Памяти Станислава Ландграфа
15 сентября 2024 г. исполнилось бы 85 лет Станиславу Ландграфу – народному артисту РСФСР, лауреату Государственной Премии СССР. Он ушел из жизни в декабре 2006 года, но до сих пор благодарные зрители вспоминают его, сыгранные роли актера, ум, иронию, стихи уникального человека…
Станислав Ландграф родился в Ленинграде. Ему не исполнилось и года, когда семья оказалась на Колыме. Волею судьбы детство Ландграфа прошло среди ссыльных и зэков. Был одним из первых учеников Матвея Дубровина в Театре Юношеского Творчества при Ленинградском дворце пионеров. B 1961 году окончил Ленинградский государственный театральный институт им. A. H. Островского, курс E. И. Тиме и И. О. Горбачева. Ещё студентом 4 курса был приглашён в Театр им. В. Ф. Комиссаржевской, на сцене которого прослужил почти полвека. Его преданность своему Театру была общеизвестна, его девизом было: каждая роль — главная.
Станислав Ландграф был одним из ведущих актёров театра Рубена Агамирзяна, сыграл более ста ролей, в самых различных жанрах — от трагедии до фарса. Наибольшую известность актёру принесла роль Бориса Годунова в трилогии А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис», за которую он в 1984 году вместе с режиссёром-постановщиком и исполнителем роли царя Фёдора Владимиром Особиком был удостоен Государственной премии СССР.
Бесспорно, с именем Ландграфа связана важнейшая эпоха в истории становления театра Рубена Агамирзяна: это герои горинских пьес — Мюнхгаузен, Герострат, пьес Шатрова «Большевики» (Свердлов) и «Синие кони на красной траве» (Рассказчик). Творческая индивидуальность артиста была своеобразна и оставалась востребованной в любое время, как настоящий Художник, артист обладал даром художественного отражения жизни. Актеру повиновались все жанры — от трагедии до фарса. В этом диапазоне актер существовал естественно, тонко и умно — от драмы-притчи М. Фриша «Андорра» до легких фарсовых «Французских штучек». Его чеканный стиль умел придать спектаклю ясность, логику действия, укрупняя подчас смысл происходящего до философского масштаба. Актер соблюдал редкий художественный такт и чувство меры. Актерская палитра неустанно обновлялась, пополняясь новыми оттенками и художественными открытиями.
Станислав Николаевич был одарен и в литературном жанре. Его знаменитые посвящения и эпиграммы известны всему Ленинграду-Петербургу. За книгу стихов и мемуаров «Что дальше, лорды, что дальше?..» он получил Царскосельскую художественную премию в номинации «Мастер не своего дела».
Актер умер от сердечного приступа за рукописью новой инсценировки пьесы «Забыть Герострата», которую он сам и собирался поставить. Незадолго до смерти с великолепной мрачной иронией он расписал порядок своей будущей панихиды: «К своей собственной панихиде я отношусь как к премьере, в которой мне предстоит сыграть новую роль…». Похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.
…Когда умру, прошу, сожгите,
чтоб ярко вспыхнул, а не гнил…
и надо мной не голосите
сакраментальное «он был!»…
Я был, и есть —
уж не корите! —
и буду до тех самых пор,
пока меня последний зритель
из доброй памяти не стер!..
Станислав ЛАНДГРАФ
Работы в кино: в роли Димера в к/ф С. Кулиша «Комитет 19-ти», в роли Клюгера в к/ф В. Чеботарева «Право первой подписи», полковник Полунин в к/ф Н. Розанцева «Убит при исполнении», артист-вор Мушанский в к/ф О. Гойда «Инспектор Лосев», «Личная жизнь», «Смятение», «Роман императора», «Хроника любви и смерти», «При открытых дверях», «Высокая проба», «Софья Ковалевская», «Духов день», «Конвой PQ-17», «Васька», «Тело будет предано земле, а старший мичман будет петь»; сериалы — «Улицы разбитых фонарей» (Красовский), «Бандитский Петербург» (Лапкин), «Крот-2» (Зуслов), «Агент национальной безопасности», «Фамильные драгоценности», «Артист», «Мастер и Маргарита».