
Родилась — 26 августа 1973 г.
1990 – 1994 гг. — театральный факультет Саратовской консерватории им.Л.В.Собинова
1992 – 1996 гг. актриса Саратовского театра драмы им. Карла Маркса
1996 – 1998 гг. – актриса Московской театр-студии
С 1998 г. – актриса театра им. В.Ф. Комиссаржевской
Награды и премии:
2008 — номинирована на национальную российскую театральную премию «Золотая Маска» как сорежиссер спектакля «Иванов» («Такой Театр», Санкт-Петербург)
2014 – лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» в номинации «Лучший актерский ансамбль» (Спектакль «Графоман» А.Володина, реж. А.Баргман, роль — Галина Петровна, жена Мокина)
2024 — присвоено высокое звание «Заслуженная артистка Санкт-Петербурга»
Занята в спектаклях
На всякого мудреца довольно простоты
Большая сцена
по мотивам комедии А.Н. Островского
18+
«Настанет день…»
Большая сцена
Пьеса-фантазия Юрия Лоттина по мотивам ранних произведений В.Набокова
16+
И.Тургенев «Месяц в деревне» (Верочка)
В. Вербин «Яма» (Любка)
1999
Ф. Бернет «Маленькая принцесса» (Сара Кру)
2000
У. Шекспир «Буря» (Миранда)
А. Миллер «Смерть коммивояжера» (Дженни)
2001
М. Фриш «Андорра» (Барблин)
А. Дюма-сын «Дама с камелиями» (Манон Леско)
Г. Горин «Шут Балакирев» (Дуня)
2007
У.Шекспир «Сон в летнюю ночь» (Гермия)
2008
Г. Пинтер «Любовник» (Сара)
2014
А.Володин «Графоман» (Галина Петровна, жена Мокина)
2016
М.Вишнек «Прикинь, что ты — Бог» (эпизод «Кто еще хочет счет?»)
2020
Н.Круз «Анна в тропиках» (Офелия)
2024
Ю.Лоттин «Настанет день…» по мотивам ранних произведений В.Набокова (Клкна Николаевна, вдова, хозяйка пансиона «Приют грез»)
2025
«На всякого мудреца довольно простоты» по мотивам комедии А. Островского (Клеопатра Львовна Мамаева)
А. Чехов «Чайка» (Нина Заречная)
М. Булгаков «Белая гвардия» (Елена)
Т. Стоппард «Аркадия» (Томасина)
Р. Витрак «Виктор, или Дети во власти» (Эстер)
Такой Театр
2006 — К. Фрешетт. Жан и Беатрис (Беатрис) – сорежиссер и актриса
2007 — А. Чехов. Иванов (Сара) – сорежиссер и актриса
2009 — Д. Байрон. Каин (Люцифер) – сорежиссер и актриса
2010 – В. Пелевин. Святая книга оборотня (Лиса)
Театр «ОсобняК»
Э. Ионеско. Король умирает (Королева Маргарита)
Приют Комедианта
Смешные поневоле (по пьесам Ж.-Б.Мольера) — Жеманница Кото
1999 — Агент национальной безопасности ((гл.роль в серии)
2000 — Выход (А. Карелин) – Алиса (гл.роль)
2000 — Игра в модерн (реж. М. Коростышевский) – Чака
2000 — Подружка осень (реж. К. Капица) – Анна (гл.роль)
2003 — Чужое лицо (реж. А. Карелин) – гл.роль — Людмила Строганова
2005 — Подлинная история поручика Ржевского (реж. А. Максимков) – Натали Базарова
2005 — Господа присяжные (реж. Е. Иванов) – княжна Долгорукова
2006 — Травсти (реж. С. Митин) – Ирина Сергеевна Барышева
2006 — Я и ты (реж. В. Татарский) – гл.женская роль
2007 — Пером и шпагой (реж. Е. Иванов) – Любовница гл.героя
2008 — Сад (реж. С. Овчаров) – Раневская
2008 — Любовь еще быть может… (реж. В. Аксенов) – Ирина
2008 — Смерть шпионам. Крым (реж. А. Гресь) – Валентина Аркадьевна Чарушина, капитан медслужбы
2008 — Куклы колдуна (реж. Г. .Жихаревич) – Оксана Игоревна
2009 — Анна Каренина (реж. С. Соловьев) – подружка карениной
2009 — Клеймо (реж. М. Смирнов) – Анастасия Литкина
2009 – Брачный контракт (3 серия «Танго втроем», Гамма-продакшн, Константин Про при участии Миракль-Фильм) — Анна Свенсен
2010 – Шхера-18 (реж. Н.Дрейден, Триикс Медиа) — Виктория Лоранд
2010 – Тульсуий-токарев (реж. А.Мурадов, кинокомпания «НТВ-кино») — Мама Димы
2010 – Страховщики (10 серия «Остров моей мечты», реж. А.Иванов (VII), Триикс Медиа) — Ольга
2010 – ППС (23 серия «Правила парковки», реж. В. Татарский (II), А. Иванов (VII), Триикс Медиа) – Рогозина
2010 – Подводные камни (реж. А.Азаров, Триикс Медиагруп) – Тома
2010 — Башня. Зонгшпиль/ The Tower: A Songspiel(короткометражный, реж. О.Егорова (Цапля)
2011 – Я ему верю (9 серия «Похищение», реж. П. Мальков, Н. Якушева, ЗАО «Граффити фильм Продакшн», ООО «Навигатор», «Форвард — фильм») – Инга, жена Бартеньева
2011 – Чокнутая (Фильм 4, реж. Э. Суни, В. Держицкая) – Вера, жена Кудашова
2011 – Литейный (5 сезон, 14 серия «Вернуть за вознаграждение», реж. С.Полуянов (II), Триикс Медиа) – Ирина
2011 – Защита Красина-3 (реж. А.Шикин, ООО «Форвард-Фильм», киностудия «Граффити Фильм Продакшн») – Надежда, жена Круглова, управляющая банком
2012 – Я отменяю смерть (18 серия «Ревность», реж. Д. Скворцов, П. Мальков) — Марина Орлова
2012 – Дыши со мной-2 (реж. А.Насыбулин, Всемирные Русские Студии) – Актриса
2012 – Всё началось в Харбине (реж. Л.Зисман, Кинокомпания «Кобура») — Лидия Вишнякова, преподавательница в музыкальном училище
2012 – Время Синдбада (Фильм 5 «Пражские сны», реж. К.Капица, Форвард-Фильм, Прогресс-Студия) – Алла, жена Кондратьева
2012 – Бездна (реж. Д.Петрунь, «Платформа Кино») — Дана Скворцова, сотрудник спецотдела
2013 – Фальшивая нота (реж. Р. Просвирнин)
2013 – Двое с пистолетами (Фильм 5 «Дело №5», реж. А.Гусев (II), Экшн-ТВ) — Вера Шелковина, мать Севы
2013 – Бывшая жена (2 серия, реж. Д.Полторацкая, ООО «Русские Золотые Серии») – Суркова, бывшая жена Белкина
2014 – Последний день (реж. К.Дружинин) — Елена Романова — главная роль
2014 – Лучшие враги (14 серия «Заложник, реж. К.Дружинин, Триикс Медиа) — Лидия Орехова
2014 – Ленинград 46 (Фильм 4 «Реквием, реж. И.Копылов, Кинокомпания «Триикс Медиа») – Раиса, певичка в ресторане
2014 – Две женщины (Россия, Франция, Латвия, Великобритания, реж. В.Глаголева, Продюсерский Центр «Хорошо Продакшн») — Наталья Петровна, богатая помещица. Главная роль
2014-2015 – Чужое гнездо (реж. Д. Карро, А. Ламакин и др., Всемирные Русские Студии) — Полина Макридина, жена Виктора
2015 — Морские дьяволы. Смерч -2 (Фильм 27 «Страшное зелье», реж. С.Полуянов, «Гамма-продакшн», «Анима фильм») – Эмилия
2015 – Клим (реж. К.Оганесян, Продюсерский центр «Среда») — Зоя Рощина, бывшая жена Клима
2016 – Посредник (реж.Д.Нейманд, ООО «Кадр»)
Актриса и просто красавица
|
В сентябре отметила 15-летие творческой деятельности в театре им. В.Ф. Комиссаржевской актриса Анна Вартанян. Прежде, чем прийти в прославленный театр на Итальянской, выпускница театрального факультета Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова многое повидала: работала и в Саратовском театре драмы им. Карла Маркса, и в Московской театральной студии. Но всплеск «критической мысли» ей удалось обеспечить именно в Петербурге. После исполнения Анной роли Верочки в спектакле «Месяц в деревне» театроведы и журналисты не могли не обратить внимание на редкое совпадение красоты и дарования, которое уживается в актрисе, не лишённой практического ума и трезвого отношения к профессии. В её родном театре, где она играет в спектаклях «Буря», «Любовник», «Сон в летнюю ночь», считают, что «ей присуще особое сценическое изящество, грация, лёгкость, внутренняя подвижность и изменчивость в оттенках чувств и переживаний. Её роли отличаются остротой и тонкостью сценического рисунка. Эти качества проявляются как в крупных сценических работах, так и в эпизодических ролях, где актрисе удаётся несколькими точными штрихами создать яркий объёмный запоминающийся сценический образ». Мало того, Анна Вартанян, которая, как любой творческий человек, находится в постоянном поиске, «засвечиваясь» и на сценах прочих петербургских театров. И везде — «выкладка по полной», огромное желание и соответствующее ему умение привнести в свою роль личностное начало, причём оба этих определяющих свойства закономерно подтолкнули Вартанян к режиссуре. Совместная режиссёрская работа с Александром Баргманом («Такой Театр») над спектаклями «Иванов» и «Каин» привела к успеху: оба они стали лауреатами и номинантами театральных премий «Золотая маска» и «Золотой Софит». Роль же Вартанян в «Каине» и вовсе заслуживает особого внимания: не каждой актрисе можно доверить роль дьявола, но передать совмещение мужского и женского начал в своём персонаже Вартанян смогла бесподобно. Ещё одной из удач актрисы по праву можно считать роль Реме в спектакле «Канкун» театра «Приют комедианта»: её героиня, исполненная женской экспрессии, настолько эксцентрична и энергетически притягательна, что невольно порой полностью переключает на себя внимание публики, увлечённо следящей за небывалым сюжетом Гальсерана. Неравнодушно к актрисе и кино: Вартанян избрана требовательной Верой Глаголевой на роль Натальи Петровны в фильм по пьесе «Месяц в деревне», в которой когда-то Анна дебютировала в Комиссаржевке. Между прочим, её партнером по фильму стал сам Рэйв Файнс…Е.Омецинская. Актриса и просто красавица// В любимом городе/Лица петербургской сцены, №15-16 (101-102), 2013 |
Мой путь. Интервью с Анной Вартанян
|
Этой осенью актриса Анна Вартанян отметила 15-летие творческой деятельности в театре им.В.Ф.Комиссаржевской. Актриса знакома многим не только по фильмам и сериалам, но и по известным театральным работам. Спектакли с ее участием (и в качестве актрисы, и в качестве режиссера) становятся лауреатами и номинантами театральных премий России и Санкт-Петербурга, участвуют в международных театральных фестивалях. Аня, как вы решили стать актрисой? Бог со мной начал разговаривать с детства. А где-то в пятом классе у меня случилось озарение: заходя в класс, я неожиданно остановилась, и ко мне пришла информация, что моя жизнь больше мне не принадлежит, что я должна стать актрисой… И на самом деле, так оно и есть: наша жизнь нам не принадлежит. Рано или поздно человек понимает, для чего он в этот мир пришел.Расскажите о самом поступлении, о ваших студенческих годах, педагогах… После того, что со мной случилось, я уже была настроена на тот путь, который мне был указан: Я делала все, от меня зависящее, чтобы собрать информацию и начать работу: занималась танцами, пять лет отучилась в музыкальной школе. Поняв, что этого достаточно для актрисы, стала заниматься пантомимой в театральной студии. Благодаря моему студийному педагогу Ольге Владимировне Качановой, которая сыграла решающую роль в моей жизни, в театральный институт поступила с первого раза. А потом моим педагогом стала Валентина Александровна Ермакова. Когда я была на втором курсе, художественный руководитель театра Саратовской драмы, Александр Иванович Дзекун, взял меня в театр. Получилось, что я профессионально работаю именно с этого момента.Вы уехали из Саратова в Москву…. Да, поехала в Москву на взлете своей карьеры в Саратове, и там провела два небессмысленных года. Бессмысленных в театральном плане, но полезных – в жизненном. А потом я немного устала в дремучей Москве…Обычно из Питера едут в Москву, а вы из Москвы приехали в Петербург… Я приехала сюда к друзьям, и мой (теперь бывший) муж пошел посмотреть, что творится в петербургских театрах. Его взяли на роль Ракитина в спектакль Владимира Гришко «Месяц в деревне» театра им.В.Ф.Комиссаржевской, а я поехала в Саратов продавать свой дом. Вскоре он написал мне, что на роль Верочки нужна актриса. Я приехала, мы порепетировали с режиссером, и художественный совет утвердил меня на эту роль. Каким-то кармическим образом эта пьеса Тургенева вновь возникла в моей судьбе: недавно я снялась в картине Веры Глаголевой «Две женщины», где сыграла Наталью Петровну. Это был большой международный проект Россия-Франция-Латвия. Могу сказать, что для меня это стало воплощением мечты всей жизни, потому что собралась потрясающая команда: Рэйф Файнс (Ракитин), Александр Балуев (Ислаев), Лариса Малеванная (Мать Ислаева, Анна Семеновна), Сильвии Тестю (компаньонка Лизавета Богдановна), Никита Волков (Беляев), Анна Леванова (Верочка) и др. Питерцы «рулили» на этом проекте. По-моему, этот «Месяц в деревне» я не забуду никогда, потому что, начиная с природы, и заканчивая всем процессом, всё было волшебно.Где проходили съемки? Они проходили в усадьбе известного композитора Михаила Ивановича Глинки под Смоленском. Это было сказочное приключение и большая школа, общение с великолепными мастерами.Как появился «Такой театр» в вашей творческой жизни? В какой-то момент, когда у меня происходил перелом судьбы, я предложила Александру Баргману, известному петербургскому актеру и режиссеру, сделать вместе спектакль «Жан и Беатрис». Саша согласился. Когда мы стали репетировать, он предложил мне присоединиться к «Такому театру», которым руководит. Так мы стали работать вместе и поставили уже много спектаклей. А затем в рамках Такого театра поставила свой спектакль по Пелевину «Священная книга оборотня», а теперь, в силу определенных обстоятельств, этот спектакль находится под эгидой моего проекта «АВ»…АВ — это Анна Вартанян? Да. В рамках этого проекта я, не без помощи друзей, буду осуществлять свой следующий спектакль. У меня нет амбиций «быть отдельно», я — часть чего-то большего, чем просто эгоцентризм. Эталоном существования для меня не перестает являться Пина Бауш, потому что театр, как сказал один мудрый человек, «должен являться солнцем, а люди потянутся…». АВ поддерживают мои близкие друзья Саша Баргман, Юрий Лейкин, Оля Гусева, куратор моих проектов, друзья из «Такого театра и театра «Особняк».Самые значимые роли в вашей жизни… Каждая роль в моей жизни не случайна, потому что материал меня сам находит именно в тот момент, когда мне нужно проработать определенные ситуации и психологические вещи в моей судьбе. Таким образом, я проживаю роль своей героини и отрабатываю кармические долги.Где вам интереснее – в кино или в театре? Работа в кино и работа в театре — это две разные профессии, два разных подхода. Кино нацелено на быстрый результат. Я люблю быстрый результат, поэтому в кино есть момент «кайфа». В театре важен процесс.У вас двое детей. Как вы смогли совместить их появление и бурный творческий процесс? Первого сына, Арсения, я родила, когда заканчивала институт и уже работала в театре. Я совершенно не знала, как все совместить, но, благодаря моей бабушке Софье Ивановне и моей маме, Людмиле Викторовне, я смогла сейчас стать тем, чем стала. Мои две близкие женщины меня поддерживали всегда – и в Москве, и в Петербурге. Бабушки не стало много лет назад; уже год, как не стало мамы, и я осиротела по-настоящему. Я абсолютно одна, и это начало новой жизни, становления человеческого, материнского. Это очень непростой этап моей жизни.А театр и кино – это передающиеся по наследству «болезни»? Думаю, по наследству передается не профессия, а творческая составляющая человека. Мои родители были людьми творческими, они в прямом смысле ТВОРИЛИ свою жизнь. Мама посвятила себя целиком отцу и детям, а это главное творчество для женщины. Отец, будучи хирургом, был еще и профессиональным художником. Когда я сказала, что буду актрисой, меня поддержали и были настроены мне помогать.Ваши творческие планы? Я делаю свой новый спектакль, но пока не могу выдать тайну. Это будет спектакль о женщине, которая сыграла важную роль в мировой истории. Этот материал, как и все предыдущие, сам меня нашел, и мне есть куда тянуться. Это и сложно, и очень интересно…Что помогает вам жить и творить? Я верю в Бога. И именно это мне и помогает. Я с ним в очень хороших отношениях в последнее время и, наконец-то, начинаю слышать то, что он пытается мне сказать. Что вы считаете самым главным в жизни? Елена Шиляга. Интервью с Анной Вартанян. Мой путь…//Правоинформ, №46 (809), 11 ноября 2013 |
Новый сезон театра им. В.Ф.Комиссаржевской откроется премьерным спектаклем «Кто боится Вирджинии Вулф?». За психологический триллер о семейных отношениях взялась руководитель венгерского театра Комедии Эникё Эсени. В роли сумасшедшей алкоголички, обратившей жизнь с мужем-лузером в постоянную борьбу, — Анна Вартанян. / Елена Боброва /
Эдвард Олби — пожалуй, самый известный из ныне живущих американских драматургов. Трижды был награжден Пулицеровской премией. В 1997 году Олби была вручена национальная медаль, которой отмечены его достижения в области искусства.
Анна, однажды вы заметили, что каждая роль не случайна, что материал вас сам находит в нужный момент.
Да, когда мне нужно проработать определенные ситуации и психологические вещи в моей судьбе. Проживая роль своей героини, отрабатываю кармические долги. В 13 лет я задалась вопросом, что такое человек, и с этого момента начала идти по пути познания себя…
И театр дает эту возможность?
Да, в моей жизни он является неким инструментом для исследования «Что есть я». Постоянно возникает какой-то материал, который помогает мне продвинуться вперед. Впрочем, это может случиться и в кино, как, например, на съемках «Двух женщин» (фильм Веры Глаголевой по пьесе Тургенева «Месяц в деревне». — Прим. ред.), в котором моя героиня, взрослая женщина, безнадежно влюбляется в юношу. На самом деле это не любовь, это фантом ее, возникающий на пике кризиса среднего возраста. Наталья Петровна у Тургенева, как и Анна Каренина у Толстого. На месте Вронского мог оказаться любой, кто совпадает по архетипу, представлению Карениной о мужчине, которому она готова сдасться. Те же чувства переживает Наталья Петровна. И играя ее, я решила проблему кризиса моего среднего возраста — на уровне маленькой модели. Я, кстати, где-то читала про души: й молодым душам, которые воплощаются на Земле, дается возможность вселяться в тела либо актрис, либо проституток. Фишка в том, что за время земной жизни и тем и другим дается пропустить через себя огромное количество чужих энергий. И в прошлые века антагонизм церкви, религии и к тем, и к другим был не случаен. Мне кажется, это борьба не за чистоту ума и тела, а борьба за влияние на людей…
Что вам созвучно в Марте из «Кто боится Вирджнии Вулф»?
Степень ее бесстрашия в попытке добраться до истины, до сути вещей.
Герои пьесы — две супружеские пары, внешне вполне благополучные, но на самом деле внутри разъедаемые любовью-ненавистью и мучительной зависимостью друг от друга. Вы верите в гармоничные союзы?
Я знаю, что это возможно — уровень кармических близнецов. Это когда пары организуются на уровне соединения двух свободных существ, которые, уважая выбор друг друга, являясь зеркалами друг друга, вместе идут неким духовным путем (я имею в виду не религию, а путь самопознания). В результате они приходят к гармонии. Человек создан для того, чтобы быть в паре, и разорви он отношения с одним человеком, возникнет кто-то другой, с кем придется решать вопросы собственного существования. Но беда нашего времени заключается в том, что люди не знают, как самим жить, а уж что делать с другим человеком — тем более не понимают. Как правило, отношения сводятся к манипуляции друг другом. У Олби именно об этом и написана пьеса. Мой старший сын, проанализировав спектакль, сказал одну вещь, над которой я думаю поработать еще: «Я могу оправдать твою героиню только благодаря одной ее фразе. Марта признается, что она лишь однажды встретила человека, с которым была счастлива. Только однажды. И это оправдывает все происходящее на сцене, ее срывы, алкоголизм, ненависть, желание манипулировать всеми».
Эникё Эсени выбрала эту пьесу, потому что ее волнуют вопросы, которые ставил Олби: как искажаются со временем отношения в браке, что приводит к разрыву. Как вам кажется, институт брака переживает кризис?
Это естественный процесс эволюции. Чтобы прийти к чему-то новому, надо разрушить старое. Мне кажется, то, что сейчас происходит, нам дано, чтобы мы обрели свободу. Каждый индивидуум хочет быть свободным, и в то же время он хочет принадлежать другому — таково противоречие нашей жизни.
Но зачем нам свобода? Ведь она приводит к одиночеству.
Да. Но, видимо, мы и должны прийти к тотальному одиночеству, чтобы осознать необходимость принесения свободы в жертву, необходимость служения другому.
То есть, наигравшись, мы не будем воспринимать свободу как некий манок?
Да. Незакрытые гештальты надо каким-то образом закрывать. В принципе, это относится и к буддийской философии, которая говорит о необходимости изживания желания. Как заметил один мудрый человек: если ты не куришь, но хочешь курить, значит, ты куришь, именно потому что желание не изжито. Запрет не рождает изживание желания. Желания не должно быть буквально. Только это определяет свободу.
Во имя чего люди так жаждут этой свободы: от брака, от обязательств, от рождения детей? Как вы, кстати, относитесь к движению чайлд-фри?
Нормально. Наша планета и так перенаселена. Люди, которые идут на это осознанно, могут резонно ответить на все нападки: «Мы не готовы к тому, чтобы дать жизнь другому человеку». Если люди так относятся к детям, не хотят их иметь, ну так им и не нужно их иметь. Зачем плодить, извините, несчастных, ненужных, брошенных детей? Будут ли эти дети, изначально обделенные родительской любовью, счастливы? И потом… Знаете, я верю в то, что есть некий закон выше, чем выбор человека, который, как ему только кажется, у него свободный. Все предопределено.
Художественный руководитель «Такого театра», актер, режиссер, лауреат Гос.Премии РФ Александр Баргман
С Аней мы познакомились на съёмках сериала «Подлинная история поручика Ржевского» (тогда я понял, что это Аня, а Аня поняла, что это я). Через какое-то время она показала мне пьесу Кароль Фрешетт «Жан и Беатрис», и вдруг мы поняли, что всё сможем сделать сами – сами поставим, сами сыграем. С тех пор начался мною любимый человеческий и творческий тандем.
Анна – уникальная женщина невероятной красоты и внутренней мудрости. Еще могу сказать, что Аня в некотором смысле — «животная» актриса, то есть она органична, как кошка. Сидя в зале, я любуюсь ею: что бы она ни сделала, ни сказала, как бы ни ошибалась и ни уставала… Всё, что она делает на сцене – прекрасно.
Что очень важно — Аня самоиронична при всём лиризме и драматизме внутреннем, который в ней есть. Она вообще-то клоунесса.
Надо сказать, что это она подспудно, как-то так странно вывела меня на тропу режиссуры – с «Жана и Беатрис». Потом уже «наслоился» опыт работы с Александром Морфовым. А она — планомерно, деликатно, осторожно дала мне ощущение, что я могу это делать.
Я хочу пожелать океан счастья Ане. Всех, кто меня слышит, я призываю осознать, довериться и понять, что Анна Вартанян – гордость города.