акварельная техника позволяла с изяществом открывать роли комедийных и лирических героинь. Глубина и подлинный драматизм таланта проявились в знаменитой трилогии А. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Ианнович», «Царь Борис». Спокойная простота и достоинство, нежность в сочетании с глубинной человеческой любовью отличают череду тех женских образов, которые создает эта самобытная, удивительно теплая актриса. Сегодня ее можно увидеть в спектаклях «С тобой и без тебя», «Лето и дым».
Актер Константин Демидов и заслуженная артистка России Елена Симонова окончили курс Рубена Агамирзяна в 1985 году. В этом же году они-были приняты в театр им. В. Ф. Комиссаржевской, где прослужили четверть века. За эти годы ими было сыграно множество ролей.
Константин Демидов — острохарактерный актер яркого запоминающегося типажа. Самые яркие его работы — в спектаклях «Дневник Анны Франк», «Цезарь и Клеопатра», «Полоумный Журден», «Царь Борис», «Лев зимой», «Мир без китов», «Шут Балакирев», «Утоли моя печали…», «Юмор висельника» и других. Сегодня его можно увидеть в спектаклях театра «Тише, афиняне!», «Утоли моя печали», «Двенадцать месяцев», «Шут Балакирев».
За 25 лет сценической деятельности Елена Симонова не раз изумляла публику резкими поворотами своего амплуа: кто-то видел в ней актрису острохарактерного плана, другие относили ее героинь к женщинам-вамп. Творческий диапазон актрисы действительно позволяет подобные сценические метаморфозы. Она сыграла в десятках самых разнообразных спектаклей — от «Ричарда III» до «Sex comedy в летнюю ночь». Можно долго перечислять ее разноплановые роли, но нельзя не сказать, что труппу театра невозможно представить без этой актрисы. Она много снимается в кино, режиссерам с ней работать непросто, но очень интересно. Сегодня ее можно увидеть в спектаклях «Дон Жуан», «Sex comedy в летнюю ночь», Двенадцать месяцев», «Ваал», «Тише, афиняне!», «Доходное место».
В ближайшее время артистов можно увидеть в спектаклях «С тобой и без тебя», «Лето и дым» (Татьяна Самарина); «Безымянная звезда» (Георгий Корольчук, Константин Демидов); «Ваал», «Дон Жуан», «Sex comedy в летнюю ночь» (Елена Симонова); «Доходное место» (Елена Симонова, Константин Демидов).
ПравоИнформ, №26 (668). 12 июля 2010
Заслуженная артистка России Татьяна Самарина и народный артист России Георгий Корольчук окончили курс Рубена Агамирзяна в Театральном институте в 1970 году. С тех пор они вот уже 40 лет выходят на сцену Театра им. В. Ф. Комиссаржевской, поддерживая и помогая друг другу.
Актриса Татьяна Самарина пришла на сцену еще студенткой. Глубина и подлинный драматизм таланта проявились в знаменитой трилогии А.Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иан-нович», «Царь Борис». Спокойная простота и достоинство, нежность в сочетании с глубинной человеческой любовью отличают череду тех женских образов, которые создает эта самобытная, удивительно теплая актриса.
Много эпитетов было дано редкой органике Георгия Ко-рольчука. Зрители восхищались его «смешливым подвижным и светлым Николкой Турбиным», становились свидетелями актерской импровизации в роли Ковьеле в «Полоумном Журдене». Значительной работой признали критики и его императора Павла в уникальном театральном проекте, разыгранном в залах Михайловского замка по Д.Мережковскому в постановке А. Исакова. Каким бы ни был характер очередной роли Корольчука, будь то беспощадный несчастный фанат Робеспьер, трагический царь, озорной Незнайка или могущественный Горацио, — на всех лежала печать необычного вневременного таланта.
Сегодня, в дни юбилея, Георгий Корольчук и Тамара Самарина рассказывают… друг о друге.
Заслуженная артистка России Татьяна Самарина:
— У Юры очень непростая судьба — и человеческая, и творческая, очень богатая внутренняя природа. Сейчас он очень редко выходит на сцену, и те роли, которые он играет сегодня, не позволяют увидеть, заметить и раскрыть это уникальное качество — умение говорить со зрителем каким-то очень тихим, уважительным голосом, вызывающим у зрителя абсолютное доверие. Актерства в нем нет никакого, он может пройти в толпе зрителей, которые посмотрели даже несколько спектаклей с его участием, и они его не узнают, потому что это идет не представитель театральной элиты, а просто человек, который не озабочен тем, как на него смотрят. Он — глубинный, нутряной человек. У него уникальная актерская специфика. Я не могу забыть фильм «Плохой хороший человек», в котором он играл в молодости, эти его глаза: он совершенно молоденький был тогда — еще не столкнулся с большими ролями.. Но у него были глаза ребенка и в то же время мудреца, такие бывают у совсем маленьких детей, которые смотрят с той удивительной мудростью, которая потом куда-то уходит, исчезает… В Юре есть это качество — неспешной такой мудрости.
Совместно мы играли немного, но помню спектакль «Проходной бал» Рацера и Константинова, с которым мы объездили много городов. Там мы играли юных мальчика и девочку. Еще играли вместе в трилогии Толстого, в спектакле «Дни Турбиных», в спектакле о Павле I в Михайловском замке. Юра играл Павла, а я — его жену, и нам было очень комфортно, душевно и интересно. Он живой артист, и если артист сам существует очень естественно, то и ты рядом с ним становишься живее и органичнее, играешь каждый раз по-разному. Живой — это значит сегодняшний. Вот сегодня он немножко грустнее, значит, и Павел у него будет сегодня с этим оттенком. В другой день он приходит хулиганистый со смешливыми глазами, значит, жди от него чего-то необычного…
И мне безумно жаль, что я не вижу сегодня его в ролях, которые он мог бы сделать очень интересно и глубоко, со своей мудростью и человеческой добротой. Артист растет на ролях, и нужна такая роль, которая заставляла бы нас дотягиваться до нее — тогда раскрывается что-то такое, чего мы никогда не видели.
Юра все время чем-то занят, много работает. Он живет в ладу с собой, сложно, но в ладу, и только в общении с людьми раскрывается полностью — вот это, наверное, нас с ним немножко объединяет- мы стараемся людям не причинять боли. Конечно, мы кого-то обижаем, задеваем, но специально мы этого не сделаем, и стараемся даже, придя на спектакль, поднять настроение людям, которые пришли работать. Нас учили, что все должно делаться в радость, и даже трагедию нужно делать весело. Когда мы репетировали с Рубеном Агамирзяном «Смерть Иоанна Грозного», то много шутили, смеялись, Рубен Сергеевич мог тут же анекдот рассказать, а потом: стоп, поехали дальше…
Народный артист России Георгий Корольчук:
— Я бы хотел рассказать о своей удивительной и мною очень любимой коллеге Танечке Самариной. Впервые мы встретились не на курсе, а гораздо раньше: мы вместе пробовались на «Ленфильме» в фильм «Кто придумал колесо». Потом мы оказались вместе на одном курсе в 1966 году у Рубена Агамирзяна и очень друг другу порадовались. С тех пор вместе работаем и сыграли вместе 25 спектаклей. Каждый курс — это целая школа. А что касается непосредственной жизни в театре: мы просто родные люди абсолютно, одна семья.
Рубен Сергеевич взял ее на главные роли, и она очень много играла. Постоянное желание любви, нежности женской, лирический образ, который она несла, остался и останется. Когда ей приходится играть жесткие роли (как, например, сейчас в спектакле «Шут Балакирев»), она каждый раз сомневается, просит — посмотри. Ей это не очень свойственно. Мне очень нравится ее роль в спектакле «С тобой и без тебя» — вечное движение к любви — не к завоеванию мужчины или бытовых условий, а погружение в океан любви. К сожалению, мы не много играли в паре. Она -лирическая героиня, а я по амплуа — характерный маленький циркач. Тем не менее я помню наш совместный спектакль «Золушка», где я играл Принца, а она — Золушку. Эти голубые глаза нельзя забыть… Она играла замечательно Елену в «Днях Турбиных» — по лирической силе это ее лучшая роль. Таня работает очень кропотливо, просто так роль не сделает — она дотошная, все проверяет, обо всем спрашивает, волнуется. За годы актерской работы в некоторых талантливых актрисах возникает определенная «породистость». Когда она выходит в спектакле «С тобой и без тебя», это очень чувствуется. Мне очень хочется пожелать Танечке здоровья, утоления ненасытного желания играть. Только это и держит артистов на плаву: желание быть на сцене, быть нужной и обласканной вниманием зрителя.
Заслуженная артистка России Елена Симонова и актер Константин Демидов учились на одном курсе у Рубена Агамирзяна, окончив Театральный институт в 1985 году. В этом же году они были приняты в Театр им. В. Ф. Комиссаржевской, где прослужили четверть века.
За 25 лет сценической деятельности Елена Симонова не раз изумляла публику. Сегодня труппу этого театра невозможно представить без этой актрисы. Сегодня ее можно увидеть в спектаклях: «Дон Жуан», «Sex comedy в летнюю ночь», «Двенадцать месяцев», «Ваал», «Тише, афиняне!», «Доходное место».
Заслуженная артистка России Елена Симонова:
— Мне кажется, что я по жизни человек очень верный и благодарный, что не всегда правильно по отношению именно к актерской профессии. Тем не менее я позволила себе родить двоих детей, работая в этом театре. Это счастье может позволить себе не каждая актриса. Как-то в свое время я советовала одному артисту уйти из театра, а он мне на это сказал: «Как же я уйду? Здесь все стены пропитаны моей энергетикой, я столько работал над тем, чтобы это все меня держало — эти люди вокруг..». Вот я это произношу сейчас и понимаю, что это действительно так. Когда ты купаешься в любви людей, которые тебя любят и поддерживают, — это как в доме, в семье. А театр для меня действительно семья — есть уверенность в окружающих тебя людях, начиная от уборщиц, девочек из пошивочного цеха, реквизиторов. Это же приходит с годами, просто так не обретается. Мне везло с режиссерами, которые здесь работали: мой Учитель -Рубен Агамирзян, совершенно потрясающий Владимир Егорович Воробьев, чудесный Валера Гришко. Эти люди — тоже моя опора, те, кто поддерживал меня и в радости, и в горе…
В нашем театре замечательная атмосфера, и она была всегда. Началось все с Рубена Агамирзяна, который ее создал с несколькими поколениями своих учеников. Когда не стало Рубена Сергеевича — для всех это был жуткий стресс, удар, поменялось все. И Виктор Абрамович Новиков совершенно чудесно поступил со всеми артистами: мы как в Швейцарии существовали
— рядом шли войны, все сражались, а мы были благополучны, артисты расцветали, чудесно существовали, и меня по молодости это раздражало, хотелось играть трагедии, а для этого нужно быть несколько в ином состоянии. Я всегда знала, что со мной очень неудобно работать — я еще тот провокатор. Последняя премьера с режиссером Игорем Коняевым это подтвердила — ему было очень некомфортно, а для меня это конфликтное состояние было необходимо.
Я не представляю себе нашего театра без моих партнеров, у которых я продолжаю учиться. Мне безумно интересно с Владимиром Богдановым в «Доходном месте» — удивительно тонкий артист, с Костей Воробьевым
— он просто гений. Из молодежи очень любопытно работает и существует Вова Крылов… Наверное, каждый человек в этом здании наполняет театр своей энергетикой.
Константином Демидовым за эти годы было сыграно множество ролей в репертуаре театра: «Дневник Анны Франк», «Цезарь и Клеопатра», «Полоумный Жур-ден», «Царь Борис», «Лев зимой» и пр. Сегодня его можно увидеть в спектаклях театра: «Тише, афиняне!», «Утоли моя печали», «Двенадцать месяцев», «Шут Балакирев».
Артист Константин Демидов:
Сложно работать в одном театре 25 лет?
— В другом месте было бы, наверное, сложно, а здесь — легко. Легко, потому что большая часть из нас — ученики одного мастера, воспитанные в одной эстетике, в одной системе творческой. Я думаю, что такой уникальной труппы больше нет — когда мастер выучил 4 поколения артистов, а потом взял их к себе в театр. Здесь все свои. У нас потрясающая труппа. Рубен Сергеевич всегда нас учил, что главное — это работа, и загружал работой: сегодня — массовка, завтра — главная роль, послезавтра — эпизод. Баланс был железный, и он всегда выигрывал.
— Бывают сложные периоды?
— Когда нет ролей — артисту очень тяжело. Но есть радио, телеспектакли, аудиозаписи русской классики, есть телевидение, кино. Когда у меня был тяжелый период, Александр Исаков, тоже выпускник Рубена Агамирзяна, пригласил меня на свой курс в Театральную академию преподавать и сказал, что я ему очень нужен. Я увидел, что Саша работает со студентами так, как с нами работал Рубен Сергеевич, который говорил, что самое главное — талант не испортить, чтобы не вышли «одинаковые горшки».
— Какие роли были для тебя значимыми в этом театре?
— Мне на самом деле повезло — я играл в потрясающих спектаклях: в «Самоубийстве влюбленных…», в знаменитой трилогии Толстого, в «Днях Турбиных», в колоссальном количестве детских спектаклей. Особо мне запомнился наш детский спектакль «Незнайка на Луне», где играли 4 поколения актеров Агамирзяна. Рубен Сергеевич дав сл нам пробовать работать с самыми разными режиссерами — и в этом тоже была школа.
— Можно сказать, что эти 25 лет были для тебя удачными?
— На днях мы играли спектакль «Безымянная звезда», и вдруг кто-то обратил внимание на приказ, в котором сказано*, что я работаю в Театре им. В.Ф.Комиссаржевской 25 лет. Я очень удивился — для меня эти годы пролетели как один день… Актерская профессия не делится на удачную и неудачную. Самая большая профессиональная удача артиста -репертуарный театр, где у тебя всегда есть тренинг, спектакли. У меня редко бывает меньше 12 спектаклей в месяц, и все роли — очень разные. В любом случае актер-профессионал всегда найдет себе работу, а работа всегда найдет профессионального артиста. Каждый раз, выходя на сцену, ты доказываешь зрителю, что имеешь право заниматься этой профессией.
— Что для тебя Театр имени В. Ф. Комиссаржевской?
— Это замечательный зритель, который к нам приходит. У нас очень интеллигентная публика. Она верна нашему театру, несмотря ни на что (на ремонт, гастроли, экспериментальные постановки и пр.). Еще — это мои коллеги, которых я очень люблю, ценю, уважаю и которым доверяю, которые прощают меня, если я что-то делаю не так. В театре самое главное — прощать.
Светлана Володина, Зрительный ряд № 12(96), 1-31 июля
Татьяна Владимировна — ученица Рубена Агамирзяна, однокурсница и товарищ по сцене тех, кто составил основной костяк нынешней труппы театра. Проработав более четырёх десятков лет, она сыграла десятки ролей. Её классическая простота, внутреннее достоинство и тонкая акварельная техника позволили актрисе стать подлинной героиней театра Агамирзяна. Первая работа Самариной в театре — роль Лизы Синичкиной в «Театральной комедии». Со временем её юных нежных героинь сменили иные женщины. Среди них — незабываемая Елена Тальберг из «Дней Турбиных». Трепетный идеализм, незащищённость, некоторая закрытость присущи её холодноватым красавицам, за которых всегда боролись мужчины. По-настоящему её «увидели» в знаменитой трилогии Алексея Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис». Удачей стала и роль Екатерины в горинском «Шуте Балакиреве». Актриса великолепно сыграла противоречивую, но любящую жену царя Петра. А потом — трогательную, капризную и чуть нелепую певичку в «Страхах царя Соломона».
Актриса и сейчас пленяет публику. Чудачества её странноватой Дорис в спектакле «С тобой и без тебя» понятны и искренни: смерть мужа привела её к внезапной отрешённости, колкости и даже менторству. Роль Вацлавы в спектакле «Эрос» словно написана для сегодняшней Татьяны Самариной. Она служит Эмилю Гайденрейху, будучи в его доме не женой, не возлюбленной и даже не любовницей – экономкой. Она вырастила его детей, похоронив своё женское счастье. Дуэт Татьяны Самариной и Ивана Краско заставляет зрителей забыть, что перед ними – актёры: так нежны и немногословны они друг с другом, так тиха и глубока их человеческая любовь и привязанность.
— Сегодня я считаю своим главным театральным везением то, что моим учителем стал Рубен Сергеевич, — признаётся Татьяна Владимировна. Он верил, что сцена непременно проявит все твои человеческие качества, а значит важно – какова твоя личность. Во мне, как в актрисе, по сей день живёт желание, им воспитанное: я хочу, чтобы по сцене меня вёл человек, которому я доверяю. Чтобы мою роль прочерчивал умный режиссёрский рисунок. Для Рубена Сергеевича и вопрос ансамбля был принципиальным. «Один на сцене ты ничего сделать не можешь», — вот один из важных уроков его школы.
А вот что говорят о Татьяне Владимировне её коллеги.
Актёр Родион Приходько:
— Впервые я увидел её ещё в девятом классе, придя на спектакль «Притворщики». Она играла главную героиню в партнёрстве с Владимиром Летенковым . Только потом я узнал, что они с одного курса, были когда-то мужем и женой… Потом, став студентом я видел её Елену в «Днях Турбинных». Эти огромные синие глаза дарили ощущение необыкновенной свежести, молодости. Придя в театр, столкнулся с ней в работе — в партнёрстве она человек въедливый и дотошный. Думаю, это такой способ погружения в материал. И когда она выходит на сцену, то погружена абсолютно, и даже за кулисами возникает ощущение, что она в роли. Татьяна Владимировна наделена прекрасным чувством юмора. Мне было сложно играть с ней в спектакле «Маленькая принцесса», потому что она была невероятно смешной! Мне кажется, она совершенно безотказный и очень деликатный человек. Никогда не полезет в чужую жизнь, сумев, при этом, вовремя тебя поддержать и понять. Даже замечание, а артисты, как известно, очень самолюбивы – она преподнесёт с большим тактом, осторожностью и любовью.
Заслуженная артистка России Елена Симонова:
— У этого поколения артистов воспитано такое внутреннее уважение к театру, профессии и внутри театральной атмосфере, которые сегодня – редкость. Я обожаю Танину эксцентричность. Впервые в этом качестве она удивила меня какой-то особой остротой – после всех своих лирических героинь! — в «Лакейских играх». На этом спектакле мы очень сблизились, и я услышала от неё много полезных советов. А было время, когда мы вместе вязали — Танечка удивительная рукодельница. Будучи невероятно одарённой в профессии, она ещё и талантливо хороший человек — совестливый и очень ранимый.
Народный артист России Иван Краско:
— Танечка Самарина – удивительная женщина, замечательная актриса. До сих пор перед глазами стоят её Елена Васильевна в «Днях Турбиных», Катя в спектакле «Новоселье в старом доме»… С ней невероятно приятно партнёрничать – и в кино, и в театре. Мы с удовольствием вместе работали в сериале «По семейным обстоятельствам». Очень дружили, переживали все сложности. У Тани есть удивительное качество – постоянство и преданность своим идеалам, верность своим друзьям – я никогда не видел, чтобы кто-то вообще пренебрежительно относился к ней. Для других людей она источник тепла и добросердечности. Подозреваю, что она очень хорошая хозяйка и истинно русская женщина – такие люди умеют жалеть тех, кто временно выбился из колеи. Но она бывает непримирима, если кто-то ведёт себя недостойно. Такие случаи я тоже наблюдал. У неё появляется твёрдость, она не мимикрирует, не старается подладиться.
В спектакле «Эрос», где мы с ней партнёры, мне не приходится врать, когда я говорю: «Будь у меня тогда отвага, которая есть сейчас, я бы на тебе женился…». У меня даже был период влюблённости в неё — такие периоды в театре тоже бывают. Думаю, она замечала, но в этом не было ничего постыдного, ничего скверного – это были красивые платонические отношения. Такие периоды я тоже, кстати, люблю. Когда возникает подобное чувство к женщине, — это для меня верный признак того, что человек очень хороший.
Подготовила Светлана Володина/ PRO-сцениум. Театральная газета Санкт-Петербурга. №7-8 (129-130), апрель 2012
25 марта заслуженная артистка России Татьяна Самарина отметит юбилей и сыграет госпожу Жакоб в авантюрной комедии «Тюркаре» на сцене родного Театра им. Комиссаржевской. Накануне события «МР» пообщался с известной актрисой.
Как вы относитесь к юбилеям?
Чаще всего я отмечаю дни рождения там, где они меня застанут – на гастролях или в театре. Устраивать юбилейные вечера я не люблю. Мне кажется, это обязывает окружающих к чему-то. Со многими в театре у меня связан огромный отрезок жизни, с кем-то короткий, но с каждым есть своя история. И я без всякого подтверждения благодарна им за те взаимоотношения, которые между нами существуют.
Вы родились и выросли в Ленинграде, учились здесь и уже более 40 лет служите в Театре им. В.Ф. Комиссаржевской. У вас когда-нибудь возникало желание сменить город или страну?
Нет, таких мыслей у меня не возникало. В театре, к счастью, всё складывалось хорошо, работы было много. Здесь живут мои друзья ещё со школьных лет, мои родные. С этим городом связаны все радости и все беды. Хотя, когда я недавно была в Израиле, в одном маленьком тихом городке я поймала себя на мысли, что здесь я смогла бы жить. Наверное, потому что сейчас очень хочется тишины и покоя, я люблю одиночество, и мне с собой не бывает скучно.
А как театр вошел в вашу жизнь?
Случайно. Всё началось с самодеятельного коллектива во Дворце культуры им. Первой пятилетки. Я пришла за компанию с одноклассницей, и так случилось, что меня приняли в это кружок. Я попала в невероятный и прекрасный мир – педагог замечательный, ребята чудесные, первая любовь… Но я не считала тогда, что смогу стать хорошей актрисой, не стала даже пробовать поступать в театральный. Я вообще не знала, чем хочу заниматься. Сначала готовилась поступать в университет на журналистику, а потом вдруг пошла (опять же, «за компанию») сдавать экзамены в Институт авиационного приборостроения на факультет космической медицины. И сдала ведь, только не прошла по конкурсу.
Это же интересно!
Наверное, но, думаю, мне это ни к чему. Год после школы работала контролёром ОТК на военном заводе, о театральном будущем не мечтала, а мои друзья решили записать меня на консультацию в театральный институт. Я человек обязательный – записали, значит, надо идти. И так случилось, что я прошла все экзамены, и попала на курс к Рубену Сергеевичу Агамирзяну.
А когда вы поняли, что театр — это ваше?
Учиться в театральном институте было очень интересно, и добровольно никто не откажется от такой интересной жизни. Но мне всегда было мучительно трудно. Казалось, что эта профессия поперёк моего характера. Мы вели творческий дневник, каждый день записывали свои впечатления о том, что происходило, давали этому оценку, и раз в неделю, как в школе, Рубен Сергеевич читал его и писал свои замечания. У меня чаще всего было написано: «Мадмуазель, смелее и наглее». И так почти два года. Словом, смелых шагов я там не делала. Только в конце второго курса я впервые получила «пять» по мастерству за отрывок из пьесы «Дети Ванюшина».
Владимир Викторович Петров, наш замечательный второй педагог, построил этот отрывок на так называемом «неоконченном действии». Чашечка кофе на блюдечке, ложечка, веер – через физические действия с этими предметами была выстроена вся сцена. Владимир Викторович проложил нам «дорожку», и мы по ней уверенно шли. Было очень легко и радостно. Он приучал нас к подробному, дотошному анализу происходящего. А мне всегда был интересен внутренний мир человека, его психология, его поступки, их мотивация. Я много читала об этом ещё в школе, да такую сложную литературу, что сейчас бы не осилила, наверное. Лично для меня профессия актёра – это способ познания себя, путь к себе.
Вас увлекает не только внутренний мир, но и история. Вы словно опытный экскурсовод рассказываете о Театре им. В.Ф. Комиссаржевской, его актёрах…
Мне это интересно. Просветительская работа всегда очень меня привлекала. Когда-то мне предлагали поработать экскурсоводом в Музее восковых фигур, и у меня родилась идея сделать театрализованную экскурсию с монологами из пьес, которые я тогда играла в театре. Жены Петра I, Ивана Грозного, Павла I, Александра II могли бы говорить с восковыми персонажами. Очень интересно было попробовать это сделать, но совмещать с работой в театре не получалось, а уйти полностью в работу экскурсоводом я не решилась. Может, это была судьба?… Но такая просветительская работа мне очень интересна. Когда я работала в школе, делала программы для уроков литературы вместе с режиссёром Юрием Наумовичем Дубравиным. Дети мало читают, и их надо заинтересовать. С ними надо говорить очень искренне, простыми словами, которые написаны хорошим автором, но так, будто я сама сейчас это сочиняю. Тогда же я собиралась сделать литературную экскурсию по Невскому проспекту, используя отрывки из произведений Гоголя или стихи, связанные с тем или иным местом.
А что для вас самое главное на сцене?
Партнёры – это самое ценное, что есть у артиста. Глаза партнёров. К сожалению, сейчас у меня нет таких сложных драматических ролей, как это было в спектакле «Дни Турбиных», «Царь Борис», «Новоселье в старом доме», «Гнездо глухаря», где были удивительные партнёры – Ландграф, Соколов, Особик, Чемберг, Паначевный, Литенков и многие другие. Но и в том, что я играю сейчас, есть мои прекрасные партнёры, и с каждым из них мне интересно. И Ванечка Краско, и Таня Кузнецова, и Наташа Орлова, и Лена Симонова, и Женечка Игумнова, и многие другие. У нас в театре очень надёжные партнёры, и я им очень благодарна. У каждого я учусь. Бывают встречи, которые переворачивают жизнь.
Почти двадцать лет назад я познакомилась с режиссёром Петром Шерешевским, который ставил в Приюте комедианта «Собачий вальс» Леонида Андреева. Его способ работы был совсем другой, нежели я привыкла. И Пётр говорил на репетиции: «Вам не надо ничего играть, это вы». Я училась этому, мне это было близко и понятно. Мне близок исповедальный театр, где я могу говорить о том, что меня волнует. Личностное участие актёра, я считаю, это самое дорогое и ценное. В молодости мне всегда казалось, что на сцене я проживаю много разных жизней, а с возрастом пришла к тому, что какую бы роль я не взяла – я все понимаю. Ещё у меня был очень интересный опыт в спектакле «Человеческий голос» по пьесе Жана Кокто – это тоже была исповедальная история, и мне был очень дорог процесс этого проживания.
Что делает вас счастливой?
Сейчас самую большую радость мне доставляют успехи моего сына и внука, когда я могу быть не просто спокойной за них, но иногда и гордиться. Вот недавно внук получил звание «Лучший ученик в школе», и это замечательно. С театром у меня сейчас непростые отношения, хотя, всё равно, когда я прихожу на спектакль, получаю огромное удовольствие от этого. Главное – не разучиться радоваться жизни.
Как вы относитесь к датам?
Устраивать юбилейные вечера я не люблю. Мне кажется, это обязывает окружающих к чему-то. Со многими в театре у меня связан огромный отрезок жизни, с кем-то короткий, но с каждым есть своя история. И я без всякого подтверждения благодарна им за те взаимоотношения, которые между нами существуют. Чаще всего я отмечаю дни рождения там, где они меня застанут – на гастролях или в театре. Моё сорокалетие отмечали в Одессе на гастролях, 50-летие – в Таллинне спектаклем «Полоумный Журден», в день 55-летия я играла спектакль по пьесе Д. Мережковского «Павел I» в Михайловском замке, где были заняты актёры из театра Комиссаржевской и из Балтийского дома, отметили потом сборной компанией. В нынешний юбилей я играла спектакль «Тюркаре» А.-Р.Лесажа на родной сцене. Может быть, это и есть служение, в чем-то даже неосознанное. К этому меня подготовили еще в детстве, во Дворце культуры им. Первой пятилетки, где я занималась в самодеятельности. Наш педагог учил нас именно такому отношению к делу, к театру. День рождения, праздник – это неважно, если назначена репетиция, и нам это было не в тягость, а в радость. А потом был Рубен Сергеевич Агамирзян, жесткую систему ценностей которого я тоже очень хорошо понимала, возможно, потому, что была к этому подготовлена. Моя мама всегда недоумевала, как можно так жить, не зная, что будет завтра, послезавтра, сегодня вечером, а для меня это было нормально совершенно.
Сейчас очень часто мне хочется «тихо сидеть с удочкой у реки» — не в прямом смысле, конечно, но чтобы была тишина, благодать и покой, когда не думаешь о том, что вся жизнь подчинена работе.
Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Вы – удивительная, тонкая и красивая актриса, но, кроме этого, у вас есть талант великолепного рассказчика, вы тонко чувствуете слово, рассказываете исторические факты в жанре легенды, сказки, и перед слушателями воскресают живые картины, люди: кажется, что все это происходит здесь и сейчас…
Просветительская работа меня очень привлекает. Ещё когда я работала в школе, я собиралась сделать литературную экскурсию по Невскому проспекту: хотела взять отрывки из произведений Гоголя, Пушкина, Достоевского, связанные с конкретными местами. Когда-то вместе с режиссёром Юрием Дубравиным мы делали программы для уроков литературы. Дети сейчас мало читают, и надо как-то заинтересовывать их хорошей литературой. С ними надо говорить очень искренне, простыми словами, которые написаны хорошим автором, но так, будто я сама сейчас это сочиняю. У меня было несколько таких историй. Например, блокадная история про Таню Савичеву. Я ее сделала на основе книги Ильи Миксона «Жила, была» в память о своем отце, который в блокадном Ленинграде работал шофером. Мне кажется, сегодня надо рассказывать о войне, об уникальности нашего театра, который начал работать в 1942 году, который помогал людям в блокаду. И с самим зданием театра связано много интересных фактов, легенд и мистических историй.
А как театр вошел в вашу жизнь?
Случайно. Всё началось с самодеятельного коллектива, куда я пришла за компанию с одноклассницей и…. попала в невероятный и прекрасный мир: педагог замечательный, ребята чудесные, первая любовь… Но я не думала тогда, что смогу стать хорошей актрисой, не стала даже пробовать поступать в театральный. Сначала готовилась в университет на факультет журналистики, а потом вдруг пошла «за компанию» сдавать экзамены в Институт авиационного приборостроения на факультет космической медицины, но не прошла по конкурсу. Год после школы работала контролёром ОТК на военном заводе, а мои друзья записали меня на консультацию в театральный институт. Я человек обязательный – записали, значит надо идти. И так случилось, что я прошла все экзамены, и попала на курс к Рубену Сергеевичу Агамирзяну. Учиться в театральном институте было очень интересно, хотя мне было очень трудно, мучительно трудно.
Почему?
Я очень нерешительный человек. Я всегда была готова к занятиям, а потом сидела с мыслью о том, что только бы меня не вызвали. Двоек там я не получала, но и смелых шагов не делала. Мы вели творческий дневник, каждый день записывали свои впечатления о том, что происходило, давали этому оценку, и раз в неделю, как в школе, Рубен Сергеевич читал его и писал свои замечания. У меня чаще всего было написано: «Мадемуазель, смелее и наглее». И так почти два года…
И, тем не менее, вы уже столько лет на сцене…
Для меня это было продолжением той прекрасной жизни, которую я к тому времени немного уже вкусила. Опять же, случилась юношеская любовь, а потом — и некий поворот к профессии: на одном из занятий меня «перевернуло» и стало очень легко работать, появилась уверенность в себе.
В ранней юности, например, я хотела заниматься философией, психологией творчества. Казалось, что мне ближе работа, которая требует не внешнего выражения, а, наоборот, погружения в себя. Библиотекарь, архивариус, ещё что-то подобное – когда нет острой необходимости в окружающих людях. Мне всегда очень мешал самоконтроль. В институте он сопровождал меня даже на занятиях по вокалу: если я пела и слышала, что пою неправильно, то всегда останавливалась, хотя мне говорили, что этого не надо делать. И вот с этим контролем мне всю жизнь очень трудно. Иногда я его гоню: «Уйди уже, уйди!» — не уходит. Это какое-то совместное творчество со вторым «я», которое всё время находится рядом, контролирует и часто очень мешает.
Рубен Сергеевич очень внимательно и нежно к нам относился, переживал за нас. В последние годы я точно знала, что мастер мне доверяет – он наблюдал, слушал, смотрел спектакли, следил за тем, что происходит, за нашей судьбой. Потом для меня был сложный период, когда не стало Рубена Сергеевича, и надо было учиться жить без него… К счастью, бывают встречи, которые переворачивают жизнь. Почти двадцать лет назад я познакомилась с режиссёром Петром Шерешевским, который ставил в Приюте комедианта «Собачий вальс» Леонида Андреева. До этого момента мне не приходилось работать с молодыми современными режиссёрами, и вначале я его не понимала. Пётр говорил на репетиции: «Вам не надо ничего играть, это вы». Я училась этому, мне это было близко и понятно. Мне близок исповедальный театр, где я могу говорить о том, что меня волнует. Личностное участие актёра, я считаю, это самое дорогое и ценное. В молодости мне всегда казалось, что на сцене я проживаю много разных жизней, а с возрастом пришла к тому, что какую бы роль я не взяла – я все понимаю. С годами я стала прислушиваться к себе и доверять собственным ощущениям. Сейчас из таких спектаклей у меня есть только «Эрос», который мне очень дорог — там могу говорить о том, что меня сегодня действительно волнует.
С кем из современных режиссёров вам сегодня хотелось бы поработать?
С Римасом Туминасом было бы очень интересно встретиться, мне нравится то, что он делает.
Ваши любимые партнеры?
Партнёры – это самое ценное, что есть у артиста. Глаза партнёров. К сожалению, сейчас у меня нет таких сложных драматических ролей, как это было в спектакле «Дни Турбиных», «Царь Борис», «Новоселье в старом доме», «Гнездо глухаря», где были удивительные партнёры – Ландграф, Соколов, Особик, Чемберг, Паначевный, Летенков и многие другие. Но и в том, что я играю сейчас, есть мои прекрасные партнёры, и с каждым из них мне интересно. И Ванечка Краско, и Таня Кузнецова, и Наташа Орлова, и Лена Симонова, и Женечка Игумнова, и многие другие. У нас в театре очень надёжные партнёры, и я им очень благодарна. У каждого я учусь. Бывали и забавные истории. Однажды мы играли спектакль по пьесе Шатрова «Синие кони на красной траве». Станислав Николаевич Ландграф играл Ленина, я – Крупскую, Тамара Михайловна Абросимова – его сестру, а Галина Петровна Короткевич – Клару Цеткин. На авансцене стоял стол, за которым мы сидели лицом к залу. У меня там был довольно сложный для меня текст, и одна из реплик должна была звучать так: «Помнишь, Володя, как мы с тобой сидели и переводили книгу Сиднея и Беатрис Вэббов о тред-юнионах?» И вдруг эта фраза вылетела у меня из головы, я говорю: «Володя, а помнишь, как мы с тобой сидели и переводили эту книгу…», — а мой любимый партнёр Ландграф поворачивается ко мне и очень ласково спрашивает: «Какую, Наденька?» Больше я ничего сказала. Тамара Михайловна, сидящая рядом, потом рассказывала, что я стала сначала красного цвета, потом белого, а все остальные с трудом доиграли сцену…. Станислав Николаевич мог и любил иронизировать, но он всегда был безоговорочно убедителен, и в паре с ним было работать очень интересно.
Елена Тальберг, Мстиславская, Алька, Тамара и другие… К какой роли из всех сыгранных вы относитесь с особенной нежностью?
Елена Тальберг из «Дней Турбиных», конечно. Сейчас я вспоминаю наши репетиции — мы приходили и просто радовались встрече друг с другом. Ещё вспоминаю Катю из «Новоселья в старом доме», Искру в «Гнезде глухаря», Счастливую Женьку в «Собачьем вальсе»… Ещё у меня был любопытный опыт в спектакле «Человеческий голос» Жана Кокто – это была исповедальная история, и мне был очень дорог процесс этого проживания. Любая роль – это часть меня самой, все они мне знакомы, понятны. Лично для меня моя профессия – это способ познания себя, путь к себе.
НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ
1 июля — три творческих юбилея в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской
Ceгодня в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской отмечают творческие юбилеи аж три артиста: однокурсники, выпускники Рубена Агамирзяна — народный артист России Георгий Корольчук и заслуженная артистка России Татьяна Самарина отмечают 50-летие творческой деятельности. Все эти годы они служили в одном театре — Театре им. В. Ф. Комиссаржевской. А заслуженный артист России Сергей Бызгу отметит 30-летие творческой деятельности, 15 лет из которых он служит в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской.
1 июля – 50-летие творческой деятельности заслуженной артистки России ТАТЬЯНЫ САМАРИНОЙ.
В театре есть несколько актеров, без которых нынешний театр, его история, его становление просто немыслимы. Они могут играть много или мало ролей. Могут не играть совсем в какой-то определенный период. Но сознание их присутствия позволяют театру держать высокую планку, продолжая историю самобытного и глубокого русского театра.
Заслуженная артистка России Татьяна Самарина, выпускница курса Рубена Агамирзяна, сразу после окончания института пришла в Театр им. В. Ф. Комиссаржевской и служит здесь вот уже 50 лет:
«Со многими людьми в театре у меня связан огромный отрезок жизни, и с каждым человеком есть какая-то своя маленькая история, и я прекрасно понимаю, какие у нас существуют взаимоотношения с каждым из них, и очень благодарна им за то, как это происходит» (из интервью с Татьяной Самариной)
Татьяна Самарина. Сразу рождаются ассоциации – красота, ум, прекрасная речь, мягкость, интеллигентность. При встрече с Татьяной Самариной первое, что поражает – это не только ее внешняя красота: невероятного обаяния улыбка, яркие светящиеся почти синие глаза, солнечные волосы, обрамляющие прекрасное лицо. А потом – голос: это какое-то теплое грудное и глубокое звучание, переходящее из меццо-сопрано в альт, неспешное и обволакивающее. Голос – это то, что безоговорочно отличает актеров той, уникальной старой школы от сегодняшних, не всегда запоминающихся голосов… Голос такого актера – это тот самый камертон, на который нанизываются внешние (изменяющиеся в течение жизни) внешние данные, характерность и амплуа. Голос – как продолжение внутренней жизни, внутреннего «я», точно выверенный, выкристаллизованный, темброво отшлифованный, очищенный от множества подголосков, случайных выкриков, найденный однажды и на всю актерскую жизнь. И такой актер, как хороший музыкант – инструментом, в совершенстве владеет своим голосом.
Самой первой работой в родном театре, где служит Татьяна Владимировна вот уже 50 лет, стала водевильная Лиза Синичкина. Нежные «розовые» героини жили в ее послужном списке довольно долго. Со временем Золушку, Асю, Полю, Юльку и Альку сменили глубокие драматические роли. Царица Марья, Ирина, Мария Нагая в знаменитой «царской» трилогии, Елена в «Днях Турбиных», Тамара в «Колыме», Мать из «Приглашения в замок», Екатерина в «Шуте Балакиреве», Дорис в спектакле «С тобой и без тебя», Вроцлава в «Эросе» — ее героини взрослели вместе с актрисой, закрепляя за ней право на глубокий драматизм. Одной из первых в этом списке была чудесная Елена в «Днях Турбиных» — нежная, прекрасная, ранимая с несгибаемым внутренним стержнем и высокими принципами гуманизма, ставшими не нужными в кровавое время.
«Сейчас я вспоминаю, как мы репетировали – мы приходили и просто радовались встречи друг с другом. Но так сложилось, что за эти годы у главных персонажей произошло много драматических событий в жизни, причем довольно сложных, тяжелых, мы закончили играть спектакль без той лёгкости, которая была при выпуске…» (из интервью с Татьяной Самариной)
Татьяна Самарина, обладая безоговорочной красотой, как ни странно, никогда не мечтала быть актрисой. Она могла стать великолепным преподавателем литературы, защитить диссертацию по философии, водить уникальные экскурсии, писать искусствоведческие статьи. Но, выбрав актерский путь, она не проиграла, потому что бог подарил ей множество талантов. И ее актерский дар в сочетании с глубоким умом и образованностью стал укрепляться, шириться и развиваться. В последние годы ей стали интересны характерные роли, их пластическое воплощение, новые театральные формы и их взаимодействие с традиционным театром. Освоение элементов пластического «нового» театра, испробованных ею в экспериментальной постановке «Опасные связи», Татьяна Самарина успешно продолжила в спектакле «Матренин двор», где ее героиня – соседка Маша — невероятно выразительна даже в группе «жителей деревни». Она и комична, и страшна, и любопытна. Она – органичная часть этого страшного места.
Тонкой и подробной нюансировкой владеет ее Эви из спектакля «Театр» — служанка и наперсница главной героини: она, подобно рентгену, «считывает» каждого из окружения своей хозяйки, не вмешиваясь в отношения, но иронично отпуская реплики в адрес гостей.
«Сейчас так складывается, что партнеров моего возраста нет, но есть старше. Ванечка Краско, например. Партнёр проявляется на материале, в который ты вкладываешь душу, сердце. Я с удовольствием работаю и в «Театре» с Таней Кузнецовой, очень люблю ее как актрису и как партнёра, и знаю, что этот человек не сделает чего-то в ущерб тебе ради себя – это ещё очень важное партнёрское качество. Ну конечно, в прошлом были Борис Соколов, Станислав Николаевич Ландграф…»(из интервью с Татьяной Самариной)
Татьяна Самарина самодостаточна. Сегодня ей не нужно множества ролей, но каждая из них – выверена актрисой, выписана, сделана талантливо.
«…помню, я поехала в Израиль, и в одном тихом спокойном городочке я поймала себя на мысли, что вот здесь я смогла бы, наверное, жить. Сейчас я снова как-то это ощущаю: когда меня спрашивают о работе, я отвечаю, что мне очень хочется тихо сидеть с удочкой у речки, не в прямом смысле, конечно, но чтобы была тишина, некая благодать и покой, когда ты не думаешь о том, что вся жизнь подчинена работе» (из интервью с Татьяной Самариной)
О профессии: …удовольствие мне доставляют те спектакли, где я ничего не играю. Я не лицедей. Я вообще нигде не играю. Мне интересно там, где я имею право говорить о том, что меня волнует. Еще вспоминаю Катю из «Новоселья в старом доме», спектакля Валерия Суслова – там я тоже ничего не играла. Словом, в ролях, где присутствую я, есть некая палитра, в которой я могу что-то сделать и кого-то поддержать – если что-нибудь упадет или взорвётся, я буду абсолютно спокойно продолжать дальше и выйду из любой ситуации. Так было в «Днях Турбиных», в «Лакейских играх» – мне было интересно, и я сама себе удивлялась. В молодости мне всегда казалось, что на сцене я проживаю очень много разных жизней, а с возрастом пришла к тому, что какую бы роль я не взяла – я все понимаю. Искра в спектакле «Гнездо глухаря», Марсела в «Дипломате», Счастливая Женя в «Собачьем вальсе» — все они мне знакомы, все понятны… Еще был у меня один интересный опыт в спектакле «Человеческий голос» Жана Кокто – это была исповедальная история, и для меня был очень дорог процесс этого проживания. Опять же, здесь присутствовало что-то моё личностное, я не пыталась кого-то изображать или влезть в какую-то шкуру. Возможно, этим я себя ограничиваю. Но в последние годы мне стало интересно смотреть на артиста, который в совершенно разных ролях играет «про себя». Личностное участие, я считаю, это самое дорогое и самое ценное. Я естественнее всего чувствую себя в исповедальном театре. Мне не хватает малой сцены, где я могла бы говорить, и каким-то образом это восполняла чтецкая работа, которую я делала – Андрей Платонов, Гончаров, Бунин, Маленький принц» (из интервью с Татьяной Самариной).