В ночь со 2 на 3 мая скончался народный артист России,
актер Театра им.В.Ф.Комиссаржевской
ЕФИМ КАМЕНЕЦКИЙ
Судьба совсем не баловала его: жизнь Каменецкого – это пример мужества, стойкости, интеллигентности, большого таланта, а еще – бесконечной доброты к миру, к окружающим людям.
Дитя войны, Фима Каменецкий родился в маленьком городке Новозыбкове на Брянщине, во время войны их семью эвакуировали в Суру Пензенской области, где мальчик пошел в первый класс и начал писать стихи. В 1949 году семья оказалась в Пензе, и там Ефим Каменецкий поступил в педагогический университет, параллельно учился в студии при областном театре, а потом участвовал и в спектаклях. Так началась его актерская карьера, но любовь к литературе, к языку не оставляла его никогда. Он с особым пиететом относился к авторскому тексту, великолепно писал инсценировки и мог часами читать наизусть стихи.
Неожиданно для себя он получил приглашение сначала в Казанский театр юного зрителя, потом в Театр им.Качалова. Позже, уже с женой, переехал в Ригу, где на съёмках Каменецкого увидел Игорь Петрович Владимиров и пригласил в ленинградский театр им.Ленсовета. Дебютом актера в Ленинграде стала роль Порфирия Петровича в «Преступлении и наказании». Об этой работе до сих пор вспоминают театралы и ведущие критики.
Его «ленсоветовский» период совпал со взлетом ленинградского телевидения. Там ему посчастливилось партнерничать с Натальей Теняковой, Павлом Панковым, Владимиром Особиком, Юрием Каморным, Олегом Далем, Ефимом Копеляном, Олегом Борисовым, Владиславом Стржельчиком… Телевидение тогда – это место «сбора» лучших актеров, и телеспектакли – особая эпоха в жизни Ленинграда.
В спектаклях Игоря Владимирова в Театре им.Ленсовета Ефим Каменецкий был партнером Алисы Фрейндлих, Леонида Дьячкова, Анатолия Равиковича, Михаила Боярского и других прекрасных артистов. Уже с дебютной ролью Порфирия Петровича в «Преступлении и наказании» по роману Ф. Достоевского пришла к актеру известность: в спектаклях и телеспектаклях «Люди и страсти», «Человек со стороны», «Дульсинея Тобосская», «Вишневый сад», «Укрощение строптивой», «Ковалева из провинции», «Кавказский меловой круг», «Равняется четырем Франциям».
Но в какой-то момент Ефим Каменецкий понял, что нужно уходить, один сезон проработал в МДТ у Льва Додина, а потом по приглашению Рубена Агамирзяна пришел в Театр им.В.Ф.Комиссаржевской. Всего три года удалось ему поработать с Агамирзяном, но в памяти людей остались незабываемые роли в «Колыме», «Робеспьере», «Полоумном Журдене», спектаклях «Смерть Иоанна Грозного» и «Дневник Анны Франк».
Высоко оценила критика роль Ягужинского в «Шуте Балакиреве» Г. Горина, роль слуги и костюмера английского актера Кина из одноименной пьесы Г. Горина. Рисунок этой роли был столь богат внутренними психологическими нюансами и открытиями, что после премьеры «Кина IV» автор пьесы Григорий Горин сказал артисту: «Спасибо. Извините только, что я ничего этого не написал».
В Театре им.В.Ф.Комиссаржевской Ефим Каменецкий проработал 34 года. И каждая работа становилась неожиданной яркой вспышкой – будь то Веня из спектакля «Бесконечный апрель», специально поставленный «на Каменецкого», или Учитель из детского спектакля «Двенадцать месяцев», Труба в последней работе актера «В осколках собственного счастья» или Слуга просцениума в «Мизантропе»… Тем, кто хотя бы раз видел спектакль «Прикинь, что ты – Бог», никогда не забыть слепого Ветерана в маленьком эпизоде… На таких больших актерах понимаешь, что да, действительно, нет маленьких ролей….
Многие помнят его по фильмам разных лет «Проводы белых ночей», «Строгая мужская жизнь», «Бабушкин внук», «Жизнь и приключения четырех друзей», «Деревенская история», «Чародейная ночь», «Он приехал в день поминовения», «Объяснение в любви», «Жена», «След на земле», «Бабушкин внук», «Подъезд с атлантами», «Томас Беккет», «Столыпин. Невыученные уроки», «Питерские каникулы», «Петр Первый. Завещание», «Счастливчик Пашка», «Личные обстоятельства». Ему довелось преподавать в Казани и в Санкт-Петербургской театральной академии. Со своими учениками он выходил на родную сцену Комиссаржевки и на сцену театра «За Черной речкой».
«Ефим Каменецкий – большой актер. Таких мало. От его работ остается длительное послевкусие, продолжает звучать благородная нота душевной неуспокоенности живой мысли. В спектакле театра Ленсовета «Последний отец» по пьесе И.Дворецкого от его героя было невозможно оторваться – зал от мала до велика был им словно усыновлен. А его работа в знаменитых «Людях и страстях»? Сложный сплав: ужас перед сынишкой – готовым доносчиком, брезгливость нормального человека, и ирония артиста, играющего Брехта. Это то, что остается жить в памяти, составляет реальную историю театра, — так же, как его филигранная работа в «Преступлении и наказании», где ёрничество Порфирия Петровича отдавало горечью…. Значителен Ефим Каменецкий и позже, в театре им. В.Ф.Комиссаржевской. В «Андорре» М.Фриша, «Колыме» И.Дворецкого, «Днях Турбиных» и «Чичикове» М.Булгакова… Его появление на сцене всегда задает высокую планку профессионализма» (Театральный критик, профессор СПбГАТИ Надежда Таршис)
Последние роли актера заставили вновь говорить о Ефиме Каменецком взахлеб. Это Веня в спектакле «Бесконечный апрель» — мальчик из дворянской семьи, проживший вместе со свой страной весь XX век. За эту роль актер был удостоен Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (сезон 2015-2016 гг.) в номинации «Лучшая мужская роль» и Призом общества «Театрал»-2015. Спектакль этот стал для всех для нас подарком: артист восстанавливался после тяжелой болезни, и вместе с режиссером Иваном Латышевым они сотворили настоящее театральное чудо.
«Эти откровения героя Ефима Каменецкого на грани двух миров демонстрируют и еще одно редчайшее качество актера: чувство меры и вкуса, способность пройти по тонкой эмоциональной линии, нигде не оступившись ни в спасительную мелодраму, ни в нарочитую театральность. И именно поэтому ценность таких откровений – откровений старика, встретившегося у последней черты с собой-ребенком – приравнивается к ценности пророчества…» (Ж.Зарецкая. Нежная магия// Фонтанка.ру)
«Собственно, это и делает актера выдающимся, личностью, эпохой. Когда с первой секунды происходит погружение, когда существование «от» и «до» забирает, несмотря на обстоятельства, здоровье, возраст. Когда внутри одной истории всегда существует еще и внутренняя история — актерская, личная, и она наполняет, надстраивает (…) таким образом, что ты считываешь его судьбу — того человека, который стоит на сцене…(…). Эта встреча, мне кажется, и состоялась в спектакле «Бесконечный апрель», где народный артист России Ефим Каменецкий проводит полтора часа на сцене, проходя по лабиринту времен, ведя свою очень точно сыгранную тему.» (Е.Строгалева. Петербургский театральный журнал).
«Безграничную любовь, это поле, оберегающее человека от рождения до смерти, оказывается, можно сыграть на сцене» (Е. Омецинская. Невское время)
Кажется, он мог всё – и маленькую роль Слуги просцениума в спектакле «Мизантроп» сделать значимой и яркой, не добавляя никаких специфических актерских ужимок и заигрываний с публикой, существуя «роскошным образом» и произнося «свой текст со значительностью неимоверной, как бы между прочим доводя комедию до изящного гротеска» (М.Кингисепп /Инфоскоп).
А в спектакле «В соколках собственного счастья» по произведениям М.Жванецкого вместе с партнером Г.Корольчуком он отразил поколение советских людей, которые состарились стремительнее, чем изменилась жизнь.
«Прекрасен дуэт двух духовых — Трубы и Тромбона: Ефим Каменецкий и Георгий Корольчук упоительно вытанцовывают комически-патетическое танго (режиссер по пластике Сергей Грицай), соревнуясь в умении быть изящно и ненавязчиво шутливыми. Персонаж Труба — романтичен и возвышен, а его самоирония в исполнении Каменецкого неподражаема (Е.Тропп. Не о прошлом, а о настоящем// Петербургский театральный журнал, 11 января 2017).
«Ефим Каменецкий («Труба») привнес в спектакль какую-то щемящую трогательность. Словно перенес – очень бережно и осторожно – из спектакля «Бесконечный апрель», за главную роль в котором народный артист России стал лауреатом «Золотого софита. Первый же монолог Каменецкого – «С вами этого не бывает?» – вызывал в зале взрывы хохота. Монологи по большей части грустные, а публика смеется. Под давлением снаружи юмор рождается внутри. (В.Тумко. Монологи о счастье// Санкт-Петербургский курьер, 9 марта 2017).
В ПАМЯТЬ….
из отзывов коллег к июльскому юбилею в 2020 г. (на 85-летие)
Ефим Каменецкий для меня – это такое человеческое чудо. Меня его судьба волновала всегда, и то, как он упорно справляется с трудностями, как умеет их преодолевать.
Я шла на спектакль «Бесконечный апрель» с тревогой и ожиданием, волновалась ужасно, зная проблемы Ефима Александровича, из-за которых люди иногда опускают руки, уходят из профессии. Первое слово, которое он сказал в спектакле – МАМА… — и все, что есть во мне из детства, любви — всё всколыхнулось нежностью невероятной, и я смотрела на одном вздохе. А дальше пошел набор состояний личных, и от его глаз лучистых, пронизывающих, как иллюминаторы, было не оторваться….. (Заслуженная артистка России Валентина Панина)
В своей жизни я не встречал таких скромных людей, таких тружеников, которым ничего не надо – только работать в театре, играть роли, любить своих близких, отдаваться полностью тому делу, как это ни громко, которому ты служишь – а он действительно подлинно служит театру. Ему совсем не надо этих наград, привилегий, различного рода «отметин» — и это не кокетство и не поза: это такое внутреннее состояние, которое характеризует подлинность человека. Что бы Фима не играл: будь то «Кин IV», «Шут Балакирев» Г.Горина, «Недалеко от Бога» Г.Слуцки, «Дни Турбиных» М.Булгакова, или роли в «царских» спектаклях А.Толстого («Царь Федор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Борис»), или «Идиот» Достоевского — он всегда прекрасен и всегда точен…А одна из последних его работ в «Бесконечном апреле» — это великолепное соединение таланта и мастерства, души человеческой и мудрости опыта… (Художественный руководитель театра им. В.Ф.Комиссаржевской Виктор Новиков)
Какое и для кого имеет значение, что я сейчас напишу (скажу, сыграю) о необыкновенном, удивительном (для тех, кто ещё может удивляться) человеке — Ефиме (в просторечии Фиме) Александровиче Каменецком? Слова, как языки пламени ночного костра, пропадут в черноте бесконечности.
Скрипка Страдивари поражает человечество многие столетия, и никто не удивляется этому многолетию. Красота слова, энергия дела, прозрачность правды поражает всех в минуты отрешенности от сует бытия. Всё это несет в себе молодой человек с тихим голосом, который слышен всем. Бог одарил талантом раба своего Ефима, и раб Его Ефим несет Ему благодарность сторицею своими верными и нежными движениями мастера-лицедея, мастера, умеющего делать лица, поражающие и зрителей, и коллег неброской красотой верховного подобия. С праздником, Фима!
Твой Георгий Чук (Народный артист России Георгий Корольчук):
Мы познакомились в Риге в 1969 году, когда Фима со своей женой Галей приехал работать в Рижский театр драмы. Вот тогда Фима сыграл там несколько значимых ролей. Среди них был Монахов из «Варваров» М.Горького – он играл эту роль очень глубоко и серьезно. Чувствовалось, что за этим человеком большая тайна и большая жизнь. Потом его пригласил Игорь Владимиров в Театр им.Ленсовета, и он уехал в Ленинград. Мы немного потеряли его из виду. Хотя, когда приезжали в Ленинград, то приходили в гости – они с Галей жили на улице Марата (мы, помню, приходили смотреть на их маленькую дочку). С Фимой всегда было просто. Искренне и естественно.
Через несколько лет и я попал в Ленинград, и встретились мы снова в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской. С ним на сцене – очень хорошо: спокойно и гармонично. Он замечательный партнер — очень вдумчивый и собранный. И, как мне кажется, на сцене он решительнее, увереннее, чем в жизни. Он умный актер и очень человечный.
Он больше других видит и больше знает. Как сам он говорит, что все лучшие качества в актерской профессии у него – от хорошей школы, но я думаю, как талантливый и умный человек, он обладает способностью отбирать нужное. (Народный артист России Борис Соколов)
Ефим Александрович потрясал и потрясает меня тем, как он ценит и любит поэзию в драматическом театре. Он умеет слушать и слышать время. Часто, когда мы встречаемся и, перебивая друг друга, цитируем Бродского, — оба получаем от этого огромное удовольствие. Он любит, знает стихи, поэтов, и может процитировать что-то особо подходящее на каждый случай.
Ефим Каменецкий умеет дружить, умеет любить и ценить то, что преподносит ему жизнь… Он прекрасный человек, замечательный артист. Горжусь тем, что дружим и рад тому, что мы – современники. (Директор театра им. В.Ф.Комиссаржевской Вадим Зайцев)
Послесловие – признание в любви от известного петербургского критика, издателя, автора многочисленных книг о ленинградском-петербургском театре ЕЛЕНЫ АЛЕКСЕЕВОЙ:
Когда думаю о Вас, то не могу не порадоваться. Вы даже не догадываетесь, сколь много значите в жизни Петербурга. Древо интеллигентности из-за трудных политических и климатических условий в северной столице почти засохло (если вспоминать про петровский дуб на Крестовском острове, то станет понятно, каково здесь «зеленеть»). Если бы не Вы, совсем бы иссякли лучшие порывы, образцы, традиции. Дело даже не в том, чтобы снимать шляпу, ступая на сцену. Этот жест лишь визуально подчеркивает отношение к профессии, к своему делу, к миссии. Здесь пленяет отсутствие позы, пустословия и равнодушия.
Актерским дарованием, слава Богу, не исчерпались дары природы, которая наградила Вас еще умом и сердцем, интересом к людям и творческой щедростью. Вы и нас, Ваших друзей и зрителей, просвещаете и втягиваете в круг своих мыслей. Только что заставили пережить драму Венечки из «Бесконечного апреля» – питерского Гамлета, всю жизнь хранимого стихами и детской любовью… До этого разбередили душу Фейербахом – актером, который мог бы, как святой Франциск, заворожить не только птиц, но и людей. Вот бы Вам снова его сыграть! Мне кажется, что теперь, с тем опытом, который с годами, обретениями и утратами, Вас питает, Вы еще глубже его понимаете и что-то нам явно недорассказали о нем и о себе…
Спасибо Вам за всё! Даже за то, что проезжая мимо Окуловки, вспоминаю именно Вас. И при упоминании Новозыбкова, Пензы, Казани, Риги – тоже прежде всего о Вас думаю.
Если когда-нибудь попаду на необитаемый остров, знаю, что возьму с собой – аудиокнигу «Война и мир». Потому что дома смогла послушать только урывками, а хочется – с начала до конца. Предвкушаю удовольствие. Ваша Лена Алексеева