Заслуженная артистка России

Родилась – 4 ноября
1985 г. – окончила ЛГИТМиК по специальности «Актер драматического театра и кино» (класс проф. Р.Агамирзяна)
С 1986 г. — актриса театра им.В.Ф.Комиссаржевской
2005 г. – присвоено звание «Заслуженная артистка России»
2015 — Благодарность Президента Российской Федерации Симоновой Елене Вячеславовне, артистке Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Академический драматический театр имени В.Ф.Комиссаржевской» — «За заслуги в развитии отечественной культуры и многолетнюю плодотворную деятельность»
Дебютом Елены Симоновой в театре им.В.Ф.Комиссаржевской стала роль Кати в спектакле В. Гришко «Дети Ванюшина» по пьесе С. Найденова. Уже в первые годы работы в труппе Е. Симонова вошли в большинство спектаклей репертуара. «В этой девушке что-то есть», «Лакейские игры», «Эти свободные бабочки», «Адам и Ева», «Убийство Гонзаго» и пр.
Наиболее полно и ярко талант актрисы раскрылся в период с 1997 по 2003 годы. За это время она стала одной из ведущих актрис труппы. В своих работах Елена явилась прообразом сегодняшней молодой женщины, стильной и современной. Роль Пиа в «Преступлении на Козьем острове» У. Бетти (режиссер П. Шерешевский) была отмечена критикой как несомненная удача актрисы. В том же сезоне Е Симонова выступила в роли Судьбы в спектакле «Ричард III» Шекспира, сыгранном тремя актерами на парадной лестнице театра. Здесь актриса продемонстрировала удивительную способность к перевоплощению, актерскую выносливость и гибкость.
За годы своей сценической деятельности Елена Вячеславовна не раз изумляла театральную общественность резкими поворотами своего амплуа: кто-то видел в ней актрису острохарактерного плана, другие относили ее героинь к женщинам-вамп. Творческий диапазон актрисы позволяет ей многое, в том числе и различные сценические метаморфозы. Острохарактерная актриса умеет погружаться в психологические бездны своих героинь, открывая сложные нюансы.
В ее палитре краски есть не только яркие и «звонкие» краски, но и приглушенные, пастельные, с полутонами. Актрисе никогда не изменяет чувство меры. В период взросления менялся не только репертуар актрисы: профессиональный навык обогащался и усложнялся. Будучи человеком, чутким ко времени, актриса умеет отразить его в каждой из своих ролей.
Елена Симонова — актриса широкого творческого диапазона. Ее таланту присущ мягкий лиризм и острая, порой доходящая до гротеска, характерность.
Сегодня труппу Театра невозможно представить без этой актрисы, ее лицо — одна из наиболее ярких визитных карточек коллектива. Ей подвластны разные стили и жанры.
Яркая сценическая индивидуальность была замечена и в кино. Сыгранных ею главные роли в сериалах «Агентство Золотая пуля», «Улицы разбитых фонарей», «По имени Барон» и пр. принесли актрисе широкую известность.
Занята в спектаклях
Двадцать минут с ангелом
Большая сцена
Анекдот I. Случай с метранпажем. По "Провинциальным анекдотам" А. Вампилова.
16+
Двенадцать месяцев
Большая сцена
Сказка С. Маршака
Спектакль для детей в 2-х действиях
6+
Моя дорогая Hélène
Большая сцена
Сцены из загородной жизни по пьесе А. П. Чехова "Дядя Ваня"
18+
На всякого мудреца довольно простоты
Большая сцена
по мотивам комедии А.Н. Островского
18+
Прошлым летом в Чулимске
Большая сцена
Опрокинутая комедия по пьесе А. Вампилова
16+
Б. Рацер, В. Константинов «Последняя любовь Насреддина» (Зульфия)
С. Найденов «Дети Ванюшина» (Катя)
М. Горький «Зыковы» (Пелагея)
А. Чаковский «Неоконченный портрет» (Медсестра)
М. Шатров «Диктатура совести» (Брюнетка)
1988
И. Друце «Рыжая кобыла с колокольчиком» (Чафуляса)
М. Шатров «Диктатура совести» (Наташа Давыдова)
1989
Г. Рябкин «В этой девушке что-то есть» (Ира)
Р. Роллан «Робеспьер» (Фурия)
Э. Брагинский «Лакейские игры» (Ася)
Л. Зорин «Максим в конце тысячелетия» (Киля)
1990
В. Розов «Гнездо глухаря» (Туристка)
Б. Стейвис «Светильник, зажженный в полночь» (Полиссена)
1991
Л. Герш «Эти свободные бабочки» (Джилл Теннер)
М. Булгаков «Адам и Ева» (Ева)
А. Толстой «Царь Федор Иоаннович» (Мстиславская)
1992
Н. Йорданов»Убийство Гонзаго» (Амалия)
1993
И. Лейтнер «Сны Изабеллы Кей» (Изабелла)
Г. Горин «Кин IV» (Елена)
1994
А. Дюма-сын «Дама с камелиями» (Олимпия)
К. Ласкари «Клятва маркиза Карабаса» (Кошка)
1995
Ж. Ануй «Приглашение в замок» (Диана)
Ф. Достоевский «Игрок» (Игрок)
1996
К. Людвиг «Одолжите тенора» (Диана)
1997
В. Воробьев «Прощай, клоун!» (Клоун)
В. Вербин «Яма» (Сонька)
1998
У. Бетти «Козий остров» (Пиа)
У. Шекспир «Ричард III» (Судьба)
1999
И. Гаручава, П. Хотяновский «Мистификатор» (Инга)
Н. Эрдман «Самоубийца» (Клеопатра Максимовна)
2002
Вуди Аллен «Sex Comedy в летнюю ночь» (Адриана)
2004
Ж.-Б. Мольер «Дон Жуан» (Шарлотта)
2005
Б. Брехт «Ваал» (Эмилия)
Г. Корольчук «Тише, афиняне!» (Ксантиппа)
2007
С. Маршак «Двенадцать месяцев» (Гофмейстерина)
2010
А. Островский «Доходное место» (Кукушкина)
2011
П. Когоут «Эрос» (Эстер)
2013
«Шизгара» (по мотивам романа Ю.Вознесенской «Женский Декамерон») — Валентина
2014
А.Вампилов «Прошлым летом в Чулимске» (Хороших)
2021
«Двадцать минут с ангелом» по «Провинциальным анекдотам» А.Вампилова. Анекдот первый: «Случай с метранпажем» (Марина: жена Калошина,
официантка ресторана “Тайга”)
2022
«Моя дорогая Helene» по пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня» (Мария Васильевна Войницкая)
2024
«Месяц в деревне» по мотивам одноименной комедии И.С.Тургенева (Анна Семёновна)
2025
«На всякого мудреца довольно простоты», по мотивам комедии А. Островского (Софья Игнатьевна Турусина, богатая вдова, барыня)
1999 – Улицы разбитых фонарей-2 (16 серия «Ловушка для мамонта», реж. К.Капица, С.Снежкин, Русское видео-фильм по заказу ТНТ-Телесеть) — Марина Борисовна Сафронович
1999 – Улицы разбитых фонарей-2 (18 серия «Раритет», реж. В.Аксенов) – подруга Ларина
2000 – Агент национальной безопасности-2 (12 серия «Технология убийства», реж. Д.Светозаров, Зебра-фильм, ТНТ-Телесеть) — Елена
2001 – Убойная сила-1 (Филь №1 «Служебное соответствие», реж. А.Рогожкин, ОРТ, студия «Момент») — Лидия Владимировна Сергеева
2001 – По имени Барон (реж. Д.Светозаров, Лауреат ТЭФФИ-2002 в номинации «Лучший телевизионный сериал») — жена Слисаренко, хозяйка художественного салона
2002 – Агентство «Золотая пуля» (1-8 , 12-13, 15- 19, 21 – 24 серии, реж. Е.Иванов, Кинокомпания «ДомФильм») — Марина Борисовна Агеева, начальник информационно-аналитического отдела
2003 – Бандитский Петербург-6 (2,3,5, 7 серии, реж. В.Фурман, А. Бенкендорф, кинокомпания МакДос, 2-Б-2) — Елена Ратникова, бывшая стюардесса
2003 – Линии судьбы (реж. Д.Месхиев, «Интерактив Филмс Продакшн», «RWS Studio», «Рекун-кино») – Истомина
2003 – Танцор (реж. Д.Светозаров, кинокомпания «Наш взгляд») — Ольховская
2004 – Мангуст-2 (5 серия «Пропавшая невеста», реж. К.Капица, «Телекомпания НТВ», «Группа компаний Гамма», «Смарт БВС») — Виолетта
2004 – Потерявшая солнце (реж. В.Сорокин, И.Зайцев, «АКВ-фильм» по заказу «Первого канала») – Ира, соседка-свидетельница
2005 – Дневной Дозор (реж. Т.Бекмамбетов, Кинокомпания «ТАББАК», «Базелевс Продакшн» по заказу «Первый канал»)
2005 – Лабиринты разума (Фильм №4 «Иваныч», реж. И.Криворучко-мл., Кинокомпания КСК) — Настя
2005 – Семья (реж. Ю.Владовский, И.Криворучко-мл., Кинокомпания КСК) — Андреева
2006 – Короткое дыхание (реж. М.Баркан, Intra Communications/ ТРК «Петербург-5 канал») – Елена, владелица бутика
2006 – Преступление и погода (реж. Б.Фрумин, ЗАО «НТВ-кино») – Эрика, тележурналист
2006 – Птица счастья (реж. Т.Канаева (II), Film.ua (Украина), кинокомпания «Шпиль») – Инга Халаимова
2006 – Там, где живет любовь (реж. В.Шевельков, Film.ua (Украина), кинокомпания «Шпиль») — Зоя, мать Евы
2007 – Адвокат-3 (10 фильм «Суд совести», реж. И.Максимов, Мотор фильм студия)
2007 – Морозов (серии 4, 5, 7-11, реж. А.Джунковский, киностудия Амедиа) — Патологоанатом
2007 – Не в последний раз (реж. Д.Борисенко)
2007 – Опера-3. Хроники убойного отдела (Фильм 6 «Частный случай», реж. И.Истомин, Феникс-фильм) – Шевцова
2007 – Слепой-3 (Фильм №2 «Оружие возмездия», реж. Е.Аксенов, НТВ-кино) — Лена Черных
2007 – Срочно требуется Дед Мороз (реж. Ж.Соколова, Film.UA) — жена Кораблева
2008 – Боец. Рождение легенды (реж. И.Криворучко, Кинокомпания «Талан», Ren-кино, канал Россия) – Вера
2008 – Добрая подружка для всех (реж. Е.Анашкин, Амедиа) – Людмила, жена начальника
2009 – Люди Шпака (реж. С.Волков (II), А.Гирба, Д.Изместьев, производство Амедиа) — Лариса Шпакова, жена Шпакова
2010 – Дыши со мной (реж. О.Перуновская, RWS-Санкт-Петербург, студия «Золотое сечение») — Римма Валерьевна, редактор телепрограммы
2010 – Робинзон (реж. С.Бобров (II), «Аниро фильм» по заказу кинокомпании «Всемирные Русские Студии») – Алехина, мать Наташи
2010 – Семейный очаг (реж. О.Перуновская, Intra Communications, Inc.) – Рита, коллега Насти
2010 – Страховщики (1-24 серии, реж. С.Щербин, А.Иванов (VII), Триикс Медиа) – гл.роль Маргарита Петровна, руководитель компании «Интерстрахование»
2010 – Любовь и прочие глупости (26 серия «Игра в четыре руки», Р.Иванов, О.Грекова) — Шуша
2011 – приставы (15 серия «Роковая песня», реж. И.Бурлов, «Европа ТВ» (СПб) по заказу телеканала ДТВ) — Жанна
2012 – Дыши со мной-2 (реж. А.Насыбулин, Всемирные Русские Студии) – Римма
2012 – Наружное наблюдение (реж. А.Савельев, Ю.Нифонтов, В.Сорокин, В.Ланне, И.Копылов, Интер, Украина) – Ирина, жена Нестерова
2012 – Провинциал (реж. А.Назикян, Триикс Медиа) – Люда, следователь
2012 – Я отменяю смерть (реж. Д.Скворцов, П.Мальков, Репродакшн филмс, Телеканал ТВ-3) – Алла Зимина
2013 – Околофутбола (реж. А.Борматов, Кинокомпания СТВ) — Мать Тичера
2013 – Папа в законе (реж. С.Иванов, ООО «Амедиа Продакшн») — Ирина Кочубей, тётя Максима
2014 – Ищу попутчика (реж. Д.Елеонский, кинокомпания «Русское») — Мать Василисы
2014 – Лучшие враги (18, 29, 30 серии, реж. К.Дружинин, О.Ларин, Триикс Медиа) – Цветкова, мать Игоря
2014 – Питер.Лето. Любовь/ Saint Petersburg (Россия-Великобритания, реж. А.Хвостов, Bear in Mind Films, Curb Denizen) — Мать Федора
2015 – Апперкот для Гитлера (реж. Д.Нейманд, кинокомпания «Талан») — Инна Лощилина, жена Блюменталь-Тамарина
Озвучивание
2009 – Я буду вам сниться. Никита Михайловский (документальный, реж. И.Цыбин)
2013 – Возвращение Буратино (анимационный, реж. Е.Михайлова (V) – Зайка
Уход от реальности под аплодисменты
|
Георгий Корольчук: Актерская профессия — это аномальное существование человекаСорок лет назад пришел в театр ныне народный артист России Георгий Корольчук. В последние годы он больше занят режиссурой, поставил спектакли «Утоли моя печали», «Недалеко от бога», «Страсти по дивану»… Это прозвучит пафосно и старомодно, но наберусь смелости сказать: Корольчук — совесть этого театра, человек, к которому идут за поддержкой, у которого ищут ответы на самые наболевшие вопросы. Мы встретились с Георгием Алексеевичем, чтобы задать вопросы — не о юбилее, потому что все юбилеи кажутся ему глупостью, а о сути актерской профессии.— Когда вы заканчивали театральный, для вас было очевидным то, что вас возьмут в этот театр?— Я о таком никогда не думаю: возьмут — не возьмут, мне и так было хорошо на свете, и сейчас хорошо. Но по прошествии времени я понял, что меня кто-то или что-то ведет по жизни и все складывается само собой. Я случайно поступил в Театральный институт. Вовсе не потому, что жаждал быть артистом: я работал на заводе и хотел стать технарем, как мой отец. Но моя мама — художница — посоветовала мне сходить на пробы в фильм «Кто придумал колесо», там были нужны большие красивые мальчики, а я всегда был маленьким, просто клоп! Но я смелый парень и потому пошел. И меня утвердили на главную роль, оказалось, что им такой и нужен был. Ну а потом уж мне посоветовали поступать в театральный, мне не хотелось, я хотел в армию пойти — это было интереснее. Но в армию не получилось: Рубен Сергеевич Агамирзян взял меня на свой первый актерский курс.— Вы помните свой первый спектакль в этом театре?— Помню, в спектакле «Амнистия» я озвучивал младенца в люльке. Наталья Орлова качала ее на авансцене, а я сидел в оркестровой яме и кричал «уа-уа!».
— Что для вас сейчас актерская профессия? — Анализ. Я анализирую то, что происходит. Моя актерская судьба сейчас складывается так, что я мало играю, а больше ставлю спектакли. А вообще-то актерская профессия — это аномальное существование человека, это дает возможность быть или казаться не тем, кто ты есть, впускать в себя чужие души. Актерская профессия полностью поглощает человека, и если нет ролей, то человек впадает в депрессию, потому что никакой другой компенсации актер найти не может. — И даже в личной жизни? — А какая личная жизнь у актера? Ее в принципе нет, это чистый вымысел. Конечно, бывают исключения, когда актеры счастливы в браке, да еще с актрисами, вот мы с моей женой Ольгой — счастливы, но мы шли к этому долго и трудно. Мне думается, что в сравнении с людьми других профессий актерские семьи всегда очень несчастные и некрепкие. Потому что актеру не нужна семья, его основное место здесь, в театре, в его вымышленном мире. Жизнь актера — это уход от реальности, и уходить от реальности ему надо как можно чаще и лучше всего — под аплодисменты. Елена Симонова: Когда я пришла в театр — не умела плакать Заслуженная артистка России Елена Симонова служит в Театре им. Комиссаржевской 25 лет. Елена — одна из самых интересных петербургских актрис. Неожиданная, страстная, она может быть умопомрачительно смешной, как в спектакле «Дон Жуан», где ее героиня — деревенская дурочка — наряжается в выловленный в реке полиэтиленовый пакет, а может быть и глубокой, содержательной, трогательной. Елена с удовольствием вспоминает свои первые шаги на сцене Комиссаржевки. — Я пришла сюда на втором курсе института, тогда репетировали спектакль «Ходжа Насреддин» и мы с однокурсницами должны были играть жен в гареме. Все было безумно интересно: мы приходили на репетиции, нам сшили костюмы, сделали грим, мы ужасно волновались… Эти ощущения от первого выхода на сцену можно сравнить с рождением первого ребенка — память осталась на всю жизнь. Потом в этом спектакле я сыграла свою первую большую роль — Зульфию, мне пришлось играть любовь с Борисом Соколовым. Это было очень страшно! Я перепугалась, когда узнала, что нам надо будет целоваться и проявлять какие-то нежности. Помню, Борис Михайлович лежал, а режиссер меня попросил: «Лена, потрогай его сексуально», но какое там «потрогай»! Я боялась к нему даже приблизиться. У нас был такой пиетет перед старшими коллегами, в нынешних молодых я его не вижу. — Чем нынешняя Елена Симонова отличается от той, что когда-то пришла в театр? — Ну, например, когда я пришла в театр, то не умела плакать. В детстве я плакала на заказ. Меня ставили на стул и говорили: «Леночка плачет», — и я рыдала. А позже со мной что-то случилось, и я перестала плакать, так что если другие женщины плакали на сцене, то мне они казались просто гениальными. Самой же приходилось мазать глаза мылом или луком! Но сейчас я научилась плакать. — Вас устраивает все, что вы играете? — Мне хотелось бы больше эксперимента. Но должна сказать, что театр с уважением относился к экспериментам в моей личной жизни, когда я позволила себе такую роскошь — родить двух детей. Поэтому я с терпением и уважением отношусь к поискам художественного руководства. — А чего бы вам хотелось? — Новых интересных режиссеров и интересной работы с партнерами. — Что для вас Театр Комиссаржевской сейчас? — Дом — ведь этот театр наполнен моей энергетикой, здесь много любимых мною людей, здесь я имею статус, свой репертуар, у меня теплые отношения не только с моими коллегами, но и с осветителями, монтировщиками, гримерами. Отсюда я уходить не хочу. Вечерний Петербург, 21 июля 2010. Материал подготовила Виктория Аминова |
Поздравляем с юбилеем!
|
Заслуженная артистка России Татьяна Самарина и народный артист России Георгий Корольчук окончили курс Рубена Агамирзяна в Театральном институте в 1970 году. С тех пор они вот уже 40 лет выходят на сцену Театра им. В. Ф. Комиссаржевской, поддерживая и помогая друг другу.Актриса Татьяна Самарина пришла на сцену еще студенткой. Глубина и подлинный драматизм таланта проявились в знаменитой трилогии А.Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иан-нович», «Царь Борис». Спокойная простота и достоинство, нежность в сочетании с глубинной человеческой любовью отличают череду тех женских образов, которые создает эта самобытная, удивительно теплая актриса. Много эпитетов было дано редкой органике Георгия Ко-рольчука. Зрители восхищались его «смешливым подвижным и светлым Николкой Турбиным», становились свидетелями актерской импровизации в роли Ковьеле в «Полоумном Журдене». Значительной работой признали критики и его императора Павла в уникальном театральном проекте, разыгранном в залах Михайловского замка по Д.Мережковскому в постановке А. Исакова. Каким бы ни был характер очередной роли Корольчука, будь то беспощадный несчастный фанат Робеспьер, трагический царь, озорной Незнайка или могущественный Горацио, — на всех лежала печать необычного вневременного таланта. Сегодня, в дни юбилея, Георгий Корольчук и Тамара Самарина рассказывают… друг о друге.Заслуженная артистка России Татьяна Самарина: — У Юры очень непростая судьба — и человеческая, и творческая, очень богатая внутренняя природа. Сейчас он очень редко выходит на сцену, и те роли, которые он играет сегодня, не позволяют увидеть, заметить и раскрыть это уникальное качество — умение говорить со зрителем каким-то очень тихим, уважительным голосом, вызывающим у зрителя абсолютное доверие. Актерства в нем нет никакого, он может пройти в толпе зрителей, которые посмотрели даже несколько спектаклей с его участием, и они его не узнают, потому что это идет не представитель театральной элиты, а просто человек, который не озабочен тем, как на него смотрят. Он — глубинный, нутряной человек. У него уникальная актерская специфика. Я не могу забыть фильм «Плохой хороший человек», в котором он играл в молодости, эти его глаза: он совершенно молоденький был тогда — еще не столкнулся с большими ролями.. Но у него были глаза ребенка и в то же время мудреца, такие бывают у совсем маленьких детей, которые смотрят с той удивительной мудростью, которая потом куда-то уходит, исчезает… В Юре есть это качество — неспешной такой мудрости. Совместно мы играли немного, но помню спектакль «Проходной бал» Рацера и Константинова, с которым мы объездили много городов. Там мы играли юных мальчика и девочку. Еще играли вместе в трилогии Толстого, в спектакле «Дни Турбиных», в спектакле о Павле I в Михайловском замке. Юра играл Павла, а я — его жену, и нам было очень комфортно, душевно и интересно. Он живой артист, и если артист сам существует очень естественно, то и ты рядом с ним становишься живее и органичнее, играешь каждый раз по-разному. Живой — это значит сегодняшний. Вот сегодня он немножко грустнее, значит, и Павел у него будет сегодня с этим оттенком. В другой день он приходит хулиганистый со смешливыми глазами, значит, жди от него чего-то необычного… И мне безумно жаль, что я не вижу сегодня его в ролях, которые он мог бы сделать очень интересно и глубоко, со своей мудростью и человеческой добротой. Артист растет на ролях, и нужна такая роль, которая заставляла бы нас дотягиваться до нее — тогда раскрывается что-то такое, чего мы никогда не видели. Юра все время чем-то занят, много работает. Он живет в ладу с собой, сложно, но в ладу, и только в общении с людьми раскрывается полностью — вот это, наверное, нас с ним немножко объединяет- мы стараемся людям не причинять боли. Конечно, мы кого-то обижаем, задеваем, но специально мы этого не сделаем, и стараемся даже, придя на спектакль, поднять настроение людям, которые пришли работать. Нас учили, что все должно делаться в радость, и даже трагедию нужно делать весело. Когда мы репетировали с Рубеном Агамирзяном «Смерть Иоанна Грозного», то много шутили, смеялись, Рубен Сергеевич мог тут же анекдот рассказать, а потом: стоп, поехали дальше… Народный артист России Георгий Корольчук: — Я бы хотел рассказать о своей удивительной и мною очень любимой коллеге Танечке Самариной. Впервые мы встретились не на курсе, а гораздо раньше: мы вместе пробовались на «Ленфильме» в фильм «Кто придумал колесо». Потом мы оказались вместе на одном курсе в 1966 году у Рубена Агамирзяна и очень друг другу порадовались. С тех пор вместе работаем и сыграли вместе 25 спектаклей. Каждый курс — это целая школа. А что касается непосредственной жизни в театре: мы просто родные люди абсолютно, одна семья. Рубен Сергеевич взял ее на главные роли, и она очень много играла. Постоянное желание любви, нежности женской, лирический образ, который она несла, остался и останется. Когда ей приходится играть жесткие роли (как, например, сейчас в спектакле «Шут Балакирев»), она каждый раз сомневается, просит — посмотри. Ей это не очень свойственно. Мне очень нравится ее роль в спектакле «С тобой и без тебя» — вечное движение к любви — не к завоеванию мужчины или бытовых условий, а погружение в океан любви. К сожалению, мы не много играли в паре. Она -лирическая героиня, а я по амплуа — характерный маленький циркач. Тем не менее я помню наш совместный спектакль «Золушка», где я играл Принца, а она — Золушку. Эти голубые глаза нельзя забыть… Она играла замечательно Елену в «Днях Турбиных» — по лирической силе это ее лучшая роль. Таня работает очень кропотливо, просто так роль не сделает — она дотошная, все проверяет, обо всем спрашивает, волнуется. За годы актерской работы в некоторых талантливых актрисах возникает определенная «породистость». Когда она выходит в спектакле «С тобой и без тебя», это очень чувствуется. Мне очень хочется пожелать Танечке здоровья, утоления ненасытного желания играть. Только это и держит артистов на плаву: желание быть на сцене, быть нужной и обласканной вниманием зрителя.Заслуженная артистка России Елена Симонова и актер Константин Демидов учились на одном курсе у Рубена Агамирзяна, окончив Театральный институт в 1985 году. В этом же году они были приняты в Театр им. В. Ф. Комиссаржевской, где прослужили четверть века.За 25 лет сценической деятельности Елена Симонова не раз изумляла публику. Сегодня труппу этого театра невозможно представить без этой актрисы. Сегодня ее можно увидеть в спектаклях: «Дон Жуан», «Sex comedy в летнюю ночь», «Двенадцать месяцев», «Ваал», «Тише, афиняне!», «Доходное место».Заслуженная артистка России Елена Симонова: — Мне кажется, что я по жизни человек очень верный и благодарный, что не всегда правильно по отношению именно к актерской профессии. Тем не менее я позволила себе родить двоих детей, работая в этом театре. Это счастье может позволить себе не каждая актриса. Как-то в свое время я советовала одному артисту уйти из театра, а он мне на это сказал: «Как же я уйду? Здесь все стены пропитаны моей энергетикой, я столько работал над тем, чтобы это все меня держало — эти люди вокруг..». Вот я это произношу сейчас и понимаю, что это действительно так. Когда ты купаешься в любви людей, которые тебя любят и поддерживают, — это как в доме, в семье. А театр для меня действительно семья — есть уверенность в окружающих тебя людях, начиная от уборщиц, девочек из пошивочного цеха, реквизиторов. Это же приходит с годами, просто так не обретается. Мне везло с режиссерами, которые здесь работали: мой Учитель -Рубен Агамирзян, совершенно потрясающий Владимир Егорович Воробьев, чудесный Валера Гришко. Эти люди — тоже моя опора, те, кто поддерживал меня и в радости, и в горе… В нашем театре замечательная атмосфера, и она была всегда. Началось все с Рубена Агамирзяна, который ее создал с несколькими поколениями своих учеников. Когда не стало Рубена Сергеевича — для всех это был жуткий стресс, удар, поменялось все. И Виктор Абрамович Новиков совершенно чудесно поступил со всеми артистами: мы как в Швейцарии существовали — рядом шли войны, все сражались, а мы были благополучны, артисты расцветали, чудесно существовали, и меня по молодости это раздражало, хотелось играть трагедии, а для этого нужно быть несколько в ином состоянии. Я всегда знала, что со мной очень неудобно работать — я еще тот провокатор. Последняя премьера с режиссером Игорем Коняевым это подтвердила — ему было очень некомфортно, а для меня это конфликтное состояние было необходимо. Я не представляю себе нашего театра без моих партнеров, у которых я продолжаю учиться. Мне безумно интересно с Владимиром Богдановым в «Доходном месте» — удивительно тонкий артист, с Костей Воробьевым — он просто гений. Из молодежи очень любопытно работает и существует Вова Крылов… Наверное, каждый человек в этом здании наполняет театр своей энергетикой.Константином Демидовым за эти годы было сыграно множество ролей в репертуаре театра: «Дневник Анны Франк», «Цезарь и Клеопатра», «Полоумный Жур-ден», «Царь Борис», «Лев зимой» и пр. Сегодня его можно увидеть в спектаклях театра: «Тише, афиняне!», «Утоли моя печали», «Двенадцать месяцев», «Шут Балакирев».Артист Константин Демидов: Сложно работать в одном театре 25 лет? — В другом месте было бы, наверное, сложно, а здесь — легко. Легко, потому что большая часть из нас — ученики одного мастера, воспитанные в одной эстетике, в одной системе творческой. Я думаю, что такой уникальной труппы больше нет — когда мастер выучил 4 поколения артистов, а потом взял их к себе в театр. Здесь все свои. У нас потрясающая труппа. Рубен Сергеевич всегда нас учил, что главное — это работа, и загружал работой: сегодня — массовка, завтра — главная роль, послезавтра — эпизод. Баланс был железный, и он всегда выигрывал. — Бывают сложные периоды? — Когда нет ролей — артисту очень тяжело. Но есть радио, телеспектакли, аудиозаписи русской классики, есть телевидение, кино. Когда у меня был тяжелый период, Александр Исаков, тоже выпускник Рубена Агамирзяна, пригласил меня на свой курс в Театральную академию преподавать и сказал, что я ему очень нужен. Я увидел, что Саша работает со студентами так, как с нами работал Рубен Сергеевич, который говорил, что самое главное — талант не испортить, чтобы не вышли «одинаковые горшки». — Какие роли были для тебя значимыми в этом театре? — Мне на самом деле повезло — я играл в потрясающих спектаклях: в «Самоубийстве влюбленных…», в знаменитой трилогии Толстого, в «Днях Турбиных», в колоссальном количестве детских спектаклей. Особо мне запомнился наш детский спектакль «Незнайка на Луне», где играли 4 поколения актеров Агамирзяна. Рубен Сергеевич дав сл нам пробовать работать с самыми разными режиссерами — и в этом тоже была школа. — Можно сказать, что эти 25 лет были для тебя удачными? — На днях мы играли спектакль «Безымянная звезда», и вдруг кто-то обратил внимание на приказ, в котором сказано*, что я работаю в Театре им. В.Ф.Комиссаржевской 25 лет. Я очень удивился — для меня эти годы пролетели как один день… Актерская профессия не делится на удачную и неудачную. Самая большая профессиональная удача артиста -репертуарный театр, где у тебя всегда есть тренинг, спектакли. У меня редко бывает меньше 12 спектаклей в месяц, и все роли — очень разные. В любом случае актер-профессионал всегда найдет себе работу, а работа всегда найдет профессионального артиста. Каждый раз, выходя на сцену, ты доказываешь зрителю, что имеешь право заниматься этой профессией. — Что для тебя Театр имени В. Ф. Комиссаржевской? — Это замечательный зритель, который к нам приходит. У нас очень интеллигентная публика. Она верна нашему театру, несмотря ни на что (на ремонт, гастроли, экспериментальные постановки и пр.). Еще — это мои коллеги, которых я очень люблю, ценю, уважаю и которым доверяю, которые прощают меня, если я что-то делаю не так. В театре самое главное — прощать.Светлана Володина, Зрительный ряд № 12(96), 1-31 июля |
Доходный спектакль
|
У современного человека (особенно у женщин, по-прежнему составляющих зрительское большинство) гораздо легче вызвать невротические слезы, нежели смех. Все же в театры интеллигенция (или ее потомки, успевшие понахвататься правил хорошего тона от родителей) еще захаживает, и на «дешевый» смех ее так просто не «пробьешь». Режиссер Игорь Коняев сотворил такое «Доходное место» Островского, что зал смеется постоянно и по нарастающей. Это не режиссерская попытка идти на поводу у публики и хохмить в угоду низким вкусам. Просто Коняев, перенеся действие пьесы в наши дни, осовременил не только манеру поведения, но и психологию героев, что и сделало «Доходное место» столь понятным и близким публике. Ведь человек чаще всего смеется над тем, в чем он смутно узнает себя и своих близких. Постановка вышла отнюдь не карикатурной, каким стал Островский у Василия Сенина в Театре им. Ленсовета («На всякого мудреца довольно простоты»), а скорее шаржевой, добродушной. Коняев не злобствует над человеческими слабостями (не раздувает их до уровня пороков), а гуманно подсмеивается над ними. Каждый герой — отдельный, весьма распространенный человеческий тип. Молодящийся старикан Вышневский (Иван Краско) — настоящий «вор в законе», обрядившийся, согласно времени, в красно-белый костюм олимпийской сборной России, жесткий и бескомпромиссный «хозяин»…Молодая жена его Анна Павловна (Татьяна Бондаренко) — неглупая особа, купившаяся на богатство в надежде использовать ситуацию в своих интересах да не рассчитавшая пропорции жадности и терпения (как хороша она в мизансцене с пустой коробочкой от кольца!)… Сколько их таких в одном стольном городе Петербурге-то! Жадов (Владимир Крылов) — потомок той самой интеллигенции, дети которой сидят в зале. Уж как им не понять-то «отказки» от доходных мест, желания следовать высоким идеалам! Но почти всех нас поломал жестокий капитализм, оттого-то и радостно публике смотреть, как мучения соплеменника (хоть на театре) заканчиваются моральной победой над теми, от кого зависит судьба его… Особым достижением спектакля являются «семейные сцены» (как в прямом, так и в переносном значении слов). Елена Симонова в роли Кукушкиной, мечтающей сбыть с рук дочерей — чудо как хороша. И таких у нас по сию пору навалом: молодящаяся дура, «бизнес-баба». На высоте все сцены с ее участием, а наиболее правдива та, в которой мамаша, подхлестывая дочуркины эмоции (в роли Полиньки — Ольга Арикова), умело нападает на зятя. Эх, кто не жил в коммуналке и не наблюдал жизни соседей, тот этого не поймет… Есть в спектакле и пронзительные моменты. «Поза эмбриона», в которой замирает покинутый женой Жадов, или звучащий во время объяснения молодых супругов моцартовский «Реквием» (так и хочется сказать «реквием по прекрасным людям») заставляют замереть диафрагму, вибрирующую в судорогах смеха: слишком серьезны и печальны эти короткие намеки режиссера. Но зал их слышит, чувствует и замолкает для того, чтобы вновь рассмеяться над очередной человеческой комедией. Хороший спектакль и, что немаловажно для сегодняшнего дня, кассовый. Люди любят кривые зеркала, особенно, если в них отражаются соседи по коммуналке. Реклама-Шанс. 2 апреля 2010. Екатерина Омецинская |
Купаться в любви. Интервью с Еленой Симоновой
|
Елена, почему Вы решили стать актрисой? Мне кажется, это судьба. По-другому и не могло быть. Моя мама работала на заводе монтажницей, папа был машинистом тепловоза (Глядя на фото, удивляюсь, как в Советском Союзе люди рабочих профессий могли выглядеть как киноартисты). Папа был неисправимым романтиком. Помню из детства, как он всем дамам (!), выходившим из трамвая, подавал руку. А какие он сочинял нам с братом (артистом А.Симоновым) на ночь сказки и истории! Мама же обладала уникальным чувством юмора. Мы, дети, а теперь и внуки, не перестаем ее цитировать и пародировать. Мама – это источник тех образов и характеров, которые я пытаюсь создать на сцене и экране.А как родители отнеслись к твоему выбору профессии? Естественно, скептически. Это была недосягаемая, нереальная для простых людей профессия. Профессия, порождающая всякие слухи и домыслы. Мамины подруги предупреждали, что театр – это разврат и источник порока. Так, собственно, и оказалось (шутка…). Ну а я была девочкой смелой, верила в правду и справедливость…Занимались ли вы в каких-то кружках или студиях? Да, занималась — спортивной гимнастикой, которая, помимо пластичности и выносливости, развила во мне ужасное честолюбие и желание побеждать. Для меня любое соревнование в радость – будь то Всесоюзный конкурс Яхонтова или назначение на роль в 2 состава. Для многих очень хороших артистов это проблема, но не для меня. Я в кружки и студии с детства обожала поступать. Поступала и – больше туда не ходила… Кроме одного, уже в старших классах. Руководил им тогда артист Александринского театра, а еще раньше – театра им.В.Ф.Комиссаржевской – А.А.Анисимов (Сан-Саныч), однокурсник моих будущих партнеров по сцене Станислава Ландграфа и Ивана Краско. У Сан-Саныча был свой необычный стиль преподавания. Он не ставил с нами спектакли и сценки. Мы, в основном, разговаривали. Это был глубокий, умный, по-настоящему преданный театру человек. Это был человек, изменивший моё тогдашнее представление о профессии актера, заставивший меня почувствовать глубину и смысл того, чему я собиралась посвятить жизнь.Какие театры Вы любили? Я была влюблена в ТЮЗ – уникальный ТЮЗ им.Брянцева, которым руководил тогда Зиновий Корогодский. До сих пор завидую той атмосфере, которая царила в театре и не могла не передаваться нам, юным зрителям. Естественно, я мечтала учиться только у Корогодского. Но… Не буду описывать историю моего поступления, так как на нескольких страницах она не укладывается. Скажу только, что большего стресса, чем на поступлении в Театральный институт, я не испытывала. Вот где драйв, где адреналин! А уж как интересно учиться в Театральном институте! Это были самые наполненные открытиями, самые веселые годы моей жизни. И как же не пожелать этого всего собственным детям! И предваряя ваш вопрос о том, хотела бы я, чтобы мои дети выбрали театральную профессию, скажу: да, хотела бы. Хотела бы разговаривать с ними на одном языке, хотела бы, чтобы нам были интересны одни и те же книги, фильмы. И по-моему, мои желания осуществляются. Дети все реже и реже меня расстраивают и дают повод гордиться ими.Как складывались отношения с мастером курса, а потом и с художественным руководителем Рубеном Агамирзяном? Когда мы поступили, Агамирзян был уже мудрым мастером. Мы ощущали себя даже не детьми его, а скорее внуками. Часто говорят, что ты – ребенок, пока живы твои родители. И я очень долго чувствовала себя ребенком и в жизни, и в профессии, пока был жив Рубен Сергеевич. Я и когда в театр попала после института, — как будто окунулась в семью – такой театр создал тогда Агамирзян. Может быть, кто-то удивится: какой уют, какая семья, если творчество рождается в муках? Нужно страдать, не успокаиваться… Но жизнь и так преподносит нам столько испытаний и потерь, что, если у тебя есть такой уголок счастья, как театр, совсем не хочется его разрушать. Пусть он будет еще одним домом, в котором люди любят друг друга. Но сначала Рубен меня не взял в эту семью. Я была характерной (по амплуа) артисткой, а таких у него – полтеатра. Ему нужна была героиня. Это было обидно, но разумно. Тем не менее, это задело моё самолюбие, и я развернула бурную деятельность: победила на Всесоюзном конкурсе Яхонтова, организовала свой курс, и мы с ребятами показывались во все театры – к Додину, Товстоногову и пр. . Ребята были мне благодарны, что я всех «завела». Меня просто накрыла эта боль, эта обида, что не взяли сразу – я будто оказалась на краю пропасти. И — только я собиралась начать самостоятельную взрослую жизнь после института, как Рубен Сергеевич сказал, что меня берет да еще на главную роль Зульфии в спектакле «Последняя любовь Насреддина». Это была роль героини, хотя я была характерной артисткой. Один артист театра как-то мне сказал: «Видел тебя в роли Клавдии, молодец, но запомни – твое время настанет после сорока…». С одной стороны он убил меня этой фразой – мысль, что до 40 мне предстоит ходить в массовке, была невыносима. А с другой стороны, в общем-то, он оказался прав. Сейчас, после сорока, я чувствую, что моя характерность очень востребована. Как и у любой актрисы, у меня были разные периоды в театре: после института я пришла девочкой, потом я вышла замуж, родила ребенка, превратилась в молодую женщину и вдруг стала играть героинь. Может быть, произошло какое-то внутреннее раскрытие, а не просто приклеила ресницы и стала играть красавиц…. Мне давали подобные роли и неоднократно.Как, при такой занятости, вам удалось родить и воспитать двоих детей? Многие артистки русского театра отказывали себе в возможности иметь детей. Я не из их числа. Детей я любила всегда и думала, что, если не поступлю в театральный, буду воспитательницей в детском саду. Дети – это источник вдохновения. Дети – это источник вдохновения, это колодец наблюдений, откуда можно без конца черпать все новое, они гораздо быстрее впитывают. А уж какое поле для наблюдения! Мне до сих пор интересно со своими детьми. Однажды режиссер Саша Морфов показывал нам какой-то фильм. Я пришла и сказала Феде, что ему нужно срочно этот фильм посмотреть, на что мой мальчик робко ответил: «Мам, я неделю тому назад к тебе приставал – посмотри!». Я доверяю своим детям — они быстрее идут, быстрее что-то осваивают. Нужно смотреть туда, куда смотрят они. Я обожаю своих детей – мне всегда интереснее было с ними, чем где-то с кем-то «тусоваться». Вообще-то у женщины есть удивительная возможность отдохнуть от театра, не уходя из него – это декретный отпуск. Взять тайм-аут, чтобы подумать. Я играла по 30 спектаклей в месяц и была выжата, как лимон. Эмоции еще как-то можно вызвать, но любимое дело превратилось в «станок». Мой уход в декрет стал спасением, потому что нашлось время что-то почитать, ощутить, увидеть… А вот с дочкой было иначе: у меня был пик карьеры – 28 лет. На меня собирались ставить спектакли – один, другой режиссер, а я сделала такой «оригинальный ход», как сказала моя подруга-психолог… Тогда все как-то совпало – 1991 год, смерть Агамирзяна, менялась страна. Когда я вернулась, ни одного моего спектакля уже не было, а было очень много молодых красивых актрис, и мне пришлось практически все начинать с нуля – завоевывать зрителей и режиссеров.Какие у вас отношения с режиссерами? Если у меня и случаются отношения с режиссерами, то это надолго (смеется). Такими режиссерами для меня стали Валерий Гришко, Александр Исаков, Владимир Воробьев, Александр Морфов, Игорь Коняев…А если возникает ситуация, что вы не находите общего языка с режиссером? Я ухожу. Надо заметить, что наш художественный руководитель Виктор Абрамович Новиков – удивительно мудрый человек. Он никогда не заставляет артиста делать те вещи, которые ему не нравятся. Я очень ему за это благодарна. Естественно, артист должен аргументировать свой отказ и свою позицию. И в самом деле – нет, наверное, таких спектаклей, в которые я бы входила не любя… Я благодарна своему театру, потому что тут много чего мне было дано – ролей, встреч режиссерских и партнерских, я очень многому научилась. И сейчас мне интересна даже не роль – я играла их много (и роли в красивых платьях, и характерные, и героические, и порыдала, и посмешила). Сейчас меня интересует режиссер, который может заразить, идея, совместное творчество к которой мы могли бы все вместе прийти. Совместное, общее, — вот что стало интересно сейчас. Я уже не могу просто выполнять функцию – встала, вышла в этом костюме, сказала слова. Так не получится, так не может быть. Я приду со своим видением, и у нас могут возникнуть с режиссером трения, непростые взаимоотношения. У меня никогда не было простых – и мне это нужно для того, чтобы докопаться, понять свой образ, свой характер. Когда я хоть немножечко, хоть капелюшечку отстаиваю своего, тогда я считаю это своим спектаклем. Если меня просят выполнять функцию, тогда я в этом спектакле не существую. Я благодарна за те эмоции, которые я испытываю, когда зритель встает от переполнявших его чувств. Не каждый спектакль так заканчивается – и я даже не знаю, почему. Может быть, из-за того, что режиссеры теперь не стремятся к такому финалу, выбирая пьесы и постановки в ином ключе. Но нам этого так не хватает! У меня сейчас есть два спектакля, в которых я ощущаю эту ниточку между собой и зрителем: это «Ваал» и «Эрос». Последний для меня был очень сложным спектаклем, потому что мы с режиссером Игорем Коняевым непросто его репетировали, он на чем-то настаивал, я сопротивлялась и не думала, что у спектакля будет такая жизнь. Меня, безусловно, трогала тема «отцов и детей», но я не думала, что, с течением времени, «Эрос» станет одним из самых дорогих моих спектаклей. Я переживаю там настоящие подлинные чувства и вижу, как они идут обратно от зрителей….А были ли паузы в творчестве, столь мучительные для многих артистов? И чем вы их заполняли? Безусловно, были. Если я не рожала детей в этот момент и не играла в театре, — я придумывала и участвовала в капустниках. И я благодарна этому опыту. Когда я пришла в театр, у меня было много разнообразных ролей, но мне так не хватало капустников! Здесь, в театре, были очень сильные капустники, но, чаще всего, в мужском исполнении. Группа называлась «Ребята с Ракова» (тогда Итальянская называлась улицей Ракова), и в нее входили Валера Дегтярь, Костя Демидов, Саша Исаков, Юра Корольчук… Они потрясающе красиво выходили и пели всякие куплеты. Как мне хотелось постоять где-нибудь сзади, создать им какой-нибудь фон, испытать чувство радости и благодарности потрясенных коллег от происходящего! Я видела, как сиюминутно рождается чудо – мы, артисты, знаем, как все это делается, но каждый раз испытываем невероятное счастье. Уже позже, когда мы с моей коллегой Ритой Бычковой смогли преодолеть мужской шовинизм в театре и создать женскую капустную группу, да еще и с работой на других площадках, то этот успех превзошел мой сценический успех (смеется). Большей радости и такого шквала признания и любви от своих коллег я не получала ниот одной своей премьеры. Ведь что в жизни главное? Конечно же – любовь. Любовь близких, родных, зрителей, коллег, моя собственная любовь к этому театру и людям, которые меня здесь окружают. Когда тебе комфортно, все получается и летит, тебе легко — значит, ты купаешься в любви и счастье….Помните сцену Дорониной и Ефремова в машине из фильма «Три тополя на Плющихе»? — Ты в счастье-то купаешься? — Купаюсь… я на Оке живу и в ней-то редкий год купаюсь. И так она это сказала, что и я поверила, что купаюсь….С.Володина. Купаться в любви/Интервью с заслуженной артисткой России Еленой Симоновой// Troika Journal, ноябрь-декабрь 2013 |